Программа дополнительного образования детей «Шаг за шагом»
Программа дополнительного образования детей «Шаг за шагом»
Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».
Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.
Образовательная программа «Шаг за шагом» разработана в соответствии с нормативными документами (приложение 1):
-Конституция Российской Федерации;
-Закон РФ от 10.07.1992 №32661 «Об образовании»;
-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» ст.1,15;
-Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г.
№181-ФЗ, ст.18;
- Выражение «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично, потребности нормальной личности и социальной жизни в силу недостатка, врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных особенностей (Декларация ООН ст. 2.1)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования детей «Шаг за шагом»»
Программа дополнительного образования детей «Шаг за шагом»
«Возможно, в этом мире
ты всего лишь человек,
но для кого-то ТЫ – целый МИР»
Актуальность проблемы
Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».
Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.
Образовательная программа «Шаг за шагом» разработана в соответствии с нормативными документами (приложение 1):
-Конституция Российской Федерации;
-Закон РФ от 10.07.1992 №32661 «Об образовании»;
-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» ст.1,15;
-Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г.
№181-ФЗ, ст.18;
- Выражение «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично, потребности нормальной личности и социальной жизни в силу недостатка, врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных особенностей (Декларация ООН ст. 2.1)
- В работе с детьми с ограниченными возможностями в здоровье педагогический коллектив руководствуется Конвенции ООН, законами РФ « Об образовании», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» «основы законодательства в Российской Федерации об охране здоровья граждан», нормативными документами министерства образования РФ», о дополнительном образовании, Уставом МБОУ ДОД «Кош-Агачский ЦДОД».
-Постановление Правительства РФ от 18.07.96 № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;
Программа дополнительного образования детей «Шаг за шагом» - это совместная деятельность; сотворчество, которое помогает детям с ограниченными возможностями здоровья вхождению в социум. В процессе подобной деятельности формируется то, что современная наука называет отношенческим результатом. Важно, чтобы нуждающиеся в помощи, верили в свои возможности и реализовывали их, а те, кто способны помочь, понимали, что важны не слова жалости, а «отношения на равных» и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Новизна программы:
Программа «Шаг за шагом» опирается на принципы : доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Творческая реабилитация - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь декоративно - прикладному творческой деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Вполне очевидно, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются (приложение 6).
Необходимо помнить, что дети-инвалиды – это дети «особой заботы». Пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, ребенок не останется прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.
Контингент обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1.Дети, находящиеся на домашнем обучении.
1. Есетов Тлеубек - 13 лет
2. Сахарьянов Шерхан – 12 лет
3.Ботаканова Аягоз – 13 лет
4. Саханов Аманбол - 15 лет
Цель программы
Создание коррекционно-воспитывающей среды для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание социально-педагогической помощи данной категории обучающихся.
Задачи программы
Образовательные:
-формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
-развивать индивидуальные способности обучающихся;
-расширять возможности для самореализации личности обучающихся;
-способствовать формированию у обучающегося определенного уровня знаний и умений в соответствии с его физиологическими и психологическими особенностями.
Воспитательные:
-воспитывать уважение к труду;
-воспитывать нравственные качества (взаимопомощь, добросовестность, честность);
-формировать чувство самоконтроля.
Познавательные:
-развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
-дать практические навыки работы с различными видами деятельности.
Развивающие:
-развивать творческие способности кружковца;
-содействовать развитию памяти, внимания, творческого воображения, речи;
-развивать мелкую моторику рук;
-способствовать развитию практических навыков (Вышивка, Бисероплетение) ;
-уметь подбирать гармоничные цвета и оттенки, навыки работы с любым материалом, используемым для работы.
Мотивационные:
-создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;
-развивать активную деятельность.
Эстетические:
-развивать эстетический и художественный вкус у кружковца;
-воспитывать аккуратность, культуру поведения;
-формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества (выставки).
Социально-педагогические:
-выявить ряд педагогических условий, при которых возможно развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и формирование их внимательного и ответственного отношения к выполнению своих работ.
Содержание программы
Программа «Шаг за шагом» направлена на гармоничное развитие ребенка и его психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей в процессе доступной для его возраста, физического состояния деятельности.
Художественное творчество имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из доступных видов художественного творчества является лепка из различных материалов (приложение 2). Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. Лепить можно из разных материалов, но самым экологически чистым, безвредным, практически не оставляющим грязи, приятным для рук является соленое тесто. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соленое тесто, глина или пластилин. Это универсальныйматериал, который очень эластичен, легко приобретает форму, и изделия из него достаточно долговечны. Техника лепки из различного материала доступна детям разного возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов. Занятия комплексно воздействуют на развитие ребёнка: повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
В содержание обучения лепке из различных материалов включены следующие вопросы:
-обучение приготовлению массы из соленого теста для лепки изделий;
-обучение способам лепки (конструктивный, пластический, совокупный, лепка из пласта, лепка посуды способом кольцевых налепов, рельеф);
-обучение лепке различных видов изделий (фигурок животных и людей, сосудов, детской посуды ручными способами; рельефных пластин и панно; декоративных изделий);
-обучение декорированию изделий (украшение налепами, украшение при помощи инструментов: стеков, штампиков, трубочек, роспись игрушек гуашью);
-изучение цветоведения (технология приготовления красок для росписи игрушек, подбор гармоничных цветов на основе цветового круга; способы окрашивания соленого теста).
Такое содержание обучения обеспечивает получение обучающимся определенного минимума знаний (способы деятельности, технологии лепки изделий, правила создания художественных композиций). Включение в учебный процесс различных видов деятельности позволяет сделать процесс обучения интересным для обучающегося.
Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течение первого года, а далее дополнять их новыми сведениями и умениями. Особенность построения занятий: беседа о предмете лепки, прорисовка предмета лепки, сама лепка.
Средствами реализации программы являются интегрированные занятия комплексного характера, в которых репродуктивная деятельность переходит в частично поисковую, самостоятельную творческую работу с помощью педагога (приложения 3; 4).
Темы занятий находятся в определенной ритмической последовательности. Повторяясь, они расширяют сюжетный спектр и дают возможность связать разрозненные впечатления в единое представление о фигуре, предмете, композиции.
Главным выразительным средством на занятии является материал для лепки. Работа с ним не только позволяет оценить специфику его выразительных возможностей, но и корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки.
Знакомство с основными направлениями происходит в следующем порядке:
-поэтапное освоение выразительных возможностей различного материала для лепки;
-отработка каждого направления сначала отдельно, а затем в комплексе упражнений и с применением различных инструментов;
-освоение способов лепки в определенной последовательности: от простого к сложному и переключение с одного движения на другое;
-развитие мелкой моторики кисти руки и коррекция движения глаз;
-использование и изготовление бумажно-картонных конструкций;
-развитие образного мышления и художественно-эстетического вкуса.
Используемые методики
Методика Марии Монтессори.
Особенность методики Монтессори прежде всего в отношении к ребёнку как к уникальной, неповторимой личности. Суть её - в помощи ребёнку в его непростом и главном занятии на протяжении всего детства - в развитии и адаптации в окружающем мире. Главный принцип педагогической системы Монтессори можно выразить коротко: "Помоги мне это сделать самому!". Данная методика позволяет ребенку развиваться в соответствии с его возможностям, то есть в собственном темпе, что немаловажно для детей, имеющих отклонения в развитии.
Основная цель педагога при применении методики Монтессори сводится к пробуждению у ребёнка интереса к окружающему миру, желанию и умению его исследовать, задавать вопросы и самостоятельно находить ответы; к стремлению сделать ребёнка активным участником обучения. В задачи работы педагога входят: развитие в ребёнке инициативности, самостоятельности, уверенности; формирование умения делать выбор и нести за него ответственность.
Основные педагогические принципы Монтессори-системы, используемые в программе:
1). Свобода выбора.
Такой принцип работы способствует:
-умению прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;
-умению делать выбор;
-умению регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;
-формированию в ребенке инициативности и ответственности.
2). Дети – активные участники процесса обучения.
Такой принцип работы способствует:
-развитию уверенности в себе, самостоятельности;
-удовлетворению потребности в чувстве собственной значимости;
-развитию познавательной активности ребенка, любви к обучению;
-умению задавать вопросы и отвечать на них;
-профилактике страха публичных выступлений;
-развитию умения задавать вопросы и отвечать на них;
-умению передать информацию другим и умению слушать, владеть ораторским искусством.
3). Наличие определенных правил работы.
Такой принцип работы способствует:
-приучению к порядку;
-умению организовать свое рабочее место;
-умению рационально использовать пространство;
-умению нести ответственность за собственный выбор;
-развитию потребности в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);
-развитию социально-адаптивных навыков и уважения к правам других.
4). Отсутствие оценок взрослого.
Такой принцип работы способствует:
-независимости от чьей-либо оценки;
-формированию позитивного образа «Я»;
-развитию уверенности в себе;
-умению объективно оценивать себя, свои поступки и работу;
-развитию желания работать с материалами только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку.
Включение обучающегося в познавательную, творческую, личностно-значимую для него деятельность – занятие лепкой, заданной через призму теоретических и эмпирических средств и способов ее освоения, через призму интересов и предпочтений обучающегося, привносит тот темп, ритм и осознанность освоения опыта данного вида деятельности, которое возможно только при работе заинтересованного ребенка; взаимодействие обучающегося и педагога по изучению заинтересовавшего вида деятельности приводит к изменению мотивации познавательной и продуктивной деятельности, что в свою очередь в значительной мере повышает уровень готовности обучающегося к социальному и профессиональному самоопределению.
Цель обучения лепке из различных материалов включает три компонента:
-сообщение моделей практической работы с материалом (приемы и способы лепки из различных материалов);
-формирование умения самостоятельно применять усвоенные знания, комбинировать известные способы деятельности;
-выполнение творческих заданий, требующих нахождения решения новых технологических задач.
Условием реализации цели является необходимое материально-техническое обеспечение и эффективность используемых педагогических технологий.
Творческая реабилитация
Основные цели творческой реабилитации:
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение. 2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию об обучающем, который может помогать в интерпретации своих произведений.
4. Проработать мысли и чувства, которые обучающийся привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений. 5. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм. 6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию. 7. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом социальной реабилитации является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
Принципы образовательной деятельности
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используется интерактивный подход в сочетании с фасилитарным. Происходит непрерывное, открытое, свободное общение с детьми. Обязательным является слежение педагога за реакцией обучаемых и оптимизация образовательной среды для повышения процесса обучения. Педагогом применяются игровые технологии, беседы, пальчиковая терапия. На занятии предусматривается создание среды, оптимальной для решения образовательных задач, на основе сотрудничества педагога и обучающегося, взаимоуважении и доверии (т.е. гуманистический подход).
Принципы обучения
В основе процесса обучения лепке из различных материалов лежат два принципа:
1.Принцип наглядности.
Закономерности,отражаемые принципом:
1). У большинства обучающихся наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Это означает, что органы зрения пропускают в мозг больше информации, чем органы слуха и тактильные органы.
2). Информация, поступающая в мозг от органов зрения, не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти легко, быстро и прочно.
Наглядность – принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых детьми не только через зрительные, но и тактильные ощущения.
Наглядным материаломмогут служить:
-образцы изделий из различных материалов; иллюстрации из сказок, открытки;
-схемы;
-репродукции изделий мастеров.
Требования, лежащие в основе данного принципа:
1).Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима, чтобы каждое знание опиралось на живое восприятие и представление.
2).Предоставляемый наглядный материал должен быть эстетически оформлен.
Правила,раскрывающие применение принципа наглядности:
1).Наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления детей.
2).Обучая, необходимо использовать различные виды наглядности.
3).Наглядность используется не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний, для создания проблемных ситуаций, организации эффективной поисковой и исследовательской работы обучающегося.
4).Применяя наглядные средства, рассматривать их следует сначала в целом, потом – главное и второстепенное, затем – снова в целом.
5).Применяя наглядность, необходимо развивать у обучающегося внимание, наблюдательность, мышление и конструктивное творчество.
6).Показ наглядного материала и произнесение понятийного обозначения производится одновременно.
Результатыреализации принципа наглядности:
1). Наглядность помогает понять основу технологии лепки.
2). Наглядность связывает процесс познания с практикой.
2. Принцип доступности.
Закономерности,отражаемые принципом:
1).Соответствие учебного материала знаниям и умениям обучающегося.
2).Соответствие учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям обучающегося.
3).Доступность организации учебного процесса, методов и приемов обучения.
Доступность – принцип, согласно которому образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося, в соответствии с уровнем его развития.
Требования, лежащие в основе данного принципа:
1).Постепенное нарастание трудностей обучения и приучение обучающегося к их преодолению.
2).Ранее полученные знания должны обеспечивать усвоение материала нового уровня.
Правила,раскрывающие применение принципа доступности:
1).Соответствие учебного материала уровню развития и подготовленности обучающегося, учет его жизненного опыта.
2).Использование такого учебного материала и способов обучения, которые бы опережали развитие обучающегося.
3).На первоначальном этапе изучается основной материал, затем при закреплении вводятся новые, уточняющие изученное, примеры и приемы.
4).Использование для доступности таких методов работы как аналогия, сравнение, сопоставление, противопоставление и др.
5).Ориентация на каждого обучающегося.
6).Обучение на оптимальном уровне трудности.
Результатыреализации принципа доступности:
1).Доступность стимулирует мыслительную деятельность обучающегося.
2).Доступность реализует интерес обучающегося к обучению.
3).Доступность дает возможность достижения успеха каждому обучающемуся.
При реализации данной программы на ряду с принципами образовательной деятельности реализуются и принципы коррекционной работы:
1).Индивидуальный подход к обучающемуся (индивидуальный маршрутный лист);
2).Предотвращение наступления утомляемости;
Методы обучения
Для достижения поставленной цели, реализации намеченного содержания используются следующие методы:
Репродуктивный.
Сущностьданного метода сводится к тому, что:
1).Педагог сообщает обучающемуся знания в «готовом» виде.
2).Показ педагогом соответствующего приема работы.
Репродуктивный метод применяется при изучении каждого нового приема работы (показ процесса приготовления изделия, выполнение отдельных приемов, последовательность лепки изделия).
Условия эффективности использования метода:
1).Зрительное восприятие (способность улавливать небольшие различия формы и способность охватывать одновременно всю форму в целом).
2).Зрительная память.
3).Пространственное мышление.
4).Хорошо развитая мелкая моторика рук.
Синхронное объяснение и практический показ выполнения приема лепки помогает обучающемуся овладеть языком пластики, то есть приобрести навыки двух порядков: умение видеть и умение воплотить, «поставить» глаз и «поставить» руку. Определенные, точные движения пальцев позволяют распределить основные массы материала, избежать дробности, достичь пластического единства. Правильное усвоение и закрепление движения пальцев во многом облегчает работу по созданию формы.
2.Метод параллельного обучения.
Сущностьметода параллельного обучения сводится к тому, что:
1).Знания обучающемуся не предлагаются в «готовом» виде, а добываются путем анализа, сравнения.
2).Педагог организует не сообщения или изложения знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных приемов (беседа, анализ, сравнение, обобщение, выполнение рисунка).
3).Обучающийся под руководством педагога самостоятельно рассуждает, анализирует, сравнивает, обобщает, делает выводы и т.д.
Порядок применения метода:
1).Анализ изделия. Выявление конструкции фигуры.
2).Декоративное рисование фигуры (поэтапная прорисовка).
3).Лепка фигуры.
4).Анализ готового изделия.
Метод параллельного обучения применяется на начальном этапе учебного процесса при лепке фигурок животных, птиц.
1).У обучающегося формируется умение видеть и изображать животных, птиц, как совокупность геометрических фигур на плоскости, лепить их как совокупность геометрических форм (тел) в объеме.
2).Осознанное выполнение обучающимся более сложных по форме, пропорциям и стилю игрушек.
3).Обучение лепке становится для обучающегося доступней и интересней.
3. Логический метод обучения.
Сущность данного метода сводится к тому, что:
1).Педагог не показывает, как надо лепить изделие. Обучающийся под руководством педагога составляет план выполнения изделия (от замысла до способа и приема лепки, оформления изделия).
2).Деятельность педагога сводится к оперативному управлению процессом выполнения изделия.
Порядок применения метода:
1).Обучающийся самостоятельно выбирает изделие (собственный замысел, по сказке, художественному произведению, репродукции, открытке).
2).Совместно с педагогом обучающийся проводит анализ предстоящей работы: технология лепки, создание образа, передача эстетического аспекта.
3).Обучающийся самостоятельно выполняет изделие.
Условия эффективности использования метода:
1). Наличие у обучающегося сформированных навыков лепки.
2).Знание и умение обучающимся выполнять большинство приемов и способов лепки.
Применяться логический метод может в течение всего образовательного процесса, особенно при выполнении творческих работ.
Предполагаемый результат:
1).Учебный процесс становится высоко интенсивным.
2).Повышается творческий интерес обучающегося к занятию лепкой.
Приемы обучения
Наиболее эффективными при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья будут следующие приемы обучения:
1. Анализ изделия.
Данный прием является частью метода параллельного обучения, основным при обучении лепке из различных материалов. Для этого приема характерно следующее свойство: расчленение целого изделия на части и их повторное объединение в одно целое.
Порядок применения приема:
1).Восприятие изделия в целом;
2).Выделение основной части изделия, определение ее формы, пропорций;
3).Выделение более мелких частей изделия, определение их формы, пространственного положения;
4).Повторное целостное восприятие изделия.
Пример: Игрушка «Лошадка».
Задание:
1).Рассмотреть изделие; определить, кто изображен; выделить отличительные черты (грива, хвост);
2).Определить основную часть изделия, ее форму (туловище; имеет форму цилиндра);
3).Определить мелкие части изделия, их особенности, форму (ноги – конусообразные, шея с головой в виде дуги выходят из туловища).
Условия эффективности использования приема:
1).Наличие образца изделия или его репродукции;
2).Возможность сенсорного обследования изделий детьми с плохо развитым зрительным восприятием;
3).Знание детьми основных геометрических фигур: треугольник, квадрат, овал, круг.
Предполагаемый результат:
1). Вырабатывается умение мысленно расчленять изделие на части и собирать его в единое целое;
2). Развивается конструктивное мышление.
2. Декоративное рисование.
Данный прием является частью метода параллельного обучения. Декоративное рисование – это рисование внешнего очертания изображаемого объекта, состоящего из совокупности геометрических фигур.
Для этого приема характерно поэтапное выполнение конструктивного изображения фигуры.
Порядок применения приема:
1).Совместный с обучающимся анализ изделия (схемы фигуры животного);
2).Объяснение педагогом процесса рисования по этапам;
3).Выполнение обучающимся рисунка по схеме в цвете:
- выбор формата, размещение объекта;
- наметка тонкой линией самой крупной части фигуры в форме;
- прорисовка остальных частей фигуры в виде геометрических фигур;
- соединение деталей плавной линией, прорисовка фигуры;
- выполнение рисунка в цвете.
Декоративное рисование делится на три группы изображений по степени сложности:
1 группа – простые (живые объекты, которые можно стилизовать в упрощенные формы: рыба, черепаха, бабочка, уточка, ежик, лежащий кролик и другие);
2 группа - средней сложности (фигуры мелких животных и птиц: мышка, зайчик, бобры, кошка, собака);
3 группа - сложные (фигуры четвероногих, имеющих длинные конечности: корова, лошадь, слон, верблюд).
Условия эффективности использования приема:
1). Систематическое использование на начальном этапе обучения;
2). Использование репродукций животных, птиц;
3). Проведение анализа конструкций фигур;
4). Проведение бесед с опорой на наблюдение обучающегося.
Предполагаемый результат:
1).Формируется умение выполнять эскиз на основе декоративного рисования;
Беседа – прием целенаправленного и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – педагога и обучающегося. Педагог выслушивает и учитывает мнение обучающегося, строит свои отношения с ним на принципах равноправия и сотрудничества.
Виды бесед, используемых на занятиях лепкой:
1).Вводная беседа проводится перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли дети поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед практической работой, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.
2).Беседа – сообщение новых знаний может быть в форме рассказа (знакомство с новыми способами лепки, новой темой, народными промыслами и т.д.) или эвристической, когда педагог, задавая вопросы, побуждает обучающегося размышлять, идти к открытию новых знаний;
3).Беседа – анализ детской работы может проходить двумя путями:
-педагог дает характеристику детской работы, отмечая интересные находки в работе и допущенные неточности, которые можно исправить;
-обучающийся самостоятельно отмечает, что нравится и что не нравится в своей работе. Педагог делает заключительный вывод.
Работа анализируется по следующим аспектам:
-эмоциональный (выражение чувств в данной работе);
-технологический (соблюдение технологии лепки, которая влияет на внешний вид игрушки; приготовление тестовой массы; выполнение приемов; последовательность выполнения и прикрепление элементов изделия);
-художественный (красота изделия, его эстетический вид).
Условия эффективности использования приема:
1).Серьезная подготовка педагога:
- определить тему беседы, ее цель;
- составить план;
- подобрать наглядный материал;
- продумать основные и вспомогательные вопросы;
- продумать вывод и обобщение.
2).Вопросы по содержанию и форме должны соответствовать развитию обучающегося.
3).Активное участие в беседе обучающегося.
4).Наличие у обучающегося определенного запаса знаний.
Беседа применяется в совокупности с наглядным материалом и с методами, формирующими систему знаний и умений.
Для создания коррекционно-воспитывающей среды для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья обязательными и очень эффективными являются следующие приемы:
- игровые ситуации;
- ситуации успеха;
- игровые тренинги;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы;
- смена видов деятельности.
Трудоемкость при реализации программы для педагога
1.Организация активной познавательной деятельности обучающихся;
2.Выполнение работы с учетом способностей и интересов каждого обучающегося.
3.Оказание помощи родителям в том, чтобы научить их принимать своего ребенка таким, какой он есть, не искать причин и виновников случившегося, не впадать в депрессию и найти в себе силы жить с таким ребенком, участвовать в его жизни и быть его первым помощником.
Трудоемкость при реализации программы для обучающихся
1.Выполнение однотипных изделий при отработке приемов и способ лепки из различных материалов.
Организация учебного процесса
Возраст обучающихся: дети в возрасте от 4-х до 14 лет с ограниченными возможностями здоровья.
Срок реализации программы: программа рассчитана на один год обучения.
Режим организации занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа -Есетов Тлеубеком и по одному разу по 3ч. с двумя кружковцами.
Форма обучения: индивидуальная.
Способы отслеживания результатов
1.Вводный контроль осуществляется на первых занятиях. Выполняются технологические пробы и различные упражнения в работе с материалом.
2.Текущий контроль – контроль за усвоение знаний и умений на каждом занятии.
3.Промежуточная аттестация осуществляется через проведение итоговых занятий по окончании каждой темы. Форма проведения: выставка.
4.Итоговая аттестация осуществляется через проведение итоговых занятий и итоговой выставки по окончании изучения образовательной программы.
Уровни оценивания работ:
«н» - низкий уровень (предоставленный вариант работы выполняется с трудом);
«с» - средний уровень (понимает суть изученных знаний и применяет их на практике);
«в» - высокий уровень (оригинально, не стандартно применяет полученные знания, умения и навыки на практике.
Социально-психологический климат
При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья важным элементом является создание социально-психологического климата.
Социально-психологический климат – эмоциональная атмосфера, отражающая систему межличностных отношений.
Очень важно, чтобы между педагогом и обучающимся складывался благоприятный климат (стимулирующий, способствующий совместной деятельности и развитию личности).
Средствавлияния на климат:
- материально-технические условия;
- санитарно-гигиенические условия;
- четкая организация деятельности;
- единство требований;
- педагогические ситуации;
- педагогические игры.
Юмор, эрудиция, интерес к жизни, понимание детей, доброта, такт и другие качества педагога способствуют возникновению положительной эмоциональной атмосферы.
Мотивация интереса к занятию лепкой
Мотивация - вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
Сущность мотивации заключается в тонком, деликатном «подталкивании» обучающегося к выполнению определенных действий, исключающем открытое «давление», принуждение.
Мотивация концентрирует внимание обучающегося на изучаемом вопросе, возбуждает его мыслительную активность, помогает создать направленность на учебную работу.
Техника безопасности
Инструктаж по использованию колюще-режущих предметов: ножниц, иголок .
Материалы и инструменты
Инструментарий
-соленое тесто: мука (пшеничная), соль, холодная вода, кисть, валик для раскатывания теста, шампур, зубочистка, деревянная палочка для обработки краев, маленький кухонный нож, вилки, карманная расческа, формочки для выпечки, кофейное ситечко, чесноковыжималка. Пробки с резьбой от бутылок, специальное колесико для резки теста и другое.
Основной рецепт приготовления соленого теста
2 чашки (примерно 200 грамм) муки;
1 чашка (примерно 200 грамм) соли;
¾ чашки (примерно 125 мл) воды.
Эластичность теста и прочность изделий из него можно повысить, добавив при замешивании 1-2 чайные ложки сухого обойного клея, разведенного в небольшом количестве воды.
Чтобы окрасить готовое вымешанное соленое тесто из пшеничной муки, нужно по капельке добавить в него пищевые красители.
На 100 грамм теста: 2 капли – голубой; 5 капель – красный; 2 капли – желтый; 2 капли – зеленый; 3 капли красной и 1 капля голубой – лиловый.
-пластилин;
-глина.
Основным материалом для лепки используется соленое тесто.
Учебно-тематическое планирование занятий
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
Основными задачами первого года обучения являются:
1. Знакомство с различными материалами для лепки.
2. Развитие практических навыков (рисунок, лепка);
3. Привитие правильных способов и приемов лепки.
4. Развитие памяти, внимания, творческого воображения, речи;
5. Развитие мелкой моторики, тренировка захвата пальцев.
6. Улучшение пространственного восприятия.
Первый год обучения состоит из 3 основных этапов обучения.
I этап обучения
На первом этапе используется лепка мелких орнаментальных деталей. Несмотря на то, что в изготовлении эти фигурки довольно просты, они являются важными составными элементами композиции. Изготовление мелких элементов - важный этап работы перед переходом к сложным композициям. Он приучает детей к аккуратности и тщательности выполнения работы.
«Аркадия – райская страна». Аппликация из соленого теста.
1
3
3
«Булка, белка, бегемот».
1
3
4
Веточка вишни.
1
3
5
Горох.
1
3
6
Баночка-копилка «Домик».
1
3
7
Сувенир «Ёж».
1
3
8
Жук.
1
3
9
Змея. Змейка в подсвечнике.
1
3
10
Игольница. Игрушечная еда.
1
3
11
Ключница «Золотой ключик».
1
3
12
Луна. Оформление выставки.
1
3
ВСЕГО: 48 ЧАСОВ
Требования к обучающимся по окончанию первого этапа обучения:
Дети должны знать и уметь:
– уметь изготавливать тесто для поделок, знать условия хранения;
– знать основные базовые формы;
– знать способы окрашивания работ, аккуратно оформлять работу, варьируя красками.
II этапа обучения
На втором этапе изготавливаются простые поделки, которые имеют множества вариантов выполнения. Кольца, косы, медальоны – это распространенные украшения. Они выглядят очень эффектно даже без окраски. Как правило, их украшают мелкими орнаментальными деталями, но могут привлекаться и различные природные материалы – например, мелкие засушенные цветы. Для подвешивания готовых композиций можно использовать специально подобранные яркие цветные ленточки.
Тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
теория
практика
1
Сувенир «Сердечко».
1
3
2
Сувенир «Сердечко с цветами».
1
3
3
Сувенир «Сердечко – календарь»
1
3
4
Кольцо с лилиями.
1
3
5
Кольцо с фруктами.
1
3
6
Кольцо с сухими цветами.
1
3
7
Подкова.
1
3
8
Подкова с цветами.
1
3
9
Подкова «с животными»
1
3
10
Головоломка –треугольник.
1
3
11
Головоломка «Воздушный шар»
1
3
12
Головоломка «Паровозик». Оформление выставки.
1
3
ВСЕГО: 48 ЧАСОВ
Требованияк обучающимся по окончанию второго этапа обучения:
Дети должны знать и уметь:
– знать основные базовые элементы, уметь оформлять их в одну композицию;
– самостоятельно изготавливать сувениры, подарки по собственному замыслу и образцу.
III этапа обучения
На третьем этапе осуществляется переход к изготовлению более сложных композиций: сюжеты из различных народных сказок, настенные панно, плоские украшения которые изготавливаются с помощью шаблонов.
Тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
теория
практика
1
Натюрморт «По грибы».
1
3
2
Натюрморт «Рак и краб»».
1
3
3
Натюрморт «Овощи».
1
3
4
Натюрморт «Фантазийное дерево».
1
3
5
Панно «Домовёнок».
1
3
6
Панно «Сказочная белка».
1
3
7
Панно «Мишка с бабочкой».
1
3
8
Панно «Друзья».
1
3
9
Панно «Ягода-малина».
1
3
10
Панно «Цыплята».
1
3
11
Панно «Розы».
1
3
12
Картина «Совята».
1
3
ВСЕГО: 48 ЧАСОВ
Требования к обучающимся по окончанию третьего этапа обучения: Дети должны знать и уметь:
– знать различные приемы и технологии выполнения работ;
– уметь оформлять собственные выставки.
2-ОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Основными задачами второго года обучения являются:
1. Знакомство с различными видами лепки.
2. Развитие художественного вкуса и эстетическое воспитание.
3. Пробуждение фантазии и воображения.
4. Развитие мелкой моторики, тренировка захвата пальцев.
5. Активизация словаря.
6. Улучшение пространственного восприятия.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Цель занятия
Т
П
Всего
1.
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с новыми приемами работы с соленым тестом.
1
3
4
2.
Пластический способ лепки «Веселые котята».
Знакомство с новым способом лепки (лепка из целого материала более мелких деталей).
1
3
4
3.
Пластический способ лепки «Мир морских животных».
Отработка переключения работы руки с одного элемента на другой.
1
3
4
4.
Пластический способ лепки «Колобок».
Знакомство с геометрическими фигурами (шар, квадрат, куб, овал, цилиндр и др.)
1
3
4
5.
Пластический способ лепки «Красивые бусы».
Знакомство с геометрическими фигурами (шар, овал)
1
3
4
6.
Закрепление пройденного материала «Сказочные герои».
Отработка переключения работы руки с одного элемента на другой.
Формирование и развитие понятия стиля на примере конкретных образов.
1
3
4
16.
Образы природных явлений «Снежинки».
Формирование и развитие понятия стиля на примере конкретных образов.
1
1
2
17.
Образы природных явлений «Новогодняя елка».
Формирование и развитие понятия стиля на примере конкретных образов.
1
3
4
18.
Образы природных явлений «Снеговик»
Формирование и развитие понятия стиля на примере конкретных образов.
1
3
4
19.
Закрепление пройденного материала «Новогодние герои»: дед Мороз, снегурочка.
Формирование и развитие понятия стиля на примере конкретных образов. Отработка точности в движении рук при вылепливании фигурок, примазывании дополнительных элементов.
1
3
4
20.
Экскурсия на выставку новогодних игрушек.
Анализ своих работ и работ других детей.
2
-
2
21.
Венок с цветком.
Использование видов и способов лепки в орнаментальных композициях. Закрепление представлений о вогнуто-выпуклых поверхностях.
1
3
4
22.
Венок с птицей.
Закрепление представлений о вогнуто-выпуклых поверхностях.
1
3
4
23.
Венок-подставка.
Закрепление представлений о вогнуто-выпуклых поверхностях.
1
3
4
24.
Ажурная плетенка.
Закрепление представлений о вогнуто-выпуклых поверхностях. Отработка приемов последовательности в лепке.
1
3
4
25.
Куколки на палец: клоун, доктор, пират, инопланетянин. Творческая работа.
Закрепление навыков лепки всеми способами.
Развитие фантазии, воображения.
2
10
12
26.
Гибкие фигуры: кукла, клоун, пьеро.
Творческая работа.
Закрепление навыков лепки всеми способами. Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.
2
8
10
27.
Пляшущий жираф.
Закрепление навыков лепки всеми способами. Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.
1
3
4
28.
Пляшущая корова.
Закрепление навыков лепки всеми способами. Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.
1
3
4
29.
Пляшущий слон.
Закрепление навыков лепки всеми способами. Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.
1
3
4
30.
Пляшущий клоун.
Закрепление навыков лепки всеми способами. Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.
Закрепление навыков лепки всеми способами. Совершенствование навыков конкретно-предметного образного мышления.
-
2
2
32.
Сюжетная композиция «Огородное пугало».
Развитие навыков работы над композицией. Развитие логики и мышления.
1
3
4
33.
Сюжетная композиция «Мир моих увлечений».
Развитие навыков работы над композицией. Развитие логики и мышления.
1
3
4
34.
Сюжетная композиция «Композиция из подсолнухов» .
Развитие навыков работы над композицией. Развитие логики и мышления.
1
3
4
35.
Сюжетная композиция «Веселый клоун».
Развитие навыков работы над композицией. Развитие логики и мышления.
1
3
4
36.
Сюжетная композиция «Аквариум».
Закрепление умения строить композицию.
-
2
2
37.
Выставка работ
Анализ своих работ.
2
-
2
Итого:
38
106
144 ч.
Знания и умения к концу третьего года обучения:
Знание видов декоративно-прикладного искусства.
Последовательность технологического процесса.
Основные приемы лепки, значение терминов.
Организация рабочего времени, умение пользоваться инструментами.
Самостоятельное нахождение приемов решения творческих заданий.
Создание новых композиций из усвоенных старых элементов.
Мониторинг
Цель: Выявление динамики личностного развития ребенка, как одного из важных показателей качества организации образовательной деятельности в детском объединении.
Мониторинг осуществляется в тесном сотрудничестве педагога дополнительного образования, методиста и заместителя директора по учебно-воспитательной работе (приложение 5).
1 год обучения
Для наблюдения за динамикой личностного развития подобраны отдельные методики диагностики личностной сферы обучающегося:
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).
Диагностика страхов "Два домика» (А.И. Захаров).
Диагностика межличностных отношений (по Р. Жилю).
Карта анализа поведения ребенка на занятиях.
Диагностика самооценки "Лесенка".
Диагностика развития моральных оценок и суждений (по С.Г. Якобсону, Ж. Пиаже).
2 год обучения
В качестве показателей дальнейшего личностного развития обучающегося на 2-й год обучения определены следующие приоритетные направления:
1.Личностное развитие ребенка:
свойства и качество личности (способности, характер, самооценка);
творческие способности.
2.Развитие чувства детской группы (при участии в совместных мероприятиях с другими детскими объединениями Дома детского творчества)
социально- психологический климат в детском коллективе;
сплоченность.
Для осуществления мониторинга будут использованы личностные опросники и тесты креативности:
Тест Поля Торренса ("Незавершенные фигуры").
Методика "Лесенка".
Тест - опросник для измерения потребности в достижениях.
3 год обучения
Для проведения комплексного психолого - педагогического изучения личностного развития будет применяться определенный набор конкретных диагностических методик. Изучение планируется проводиться по следующим параметрам:
творческие способности ребенка;
самооценка личности;
нравственно- волевые черты характера( организованность, трудолюбие, коллективизм);
когнитивность - познавательные черты характера (любознательность, эстетическое развитие);
коммуникативно-организаторские способности;
потребность в движении;
социально - психологический климат в кантакте с детскими коллективами ДДТ.
Для родителей подобраны анкеты:
1.Анкета «Мир увлечений моего ребенка».
2.Опросник «Направленность личности».
3.Анкета «Степень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в ДДТ».
ПРИМЕЧАНИЕ:
В ходе реализации программы для определения динамики личностного развития обучающегося возможно применение других методик.
Документация детского объединения
1.Образовательная программа «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» для детей с ограниченными возможностями здоровья (направление деятельности: социально-педагогическое).
2.Заявление родителя ребенка на обучение по индивидуальной программе (ОВЗ).
3.Портфолио обучающегося.
4.Справка медицинская на ребенка (о необходимости индивидуального обучения).
5.Копия удостоверения на ребенка.
6.Договор о получении индивидуального дополнительного образования ребенком с ОВЗ.
7.Индивидуальная программа реабилитации ребенка.
8.Социальная карта семьи.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература: 1. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3. 2. Выготский Л. С. Психология искусства, М.: 1998, с. 81 3. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993, 195 с. 4. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М., 1991, 135 с. (ЦИЭТИН). 5. Ким Е. Н. Цели и задачи общественной организации инвалидов, ее участие в формировании государственной политики. Проблемы семьи и детства в современной России. Ч.2, М., 1992, с. 51 6. Кратохвин Т.В. Реабилитация: своевременность и комплексность / Ин-т педагогических инноваций РАО. – М., 1998. – 300 с. 7. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. – Москва, 1978 г. 8. Никитин В. А. Основы православной культуры, с. 19. 9. Практикум по арттерапии под редакцией А.И.Копытина, Санкт- Петербург, 2000, с.15. 10. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. М.: Медицина, 1981. – 559 с. 11. Фрейд З. Леонардо да Винчи М., 1912, с. 14.
Дополнительная литература: 1. Алексеева Л.С., Буданова Л.Б., Даньярова Т.А., Ширинский В.И. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе-комплексе "Детская личность". - М.: НИИ семьи, 1997.-112 с. 2. Бакланова Т.И. «Самодеятельное художественное творчество в СССР» М-1986г. С.31-34. 3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989. - 304 с. 4. Вдовенко Т.В. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы. - СПб.: СПб ГУН, 1999. - 164 с. 5. Великолуг Т. Региональная модель: Архангельская область // Социальная работа. - 1996. - №1(8). - 37-38. 6. Дети с ограниченными возможностями здоровья: коррекция, адаптация, общение. - М.: Дом, 1999. - Ч. 1. - 124 с. 7. Ерохин В.П. Принцип спонтанности и творчество. (Арттерапия в школе с интегративным обучением) / Средства и методы реабилитации детей с особенностями развития и инвалидностью. - М.: Институт педагогических инноваций, 1998.-С 159-163. 8. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой. - М.: Центр дошкольного детства им. А.В. Запорожца, 1995. - 115 с. 9. Карандаева Т.А. Социально-педагогическая реабилитация детей с нарушением зрения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М, 2000. 10. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций. - М., 1997. -218с. 11. Каргин А.С, Хренов Н.А. К вопросу о комплексном исследовании досуга в истории отечественной культуры / Традиционные формы досуга: История и современность. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1994. - 7-37. 12. Каргин А.С., Хренов Н.А. Фольклор и кризис общества. - М: Государственный центр русского фольклора, 1993. - 164 с. 13. Морова Н.С. Теория и практика социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, доктора пед. наук. -М., 1997. 14. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, А.П. Воронова и др. - СПб: Образование, 1995. - 196 с. 15. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2000. - 160 с. 16. Попова Е.А. Праздник и праздничное поведение // Начальная школа. - 1999.-№12.-С. 17-22. 17. Равич Р. Лечение радостью // Будь здоров! - 1999. - №11. - 5-9. 18. Сорочинская Е.Н. Детское движение в современном обществе. - Ростов- на-Дону, 1993.-И 8с. 19. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов / Под ред. А.И. Осадчих.-М., 1997.- 182 с. 20. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов / ООН. - М.: РИО "Надежда", 1994. - 83 с. 21. Торохтий B.C. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: Учебное пособие. - М.: МГСУ, 2000. - Ч. 2. -216 с. 22. Чистова А.Б. Социальная реабилитация детей с проблемами здоровья средствами эстетического воспитания: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. - СПб, 1999. - 24 с. 23. Шпикалова Т.Я., Алексеенко Е.В., Алферова Н.Н. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: 24. Шумакова Н.Б., ГДербо Н.П., Щебланова Е.И. Тест творческого мышления П.Торренса. - М., 1990.
Периодические издания: 1. Алексеечева Н.Н. Формы и методы социально-психологической и педагогической помощи детям-инвалидам / Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. - М., 1995. - 211-215. 2. Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности // Социологические исследования. - М., 1970. - Вып. 3 - 25-40. 3. Афанасьев С. «Методика организации конкурсов»//Воспитание школьников вып.№-3. М-2001. с.18-24. 4. Музыкальный фольклор и дети: Научно-методическое пособие / Сост. Л.В. Шамина. - М.: Республиканский центр русского фольклора, 1992. - 100 с. 5. Образование инвалидов: Межвузовский сб. научных трудов. - М.: Московский институт-интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы, 1994. - 116. 6. Последовательная политика реабилитации инвалидов: Типовая программа реабилитации и интеграции для национальных государственных органов. -Страсбург, 1992.-64 с. 7. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №2. - 51-56. 8. Средства и методы реабилитации детей с особенностями в развития и инвалидностью: Сб. научных, проектных и методических материалов, Ин-т педагогических инноваций РАО. – М., 1998. – 300 с. 9. Методические рекомендации; 2-й год обучения. - М.: Мозаика-Синтез, 1997.-78 с.
Энциклопедии и словари: 1. Большой энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1994.-1628 с. 2. Детство: Краткий словарь-справочник / Под общ. ред. А.А. Лиханова, Е.М. Рыбинского. - М.: Дом, 1996. - 136 с. 3. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996. - 80 с. 4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В,В. Давыдов. - М.; Большая Российская энциклопедия, 1993. - 603 с. - Т. 1. - 357. 5. Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. / Сост. СИ. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Л.Д. Демина, Л.К. Синцова. Барнаул: Алтайский региональный научный центр СО РАО, 1997. - 64 с. 6. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Советская энциклопедия, 1935 - Т . 1. - 1566 с. 7. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1939 - Т. З . - С . 1302. 8. Психологический словарь / Под ред. В.В. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-пресс, 1996. -- 440 с. 9. Психология. Словарь / Под общ. ред. В.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с. 10. Учебный терминологический словарь. «Народная художественная культура» сост. Ершова Т.М. 2-е издание. Чел. -2005. 11. Энциклопедический словарь: В 2 т. / Ред. Б.А. Введенский. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - Т. 2. - 736 с. 12. Энциклопедия психологических тестов - 2. - М: Терра-Книжный клуб, 2000. - 400 с.
Интернет ресурсы: www.wikipedia.ru www.portalus.ru www.webcommunity.tu www.artreb.ru www.reabilliteishn.ru [1] Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. М.: Медицина, 1981. – 559 с. [2] Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. М.: Медицина, 1981. – 227 с. [3] Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №2. – 51. [4] Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. / Сост. СИ. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Л.Д. Демина, Л.К. Синцова. Барнаул: Алтайский региональный научный центр СО РАО, 1997. - 64 с. [5] Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №2. – 56с. [6] Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3 – 33с. [7] Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3 – 47с. [8] - Средства и методы реабилитации детей с особенностями в развития и инвалидностью: Сб. научных, проектных и методических материалов, Ин-т педагогических инноваций РАО. – М., 1998. – 300 с. [9] - Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Советская энциклопедия, 1935 - Т . 1. - 1566 с. [10] - Энциклопедический словарь: В 2 т. / Ред. Б.А. Введенский. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - Т. 2. - 736 с. [11] - Учебный терминологический словарь. «Народная художественная культура» сост. Ершова Т.М. 2-е издание. Чел. -2005.
4.Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. Санкт-Петербург: Кристалл, 1997г.
5.Лепим из пластилина. Автор-составитель З. Марина; худ. А.Соловьев. – СПб.: Кристалл, КОРОНА принт, 1997. -224с.
6.Соленое тесто. Большая книга поделок. – М.:Эксмо, 2007.-224с.
7.Хайди Кэдьюсон, Чарлз Шефер. Практикум по игровой психотерапии. СПб., изд. «Питер», 2000.
8.Шабельникова Е.И., Каминская Е.А. Поделки из пластилина. - М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА»,2010.-120с.
Список литературы для детей и родителей:
1.Алексахин Н.Н. «Волшебная глина». М.: «Агар», 1999.
2.Аракчеева Н.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины. М.: Малыш, 1980.
3.Боголюбов И.С. «Лепка на занятиях в школьном кружке». М.: «Просвещение», 1979.
4.Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. М.: «Искусство», 1975.
5.Вайтман С.М., Большев А.С., Силькин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филминов А.В. Здоровьесберегающая педагогика. М., Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2001.
6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1988.
ГЛОССАРИЙ
Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Витагенность – жизненная определенность.
Инвалидность (Ограниченные Возможности Здоровья) - препятствие, ограниченность деятельности человека из-за физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.
Конструктивное мышление – умение спроектировать выполнение изделия.
Метод обучения – определенный способ взаимодействия деятельности педагога и обучающегося.
Образ – передача при помощи решения в материале каких-то качеств, черт характера, сказочности, необычности, имеет качество выразительности персонажа.
Последовательность лепки – целесообразное выполнение операций в определенном порядке.
Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и общества.
Педагогический комплекс – совокупность связанных между собой способов, приемов, средств, и видов деятельности педагога и обучающегося.
Принцип обучения – это основные положения, руководство которыми обеспечивает эффективное функционирование педагогической системы.
Пропорции, соразмерность – отношение частей фигуры друг к другу и к целому.
Пластика – плавные переходы от крупной части к мелкой, плавное перетекание одной формы в другую.
Реабилитация - комплексное, направленное использование медицинских, социальных, трудовых и образовательных мероприятий в целях приспособления больного к деятельности в обществе на максимально возможном для него уровне.
Рельеф – это выпуклое изображение предмета, выступающее над плоскостью (фоном).
Социальная реабилитация - процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Содержание педагогической деятельности – это описание деятельности в комплексе знаний, умений, навыков, а также организационной стороны, необходимой для ее осуществления.
Социализация – становление личности – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Творческая реабилитация – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Терапия – процесс (желаемый но не всегда досягаемый) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов.
Технология - строгая последовательность производственных операций которую необходимо выполнить на оборудовании определённого класса с использованием необходимых материалов.
Форма – силуэт изображаемого объекта.
Художественный вкус – эстетическое гармоничное восприятие красоты, умение ее передавать.
Цель педагогической деятельности – мысленное представление конечного результата.