kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Шахматная школа".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Шахматная школа» составлена на основе авторской программы А.А.Тимофеева.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Шахматная школа".»


п/п

Раздел, тема

Количество часов

Дата проведения

Оборудование

Универсальные учебные действия(УУД)

план

факт

Шахматная доска и фигуры (2ч)







1







Шахматная доска. Легенда о возникновении шахмат.








1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)


Личностные результаты: повышение мотивации к изучению шахмат; ориентация на понимание причин успеха при игре в шахматы.

Познавательные УУД: определять, различать и называть термины: белое и черное поле, овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), ориентироваться на шахматной доске.

Регулятивные УУД: уметь работать по предложенным инструкциям.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

.

2







Поля, линии. Шахматные фигуры и их обозначения






1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)


Ходы и взятия фигур ( 8ч)

3


Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки.

1



Шахматы (настольные)


Предметные результаты:

Уметь отличать горизонтали, вертикали, диагонали, знать названия, ходы шахматных фигур

Личностные результаты:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других.

Слушать и понимать речь других.


4



Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.

1



Шахматы (настольные)


5




Логические связки «и», «или», «не».

1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

7



Угроза, нападение, защита.




1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

8



Превращение и взятие на проходе пешкой.




1



Шахматы (настольные)

9




Практическая игра.




1



Шахматы (настольные)


10





Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ёё выполнения.

1



Шахматы (настольные)

Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат» ( 8ч)


11


Понятие «шах».



1




Шахматы (настольные)

Предметные результаты:

Уметь отличать горизонтали, вертикали, диагонали, знать названия, ходы шахматных фигур

Личностные результаты:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других.

Слушать и понимать речь других

12


Способы защиты от шаха.



1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

13


Запись шахматных позиций.



1




14


Практическая игра.



1



Шахматы (настольные)

15


Способы защиты от шаха.



1



Шахматы (настольные)

16


Обучение алгоритму матования в один ход.

1



Шахматы (настольные)

17


Мат. Пат. Выигрыш, ничья, виды ничьей.

1



Шахматы (настольные)





18




Сходства и различия понятия «мат» и «пат».




1




Ценность шахматных фигур. Нападение, защита, размен ( 8ч)

19



Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.


1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

Предметные результаты:

знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

уметь ориентироваться на шахматной доске

Личностные результаты:

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других.

Слушать и понимать речь других.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


20



Размен. Материальный перевес.



1



Шахматы (настольные)

21



Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.



1



Шахматы (настольные)

22


Размен. Материальный перевес.

Лёгкие и тяжёлые фигуры.



1



Шахматы (настольные)

23



Размен. Материальный перевес.




1



Шахматы (настольные)



24



Защита.



1



Шахматы (настольные)


25






Единица измерения ценности. Видя ценности.



1



Шахматы (настольные)

25



Размен Материальный перевес, качество.

1



Шахматы (настольные)


Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта (10ч )





26







Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.




1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

Предметные результаты:

знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,знать правила хода и взятия каждой фигурой;

различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

уметь проводить элементарные комбинации;уметь ориентироваться на шахматной доске

Личностные результаты:

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты :

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других.

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе.




27






Классификация дебютов. Анализ учебных партий.





1





Шахматы (настольные)

28



Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.




1



Шахматы (настольные)

29




Раннее развитие ферзя.



1



Шахматы (настольные)

30




Дебютные ловушки.





1



Шахматы (настольные)

31



Ходы и взятия фигур.





1



Шахматы (настольные)

32




Понятия шаха, мата и пата.






1



Шахматы (настольные)


33




Задачи на ценность.



1



Шахматы (настольные)

34




Правила записи ходов.




1



Шахматы (настольные)

35



Принципы игры в дебюте.







1



Шахматы (настольные)


Особенности матования одинокого короля (7ч)




36






Матование двумя ладьями, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегии.




1



Шахматы (настольные)

Предметные результаты:

Уметь отличать горизонтали, вертикали, диагонали, знать названия, ходы шахматных фигур. Игра Чатуранга

Личностные результаты:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и следовать им.


37



Матовые и патовые позиции





1



Шахматы (настольные)

38



Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски.






1



Шахматы (настольные)

39



Перекрытие линии атаки. Матовые и патовые позиции.


1



Шахматы (настольные)

40



Защита атакованной фигуры своей фигурой.



1



Шахматы (настольные)

41



Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Матование королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией.


1



Шахматы (настольные)

42



Управление качеством матования.



1



Шахматы (настольные)


Тактические приёмы и особенности их применения (7ч)


43


Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от неё

.


1



Шахматы (настольные)

Предметные результаты:

Знать об истории происхождения шахмат, запись шахматных фигур, уметь записывать шахматную партию

Личностные результаты:

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других.

Слушать и понимать речь других.


44


Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка ,виды связки и защита от неё.




1



Шахматы (настольные)

45



Сквозное действие фигур (ренгрен).





1



Шахматы (настольные)

46



Комбинаторика в шахматах.



1



Шахматы (настольные)

47



Комбинация на мат и на достижение материального перевеса.


1



Шахматы (настольные)

48



Сквозное действие фигур (ренгрен). Перегрузка.





1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)


49




Эстетика шахматных комбинаций.




1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

Начальные сведения об эндшпиле ( 8ч)

50



Общие принципы разыгрывания эндшпилей



1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

Предметные результаты:

Знать ценность шахматной фигур, способы защиты.

Личностные результаты:

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


51



Классификация эндшпилей.





1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)


52





Пешечные и ладейные эндшпили.




1



Шахматы (настольные)

53



Правило квадрата. Треугольник.





1




Шахматы (настольные)

54



Игра на пат.





1



Шахматы (настольные)


55



Правило квадрата. Треугольник.




1



Шахматы (настольные)



56




Правило квадрата. Треугольник.





1



Шахматы (настольные)



57





Пешечные и ладейные эндшпили.



1



Шахматы (настольные)

Начальные сведения об миттельшпиле( 8ч)


58



Понятие о варианте. Логическая связь«если ,то».





1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

Предметные результаты

Уметь ставить мат королю ладьёй и ферзем, королём и ладьёй

Личностные результаты:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других.



59




Позиция короля.





1



Шахматы (настольные)

60


Понятие о варианте. Логическая связь «если ,то».



1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

61



Проходная пешка.





1



Шахматы (настольные)




62




Атака на короля.






1



Шахматы (настольные)

63



Овладение тяжёлой фигурой 7(2) горизонталью.




1



Шахматы (настольные)

64



Овладение тяжёлой фигурой 7(2) горизонталью.



1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

65



Блокада.



1



Шахматы (настольные)



Подведение итогов года (2ч)

66



Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.


1




Шахматы (настольные)

Предметные результаты:

Знать запись партии из начального положения и из игрового, ценность шахматной фигуры

Личностные результаты:

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.


67



Анализ ошибок.



1



Шахматы (настольные)

Общее количество часов:

68






Теория- 20 ч

Практика- 48ч


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Шахматная школа".

Автор: Ибрянова Светлана Николаевна

Дата: 12.04.2017

Номер свидетельства: 408822

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Программа внеурочной деятельности "Шахматная школа" 1-4 класс"
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-shakhmatnaia-shkola-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "303159"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457447224"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Программа внеурочной деятельности Клуб "Шашки" "
    ["seo_title"] => string(52) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-klub-shashki"
    ["file_id"] => string(6) "234077"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443344810"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "внеурочная деятельность рабочая программа шахматы 1 класс"
    ["seo_title"] => string(67) "vnieurochnaia_dieiatiel_nost_rabochaia_proghramma_shakhmaty_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "354013"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477955791"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа по внеурочному планированию "Шахматы""
    ["seo_title"] => string(51) "proghramma_po_vnieurochnomu_planirovaniiu_shakhmaty"
    ["file_id"] => string(6) "472050"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1528032084"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства