№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения | Оборудование | Универсальные учебные действия(УУД) |
план | факт |
Шахматная доска и фигуры (2ч) |
1 | Шахматная доска. Легенда о возникновении шахмат. | 1 | | | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) | Личностные результаты: повышение мотивации к изучению шахмат; ориентация на понимание причин успеха при игре в шахматы. Познавательные УУД: определять, различать и называть термины: белое и черное поле, овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), ориентироваться на шахматной доске. Регулятивные УУД: уметь работать по предложенным инструкциям. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия. . |
2 | Поля, линии. Шахматные фигуры и их обозначения | 1 | | | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) |
Ходы и взятия фигур ( 8ч) |
3 | Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. | 1 | | | Шахматы (настольные) | Предметные результаты: Уметь отличать горизонтали, вертикали, диагонали, знать названия, ходы шахматных фигур Личностные результаты: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. |
4 | Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
5 | Логические связки «и», «или», «не». | 1 | | | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) |
7 | Угроза, нападение, защита. | 1 | | | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) |
8 | Превращение и взятие на проходе пешкой. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
9 | Практическая игра. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
10 | Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ёё выполнения. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат» ( 8ч) |
11 | Понятие «шах». | 1 | | | Шахматы (настольные) | Предметные результаты: Уметь отличать горизонтали, вертикали, диагонали, знать названия, ходы шахматных фигур Личностные результаты: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других |
12 | Способы защиты от шаха. | 1 | | | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) |
13 | Запись шахматных позиций. | 1 | | | |
14 | Практическая игра. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
15 | Способы защиты от шаха. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
16 | Обучение алгоритму матования в один ход. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
17 | Мат. Пат. Выигрыш, ничья, виды ничьей. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
18 | Сходства и различия понятия «мат» и «пат». | 1 | | | |
Ценность шахматных фигур. Нападение, защита, размен ( 8ч) |
19 | Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. | 1 | | | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) | Предметные результаты: знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, уметь ориентироваться на шахматной доске Личностные результаты: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. |
20 | Размен. Материальный перевес. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
21 | Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
22 | Размен. Материальный перевес. Лёгкие и тяжёлые фигуры. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
23 | Размен. Материальный перевес. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
24 | Защита. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
25 | Единица измерения ценности. Видя ценности. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
25 | Размен Материальный перевес, качество. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта (10ч ) |
26 | Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. | 1 | | | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) | Предметные результаты: знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,знать правила хода и взятия каждой фигурой; различать диагональ, вертикаль, горизонталь; уметь проводить элементарные комбинации;уметь ориентироваться на шахматной доске Личностные результаты: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты : Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
27 | Классификация дебютов. Анализ учебных партий. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
28 | Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
29 | Раннее развитие ферзя. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
30 | Дебютные ловушки. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
31 | Ходы и взятия фигур. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
32 | Понятия шаха, мата и пата. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
33 | Задачи на ценность. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
34 | Правила записи ходов. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
35 | Принципы игры в дебюте. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
Особенности матования одинокого короля (7ч) |
36 | Матование двумя ладьями, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегии. | 1 | | | Шахматы (настольные) | Предметные результаты: Уметь отличать горизонтали, вертикали, диагонали, знать названия, ходы шахматных фигур. Игра Чатуранга Личностные результаты: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и следовать им. |
37 | Матовые и патовые позиции | 1 | | | Шахматы (настольные) |
38 | Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
39 | Перекрытие линии атаки. Матовые и патовые позиции. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
40 | Защита атакованной фигуры своей фигурой. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
41 | Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Матование королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
42 | Управление качеством матования. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
Тактические приёмы и особенности их применения (7ч) |
43 | Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от неё . | 1 | | | Шахматы (настольные) | Предметные результаты: Знать об истории происхождения шахмат, запись шахматных фигур, уметь записывать шахматную партию Личностные результаты: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. |
44 | Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка ,виды связки и защита от неё. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
45 | Сквозное действие фигур (ренгрен). | 1 | | | Шахматы (настольные) |
46 | Комбинаторика в шахматах. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
47 | Комбинация на мат и на достижение материального перевеса. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
48 | Сквозное действие фигур (ренгрен). Перегрузка. | 1 | | | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) |
49 | Эстетика шахматных комбинаций. | 1 | | | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) |
Начальные сведения об эндшпиле ( 8ч) |
50 | Общие принципы разыгрывания эндшпилей
| 1 | | | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) | Предметные результаты: Знать ценность шахматной фигур, способы защиты. Личностные результаты: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
51 | Классификация эндшпилей. | 1 | | | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) |
52 | Пешечные и ладейные эндшпили. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
53 | Правило квадрата. Треугольник. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
54 | Игра на пат. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
55 | Правило квадрата. Треугольник. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
56 | Правило квадрата. Треугольник. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
57 | Пешечные и ладейные эндшпили. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
Начальные сведения об миттельшпиле( 8ч) | |
58 | Понятие о варианте. Логическая связь«если ,то». | 1 | | | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) | Предметные результаты Уметь ставить мат королю ладьёй и ферзем, королём и ладьёй Личностные результаты: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. |
59 | Позиция короля. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
60 | Понятие о варианте. Логическая связь «если ,то». | 1 | | | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) |
61 | Проходная пешка. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
62 | Атака на короля. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
63 | Овладение тяжёлой фигурой 7(2) горизонталью. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
64 | Овладение тяжёлой фигурой 7(2) горизонталью. | 1 | | | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) |
65 | Блокада. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
Подведение итогов года (2ч) |
66 | Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. | 1 | | | Шахматы (настольные) | Предметные результаты: Знать запись партии из начального положения и из игрового, ценность шахматной фигуры Личностные результаты: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других. |
67 | Анализ ошибок. | 1 | | | Шахматы (настольные) |
Общее количество часов: | 68 | | | | |