Программа внеурочной деятельности социального напавления для 2, 3 и 4 классов. Программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и обеспечивает развитие УУД
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рекомендовано Научно–методическим советом Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, Протокол
№1 от 28 августа 2016 г.
Автор:
БурменскаяЛ.А.,учитель начальных классов, Сычева С.Н.,учитель начальных классов высшей категории,Пшеничникова Н.А., учитель начальных классов высшейкатегорииМКОУ «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
Бурменская Л.А., Сычева С.Н., Пшеничникова Н.А. Программа занятий внеурочной деятельности по профориентации «Мир профессий» для обучающихся 2-4 классов общеобразовательной школы. – 2016 г.- 23с.
Большое место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам. Созданная программа внеурочных занятий «Мир профессий» позволяет спланировать работу с младшими школьниками так, что на первом этапе, пассивно-поисковом, осуществлялся первичный профессиональный выбор.
Программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и обеспечивает развитие универсальных учебных действий, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации как в учебной, так и внеурочной деятельности, а так же позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
В рамках данной программы формируются коммуникативные и социальные навыки обучающихся начальной школы, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребёнка.
Цель программы: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Актуальность данной программы обусловлена её практической значимостью: она не только помогает овладеть определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
Рекомендуется учителям начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 10 лет.
9.Литература для учителя………………..…………………………………………………....15
10. Литература для учащихся …………………………………………………………………16
Пояснительная записка
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения воспитательный процесс должен строиться на основе развития у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, полицейского, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Актуальность. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.
Программа «Мир профессий» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Принципы реализации программы:
Научность;
Доступность;
Целесообразность;
Наглядность.
Формы организации занятий внеурочной деятельности по профориентации при реализации программы «Мир профессий» основана на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах (выступления, защита проектов). Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия проводятся в форме дидактических и ролевых игр, составление интервью, чтение и составление текстов по темам разделов, драматизация диалога.
С целью эффективности и результативности занятия содержат следующие виды деятельности:
- игровая деятельность (ролевые игры);
- чтение и составление текстов по темам разделов;
- изобразительная деятельность;
- драматизация диалога;
- прослушивание монологов;
- разучивание текстов;
- интервьюирование;
- проектная деятельность;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
С целью достижения качественных результатов учебный процесс должен быть оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, видео и фото реквизитами.
Во время каникул деятельность может видоизменяться (оформление страничек портфолио и защита проектов).
На изучение программы внеурочной деятельности «Мир профессий» во2-4 классе отводится:
Количество часов в год – 34 (1 час в неделю).
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов в I четверти – 9.
Количество часов во II четверти – 7.
Количество часов в III четверти – 10.
Количество часов в IV четверти – 8.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» для 2 класса состоит из четырех разделов:
Профессии вокруг нас.
Профессии, которые нас охраняют.
Профессии, которые нас лечат.
Профессии в школе.
Первый раздел – «Профессии вокруг нас» (9часов) позволит сформировать
первые умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в жизни человека.
Во втором разделе«Профессии, которые нас охраняют» (11 часов) продолжается знакомство школьников с трудом людей, которые нас охраняют, углубляются их представления о разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.
В третьем разделе«Профессии, которые нас лечат» (6 часов)продолжается развитие общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом людей, которые нас лечат и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей. Проявляется активность и инициатива в поисках полезных дел. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы.
В четвертом разделе «Профессии в школе» (8 часов)обучающиеся получают возможность познакомиться с профессиями людей, которые работают в школе., продолжится воспитание любви к труду, уважение к людям труда.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» для 3 класса состоит из четырех разделов:
Профессии вокруг нас.
Профессии, которые нас кормят.
Профессии, которые нас одевают.
Профессии, которые помогают путешествовать.
Первый раздел – «Профессии вокруг нас» (9 часов) позволит обучающимся познакомиться с профессиями своих родителей, узнать о трудовых династиях, cформировать умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в жизни человека.
Во втором разделе«Профессии, которые нас кормят» (11 часов) обучающиеся будут овладевать информацией о мире профессий, которые нас кормят, смогут развиватьсвои способности, т.к. на занятиях будут иметь возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности, умеющей самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы.
В третьем разделе «Профессии, которые нас одевают» (6 часов) обучающиеся познакомятся с профессиями, которые нас одевают, будут учиться сами создавать модели одежды, будут учиться взаимодействовать в группах, отрабатывать навыки организации своей работы и работы товарищей.В этом разделе будет воспитываться чувство ответственности за качество выполняемой работы.
В четвертом разделе «Профессии, которые помогают путешествовать» (8 часов)обучающиеся получают возможность познакомиться с профессиями людей, которые помогают нам путешествовать. Продолжится воспитание понимания важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, будет формироваться отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» для 4 класса состоит из двух разделов:
Клубные часы профориентационной направленности
Калейдоскоп профессий.
Первый раздел – «Клубные часы профориентационной направленности» (15часов) позволит обучающимся познакомиться с ценностями трудолюбия и позитивного влияния любого труда на здоровье и судьбу человека.В игровой форме они будут знакомиться с основами профессиональной культуры в различных видах производственного, обслужающего и домашнего труда. У обучающихся будет формироваться собственное отношение школьников к тем профессиям, в которых востребуется практическое творчество. Получат первый опыт самопрезентации и защите своегопроекта.
Во втором разделе«Калейдоскоп профессий» (19 часов) обучающиеся овладеют информацией о мире профессий, с привлечением информационныхпрофессиографических материалов, с изложением малоизвестных исторических фактах, забавных случаев, подборкой пословиц, загадок, ребусов, кроссвордов, литературных отрывков о различных профессиях. На занятиях по профориентации школьники будут иметь возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности, умеющий самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы.Формирование уважительного отношения к представителям различных профессий и видам трудовых занятий. Закрепить знания о профессиях, развивать познавательный интерес к содержанию работы представителей различных производственных сфер.
Планируемые результаты
В ходе реализации программы «Мир профессий» обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
- когнитивные - знания обучающихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные - отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
-поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
-Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Слушать и понимать речь других.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следоватьим.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Ханты-Мансийский автономный округ –Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа № 1»
Согласовано: Утверждено:
Зам. директора по НР Директор школы
Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.
«_28_»_августа_2015г. «_31_»_августа__2015г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
программы занятий внеурочной деятельности по профориентации
«Мир профессий» для обучающихся 2 классов общеобразовательной школы
Цель программы: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.
Категория слушателей: учащиеся 2-х классов.
Срок обучения: 34 часа.
Режим занятий: 1 час в неделю.
№
Наименование разделов программы
Всего часов
В том числе
Формы контроля
Теоретические
Практические занятия
1
Профессии, вок
руг нас
9
2
7
Конкурс рисунков и поделок на тему «Кем быть»
2
Профессии, которые нас охраняют
11
6
5
Составление памяток по безопасности, оформление плакатов с дорожными знаками
3
Профессии, которые нас лечат
6
3
3
Мини- сочинения, тест, составление режима дня второклассника
4
Профессии в школе
8
3
5
Реклама профессий
Итого:
34
14
20
Ханты-Мансийский автономный округ –Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа № 1»
Согласовано: Утверждено:
Зам. директора по НР Директор школы
Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.
«_28_»_августа_2015г. «_31_»_августа__2015г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
программы занятий внеурочной деятельности по профориентации
«Мир профессий» для обучающихся 3 классов общеобразовательной школы
Цель программы: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.
Категория слушателей: учащиеся 3-х классов.
Срок обучения: 34 часа.
Режим занятий: 1 час в неделю.
№
Наименование разделов программы
Всего часов
В том числе
Формы контроля
Теоретические
Практические занятия
1
Профессии вокруг нас
9
2
7
Выставка рисунков по теме «Профессии моих родителей»
2
Профессии, которые нас кормят
11
6
5
Конкурс рецептов блюд
3
Профессии, которые нас одевают
6
3
3
Конкурс на лучшего модельера
4
Профессии которые помогают путешествовать
8
3
5
Составление памяток «Поведение в транспорте», тест «Виды транспорта»
Итого:
34
14
20
Ханты-Мансийский автономный округ –Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа № 1»
Согласовано: Утверждено:
Зам. директора по НР Директор школы
Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.
«_28_»_августа_2015г. «_31_»_августа__2015г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
программы занятий внеурочной деятельности по профориентации
«Мир профессий» для обучающихся 4 классов общеобразовательной школы
Цель программы: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.
Категория слушателей: учащиеся 4-х классов.
Срок обучения: 34 часа.
Режим занятий: 1 час в неделю.
№
Наименование разделов программы
Всего часов
В том числе
Формы контроля
Теоретические
Практические занятия
1
Клубный час профориентационнойнаправленности.
15
5
10
Оформление страниц портфолио в разделе «Моя школа». Защита проекта
2
Калейдоскоп профессий.
19ч.
9
10
Оформление странички портфолио «Моя будущая профессияЗащита проекта «Я в мире профессий»
Итого:
34
14
20
Ханты-Мансийский автономный округ –Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа № 1»
Согласовано: Утверждено:
Зам. директора по НР Директор школы
Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.
«_28_»_августа__2015г. «_31_»_августа__2015г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
программы занятий внеурочной деятельности по профориентации
«Мир профессий » для обучающихся 2 классов общеобразовательной школы.
Цель программы: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.
Категория слушателей: обучающиеся 2-х классов.
Срок обучения: 34 часов.
Режим занятий: 1 час в неделю.
№
Наименование разделов и тем программы
Всего часов
В том числе
Формы контроля
Теоретические
Практические занятия
I
ППП Профессии вокруг нас
9
2
7
Конкурс рисунков и поделок на тему «Кем быть»
1
Многообразие мира профессий.
Исследование
«Многообразие рабочих профессий».
1
1
2
Садовник, дворник
1
2
3
Мастер-цветовод
2
4
Продавец
1
5
Почтальон
1
II
Профессии, которые нас охраняют
11
6
5
Составление памяток по безопасности, оформление плакатов с дорожными знаками
1
Охранник
1
2
Полицейский
1
1
3
Пожарный
1
4
Военный
1
5
Профессия «Следователь»
1
6
Следствие ведут второклассники!
1
1
7
Разведчик
1
8
Лётчик
1
9
Водолаз
1
III
Профессии, которые нас лечат
6
1
5
Мини- сочинения, тест, составление режима дня второклассника
1
Врач скорой помощи
1
2
Детский врач
1
3
Зубной врач
1
4
Кто лечит глаза
1
5
Что лечит ЛОР?
1
6
Что лечит ЛОР?
1
IV
Профессии школе
8
1
7
Реклама профессий
1
Профессия - учитель
1
1
2
Профессия - воспитатель
1
3
Как помогает - логопед
1
4
Профессия - библиотекарь
1
5
Как помогает психолог
1
6
Создание странички портфолио «Труд в почёте любой!»
2
Итого:
34
14
20
Ханты-Мансийский автономный округ –Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа № 1»
Согласовано: Утверждено:
Зам. директора по НР Директор школы
Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.
«_28_»_августа__2015г. «_31_»_августа__2015г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программы занятий внеурочной деятельности по профориентации
«Мир профессий »для обучающихся 3 классов общеобразовательной школы.
Цель программы: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.
Категория слушателей: обучающиеся 3-х классов.
Срок обучения: 34 часов.
Режим занятий: 1 час в неделю.
№
Наименование разделов и тем программы
Всего часов
В том числе
Формы контроля
Теоретические
Практические занятия
I
Профессии вок
руг нас
9
2
7
Выставка рисунков по теме «Профессии моих родителей»
1
Кем я хочу стать?
1
1
2
Что я знаю о профессиях?
1
2
3
История профессий
2
4
Творческая страничка «Профессии моей семьи»
1
5
Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
1
II
Профессии, которые нас кормят
11
6
5
Конкурс рецептов блюд
1
Знакомимся с профессиями пищевой промышленности
1
2
Хлебороб
1
1
3
Агроном
1
4
Пекарь. Кондитер
1
1
5
Повар
1
6
Технолог
1
1
7
Реклама понравившейся профессии
2
III
Профессии, которые нас одевают
6
1
5
Конкурс на лучшего модельера
1
Модельер, кто же он?
1
2
Кто создает ткани?
1
3
Закройщик одежды
1
4
Швея
1
5
Кто создает обувь?
1
6
Театр моды Юдашкина
1
IV
Профессии, которые помогают путешествовать
8
1
7
Составление памяток «Поведение в транспорте», тест «Виды транспорта»
1
Железная дорога. Кто на ней работает?
1
1
2
Наземный транспорт
1
3
Подземный транспорт
1
4
Воздушный транспорт
1
5
Водный транспорт
1
6
Профессия - экскурсовод
2
Итого:
34
14
20
Ханты-Мансийский автономный округ –Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа № 1»
Согласовано: Утверждено:
Зам. директора по НР Директор школы
Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.
«_28_»_августа__2015г. «_31_»_августа__2015г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программы занятий внеурочной деятельности по профориентации
«Мир профессий »для обучающихся 4 классов общеобразовательной школы.
Цель программы: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.
Категория слушателей: обучающиеся 4-х классов.
Срок обучения: 34 часов.
Режим занятий: 1 час в неделю.
№
Наименование разделов и тем программы
Всего часов
В том числе
Формы контроля
Теоретические
Практические занятия
I
Клубный час профориентационной направленности
15
5
10
Выставка рисунков по теме «Труд всегда в почете»
1
Всем профессиям -почет
1
2
От лени болеют от труда здоровеют
1
3
Все профессии нужны, все профессии важны
1
4
Все работы хороши!
1
5
Знатоки комнатных растений
1
6
Кошка и собака наши четвероногие друзья
1
Конкурс поделок и рисунков
7
Мир ткани и одежда
1
8
Модель комнатной гостинной
1
9
Нужные работники –столяры и плотники
10
Истинные сокровища для людей- умение трудиться
1
11
Страна профессий
1
12
Ярмарка вакансий
1
13
Конкурс по профессии «Штукатур»
1
14
Конкурс «Профессионалы»
1
Защита проекта
15
Мой проект «Профессия»
1
II
Калейдоскоп профессий.19ч.
1
Ветеринар
1
Рисунки о животных
2
Водитель. Безопасность на дороге.
1
Составление памяток «Поведение в транспорте», тест «Виды транспорта»
3
Кто работает на ферме
1
4
Работники леса
1
Плакат «Берегите лес»
5
Работники сада и огорода
1
6
Повар и пекарь.
1
7
Пожарник, полицейский.
1
8
Работники почты и связи
1
9
Работники торговли
1
10
Сапожник
1
11
Кто работает на стройке
1
12
Модельер и швея, ткачиха.
1
Выставка поделок
13
Флорист
1
Выставка поделок
14
Хлебороб
1
15
Художник, писатель, поэт, композитор…
1
Стихи на тему
16
Рыбак и охотник
1
Фотографии по теме
17
Работники бытового обслуживания и коммунального хозяйства
1
18
Защита проектов «Я в мире профессий»
1
Защита проектов «Я в мире профессий»
19
Защита проектов «Я в мире профессий»
1
Защита проектов «Я в мире профессий»
9
10
34
14
20
Содержание программы
2 класс (34 ч)
Тематическое планирование
«Мир профессий»
Раздел 1 «Профессии вокруг нас» (9ч)
1.Многообразие мира профессий.
Исследование « Многообразие рабочих профессий».
2. Садовник, дворник
3.Мастер-цветовод.
4.Продавец.
5.Почтальон
Раздел2 «Профессии, которые нас охраняют»(11часов)
Охранник.
Полицейский
Пожарный
Военный
Профессия «Следователь»
Следствие ведут второклассники.
Разведчик.
Летчик.
Водолаз.
Раздел3 «Профессии, которые нас лечат» (6часов)
Врач скорой помощи.
Детский врач.
Зубной врач.
Кто лечит глаза.
Что лечит ЛОР?
Раздел 4 «Профессии в школе» (8часов)
Профессия – учитель.
Профессия – воспитатель.
Как помогает – логопед.
Профессия – библиотекарь
Как помогает психолог.
Создание странички портфолио «Труд в почете любой»
Содержание программы
3 класс (34 ч)
Раздел 1 «Профессии вокруг нас» (9ч)
Кем я хочу стать?
Что я знаю о профессиях?
История профессий.
Творческая страничка «Профессии моей семьи»
Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
Раздел 2 «Профессии, которые нас кормят»
Знакомимся с профессиями пищевой промышленности.
Хлебороб.
Агроном.
Пекарь. Кондитер.
Повар.
Технолог.
Реклама понравившейся профессии.
Раздел 3 «Профессии, которые нас одевают»
Модельер, кто же он?
Кто создает ткани»
Закройщик одежды.
Швея.
Кто создает обувь?
Театр моды Юдашкина.
Раздел 4 «Профессии, которые помогают путешествовать».
Железная дорога. Кто на ней работает?
Наземный транспорт.
Подземный транспорт.
Воздушный транспорт.
Профессия – экскурсовод.
Содержание программы
4 класс (34 ч)
Раздел 1. Клубный час профориентационнойнаправленности
1Всем профессиям –почет
2.От лени болеют от труда здоровеют
3. Все профессии нужны, все профессии важны
4. Все работы хороши!
5. Знатоки комнатных растений
6. Кошка и собака наши четвероногие друзья
7.Мир ткани и одежда
8.Модель комнатной гостиной
9.Нужные работники –столяры и плотники
10. Истинные сокровища для людей- умение трудиться
11.Страна профессий
12.Ярмарка вакансий
13.Конкурс по профессии «Штукатур»
14.Конкурс «Профессионалы»
15 Мой проект «Профессия»
Раздел 2Калейдоскоп профессий.19ч.
Ветеринар
Водитель. Безопасность на дороге.
Кто работает на ферме
Работники леса
Работники сада и огорода
Повар и пекарь.
Пожарник, полицейский.
Работники почты и связи
Работники торговли
Сапожник
Кто работает на стройке
Модельер и швея, ткачиха.
Флорист
Хлебороб
Художник, писатель, поэт, композитор…
Рыбак и охотник
Работники бытового обслуживания и коммунального хозяйства
Защита проектов «Я в мире профессий»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
На занятиях профориентации формируются умения:
знакомство учащихся с содержанием различных профессий, подчеркивая ценность трудолюбия
уважение к труду людей различных профессий.
воспринимать окружающий мир и мир профессий;
выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых профессий;
анализировать результаты сравнения;
объединять профессии и профессиональные принадлежности.;
активизировать в речи школьников слова, характеризующие профессии и профессиональные принадлежности.
изучить пословицы и поговорки о труде, познакомится с фразеологическими оборотами о безделье и трудолюбии.
Результаты обучения
В конце курса учащиесядолжны иметь представление:
• о данных видах профессий их инструментах;
• о специфике их работы;
Обучающийся научится:
• новые термины по отдельным профессиям;
• научится некоторым элементам деятельности отдельных профессий.
Обучающийся получит возможность научиться:
• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты; выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;
• побывать на экскурсиях в различных предприятиях, пообщаться и взять интервью у их работников;
Представить свой проект на выбранную профессию, используемые инструменты и их особенности
• готовиться к профессиональному самоопределению, к способности к самостоятельному и осознанному построению и дальнейших постоянных корректировках самим подростком профессиональных и жизненных перспективы своего развития.
АППАРАТ КОНТРОЛЯ
(ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ)
Контроль уровня обученностимладших школьников должен быть направлен только на выявления достижений обучающихся. Результаты проверки должны повышать мотивацию ученика к дальнейшему ознакомлению с профессиями людей, развивать стремление демонстрировать свои способности.. Формат предлагаемых заданий для контроля и процедура их выполнения должны быть знакомы детям. Контроль проводится посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии. Итоговой работой по завершению каждой темы являютсясоздание рекламы профессий.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности по профориентации «Мир профессий»:
1. Авторские методики/разработки:
разработка тем программы;
описание отдельных занятий;
2. Учебно-иллюстративный материал:
презентации по темам;
видеоматериалы по темам;
аудиоматериалы по темам;
иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
наглядные пособия (таблицы, картинки).
3. Методические материалы:
методическая литература для учителя;
литература для обучающихся;
подборка журналов.
4. Материально-техническое обеспечение:
игровые средства обучения (игротека): наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок и пр.
видео и фотокамера (желательно);
магнитофон;
персональный компьютер.
Используемая литература
Литература для учителя
Классные часы по профориентаии школьников: учебно-методическое пособие/ О.А. Алёнкина; под ред. ТВ.Черниковой.-М.: Планета, 2012.