- организация тематических занятий, игр, семинаров и т.д.
- проведение творческих конкурсов
Авторы проекта
Методическое объединение краеведения начальник лагеря Булгутов В.Д.
Название проводящей организации
МБОУ ДОД ЦДТ
Адрес организации
671640, Республика Бурятия, Курумканский район, с. Курумкан, ул. Ленина 37, корпус 3, тел./факс: 8(30149) 41-5-24, e-mail: oyunachim@mail.ru
Место проведения
671640, Республика Бурятия, Курумканский район, с. Курумкан, ул. Ленина 37, корпус 3, тел./факс: 8(30149) 41-5-24, e-mail: oyunachim@mail.ru
Количество участников
15 человек
Сроки проведения
10.06.-16.06.2013
Количество смен
одна
Кадры
Воспитатели - 4
Начальник лагеря - 1
Участники проекта
Школьники 10-14лет
Условия размещения участников
Лагерь дневного пребывания
Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь. Китайская пословица
Пояснительная записка
В период перехода на новые учебные планы и программы, особое значение приобретают вопросы гармонизации взаимоотношений общества с окружающей средой, становления и формирования ответственного отношения к ней. Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Формирование экологического мировоззрения людей гораздо легче и эффективнее происходит на ранних этапах развития личности, когда закладываются основные представления о природе и обществе. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы.
Профильный краеведческий лагерь – одна из наиболее эффективных форм экологического и краеведческого образования и воспитания, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования; изучение краеведческого материала в тесной связи с историей и культурой своего края.
Работа краеведческого лагеря позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования.
Данный лагерь предназначен для воспитания экологической и краеведческой культуры и получения дополнительных знаний в области экологии, краеведения разновозрастной группой детей и подростков, получивших первоначальные знания на уроках природоведения, окружающего мира, истории.
Максимально широкий спектр возможных творческих и познавательных мастер-классов способствует развитию у детей различных умений и навыков для исследовательской работы.
В программу работы профильного краеведческого лагеря включается изучение теоретических вопросов, направленных на систематизацию и обобщение имеющихся базовых знаний. Для изучения истории, природы родного края и экологических проблем конкретной территории планируются тематические и комплексные экскурсии.
Используя методику коллективных творческих дел, дети и подростки примут участие в практических природоохранных акциях и эколого-просветительской деятельности, в подготовке и проведении интеллектуальных игр, викторин, конкурсов и других мероприятий. С учетом интересов учащихся в лагере организуются отряды, на занятиях которых учащиеся получат теоретические знания и практические навыки по выбранному направлению, будут проводить наблюдения в природе по индивидуальным заданиям. Каждый отряд будет иметь свою программу деятельности.
Роль педагогов, воспитателей-кураторов – это стимулирование ребенка к расширению круга своих интересов и исследованию новых для себя направлений
деятельности. Важно – пробудить в детях исследовательский интерес. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым школьник может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретенный опыт.
Данная программа краеведческого лагеря является логическим продолжением образовательного процесса.
Профильный краеведческий лагерь дневного пребывания организуется на базе МБОУ ДОД ЦДТ в период летних каникул (поток – 7 дней)
Лагерь формируется из числа воспитанников в возрасте от 10 до 14 лет, мотивированных на изучение биологии, географии, истории и краеведения
В лагере ведётся работа по трём направлениям:
образовательно-содержательное (краеведческое);
воспитательное;
спортивно-оздоровительное направление
Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы.
Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.
Спортивно-оздоровительные мероприятия включают встречи с медицинскими работниками, проведение спортивных мероприятий и ежедневной утренней зарядки, минут здоровья.
Теоретическая часть программы лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, краеведения но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для проведения исследовательской работы, а именно: теоретические и практические навыки написания и оформления работ, подготовка презентаций, разработка и выступлений и непосредственно выступления.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, ролевые игры и семинары, защиту научных работ-проектов, мастер-класы, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение населенных пунктов и школы, очистка рек. Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения эколого-краеведческих экспедиций, с учётом возрастных особенностей.
Деятельность лагеря строится в соответствии с нормативно – правовыми документами:
1. Положение о лагере с дневным пребыванием.
2. Конвенция о правах ребёнка.
3. Постановления министерств и ведомств «Об организации летнего отдыха».
4. Программа лагеря.
5. Приказы отдела образования «О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков летом ».
6. План работы лагеря дневного пребывания.
Условия реализации программы:
1. Материально-технические условия предусматривают: финансирование за счёт средств бюджета и наличие приспособленной базы на 15 детей, 4 педагогов.
2. Кадровые условия. В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- директор центра обеспечивающий организацию лагеря .
- начальник лагеря, руководителя программы, координирующий работу по выполнению программы.
- воспитатели, обеспечивающие выполнение программы лагеря.
3. методические условия предусматривают: наличие необходимой документации, программы деятельности и плана работы на поток, проведение и организацию работы в лагере с дневным пребыванием.
Содержание деятельности.
Экскурсии, интеллектуальные игры, конкурсы, развлекательно-познавательные мероприятия, спортивные игры и т.д.
Основной состав лагеря
Лагерь комплектуется из 15 воспитанников МБОУ ДОД ЦДТ
Сотрудники лагеря:
Директор МБОУ ДОД ЦДТ: Берельтуев Сергей Очирович
Начальник лагеря: Булгутов Владимир Доржиевич
Галсанова О.Д. – воспитатель
Чимтцыренов Ц.Ш. – воспитатель
Буянова Р.С.- воспитатель
Малаханова Т.Г. – воспитатель/ посудница
Концептуальные основы деятельности.
Цель:
1. Воспитание патриотизма, экологической культуры, формирование у детей краеведческих знаний и умений; создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной; развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края.
2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству, включение детей в социально значимую деятельность.
3. Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул.
Задачи:
1. Приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;
- изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения;
- изучение культурно-исторического аспекта жизни поселения.
2. Развить творческие, исследовательские способности личности ребёнка:
- вовлечение каждого участника смены в процесс организации коллективно–творческой и исследовательской деятельности;
- развитие инициативы и самостоятельности
- включение ребёнка в различные виды деятельности с учетом его возможностей и интересов;
5. Оздоровить школьников:
- формирование у детей здорового образа жизни, его ценностей,
- содействие нормальному физическому развитию.
Принципы деятельности лагеря.
1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: посильность и конкретность любой деятельности для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений и вредных привычек, формирование чувства ответственности за свои поступки и действия.
4. Принцип сочетания воспитательных мероприятий с экологической деятельностью детей предусматривает; режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Механизм реализации программы.
I Подготовительный этап:
1 Подбор педагогических кадров
2 Комплектование отряда
3 Разработка и оформление документации
II. Организационный этап:
1 Знакомство
2 Выявление и постановка целей развития коллектива и личности
3 Сплочение воспитанников
4 Формирование законов и условий совместной жизнедеятельности
5 Подготовка к дальнейшей жизнедеятельности по Программе
III. Основной этап
1 Содружество детей и взрослых
2 Коллективная и индивидуальная исследовательская деятельность
3 Личностный рост воспитанников
4 Мониторинг жизнедеятельности коллектива, развития личности воспитанников
IV. Заключительный этап:
1 Психолого-социально-педагогический анализ результатов
Календарный план работы профильного краеведческого лагеря при
МБОУ ДОД ЦДТ
Дни
Мероприятие
1 день
Линейка. Организационное мероприятие- собрание «Здравствуй, лагерь!»- план работы, принятие правил поведения в лагере. Заполнение анкет. Отв. Галсанова О.Д.
Операция «Уют»- обустройство и оформление лагеря, подготовка к открытию лагеря. Отв: Галсанова О.Д. и Буянова Р.С.
Праздник открытия лагеря «Мы начинаем…» Отв. Буянова Р.С.
2 день
Игра «Путешествие по родной стране» Отв. Буянова Р.С.
Экскурсия в 18-й Курумканский отряд ГПС «Знакомство с пожарной техникой и пожарным техническим вооружением»
Отв. Булгутов В.Д.
Беседа «Профилактика правонарушений»
3 день
Экскурсия по Центральной детской библиотеке
Отв.Галсанова О.Д.
Беседа о вреде курения, наркотиков и алкоголя
Подвижные игры на воздухе «Народные забавы»
Отв. Галсанова О.Д.
4 день
Экскурсия в районный историко-краеведческий музей. Отв.Чимитцыренов Ц.Ш.
Подвижные игры на воздухе. Отв. Галсанова О.Д.
5 день
Спортивный день. «Веселые старты».Настольный теннис, шахматы.
6 день
Викторина по краеведению «Умники и умницы».Отв.Булгутов В.Д. и Галсанова О.Д.
Музыкальный час. Танцевальный марафон. Отв. Буянова Р.С.
7 день
Экскурсия в районную МЦБ им. С. Д. Ангабаева. Отв.Галсанова О.Д.
Конкурс «Самый, самый, самый…». Подведение итогов. Отв: Галсанова О.Д. и Буянова Р.С.
Режим дня
1 день-10 июня
09.00-09.10 Утренняя зарядка
09.10-09.40 Завтрак
09.40-10.20 Линейка. Организационное мероприятие- собрание «Здравствуй, лагерь!»-план работы, принятие правил поведения в лагере. Заполнение анкет.
10.20-12.00 Операция «Уют»- обустройство и оформление лагеря, подготовка к открытию лагеря
12.00-13.00 Обед
13.00-14.30 Праздник открытия лагеря «Мы начинаем…»
2 день-11 июня
09.00-09.10 Утренняя зарядка
09.10-09.40 Завтрак
09.40-11.00 Игра «Путешествие по родной стране» (к Дню России)
11.00- 12.00 Беседа «Профилактика правонарушений»
12.00-13.00 Обед
13.00-14.30 Экскурсия в 18-й Курумканский отряд ГПС «Знакомство с пожарной техникой и пожарным техническим вооружением»
3 день-12 июня
09.00-09.10 Утренняя зарядка
09.10-09.40 Завтрак
09.40-12.00 Экскурсия по Центральной детской библиотеке
12.00-13.00 Обед
13.00-14.30 Подвижные игры на воздухе «Народные забавы»
4 день-13 июня
09.00-09.10 Утренняя зарядка
09.10-09.40 Завтрак
09.40-12.00 Экскурсия в районный историко-краеведческий музей.
12.00-13.00 Обед
13.00-14.30 Подвижные игры на воздухе
5 день-14 июня
09.00-09.10 Утренняя зарядка
09.10-09.40 Завтрак
09.40-12.00 «Веселые старты». Настольный теннис
12.00-13.00 Обед
13.00-14.30 Шахматы
6 день-15 июня
09.00-09.10 Утренняя зарядка
09.10-09.40 Завтрак
09.40-12.00 Викторина по краеведению «Умники и умницы».
12.00-13.00 Обед
13.00-14.30 Музыкальный час
7 день-16 июня
09.00-09.10 Утренняя зарядка
09.10-09.40 Завтрак
09.40-12.00 Экскурсия в районную МЦБ им. С. Д. Ангабаева.
12.00-13.00 Обед
13.00-14.30 Конкурс «Самый, самый, самый…». Подведение итогов
В лагере отдохнуло 15 воспитанников Центра. Из них: дети из неполных и многодетных семей- 4, из малообеспеченных семей-9 , дети-сироты-1, из обеспеченных семей-1.
Во избежание несчастных случаев, травм и ДТП воспитателями лагеря были проведены с детьми инструктажи по:
-технике безопасности при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий, спортивных мероприятий;
-правилам противопожарной безопасности;
-безопасности при перевозке учащихся, воспитанников, автомобильным транспортом;
-правилам безопасного поведения на реке и водоемах;
- правилам противоклещевой безопасности.
Воспитанники были распределены на 2 отряда: «СЭМ» и «Улыбка». Выпущены отрядные уголки, где были указаны название и девиз, речевка и песня отряда.
В соответствии с планом работы с воспитанниками были проведены следующие виды деятельности:
1.Оздоровительная - мероприятия по охране и укреплению здоровья детей (зарядка под руководством воспитателя, беседы о вреде курения, наркотиков и алкоголя, подвижные игры на воздухе)
2.Спортивно-культурная- день спорта и игр, танцевальный марафон.
3.Культурно-массовая – развлекательно - досуговые мероприятия: игры на знакомство и сплочение коллектива, игра «Путешествие по родной стране», посвященная Дню России, викторина по краеведению «Умники и умницы»,викторина по литературе, конкурс «Самый, самый, самый…».
4.Познавательно-краеведческие: экскурсии в пожарную часть, в центральную детскую и районные библиотеки, в районный историко- краеведческий музей.
Также проведена тематическая беседа «Профилактика правонарушений» с Янчиповым А.С. инспектором ПДН отдела полиции по Курумканскому району
За время пребывания в лагере ребята очень сдружились между собой и с воспитателями. В процессе организованной работы в летнем профильном лагере дети получили массу удовольствий, заряд бодрости и энергии, восстановили силы к новому учебному году.
Диагностическое обеспечение.
Входящая - диагностика проводится до начала смены и в организационный период с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных задач.
Цель:Изучение интереса учащихся.
Анкета на входе.
Диагностика интересов.
Ответив на вопросы анкеты, ты поможешь интересно организовать нам твой отдых в пришкольном лагере.
Чем вы любите заниматься в свободное время?
Любите ли вы петь и танцевать, какие по жанру песни и танцы предпочитаете?
Любите ли вы мастерить поделки своими руками, если «да», то из каких материалов?
В какие игры вы любите играть?
Каким видом спорта вы занимаетесь?
Какие телепередачи вы любите?
Чем бы вы хотели заняться летом?
Интересуетесь ли прошлым нашего села?
Спасибо за ответы!
Итоговая – диагностика проводится в итоговый период смены для того, чтобы судить о достижении цели программы (т.е. удалось ли организаторам смены создать максимально благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать в разновозрастном коллективе учащихся 10-16 лет).
Цель: определить степень удовлетворённости учащихся в пришкольным лагере. Анкета на выходе.
1. Хотелось бы тебе еще раз принять участие в краеведческой смене?
Да
Скорее да, чем нет
Затрудняюсь ответить
Скорее нет, чем да
Нет
2. Что для тебя было самым интересным в профильной смене?
Участие в конкурсах, концертах
Спортивные мероприятия
Экскурсии
Встречи с интересными людьми
Закрытие потока
Другое
3. Какие новые способности ты раскрыл в себе в лагере?
Поисковые
Спортивные
Организаторские
Затрудняюсь ответить
5. Твои предложения по проведению отдыха юных краеведов.
Режим дня
4 день
09.00-09.10 Утренняя зарядка
09.10-09.40 Завтрак
09.40-12.00 Экскурсия в районный историко-краеведческий музей.