Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Последние десятилетия прошедшего века – время развития двух параллельных процессов: усугубления экологических проблем нашей планеты и их осмысление человечеством. В России в это время формировалась концепция непрерывного экологического образования. С другой стороны, XXI век наречен мировым сообществом «веком окружающей среды» в отличие от прошедшего XX века «столетия экономики». Это значит, что экологический «диктат» должен определять и экономику, и образование, и культуру. В последние 20 лет значительно возросло внимание к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы [16]. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику воспитания и обучения младших школьников.
Общеизвестно, что экологическая культура населения нашей страны не соответствует общемировым стандартам. Большая часть населения экологически безграмотна и не имеет элементарных представлений о закономерностях развития, существования и необходимости сохранения любой формы жизни на нашей планете. Поведение населения отражает эгоцентрические представления о роли природы в жизни человека, в соответствии с которыми и формируется отношение к ней взрослых. Имея перед собой негативные примеры, дети ведут себя аналогичным образом по отношению к окружающей среде, в том числе к живым объектам. Подобное отрицание, неприятие экологических проблем угрожает стабильному развитию человечества, и без повышения уровня экологической грамотности населения, особенно подрастающего поколения, в ближайшей перспективе может вызвать гибель человечества. Наиболее негативное значение имеют загрязнение биосферы, снижение биоразнообразия (вымирание видов) и связанное с ними возрастание агрессивности окружающей среды (загрязнение водоемов, в том числе и питьевого назначения, атмосферы, почвы и передача токсических веществ по цепям питания, а также преобразование генофондов микроорганизмов) [7].
Основной путь разрешения сложившейся ситуации состоит в обязательном экологическом воспитании, направленном на формирование экологического мировоззрения у всех слоев населения, в том числе и у детей, на сохранение оптимального состояния биосферы.
1. Развивать познавательные психические процессы на основе приобретаемых экологических знаний.
2. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе.
3. Формировать и развивать чувство сопереживания и желание активно участвовать в процессе сохранения окружающей среды.
4. Формировать умение оценивать свое поведение с экоцентрических позиций.
5. Развивать трудовые и творческие навыки учащихся.
Программа экологического воспитания «Дом, в котором мы, живем» играет значительную роль в формировании универсальных учебных действий.
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1. | | Земля - наш общий дом. | 1 ч. | У учащихся формируется понимание уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь. Углубляются представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. Дети знакомятся с научной версией образования материков на планете Земля, с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте. |
2. | | 2. Сделаем планету чистой! | 1 ч. | У учащихся формируется ответственное отношение к окружающей среде. Дети знакомятся со способами утилизации отходов. |
3. 4. | | 3. Лес – наше богатство. | 1 ч. | Учащиеся уточняют представление о значении леса в жизни людей и в биосфере. Расширяют знания о том, что он является домом для животных и растений. Знакомятся с некоторыми свойствами древесины. Расширяют представление детей о правилах поведения детей в лесу. Формируют бережное отношение к природе, умение видеть красоту леса. |
| Зелёная аптека. | 1 ч. | Учащиеся закрепляют понятие о взаимосвязи растительного мира, человека и биосферы. Уточняют и расширяют представления о лекарственных растениях. Знакомятся с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Учатся использовать знания о лекарственных растениях на практике. Знакомятся с правилами охраны лекарственных растений. |
5. | | Подготовка к тематическому мероприятию "Осень - славная пора!" | 2 ч | Учащиеся расширят представление о ценности и красоте родной земли. Научатся бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Научатся выразительно читать стихотворения, петь, эмоционально выражать свое отношение к родной природе. |
6. | | Тематическое мероприятие "Осень - славная пора!" | 1 ч. | Учащиеся расширят представление о ценности и красоте родной земли. Научатся бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Примут участие в праздничном концерте для родителей. |
7. | | Птицы. | 1 ч. | Учащиеся обобщат и закрепят представления о птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц и птиц в жизни человека. Расширят объем знаний о птицах Омской области. Будут учиться бережно относиться к животному миру, в т.ч. к птицам. |
8. | | Рисование «Перелетные птицы». | 1 ч. | Дети научатся передавать характерную форму птицы и соотношение её отдельных частей, характер птицы. Будут учиться с любовью и заботой относиться к природе, к перелетным птицам. |
9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. | | Экскурсия «В гости к деревьям» | 1 ч. | Учащиеся познакомятся с различными видами деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой. Научатся замечать изменения, произошедшие в природе (в жизни растений).У детей будет формироваться эмоционально-ценностное, бережное отношение к растениям, умение видеть их красоту и неповторимость. |
| «Красная книга». Охрана животных и растений. | 1 ч. | Учащиеся получат представление о цели создания «Красной книги». Выявят причины исчезновения диких животных и растений, показать взаимосвязь этого процесса с деятельностью человека. Познакомятся с заказниками Омской области. У детей будет развиваться умение анализировать, делать выводы. Расширится словарный запас. Будет формироваться бережное отношение к природе. |
| Для чего нужна вода? | 1 ч. | Учащиеся уточнят и расширят представления о значении воды в нашей жизни. Познакомятся с некоторыми физическими свойствами воды (прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха, формы). У учащихся будут развиваться навыки проведения лабораторных опытов, умение обращаться со стеклянной посудой, обогатится словарный запас. Школьники будут развивать умение работать в коллективе, помогая друг другу, учиться отстаивать свою точку зрения. |
| Конкурс эрудитов «Природа родного края». | 1 ч. | У детей будет формироваться представление о неразрывной связи человека с природой. Расширятся знания детей о растительном и животном мире родного края. Будет продолжаться формирование навыка экологически правильного поведения в природе. Будут воспитываться патриотические чувства гордости и любви к родному краю. |
| Аппликация «Елочки». | 1 ч. | Школьники научатся вырезать прямоугольники из квадратов; составлять аппликацию из двух предметов, располагая их рядом внизу на листе бумаги; наклеивать треугольники (ветви ели) по убывающей величине. У детей будет развиваться творческое мышление, мелкая моторика, цветовое восприятие, воспитываться любовь к природе родного края. |
| Подготовка к тематическому мероприятию «Кабы не было зимы!» | 2 ч. | Учащиеся расширят представление о ценности и красоте родной земли. Научатся бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Научатся выразительно читать стихотворения, петь, эмоционально выражать свое отношение к родной природе, ответственно относиться к подготовке тематического мероприятия. |
| Тематическое мероприятие «Кабы не было зимы!» | 1 ч. | Учащиеся расширят представление о ценности и красоте родной земли. Научатся бережному и доброму отношению к природе. Примут участие в праздничном концерте. Научатся уважительному отношению к творчеству друг друга. |
| Рисование «Зимующие птицы». | 1 ч. | Школьники научатся передавать характерную форму птицы и соотношение её отдельных частей, особенности характера птицы. У учащихся будет воспитываться заботливое отношение к зимующим птицам, желание оказывать им помощь |
17. | | Поможем пернатым зимой. Изготовление кормушки. | 1 ч. | У учащихся расширятся и систематизируются знания о биологии птиц. Дети получат представления о способах изготовления кормушек. Изготовят кормушки из подручных материалов. У учащихся будет формироваться заботливое отношение к птицам, навыки культуры поведения в природе. |
18. | | Экологическая акция «Накормите птиц зимой». | 1 ч. | Учащиеся изучат объекты живой природы (зимующих птиц) во взаимосвязи со средой обитания. У детей будут формироваться навыки кормления птиц зимой, воспитываться чувства сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы. |
19. | | Комнатные растения. | 1 ч. | Дети будут изучать объекты живой природы во взаимосвязи со средой обитания, учиться вести наблюдение за объектом живой природы. У учащихся будут формироваться навыки ухода за растениями. Воспитываться бережное отношение к объектам живой природы. |
20. 21. 22. | | Уход за комнатными растениями. Рыхление и подкормка. | 1 ч. | Учащиеся познакомятся с новым видом ухода - удобрением (подкормкой) почвы, с некоторыми правилами внесения удобрений (поливом раствором удобрения один раз в неделю). Уточнят знания о приемах ухода за растениями и их последовательности. Закрепят прием рыхления. Продолжат развивать интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними, воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающей природе. |
| Дизайнерское искусство. Цветочные горшки | 1 ч. | Учащиеся получат представление об основах дизайнерского искусства, научатся украшать привычные изделия, придавая им новый вид. У детей будет воспитываться любовь к растениям, интерес к новым видам творчества. |
| Познавательно-развлекательное мероприятие «Цветочный магазин». | 1 ч. | Учащиеся будут закреплять знания о комнатных и дикорастущих растениях. Дети продолжат формировать умение составлять связный описательный рассказ о комнатном растении, учиться узнавать растение по описанию. У учащихся продолжит формироваться интерес к живой природе. |
23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. | | Посадка семян на рассаду | 1 ч. | Учащиеся уточнят знания о том, что растения выращивают из семян. Научатся правильной посадке семян на рассаду. Дети научатся приводить в порядок используемое оборудование после окончания работы, быть аккуратными при выполнении работы. |
| Подготовка к тематическому мероприятию «Апрельская капель!» | 2 ч. | |
| Тематическое мероприятие «Апрельская капель!» | | Учащиеся продолжат расширять представление о красоте родной природы через стихотворное и песенное творчество. Будут развивать творческие способности. Воспитывать любовь к родной природе. |
| Рисование «Домик для певца». | 1 ч. | Школьники научатся рисовать объёмный прямоугольный предмет, расположенный выше уровня зрения; учить учащихся основам наглядной перспективы, более точно передавать форму, характерные особенности строения и пропорции изображаемых предметов. У учащихся продолжитвоспитываться заботливое отношение к птицам. |
| Рисование «Птицы прилетели» | 1 ч. | Учащиеся научатся компановать связанные общим содержанием предметы в одном рисунке. Повторят особенности изображения птиц. . У учащихся продолжит воспитываться заботливое отношение к объектам живой природы (к птицам). |
| Мы и река. | 1 ч. | У детей будет формироваться навык экологически грамотного поведения во время пребывания на водоёмах, понимание необходимости бережного отношения к водоемам и последствий экологически неграмотного поведения, во время отдыха на реке (водоёме). Будет развиваться навык правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологического мировоззрения, воспитываться любовь к природе. |
| КВН «Мир вокруг нас». | 1 ч. | У учащихся систематезируются экологические знания и представления о природе. Через диалог и игру формируется идея всеобщей связи явлений животного и растительного мира, увидеть мир как единую экологическую систему, закрепятся представления о необходимости охраны природы. Продолжит воспитываться эмоционально-ценностное отношение к природе. |
«Мы». Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: «Детство-пресс», 2000. –С. 70 -78.