kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Шахматная школа".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Шахматная школа» составлена на основе авторской программы А.А.Тимофеева.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Шахматная школа".»


п/п

Раздел, тема

Количество часов

Дата проведения

Оборудование

Универсальные учебные действия(УУД)

план

факт

Шахматная доска и фигуры (2ч)







1







Шахматная доска. Легенда о возникновении шахмат.








1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)


Личностные результаты: повышение мотивации к изучению шахмат; ориентация на понимание причин успеха при игре в шахматы.

Познавательные УУД: определять, различать и называть термины: белое и черное поле, овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), ориентироваться на шахматной доске.

Регулятивные УУД: уметь работать по предложенным инструкциям.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

.

2







Поля, линии. Шахматные фигуры и их обозначения






1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)


Ходы и взятия фигур ( 8ч)

3


Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки.

1



Шахматы (настольные)


Предметные результаты:

Уметь отличать горизонтали, вертикали, диагонали, знать названия, ходы шахматных фигур

Личностные результаты:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других.

Слушать и понимать речь других.


4



Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.

1



Шахматы (настольные)


5




Логические связки «и», «или», «не».

1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

7



Угроза, нападение, защита.




1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

8



Превращение и взятие на проходе пешкой.




1



Шахматы (настольные)

9




Практическая игра.




1



Шахматы (настольные)


10





Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ёё выполнения.

1



Шахматы (настольные)

Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат» ( 8ч)


11


Понятие «шах».



1




Шахматы (настольные)

Предметные результаты:

Уметь отличать горизонтали, вертикали, диагонали, знать названия, ходы шахматных фигур

Личностные результаты:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других.

Слушать и понимать речь других

12


Способы защиты от шаха.



1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

13


Запись шахматных позиций.



1




14


Практическая игра.



1



Шахматы (настольные)

15


Способы защиты от шаха.



1



Шахматы (настольные)

16


Обучение алгоритму матования в один ход.

1



Шахматы (настольные)

17


Мат. Пат. Выигрыш, ничья, виды ничьей.

1



Шахматы (настольные)





18




Сходства и различия понятия «мат» и «пат».




1




Ценность шахматных фигур. Нападение, защита, размен ( 8ч)

19



Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.


1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

Предметные результаты:

знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

уметь ориентироваться на шахматной доске

Личностные результаты:

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других.

Слушать и понимать речь других.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


20



Размен. Материальный перевес.



1



Шахматы (настольные)

21



Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.



1



Шахматы (настольные)

22


Размен. Материальный перевес.

Лёгкие и тяжёлые фигуры.



1



Шахматы (настольные)

23



Размен. Материальный перевес.




1



Шахматы (настольные)



24



Защита.



1



Шахматы (настольные)


25






Единица измерения ценности. Видя ценности.



1



Шахматы (настольные)

25



Размен Материальный перевес, качество.

1



Шахматы (настольные)


Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта (10ч )





26







Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.




1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

Предметные результаты:

знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,знать правила хода и взятия каждой фигурой;

различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

уметь проводить элементарные комбинации;уметь ориентироваться на шахматной доске

Личностные результаты:

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты :

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других.

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе.




27






Классификация дебютов. Анализ учебных партий.





1





Шахматы (настольные)

28



Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.




1



Шахматы (настольные)

29




Раннее развитие ферзя.



1



Шахматы (настольные)

30




Дебютные ловушки.





1



Шахматы (настольные)

31



Ходы и взятия фигур.





1



Шахматы (настольные)

32




Понятия шаха, мата и пата.






1



Шахматы (настольные)


33




Задачи на ценность.



1



Шахматы (настольные)

34




Правила записи ходов.




1



Шахматы (настольные)

35



Принципы игры в дебюте.







1



Шахматы (настольные)


Особенности матования одинокого короля (7ч)




36






Матование двумя ладьями, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегии.




1



Шахматы (настольные)

Предметные результаты:

Уметь отличать горизонтали, вертикали, диагонали, знать названия, ходы шахматных фигур. Игра Чатуранга

Личностные результаты:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и следовать им.


37



Матовые и патовые позиции





1



Шахматы (настольные)

38



Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски.






1



Шахматы (настольные)

39



Перекрытие линии атаки. Матовые и патовые позиции.


1



Шахматы (настольные)

40



Защита атакованной фигуры своей фигурой.



1



Шахматы (настольные)

41



Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Матование королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией.


1



Шахматы (настольные)

42



Управление качеством матования.



1



Шахматы (настольные)


Тактические приёмы и особенности их применения (7ч)


43


Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от неё

.


1



Шахматы (настольные)

Предметные результаты:

Знать об истории происхождения шахмат, запись шахматных фигур, уметь записывать шахматную партию

Личностные результаты:

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других.

Слушать и понимать речь других.


44


Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка ,виды связки и защита от неё.




1



Шахматы (настольные)

45



Сквозное действие фигур (ренгрен).





1



Шахматы (настольные)

46



Комбинаторика в шахматах.



1



Шахматы (настольные)

47



Комбинация на мат и на достижение материального перевеса.


1



Шахматы (настольные)

48



Сквозное действие фигур (ренгрен). Перегрузка.





1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)


49




Эстетика шахматных комбинаций.




1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

Начальные сведения об эндшпиле ( 8ч)

50



Общие принципы разыгрывания эндшпилей



1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

Предметные результаты:

Знать ценность шахматной фигур, способы защиты.

Личностные результаты:

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


51



Классификация эндшпилей.





1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)


52





Пешечные и ладейные эндшпили.




1



Шахматы (настольные)

53



Правило квадрата. Треугольник.





1




Шахматы (настольные)

54



Игра на пат.





1



Шахматы (настольные)


55



Правило квадрата. Треугольник.




1



Шахматы (настольные)



56




Правило квадрата. Треугольник.





1



Шахматы (настольные)



57





Пешечные и ладейные эндшпили.



1



Шахматы (настольные)

Начальные сведения об миттельшпиле( 8ч)


58



Понятие о варианте. Логическая связь«если ,то».





1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

Предметные результаты

Уметь ставить мат королю ладьёй и ферзем, королём и ладьёй

Личностные результаты:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других.



59




Позиция короля.





1



Шахматы (настольные)

60


Понятие о варианте. Логическая связь «если ,то».



1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

61



Проходная пешка.





1



Шахматы (настольные)




62




Атака на короля.






1



Шахматы (настольные)

63



Овладение тяжёлой фигурой 7(2) горизонталью.




1



Шахматы (настольные)

64



Овладение тяжёлой фигурой 7(2) горизонталью.



1



Магнитная доска.

Мультимедийная установка.

Компьютер.

Шахматы (настольные)

65



Блокада.



1



Шахматы (настольные)



Подведение итогов года (2ч)

66



Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.


1




Шахматы (настольные)

Предметные результаты:

Знать запись партии из начального положения и из игрового, ценность шахматной фигуры

Личностные результаты:

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.


67



Анализ ошибок.



1



Шахматы (настольные)

Общее количество часов:

68






Теория- 20 ч

Практика- 48ч


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Шахматная школа".

Автор: Ибрянова Светлана Николаевна

Дата: 12.04.2017

Номер свидетельства: 408822

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Программа внеурочной деятельности "Шахматная школа" 1-4 класс"
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-shakhmatnaia-shkola-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "303159"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457447224"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Программа внеурочной деятельности Клуб "Шашки" "
    ["seo_title"] => string(52) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-klub-shashki"
    ["file_id"] => string(6) "234077"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443344810"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "внеурочная деятельность рабочая программа шахматы 1 класс"
    ["seo_title"] => string(67) "vnieurochnaia_dieiatiel_nost_rabochaia_proghramma_shakhmaty_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "354013"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477955791"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Прогоамма по внеурочной работе "Шахматы""
    ["seo_title"] => string(44) "proghoamma_po_vnieurochnoi_rabotie_shakhmaty"
    ["file_id"] => string(6) "472049"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1528031278"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства