Разработка программы кружковой работы по вязанию спицами и крючком для девочек 7-8 классов.Можно применить для старших классов,усложнив программу и обьекты труда
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по вязанию спицами и крючком»
Программа кружка по вязанию спицами и крючком
Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание стало очень популярным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В этом виде творчества ребенок может раскрыть свои практические возможности, реализовать свои художественные фантазии и замыслы
Актуальность программы – приобщение учащихся к полезному и прекрасному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, и это является мотивом к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность, играет экономическую роль в жизни человека.
Цель программы создание условий для развития у учащихся качеств творческой личности, развитие практических навыков, способность оценить выполненное изделие и уметь применять полученные знания на практике , использовать их Всвой жизни
Задачи:
Расширять кругозор учащихся в процессе изучения различных видов и техник декоративно-прикладного творчества.
Формировать интерес к рукоделию.
Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.
Развивать у учащихся эстетический вкус, память, мышление и внимание.
Развивать моторику и координацию рук.
Развивать художественный вкус и творческую активность
Воспитывать и развивать интерес к народным традициям.
Формировать чувство сотрудничества и взаимной помощи.
Научить вязать различные изделия
Освоить различные техники вязания
Программа составлена на основе личного опыта.
Курс предназначен для учащихся 7-8классов. Срок реализации 1 год (по 2 часа в неделю), всего 76 часов.
В проведении занятий могут участвовать учителя трудового обучения, народные умельцы и родители. Занятия могут проводиться в учебном кабинете, в музеях, на выставке.
Форма общения – рассказ, диалог, беседа.
Формы и методы обучения и воспитании
Занятия проводятся с применением разнообразных методов обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Учащиеся посещают музей, проводятся беседы о народных традициях , обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками.
Итогом работы учащихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Так как основная форма проведения занятий – практическая работа.
Учащиеся должны знать:
Виды декоративно-прикладного творчества.
Сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.
Правила техники безопасности
Сведения о цветовом сочетании 5 Основные приемы вязания спицами, крючком и на вилке
Условные обозначения вязальных петель.
7 Чтение схем для вязания спицами и крючком.
Должны уметь:
Пользоваться схематичным описанием рисунка.
Выполнять различные элементы вязания на спицах, крючком и на вилке.
Рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.
Подбирать инструменты и материалы для работы.
Изготавливать изделие, Следить за качеством вязания
Содержание программы
Тема №1 (2 часа)
Вводное занятие
1 Знакомство с планом работы на учебный год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
Требования к знаниям: общие правила по охране труда.
Анкета “Расскажи мне о себе”.
Тема №2 (2 часа)
Виды декоративно-прикладного искусства
Виды декоративно-прикладного искусства
Требования к знаниям: виды женского рукоделия. Краткие исторические сведения.
Самостоятельная работа. Продумать варианты применения изученных видов рукоделия для оформления предметов одежды.
Темы сообщений “Виды вязания”, “Современное рукоделие”.
Тема №3 (2 часа)
Вязание спицами. История возникновения. Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы
Значение вязания в современной жизни. История вязания. Виды вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.
Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Правила безопасной работы. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи.
Практическая работа. Подобрать спицы и пряжу для вязания носков.
Тема №4 (6 часов)
Набор петель. Вязание лицевого и изнаночного полотна. Закрепление петель
Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепление петель последнего ряда.
Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.
Практическая работа. Связать образцы лицевого и изнаночного полотна
Тема №5 (6 часов)
Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель для вязания носка
Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия.
Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Расчет количества петель на любое изделие.
Самостоятельная работа. Рассчитать количество петель для изготовления носка.
Практическая работа. Связать резиночку носка.
Тема №6 (15 часов)
Вязание носков
Вывязывание пятки”. Последовательность формирования пятки. Вязание ступни. Формирование мысика.
Требования к знаниям: последовательность вязания пятки, ступни и мысика. Требования к умениям: вывязывание пятки одним из способов, ступни и мысика.
Практическая работа: Вязание носков.
Тема №7 (2часа)
Орнамент в вязании спицами
Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.
Требования к знаниям: подбор схемы и цветовое решение. Требования к умениям: подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета.
Практическая работа. Выполнение образца орнамента.
Тема №8 (9 часов)
Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек
Порядок расчета петель. Подбор орнамента , набор петель. Последовательность изготовления варежки.
Требования к знаниям: определение плотности вязания. Цветовое решение в орнаменте. Особенности кругового вязания. Порядок вязания варежки. Требования к умениям: расчет и набор петель на спицу. Распределение петель на 4 спицы.
Самостоятельная работа: Рассчитать количество петель для изготовления варежки.
Практическая работа. Вязание варежек.
Тема №9 (2 часа)
Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Охрана труда
Отличительные особенности вязания крючком и на спицах. Общие сведения о вязании крючком. Виды крючков, строение. Общие правила по охране труда.
Требования к знаниям: виды крючков и их размерный ряд. Строение крючка. Способы расположения крючка в руке. Безопасные приемы работы крючком. Требования к умениям: подбор крючка по номеру для нити. Правильное положение крючка в руке.
Тема сообщения “ Крючки и кружева”.
Тема №10 (2 часа)
Воздушная петля. Столбик без накида
Набор петель. Способы образования начальной петли. Цепочка из воздушных петель. Образование столбика без накида.
Требования к знаниям: виды петель. Условное изображение петель. Требования к умениям: набор определенного количества петель. Выполнение столбика без накида.
Практическая работа. Вязание образца столбиками без накида.
Тема №11 (6 часов)
Изготовление прихватки из мотивов
Набор цепочки из воздушных петель. Ввод нитки другого цвета в работу. Обвязывание отделочным рядом. Изготовление петельки-вешалки.
Требования к знаниям: подбор ниток и крючка. Цветовые сочетания. Требования к умениям: формирование начального ряда. Выполнение рядов из столбиков без накида. Ввод нити другого цвета.
Практическая работа. Вязание мотивов, сшивание мотивов или соединение при вязании прихватки.
Тема №12 (4 часа)
Столбики с накидом. Вязание бижутерии
Порядок образования столбика с накидом. Условное обозначение. Столбики с одним, двумя накидами. Рекомендуемые нитки для изготовления бижутерии. Обвязывание колец. Последовательное соединение колец. Оформление изделия.
Требования к знаниям: порядок образования столбиков с различным количеством накидов. Требования к умениям: соединение воздушных петель в кольцо, выполнение столбиков с накидом.
Самостоятельная работа. Подбор ниток для выполнения бижутерии.
Практическая работа. Изготовление бижутерии.
Тема №13 (8 часов)
Чтение схемы. Вязание салфетки
Формы описания работы: словесная и схематическая. Таблица условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы. Вязание салфетки по схеме.
Требования к знаниям: условные обозначения петель. Особенности чтения схем при круговом или прямоугольном вязании. Требования к умениям: чтение схем. Соблюдение последовательности вязания.
Практическая работа. Изготовление салфетки.
Тема №14
Техника вязания на вилке. Инструменты и материалы. Безопасные приемы работы.
Отличительные особенности вязания на вилке. Упражнения в вязании на вилке
Тема №15 (2 часа)
Посещение музея народного творчества
Знакомство учащихся с культурой, традициями и художественным творчеством народов, проживающих на Луганщине.
Традиции, ремесла, предметы одежды, виды украшений, быт, уклад жизни. Требования к умениям: определение различий и сходства в одежде разных народов.
Тема №16 (15 часов)
Изготовление предмета быта или одежды по выбору
Предметы одежды, быта и украшения. Традиционные и нетрадиционные способы изготовления. Художественно-эстетическое оформление. Утилитарные требования к одежде.
Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Материалы, инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. Требования к умениям: подбор материалов и инструментов. Составление плана изготовления изделия. Основные технологические приемы.
Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.
Тема №17 (1 час)
Выставка изготовленных изделий
Творческий отчет учащихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.
Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения. Требования к умениям: определение вида рукоделия.
Практическая работа. Оформление выставки.
Приложение
Список литературы
А.А. Власова, Л.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко Рукоделие в школе. Практическое пособие. – СПб.: ТОО “Диамант”, ТОО “Фирма ЛЮКСИ”, 1996 – 560 с.
Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Кереевой) – СПб, СКФ “Человек”, 1992 – 376 с.
Н. И. Кудряшова О цвете в одежде // Школа и производство. – 2002. - №3. – С.41.
Е.Н. Петрова Уроки по курсу “Технология”: 5-9 класс (девочки). – М.: 5 за знания, 2007. – 208 с.