Программа экологического образования и воспитания учащихся
Программа экологического образования и воспитания учащихся
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа экологического образования и воспитания учащихся»
Программа экологического образования и воспитания учащихся « Земля наш общий дом».
Пояснительная записка.
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
Цель – способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить воспитанников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания.
Задачи: - формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней; - обучение школьников методам познания окружающего мира; - воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой; - физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни; - выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды; -становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
Сроки реализации – 2 года:
Планируемые результаты освоения воспитанниками программы «Земля – наш общий дом».
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Программа способствует формированию следующих качеств личности:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России;
-какую пользу приносят представители животного мира;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- экология - наука об общем доме;
-экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
№
Перечень разделов и тем
Кол-во
часов
Краткое содержание
1
Введение. «Что такое экология?»
1
Знакомство детей с целями и задачами программы, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология.
2
Мой дом за окном Мой дом.
2
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность.
Дома в деревне и в городе.
3
Практическое занятие «Уборка школьного двора».
5
Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.
4
Откуда берется и куда девается мусор?
1
Выясняем, откуда берется и куда девается мусор.
5
Деревья твоего двора
1
Зеленые насаждения во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать?
6
Я и мое окружение Моя квартира
1
Светлая ( солнечная, затемненная, теплая, холодная) квартира, цвет обоев, жилая площадь, покрытия полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире.
7
Моя семья
1
Происхождение слова «семья» ( от слова «семя»). Маленькое семя посаженное в землю дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды.
8
Соседи -жильцы
2
Доброжелательное отношение с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций.
9
Мой класс
2
Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах?
10
Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»
1
Распределение обязанностей. Отчет каждой группы о проделанной работе
11
Дом моей мечты
1
Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?
12
Животные в доме
1
Цель содержания животных.
Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение правил гигиены и правил безопасности при содержании животных.
13
Вода – источник жизни
Вода в моем доме и в природе
1
Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?
14
Вода в жизни растений и животного мира
1
Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?
15
Вода и здоровье человека
1
Зачем человеку нужна вода? Как вода поступает в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма?
16
Личная гигиена
1
Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды.
Градусник для измерения температуры воды.
17
Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»
1
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
18
Воздух и здоровье
Воздух и здоровье человека
1
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух, какие загрязнители воздуха есть в помещении. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым. Вред табачного дыма.
19
Практическое занятие «Уборка в классе»
1
Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка.
20
Мой край Растительный мир области
2
Многообразие растений области. Основные экогруппы ( растения степи, леса, поля, луга). Красная книга области
21
Животный мир области
1
Многообразие животных области. Особенности жизни животных области
22
Исчезающие растения и животные родного края
1
Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края, их уникальное значение и необходимость соблюдения правил поведения с ними. Причины исчезновения их необходимость защиты каждым человеком