Программа внеурочной деятельности Клуб "Шашки" предназначена для учащихся начальной школы. Программа клуба «Шашки» разработана на основе Примнрной программы спортивно-оздороаительного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования и авторской программы Тимофеевой А.А. «Шахматная школа». Программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности Клуб "Шашки" »
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 п.Пангоды»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МОУ «Средняя
общеобразовательная
школа №2 п.Пангоды» от 31.08.2015 года № 180
Рабочая программа внеурочной деятельности
Клуб «Шашки»
(спортивно-оздоровительное направление)
для учащихся 3 класса
(9-10 лет)
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы:
Калиниченко С.В.,
педагог-организатор
п.Пангоды
2015г.
Содержание
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики программы внеурочной деятельности «Шашки».
3-4 стр
Общая характеристика программы внеурочной деятельности «Шашки».
5-6 стр
Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Шашки».
7-8 стр
Содержание программы внеурочной деятельности «Шашки».
9 стр
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся.
10-16 стр
Описание учебно-методического и материально–технического обеспечения программы внеурочной деятельности «Шашки».
17-18стр
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики программы внеурочной деятельности клуба «Шашки».
Рабочая программа клуба «Шашки» спортивно-оздаровительного направления составлена для учащихся 1-4-х классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды».
Программа кружка «Шашки» разработана на основе Примнрной программы спортивно-оздороаительного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования и авторской программы Тимофеевой А.А. «Шахматная школа». Программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Программа составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 18.05.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 №15785);
Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование ([В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.;
Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды» на 2015-2019 гг.;
Плана внеурочной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п.Пангоды» на 2015/2016 учебный год.
Потребность в соревновании, вероятно, заложена в человеке с рождения. В детском и юношеском возрасте это, пожалуй, самая яркая форма самоутверждения.
Достаточно в любое дело ввести элемент соревнования, чтобы оно стало интересным и увлекательным. Шашки, благодаря спортивному элементу, вызывают интерес и увлеченность умственно волевой деятельностью. Преодолевая трудности, играющий утверждает себя, испытывая при этом удовольствие и удовлетворение. Игра возбуждает волевое желание побеждать, а это в свою очередь вызывает необходимость совершенствоваться.
Победы, конечно, приносят радость, но полезны и поражения. Часто с них начинается ценнейшее качество – самовоспитание. Признание своих ошибок, а без этого невозможно совершенствоваться – это уже начало борьбы с ними. Теперь уже учащийся сам предъявляет себе такие требования, какие к нему предъявлял преподаватель.
И еще об одном качестве шашек. Исследование психолога Л.С.Славиной показали, что в процессе игры интеллектуально-пассивный ребенок способен выполнить такое количество умственной работы, какое он совершенно не может одолеть в обычной учебной ситуации.
Это явление легко понять. В процессе игры им движет увлеченность. Если учение – это подготовка к жизни, значение которой ребенок не может понять, то игра – это естественный вид его жизни. Родители иногда ограждают детей от игры, считая, что это большая умственная нагрузка. Практически же мы наблюдаем обратное – игра восстанавливает и дает ребенку прилив сил.
Еще Платон писал: «Обучай своих детей наукам не насильно, а играючи».
Игра требует подчинения правилам, которые воспитывают справедливость, честность, уважение к партнеру и его правам.
Характер борьбы приучает к самоограничению, побуждает произвольно управлять собой. Вот истоки дисциплины, которая как черта характера рождается и закрепляется только в деятельности.
Шашки называют маленькой моделью жизни. Действительно, благодаря беспрерывной смене ситуаций на доске, играющему даже в одной партии удается пережить гораздо больше всевозможных психических процессов, состояний и эмоций, чем в повседневной жизни.
Если шашки – модель, то в руках учителя, оснащенного педагогикой и психологией, они приобретают огромную воспитательную силу, так как модель управляема. Разработав систему игровых ситуаций, можно запрограммировать воспитательные воздействия. Для шашечной игры характерна проблемность. Каждым своим ходом партнеры создают друг другу проблемную ситуацию, а поиск ответного хода – это начало мышления.
Шашки – это интеллектуальный спорт, в котором каждый стремится к победе. Игровые ситуации с остроконфликтными драматическими моментами мобилизуют все силы играющего. В игре он впервые узнает об истинных пределах своих сил и возможностей. Игра не прощает рассеянности, нерешительности и ошибок. Играющего все время подстерегают внезапные осложнения, которые щедро готовит партнер. Характер борьбы приучает не теряться, владеть и управлять собой в неожиданно возникающих не стереотипичных ситуациях. Тут не приходится «полжизни» ждать, когда оно придет, твое «мгновение», чтобы проявить все свои способности и возможности.
Научно-техническая революция создала огромные скорости, сложнейшую технику и поток информации. Это предъявляет повышенные требования к силе психических процессов у обслуживающего персонала. Естественно, что возник социальный «заказ», воспитать у таких работников психическую устойчивость, выносливость и надежность для безошибочной работы. Эти качества трудно воспитать в зрелом возрасте. Тренировку нужно начинать с детства, постепенно увеличивая нагрузку.
В отличии от взрослого, у ребенка абстрактное мышление почти не развито. Он ориентируется в предметном мире, опираясь, главным образом, на наглядно-действенное мышление, позволяющее взять предмет в руки, переставить, передвинуть, разобрать. Решая задачу, ученик может испробовать различные варианты. Этот метод «проб и ошибок», опирающийся на материальные или материализованные действия, в соревнованиях полностью исключается. Правила игры не допускают даже прикосновения с целью облегчить себе расчет. От первого и до последнего хода это процесс абстрактного мышления. У старших учащихся и у взрослых, кроме этого, вырабатывается навык самостоятельно принимать окончательные решения в любой жизненной ситуации. Это очень важное профессиональное качество.
Велика роль шашек и в эстетическом воспитании. Красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют любителям истинное наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, мало причастных к ним.
Не следует, однако, наивно полагать, что достаточно научить ребенка правильно играть и все остальное образуется. Шашки принесут желаемые результаты не стихийно, а только тогда, когда будут педагогически организованы и управляемы. Среди взрослых эти игры распространены, как вид спорта и досуга. В отличие от бесполезных игр, «убивающих» время, эти воспитывающие игры развивают личностные качества, создают духовные ценности, имеющие общественное значение. Приобретенные в игре творческие способности человек немедленно применяет в сфере производства. Игра требует ясности ума и мобилизации духовных сил. Систематическая игра, ставшая с детства потребностью, вырабатывает привычку к умственной деятельности и культурному использованию свободного времени. Отдыхая, познавай и совершенствуйся! Вот решение одного из аспектов рационального использования свободного времени.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности «Шашки».
Основная цель работы клуба: популяризация шашек среди учащихся школы, совершенствование теоретических знаний, овладение принципами построения дебютного репертуара, создание системы психологической и физической подготовки, углубленное изучение ходов шашечной игры, развитие умственных способностей занимающихся, развитие памяти и возможности проявить свои индивидуальные способности как в стандартных, так и в непредвиденных комбинациях.
Задачи:
Формирование коммуникативной компетентности:
координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности;
формирование социально адекватных способов поведения.
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремлённости и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения.
Формирование умения решать творческие задачи.
Дать учащимся знание основных приемов тактики и стратегии шашечной игры;
Познакомить учащихся с примерами применения приемов тактики и стратегии в дебюте, в миттельшпиле и в эндшпиле шашечной партии;
Прививать учащимся навыки применения изученных приемов в практической игре;
Познакомить учащихся с историей зарождения и развития шашечной игры в Мире;
Прививать учащимся чувство эстетичности через эстетику шашечной культуры;
Познакомить учащихся с шашечными играми стран и народностей Мира;
Прививать учащимся основные навыки шашечного мышления: оценка, выбор продолжения, анализ исполнения.
Описание ценностных ориентиров
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
При отборе содержания и видов деятельности детей в данном объединении учитывались интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Содержание программы соответствует целям и задачам Основной образовательной программы начального общего образования «Через ключевые компетенции к удовлетворению образовательных потребностей и потребностей духовного развития младшего школьника» так как направлено на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование младших школьников.
Занятия клуба «Шашки» связаны с такими предметами как «Математика», «Информатика и ИКТ».
Работа клуба организуется в форме групповой и индивидуальной деятельности, которая реализуется как в учебном кабинете, так и вне школы (КСК «Гармония). В ходе работы клуба применяются следующие виды деятельности: прогнозирование результата игры, решения задачи, планирование хода, пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия, плана решения задачи игры и др.
Программа клуба рассчитана на 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Шашки».
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты :
Регулятивные УУД:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
ориентирование в своей системе знаний: понимание, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
умение добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенной учителем литературы.
умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
перерабатывание полученной информации: наблюдение и умение делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты :
Знать термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Правильно расставлять фигуры перед игрой;
Сравнивать, находить общее и различие.
Уметь ориентироваться на шахматной доске.
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки.
К концу изучения курса дети должны знать:
шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья;
названия шашечных фигур: шашка, дамка.
К концу изучения курса дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
Формы организации деятельности
групповая,
коллективная
индивидуальная
Формы занятий
Беседа
Просмотр кинофильмов
Видиолектории
Настольные игры
Турниры по шашкам
Проведение соревнований
Формы подведения итогов:
Итоги соревнований
Вручение грамот
Содержание программы внеурочной деятельности «Шашки».
1. Шахматная доска и фигуры
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
2. Ходы и взятие фигур
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
3. Цель и результат шашечной партии
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
4. Общие принципы разыгрывание партии
Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
5. Особенности хода «дамки»
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
6. Тактические приемы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
7. Шашечный турнир
8. Игра «уголки»
9. Игра «поддавки»
10. Подведение итогов года
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся
Тематическое планирование
№
Дата
Тема
Кол-во часов
Универсальные учебные действия
Содержание
Форма организации учебного занятия
Теория
Практика
Шахматная доска и фигуры (2 ч)
Место шашек в мировой культуре.
1
Регулятивные:
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.
Познавательные:
сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные:
стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе
Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
Беседа, видеолекторий.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение.
1
Ходы и взятие фигур(4 ч)
Ходы пешкой.
1
Регулятивные:
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:
осуществлять
поиск необходимой информации
в специальной
и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Видеолекторий, настольные игры.
Упражнения на выполнение ходов пешками.
1
Маршруты движения фигур.
1
Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
1
Цель и результат шашечной партии(4 ч)
Обучение алгоритму хода.
1
Регулятивные:
уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства .
Познавательные:
задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного).
Коммуникативные:
уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
Видеолекторий, настольные игры.
Открытые и двойные ходы.
1
Выигрыш, ничья, виды ничьей.
1
Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
1
Общие принципы разыгрывание партии (6 ч)
Понятие о шашечном турнире.
1
Регулятивные:
уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства
(учебник, тетрадь открытий).
Познавательные:
задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного).
Коммуникативные:
уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни
Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
Видеолекторий, настольные игры.
Правила поведения при игре в шашечных турнирах.
1
Анализ учебных партий
1
Правила поведения в соревнованиях.
1
Анализ учебных партий, игровая практика.
1
Игровая практика.
1
Особенности хода «дамки»(2 ч)
Понятие «Дамка»
1
Регулятивные:
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.
Познавательные:
использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками
и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов.
Коммуникативные:
способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Видеолекторий, настольные игры.
Упражнения на выполнение ходов дамкой.
1
Тактические приемы и особенности их применения (8ч)
Слабость крайней горизонтали.
1
Регулятивные:
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации в специальной
и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
1
Шашечный турнир (2ч)
Шашечный турнир (игра в парах)
1
Регулятивные:
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:
осуществлять
поиск необходимой информации
в специальной
и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся
Настольные игры.
Шашечный турнир (командная игра)
1
Игра «Уголки»(2ч)
Правила игры «Уголки»
1
Регулятивные:
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:
осуществлять
поиск необходимой информации
в специальной
и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
Игровая практика.
«Уголки»
1
Игра «Поддавки» (2ч)
Правила игры «Поддавки»
1
Регулятивные:
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:
осуществлять
поиск необходимой информации
в специальной
и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
Игровая практика.
«Поддавки»
1
Шашечный турнир (2ч)
Шашечный турнир (игра в парах)
1
Регулятивные:
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:
осуществлять
поиск необходимой информации
в специальной
и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся
Сеанс одновременной игры с опытными спортсменами
1
Подведение итогов года (1ч)
Подведение итогов года
1
Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся
ИТОГО:
13
22
Описание учебно-методического, информационного и материально-технического
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3
Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4
Список используемой литературы для учителя
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3
Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4