Организация отдыха и оздоровления детей в летний период стала неотъемлемой частью социальной политики государства.
Принципиальную важность имеют последние решения Правительства и лично Президента страны, касающиеся усиления деятельности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних подростков, организации их трудовой занятости, привлечению к здоровому образу жизни, воспитанию патриотизма и гражданской позиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа спортивной профильной смены»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 17 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»
676850 Амурская обл, г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59, e-mail: school17@mail.ru
ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ
ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ
«МЫ ТУРИСТЫ»
11-16 лет
Учитель физической культуры
Геннадий Григорьевич Костюченко
2017 год
Оглавление:
Обоснование программы 3
Цель и задачи программы 4
Место и условия реализации 4
Содержание программы 5
Механизм реализации программы 7
Материально-техническое обеспечение программы 7
Проектируемый результат программы 8
Социально-экономический эффект реализации программы 9
Перспективы развития программы 10
Обоснование программы:
Организация отдыха и оздоровления детей в летний период стала неотъемлемой частью социальной политики государства. Принципиальную важность имеют последние решения Правительства и лично Президента страны, касающиеся усиления деятельности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних подростков, организации их трудовой занятости, привлечению к здоровому образу жизни, воспитанию патриотизма и гражданской позиции. Приоритетность Национального проекта «Образование», внесённые в Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» изменения ярко демонстрируют актуальность организации летнего отдыха и оздоровления детей Особенно остро эта проблема касается старших подростков. Летний отдых детей не отличается разнообразием: образовательный туризм практически недоступен, поскольку место проживания слишком отдалено от культурно-исторических центров. Необходимость же отдыха детей, отвлеченного от повседневного домашнего труда; пусть импульсивного, но все-таки оздоровления; эмоциональной разрядки; смены, а порой иломки стереотипов и штампов в поведении подростков,- все более возрастает.
Неистребима и тяга молодых сердец к романтике и приключениям, настоящей дружбе и настоящему делу - всему тому, чего им так не хватает в повседневной школьной жизни.
Одной из форм организации летнего отдыха старших подростков являются профильные молодёжные смены.
Возможно решение целого ряда важнейших вопросов, связанных с формированием социально-активной жизненной позиции будущего гражданина и развитием личности подростка в целом.
К ним относятся: закрепление у детей уже имеющихся и формирование новых навыков самообслуживания; овладение способами укрепления и сохранения своего здоровья; усвоение подростками знаний и развитие умений в сфере трудовой деятельности и организации туристского быта; профилактика асоциального поведения подростков; овладение опытом межличностного общения и организации досуга; развитие важнейших личностных качеств, таких как воля, выносливость, самоконтроль.
Цель программы:
Организация активного отдыха и оздоровления подростков посредством разносторонней деятельности туристской смены.
Задачи:
организовать отдых детей с использованием всего комплекса оздоравливающих воздействий: природных (река, песчаный пляж, лес, витаминное питание), лечебно-спортивных (плавание, туризм, закаливание, спортивные игры), психологических (смена обстановки, освоение новых форм и норм общения, высокий эмоциональный тонус);
создать условия для возникновения и позитивного развития временных детских коллективов в отрядах;
реализовать образовательные подпрограммы;
создать условия для развития ребячьей инициативы, коммуникативных и лидерских качеств подростков, воспитания толерантных отношений;
создать условия для реализации разносторонних и разноуровневых интересов подростков в сфере досуга, отдыха, спорта, игры, коллективной творческой деятельности на основе свободного выбора этой деятельности;
сформировать основы прикладных туристских умений и навыков, навыков организации и поддержания туристского полевого быта, закрепить навыки самообслуживания и общежития;
закрепить навыки здорового образа жизни;
организовать активную практику юных инструкторов по туризму, выполнение разрядных требований;
Место и условия реализации программы:
Профильная смена располагается в МОАУ СОШ № 17 г. Белогорска.
Профильная смена представляет собой городок, состоящий из 4 блоков: блока питания, информационно-досугового блока, спортивной зоны, туристского полигона.
Блок питания – школьная столовая.
Информационно-досуговый блок располагает пресс-центра, открытой эстрадой, информационным стендом.
В спортивной зоне расположена волейбольная площадка, поле для игры в лапту, футбольное поле.
Туристский полигон расположен на берегу озера в лесной зоне.
В педагогической сфере необходимыми условиями реализации программы
являются:
социальная направленность занятий, обмен опытом, возможность передачи полученных знаний и умений;
стимулирование развития творческой индивидуальности подростков, социально активной позиции, пропаганда культуры, здорового образа жизни;
активная социальная позиция и личный пример педагога.
Содержание программы:
Программа рассчитана на подростков 11-16 лет.
Программа обеспечивает возможность участия каждого ребенка в важнейших видах человеческой деятельности: коммуникативной, спортивной, трудовой, познавательной, игровой, эстетической, образовательной.
Такие характеристики временного детского коллектива, как сборность состава, кратковременность существования, относительная автономность, коллективность жизнедеятельности, завершенность деятельности и развития коллектива, предельная эмоциональность событий оказывают существенное позитивное влияние на поведение юношей и девушек, на организацию жизни отряда, реализацию его функций и воспитательных возможностей.
Вместе с тем, факторами стрессовой ситуации для подростков являются: оторванность от привычной среды обитания; относительное сужение круга общения; необходимость учитывать особенности характера и поведения малознакомых людей; отсутствие привычных развлечений; ограничение коммуникативных возможностей (привычных средств связи); ограничение транспортных возможностей; неблагоприятные погодные условия; значительные физические нагрузки; наличие кровососущих насекомых.
Содержание деятельности и механизм реализации программы описывают модули: организационный, оздоровительный, образовательный, культурно-досуговый, педагогический.
Организационный модуль представлен системой дел: самообслуживания, отработке элементарных режимных моментов, коллективной выработке правил, норм и традиций жизни в профильной смене. Питание организовано в школьной столовой (завтрак, обед). Проводится конкурс навыков организации туристского быта «Семь Пятниц на неделе» (конкурс обустройства и оформления профильной смены, конкурс песочных фигур; конкурс туристских самоделок; конкурс на самый оригинальный головной убор «Парад панам»).
Оздоровительный модуль реализуется через активный отдых на берегу озера; максимальное пребывание детей на открытом воздухе с использованием природных факторов внешней среды; правильная организация подвижных спортивных игр, прогулок, некоторых видов трудовых процессов; сочетание подвижных и спортивных игр с тонизирующей и тренирующей нагрузкой; комплекс спортивных соревнований: (водное поло, регби, волейбол, футбол, армрестлинг, лапта); постоянно действующий туристский полигон; радиальные походы; специальные занятия (купание, закаливающие процедуры, основы массажа и аутотренинга, траволечение и под.); медицинский контроль над спортивной работой с детьми.
Образовательный модуль включает реализацию подпрограмм по основам туристской техники, спортивному ориентированию, экологии, фенологии, популярной астрономии, первой медицинской помощи и траволечению, туристской песне и др. Особое место в образовательных программах занимает Веревочный курс – командный тренинг.
Содержание подпрограмм учитывает разный уровень осведомленности, эрудированности, подготовленности, физических возможностей, опыта и личных притязаний ребенка по данному направлению и предоставляет подростку возможность выбора не только направления, но и своей исходной и конечной ступени в освоении этой программы.
Основы туртехники:
установка палатки, укладка рюкзака, вязание узлов, спуск-подъем, преодоление препятствий, техника безопасности, костер.
Спортивное ориентирование, Веревочный курс, Экология и фенология, Популярная астрономия, Первая медицинская помощь, Туристская песня.
Культурно-досуговый модуль предполагает проведение ряда массовых развлекательных дел, Игр Посейдона, праздника Ивана Купалы, конкурсов, интеллектуальных игр, встреч с интересными людьми.
Принципы организации деятельности:
принцип системности, реализующий единство, взаимосвязь и преемственность целей, задач, содержания, форм и методов организации основных сфер жизнедеятельности детей и педагогического коллектива;
принцип компетентности педагогов, обеспечивающий достоверность и достойный уровень предлагаемой информации в рамках образовательных подпрограмм;
принцип вариативности, обеспечивающий построение и функционирование различных образовательных и воспитательных программ и подпрограмм в зависимости от контингента детей и взрослых, социального окружения, национальных традиций и других особенностей;
принцип содержательной деятельности, обеспечивающий содержательность, общественную необходимость и важность, социальную нужность деятельности, ее многообразие, нестандартность, насыщенность, лежащие в основе индивидуальной и коллективной совместной деятельности;
принцип мажора и тонуса, реализующийся в организации эмоционально яркой, увлекательной, общественно-признанной, радостной, приносящей удовлетворение и способствующей успешности деятельности;
принцип игры и романтики, отвечающий душевным потребностям ребенка и соответствующий его возрастным особенностям;
принцип безусловной безопасности, обеспечивающий полную всестороннюю безопасность и защиту ребенка и его прав;
принцип свободы выбора, определяющий свободу выбора деятельности, коллектива, педагога, как необходимое условие самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка.
Примерный распорядок дня:
8.00 –сбор детей
8.10 – зарядка
8.30 – завтрак
9.00 – Школа Робинзона:
туртехника ориентирование установка палатки
лапта медицина туристские песни
13.30 – обед
14.00 – время тишины: послеобеденный отдых,
занятия по выбору,
фенологические экскурсии,
интеллектуальные игры,
песенные часы,
громкое чтение книг о путешественниках, изыскателях, туристах,
15.00 – уход домой
Благоприятный психологический климат, созданный педагогическим коллективом, природными условиями, атмосфера игры и романтики, красивая символика, богатейший песенный и поэтический арсенал позволяют решать поставленные задачи с большим педагогическим эффектом и на высоком эмоциональном уровне.
Механизм реализации программы:
Организационный период в профильном краткосрочном лагере максимально сжат по времени –1, реже 1,5 дня. На этом этапе происходит:
адаптация ребенка не только к новому коллективу, но питание, общение;
интенсивный процесс знакомства ребенка с новым социальным окружением, с предстоящей деятельностью;
создание условий для осознанного принятия детьми, подростками правил, норм, требований в лагере, его законов, уклада жизни;
проведение психолого-педагогической диагностики интересов, возможностей и способностей ребят;
формирование основ со-управления в детском объединении; реализация совместной разносторонней деятельности по определению перспектив жизнедеятельности участников смены в программе профильной смены.
Акцент – на внутриотрядной работе, внутригрупповом общении, соревновательный компонент практически отсутствует.
Основной период сжат до 3-3,5 дней. Период личностной самореализации ребенка посредством активного участия в разнообразной образовательной, спортивно-досуговой и оздоровительной деятельности. Интенсивная подготовка по профилю – освоение практических умений техники туризма, спортивного ориентирования.
Заключительный период смены – это 6-7 день пребывания детей. Полуфинальные и финальные встречи по игровым видам спорта, туристская полоса препятствий или контрольно-туристский маршрут. Подведение итогов и анализ, самоаттестация каждого ребенка. Диагностика «на выходе». Прощальный огонёк и прощальные «чудеса» на память. Последнее построение, вручение наград и сувениров, прощание и уход детей из лагеря.
Материально-техническое обеспечение программы:
Для реализации программы необходимы: палатка, матрасы, пенополиуретановые коврики, костровые принадлежности, емкость для питьевой воды. Необходим набор туристского снаряжения, страховочных систем, спортивного инвентаря.
Проектируемый результат реализации программы
После пребывания в профильном туристском лагере участники должны овладеть минимумом следующих знаний и умений:
В сфере общего оздоровления и укрепления организма
Знать:
основные способы укрепления и сохранения здоровья, закаливания организма;
правила личной гигиены в лагере, походе;
Уметь:
адекватно реагировать на проживание в неблагоприятных погодных условиях;
применять элементарные формы самоконтроля;
проводить утреннюю физическую зарядку;
В сфере экологии и природоохранной деятельности:
Знать:
правила поведения на природе;
основные лекарственные, охраняемые растения родного края;
основные признаки изменения погоды;
последствия влияния различного рода человеческой деятельности на экологическое равновесие;
простейшие приемы тушения лесных пожаров;
Уметь:
грамотно устранять последствия своего пребывания в лесу, в горах, на воде;
оказывать необходимую природоохранную помощь лесничествам, заповедникам;
В сфере организации досуга:
Знать:
правила поведения в коллективе, позволяющие каждому достичь самореализации, не ущемляя прав и достоинства другого;
подвижные и интеллектуальные игры для организации свободного времени в детской, подростковой среде;
12-15 песен туристских и самодеятельных авторов;
Уметь:
сотрудничать с ровесниками и педагогом по разработке сценариев и культмассовых дел;
проводить несложные игры и конкурсы среди сверстников и ребят младшего возраста;
В сфере организации туристской безопасности:
Знать:
правила безопасного поведения в природных условиях;
возможные экстремальные ситуации, причины их возникновения, способы преодоления;
основные приемы оказания первой медицинской помощи в условиях туристического похода, приемы профилактики потертостей, наминов;
Уметь:
правильно и безопасно применять туристское снаряжение;
устраивать укрытия в полевых и лесных условиях;
оказывать простейшую само- и взаимопомощь при наиболее распространенных травмах и заболеваниях;
организовывать транспортировку пострадавшего с помощью подручных средств;
В сфере повышения туристско-спортивного мастерства:
Знать:
основные приемы ориентирования на местности, понятия азимута и масштаба, отличия плана и карты, отличия топографических и спортивных карт;
устройство и правила пользования компасом;
параметры контроля качества глазомерной топографической съемки местности;
правила соревнований по туристскому многоборью;
туристские узлы, основные приемы организации страховки и самостраховки;
правила игры в русскую лапту;
Уметь:
определить стороны горизонта по компасу, солнцу, местным предметам;
ориентировать карту при помощи компаса;
определять азимуты на заданные ориентиры;
выдерживать заданное направление при движении по азимуту;
осуществлять простейшую глазомерную съемку участка местности;
измерять расстояния и высоты на местности;
составлять «временную ленту» маршрута;
ходить в туристском строю, соблюдая установленные интервал и порядок движения;
преодолевать природные препятствия различными способами;
грамотно и безопасно применять туристское снаряжение, страховочное оборудование.
В целом, в итоге успешной реализации программы ожидается получить следующие результаты:
обогащение опыта успешной реализации образовательных подпрограмм, расширения информационного поля и практических навыков отдыхающих подростков, формирования мотивации саморазвития личности;
приобретение подростками нового социального опыта;
привлечение к занятиям туризмом все более широкого круга подростков; овладение подростками конкретными практическими навыками туристической техники, ориентирования, самозащиты, помощи, страховки, спасения, выживания в природных и экстремальных условиях;
воспитание толерантных отношений, преодоление барьеров в общении молодежи, создание условий для решения психологических проблем подростковой среды, атмосферы доверия и чувства защищенности перед невзгодами жизни, обретение подростками уверенности в своих силах;
установление полезных контактов среди сверстников, взаимообогащение опытом, налаживание культурных дружеских связей между молодежными объединениями;
формирование положительной мотивации на активные занятия в течение года спортом, туризмом, на деятельность в секциях и кружках туристских клубов; приобщение к здоровому образу жизни; дальнейшее развитие системы туристских кружков;
результаты наблюдений и исследований психологического климата в отряду и динамики эмоционального состояния участников смены;
Социально-экономическая эффективность
реализации программы состоит:
в оздоровлении детей.
в противодействии негативным социальным процессам, таким как распространение наркомании, табакокурения, детского алкоголизма, рост криминогенности не только в результате организации позитивной воспитывающей среды, но и посредством простого рассредоточения большого количества нетрудоустроенной летом молодежи, что значительно снижает риск возникновения асоциальных явлений в подростковой среде;
в облегчении социализации личности будущего гражданина в современном обществе через формирование ценности ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества, через освоение основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений;
в обеспечении социальной мобильности подростка в обществе через поддержку наиболее активных и талантливых ребят, независимо от социального происхождения, через освоение возможностей быстрой смены социальных ролей и позиций в совместной деятельности;
в установлении положительных контактов с ровесниками, что позволяет быстрее и безболезненнее адаптироваться.
в развитии и совершенствовании системы детского туризма, спорта.
Перспективы развития программы
Деятельность профильной смены рассчитана на перспективу, включающую дальнейшее развитие системы детского оздоровления и туристско-краеведческой работы с подростками, а именно:
создание лагерей по туризму;
развитие других видов туризма за счет привлечения специалистов и организации профильных инструкторских смен (водный, спелео, велотуризм, спортивное ориентирование);