kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа спортивной профильной смены

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обоснование программы:

Организация отдыха и оздоровления детей в летний период стала неотъемлемой частью социальной политики государства.

 Принципиальную важность имеют последние решения Правительства и лично Президента страны, касающиеся усиления деятельности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних подростков, организации  их трудовой занятости, привлечению к здоровому образу жизни, воспитанию патриотизма и гражданской позиции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа спортивной профильной смены»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 17 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»

676850 Амурская обл, г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59, e-mail: school17@mail.ru





ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ

ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ


«МЫ ТУРИСТЫ»

11-16 лет


Учитель физической культуры

Геннадий Григорьевич Костюченко























2017 год





Оглавление:





  1. Обоснование программы 3

  2. Цель и задачи программы 4

  3. Место и условия реализации 4

  4. Содержание программы 5

  5. Механизм реализации программы 7

  6. Материально-техническое обеспечение программы 7

  7. Проектируемый результат программы 8

  8. Социально-экономический эффект реализации программы 9

  9. Перспективы развития программы 10


Обоснование программы:



Организация отдыха и оздоровления детей в летний период стала неотъемлемой частью социальной политики государства. Принципиальную важность имеют последние решения Правительства и лично Президента страны, касающиеся усиления деятельности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних подростков, организации их трудовой занятости, привлечению к здоровому образу жизни, воспитанию патриотизма и гражданской позиции. Приоритетность Национального проекта «Образование», внесённые в Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» изменения ярко демонстрируют актуальность организации летнего отдыха и оздоровления детей Особенно остро эта проблема касается старших подростков. Летний отдых детей не отличается разнообразием: образовательный туризм практически недоступен, поскольку место проживания слишком отдалено от культурно-исторических центров. Необходимость же отдыха детей, отвлеченного от повседневного домашнего труда; пусть импульсивного, но все-таки оздоровления; эмоциональной разрядки; смены, а порой и ломки стереотипов и штампов в поведении подростков,- все более возрастает.

Неистребима и тяга молодых сердец к романтике и приключениям, настоящей дружбе и настоящему делу - всему тому, чего им так не хватает в повседневной школьной жизни.

Одной из форм организации летнего отдыха старших подростков являются профильные молодёжные смены.

Возможно решение целого ряда важнейших вопросов, связанных с формированием социально-активной жизненной позиции будущего гражданина и развитием личности подростка в целом.

К ним относятся: закрепление у детей уже имеющихся и формирование новых навыков самообслуживания; овладение способами укрепления и сохранения своего здоровья; усвоение подростками знаний и развитие умений в сфере трудовой деятельности и организации туристского быта; профилактика асоциального поведения подростков; овладение опытом межличностного общения и организации досуга; развитие важнейших личностных качеств, таких как воля, выносливость, самоконтроль.





















Цель программы:


Организация активного отдыха и оздоровления подростков посредством разносторонней деятельности туристской смены.


Задачи:

  • организовать отдых детей с использованием всего комплекса оздоравливающих воздействий: природных (река, песчаный пляж, лес, витаминное питание), лечебно-спортивных (плавание, туризм, закаливание, спортивные игры), психологических (смена обстановки, освоение новых форм и норм общения, высокий эмоциональный тонус);

  • создать условия для возникновения и позитивного развития временных детских коллективов в отрядах;

  • реализовать образовательные подпрограммы;

  • создать условия для развития ребячьей инициативы, коммуникативных и лидерских качеств подростков, воспитания толерантных отношений;

  • создать условия для реализации разносторонних и разноуровневых интересов подростков в сфере досуга, отдыха, спорта, игры, коллективной творческой деятельности на основе свободного выбора этой деятельности;

  • сформировать основы прикладных туристских умений и навыков, навыков организации и поддержания туристского полевого быта, закрепить навыки самообслуживания и общежития;

  • закрепить навыки здорового образа жизни;

  • организовать активную практику юных инструкторов по туризму, выполнение разрядных требований;




Место и условия реализации программы:


Профильная смена располагается в МОАУ СОШ № 17 г. Белогорска.

Профильная смена представляет собой городок, состоящий из 4 блоков: блока питания, информационно-досугового блока, спортивной зоны, туристского полигона.

Блок питания – школьная столовая.

Информационно-досуговый блок располагает пресс-центра, открытой эстрадой, информационным стендом.

В спортивной зоне расположена волейбольная площадка, поле для игры в лапту, футбольное поле.

Туристский полигон расположен на берегу озера в лесной зоне.

В педагогической сфере необходимыми условиями реализации программы

являются:

  • социальная направленность занятий, обмен опытом, возможность передачи полученных знаний и умений;

  • стимулирование развития творческой индивидуальности подростков, социально активной позиции, пропаганда культуры, здорового образа жизни;

  • активная социальная позиция и личный пример педагога.






Содержание программы:


Программа рассчитана на подростков 11-16 лет.

Программа обеспечивает возможность участия каждого ребенка в важнейших видах человеческой деятельности: коммуникативной, спортивной, трудовой, познавательной, игровой, эстетической, образовательной.

Такие характеристики временного детского коллектива, как сборность состава, кратковременность существования, относительная автономность, коллективность жизнедеятельности, завершенность деятельности и развития коллектива, предельная эмоциональность событий оказывают существенное позитивное влияние на поведение юношей и девушек, на организацию жизни отряда, реализацию его функций и воспитательных возможностей.

Вместе с тем, факторами стрессовой ситуации для подростков являются: оторванность от привычной среды обитания; относительное сужение круга общения; необходимость учитывать особенности характера и поведения малознакомых людей; отсутствие привычных развлечений; ограничение коммуникативных возможностей (привычных средств связи); ограничение транспортных возможностей; неблагоприятные погодные условия; значительные физические нагрузки; наличие кровососущих насекомых.

Содержание деятельности и механизм реализации программы описывают модули: организационный, оздоровительный, образовательный, культурно-досуговый, педагогический.

Организационный модуль представлен системой дел: самообслуживания, отработке элементарных режимных моментов, коллективной выработке правил, норм и традиций жизни в профильной смене. Питание организовано в школьной столовой (завтрак, обед). Проводится конкурс навыков организации туристского быта «Семь Пятниц на неделе» (конкурс обустройства и оформления профильной смены, конкурс песочных фигур; конкурс туристских самоделок; конкурс на самый оригинальный головной убор «Парад панам»).

Оздоровительный модуль реализуется через активный отдых на берегу озера; максимальное пребывание детей на открытом воздухе с использованием природных факторов внешней среды; правильная организация подвижных спортивных игр, прогулок, некоторых видов трудовых процессов; сочетание подвижных и спортивных игр с тонизирующей и тренирующей нагрузкой; комплекс спортивных соревнований: (водное поло, регби, волейбол, футбол, армрестлинг, лапта); постоянно действующий туристский полигон; радиальные походы; специальные занятия (купание, закаливающие процедуры, основы массажа и аутотренинга, траволечение и под.); медицинский контроль над спортивной работой с детьми.

Образовательный модуль включает реализацию подпрограмм по основам туристской техники, спортивному ориентированию, экологии, фенологии, популярной астрономии, первой медицинской помощи и траволечению, туристской песне и др. Особое место в образовательных программах занимает Веревочный курс – командный тренинг.

Содержание подпрограмм учитывает разный уровень осведомленности, эрудированности, подготовленности, физических возможностей, опыта и личных притязаний ребенка по данному направлению и предоставляет подростку возможность выбора не только направления, но и своей исходной и конечной ступени в освоении этой программы.

Основы туртехники:

установка палатки, укладка рюкзака, вязание узлов, спуск-подъем, преодоление препятствий, техника безопасности, костер.

Спортивное ориентирование, Веревочный курс, Экология и фенология, Популярная астрономия, Первая медицинская помощь, Туристская песня.



Культурно-досуговый модуль предполагает проведение ряда массовых развлекательных дел, Игр Посейдона, праздника Ивана Купалы, конкурсов, интеллектуальных игр, встреч с интересными людьми.


Принципы организации деятельности:
  • принцип системности, реализующий единство, взаимосвязь и преемственность целей, задач, содержания, форм и методов организации основных сфер жизнедеятельности детей и педагогического коллектива;

  • принцип компетентности педагогов, обеспечивающий достоверность и достойный уровень предлагаемой информации в рамках образовательных подпрограмм;

  • принцип вариативности, обеспечивающий построение и функционирование различных образовательных и воспитательных программ и подпрограмм в зависимости от контингента детей и взрослых, социального окружения, национальных традиций и других особенностей;

  • принцип содержательной деятельности, обеспечивающий содержательность, общественную необходимость и важность, социальную нужность деятельности, ее многообразие, нестандартность, насыщенность, лежащие в основе индивидуальной и коллективной совместной деятельности;

  • принцип мажора и тонуса, реализующийся в организации эмоционально яркой, увлекательной, общественно-признанной, радостной, приносящей удовлетворение и способствующей успешности деятельности;

  • принцип игры и романтики, отвечающий душевным потребностям ребенка и соответствующий его возрастным особенностям;

  • принцип безусловной безопасности, обеспечивающий полную всестороннюю безопасность и защиту ребенка и его прав;

  • принцип свободы выбора, определяющий свободу выбора деятельности, коллектива, педагога, как необходимое условие самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка.


Примерный распорядок дня:


8.00 –сбор детей

8.10 – зарядка

8.30 – завтрак

9.00 – Школа Робинзона:

туртехника ориентирование установка палатки

лапта медицина туристские песни

13.30 – обед

14.00 – время тишины: послеобеденный отдых,

занятия по выбору,

фенологические экскурсии,

интеллектуальные игры,

песенные часы,

громкое чтение книг о путешественниках, изыскателях, туристах,

15.00 – уход домой


Благоприятный психологический климат, созданный педагогическим коллективом, природными условиями, атмосфера игры и романтики, красивая символика, богатейший песенный и поэтический арсенал позволяют решать поставленные задачи с большим педагогическим эффектом и на высоком эмоциональном уровне.

Механизм реализации программы:


Организационный период в профильном краткосрочном лагере максимально сжат по времени –1, реже 1,5 дня. На этом этапе происходит:

  • адаптация ребенка не только к новому коллективу, но питание, общение;
  • интенсивный процесс знакомства ребенка с новым социальным окружением, с предстоящей деятельностью;
  • создание условий для осознанного принятия детьми, подростками правил, норм, требований в лагере, его законов, уклада жизни;
  • проведение психолого-педагогической диагностики интересов, возможностей и способностей ребят;
  • формирование основ со-управления в детском объединении; реализация совместной разносторонней деятельности по определению перспектив жизнедеятельности участников смены в программе профильной смены.

Акцент – на внутриотрядной работе, внутригрупповом общении, соревновательный компонент практически отсутствует.

Основной период сжат до 3-3,5 дней. Период личностной самореализации ребенка посредством активного участия в разнообразной образовательной, спортивно-досуговой и оздоровительной деятельности. Интенсивная подготовка по профилю – освоение практических умений техники туризма, спортивного ориентирования.

Заключительный период смены – это 6-7 день пребывания детей. Полуфинальные и финальные встречи по игровым видам спорта, туристская полоса препятствий или контрольно-туристский маршрут. Подведение итогов и анализ, самоаттестация каждого ребенка. Диагностика «на выходе». Прощальный огонёк и прощальные «чудеса» на память. Последнее построение, вручение наград и сувениров, прощание и уход детей из лагеря.

Материально-техническое обеспечение программы:


Для реализации программы необходимы: палатка, матрасы, пенополиуретановые коврики, костровые принадлежности, емкость для питьевой воды. Необходим набор туристского снаряжения, страховочных систем, спортивного инвентаря.




Проектируемый результат реализации программы


После пребывания в профильном туристском лагере участники должны овладеть минимумом следующих знаний и умений:


В сфере общего оздоровления и укрепления организма

Знать:

  • основные способы укрепления и сохранения здоровья, закаливания организма;

  • правила личной гигиены в лагере, походе;

Уметь:

  • адекватно реагировать на проживание в неблагоприятных погодных условиях;

  • применять элементарные формы самоконтроля;

  • проводить утреннюю физическую зарядку;


В сфере экологии и природоохранной деятельности:

Знать:

  • правила поведения на природе;

  • основные лекарственные, охраняемые растения родного края;

  • основные признаки изменения погоды;

  • последствия влияния различного рода человеческой деятельности на экологическое равновесие;

  • простейшие приемы тушения лесных пожаров;

Уметь:

  • грамотно устранять последствия своего пребывания в лесу, в горах, на воде;

  • оказывать необходимую природоохранную помощь лесничествам, заповедникам;

В сфере организации досуга:

Знать:

  • правила поведения в коллективе, позволяющие каждому достичь самореализации, не ущемляя прав и достоинства другого;

  • подвижные и интеллектуальные игры для организации свободного времени в детской, подростковой среде;

  • 12-15 песен туристских и самодеятельных авторов;

Уметь:

  • сотрудничать с ровесниками и педагогом по разработке сценариев и культмассовых дел;

  • проводить несложные игры и конкурсы среди сверстников и ребят младшего возраста;


В сфере организации туристской безопасности:

Знать:

  • правила безопасного поведения в природных условиях;

  • возможные экстремальные ситуации, причины их возникновения, способы преодоления;

  • основные приемы оказания первой медицинской помощи в условиях туристического похода, приемы профилактики потертостей, наминов;

Уметь:

  • правильно и безопасно применять туристское снаряжение;

  • устраивать укрытия в полевых и лесных условиях;

  • оказывать простейшую само- и взаимопомощь при наиболее распространенных травмах и заболеваниях;

  • организовывать транспортировку пострадавшего с помощью подручных средств;


В сфере повышения туристско-спортивного мастерства:

Знать:

  • основные приемы ориентирования на местности, понятия азимута и масштаба, отличия плана и карты, отличия топографических и спортивных карт;

  • устройство и правила пользования компасом;

  • параметры контроля качества глазомерной топографической съемки местности;

  • правила соревнований по туристскому многоборью;

  • туристские узлы, основные приемы организации страховки и самостраховки;

  • правила игры в русскую лапту;

Уметь:

  • определить стороны горизонта по компасу, солнцу, местным предметам;

  • ориентировать карту при помощи компаса;

  • определять азимуты на заданные ориентиры;

  • выдерживать заданное направление при движении по азимуту;

  • осуществлять простейшую глазомерную съемку участка местности;

  • измерять расстояния и высоты на местности;

  • составлять «временную ленту» маршрута;

  • ходить в туристском строю, соблюдая установленные интервал и порядок движения;

  • преодолевать природные препятствия различными способами;

  • грамотно и безопасно применять туристское снаряжение, страховочное оборудование.

В целом, в итоге успешной реализации программы ожидается получить следующие результаты:

  • качественное, эмоционально насыщенное оздоровление; закрепление навыков здорового образа жизни;

  • обогащение опыта успешной реализации образовательных подпрограмм, расширения информационного поля и практических навыков отдыхающих подростков, формирования мотивации саморазвития личности;

  • приобретение подростками нового социального опыта;

  • привлечение к занятиям туризмом все более широкого круга подростков; овладение подростками конкретными практическими навыками туристической техники, ориентирования, самозащиты, помощи, страховки, спасения, выживания в природных и экстремальных условиях;

  • воспитание толерантных отношений, преодоление барьеров в общении молодежи, создание условий для решения психологических проблем подростковой среды, атмосферы доверия и чувства защищенности перед невзгодами жизни, обретение подростками уверенности в своих силах;

  • установление полезных контактов среди сверстников, взаимообогащение опытом, налаживание культурных дружеских связей между молодежными объединениями;

  • формирование положительной мотивации на активные занятия в течение года спортом, туризмом, на деятельность в секциях и кружках туристских клубов; приобщение к здоровому образу жизни; дальнейшее развитие системы туристских кружков;

  • результаты наблюдений и исследований психологического климата в отряду и динамики эмоционального состояния участников смены;


Социально-экономическая эффективность

реализации программы состоит:


  • в оздоровлении детей.

  • в противодействии негативным социальным процессам, таким как распространение наркомании, табакокурения, детского алкоголизма, рост криминогенности не только в результате организации позитивной воспитывающей среды, но и посредством простого рассредоточения большого количества нетрудоустроенной летом молодежи, что значительно снижает риск возникновения асоциальных явлений в подростковой среде;

  • в облегчении социализации личности будущего гражданина в современном обществе через формирование ценности ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества, через освоение основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений;

  • в обеспечении социальной мобильности подростка в обществе через поддержку наиболее активных и талантливых ребят, независимо от социального происхождения, через освоение возможностей быстрой смены социальных ролей и позиций в совместной деятельности;

  • в установлении положительных контактов с ровесниками, что позволяет быстрее и безболезненнее адаптироваться.

  • в развитии и совершенствовании системы детского туризма, спорта.

Перспективы развития программы

Деятельность профильной смены рассчитана на перспективу, включающую дальнейшее развитие системы детского оздоровления и туристско-краеведческой работы с подростками, а именно:

  • создание лагерей по туризму;

  • развитие других видов туризма за счет привлечения специалистов и организации профильных инструкторских смен (водный, спелео, велотуризм, спортивное ориентирование);


10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа спортивной профильной смены

Автор: Костюченко Геннадий Григорьевич

Дата: 19.03.2017

Номер свидетельства: 401499

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Программа "Патриот" областной оборонно-спортивной профильной смены "
    ["seo_title"] => string(66) "proghramma-patriot-oblastnoi-oboronno-sportivnoi-profil-noi-smieny"
    ["file_id"] => string(6) "158743"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421779200"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) ""Каникулы" программа организации каникулярного отдыха "
    ["seo_title"] => string(57) "kanikuly-proghramma-orghanizatsii-kanikuliarnogho-otdykha"
    ["file_id"] => string(6) "111250"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407298966"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Лагерь "Живой родник" "
    ["seo_title"] => string(21) "laghier-zhivoi-rodnik"
    ["file_id"] => string(6) "202355"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429230881"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства