Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Цель программы:
формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету;
формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями;
развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
развивать творческие и интеллектуальные способности ребенка;
научить использовать начальные знания языка для описания окружающих предметов, процессов, явлений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" »
Реализация стандартов
второго поколения
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика».
1.Пояснительная записка.
2.Тематическое планирование занятий с примерным распределением часов по разделам на четыре года обучения в начальной школе.
3.Календарно – тематическое планирование первого года обучения.
4.Приложения.
4.1 Задания к разделу «Чудесные превращения слов».
Задания к разделу «Лексика и фразеология».
Задания к разделу «Секреты орфографии».
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исследования психологов и педагогов убедительно показывают, что интеллектуальные возможности людей, которых обычно называют талантливыми, не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, помочь использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых многие подчас и не подозревают.
Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей возможно в любом возрасте. Данная программа представляет систему работы по развитию творческих способностей личности на начальной ступени обучения ребёнка в школе. «Начальная школа» призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. Важно помочь учащимся сформировать рациональные способы достижения высокого результата умственной деятельности, вооружить их методикой и техникой умственного труда. Программа ориентирована не только на диагностику определенного уровня интеллекта, но и на формирование умственных и познавательных способностей ребенка.
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.
Программа способствует формированию « Я – концепции » ребенка. Ребенок периодически участвует в разных играх, игры повторяются, и он начинает видеть свой рост, свое движение. При реализации программы используется игра как педагогическая технология и приемы развивающего обучения, личностно – ориентированный подход, являющиеся важным в развитии личности младшего школьника, в частности ее познавательной сферы.
Цель программы:
формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету;
формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями;
развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
развивать творческие и интеллектуальные способности ребенка;
научить использовать начальные знания языка для описания окружающих предметов, процессов, явлений;
развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, творческого воображения.
Исходя из основной цели, можно выделить задачи, которые решаются учителем в процессе внеурочной деятельности:
общеучебные:
расширение и углубление программного материала;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
совершенствование общего языкового развития младших школьников;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
развивающие:
развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
развитие речи, мышления, творческого воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
развитие умения составлять логические высказывания разной степени сложности;
выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
воспитательные:
воспитание культуры обращения с книгой;
воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
воспитание доброжелательности, толерантности.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
системность;
добровольное участие учащихся;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
занимательность;
индивидуальный подход к учащимся.
Предполагаемые результаты:
в процессе обучения происходит интеллектуальное и нравственное развитие детей;
расширение и углубление основных базовых знаний по русскому языку; его ключевых понятий;
умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
умение договариваться;
умение работать в паре, группе, коллективе;
умение адекватно использовать речевые средства;
умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
Интеллектуальный клуб «Весёлая грамматика» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»», реализуется через занятия, содержание которых предусматривают взаимосвязь с программой «Русский язык» под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, образовательной системы «Школа 2100», и программой «Русский язык» под редакцией Л.Я.Желтовской, Т,М.Андриановой, В.А. Илюхиной, УМК «Планета знаний».
Тематическое планирование занятий разработано на 4 года (135ч) обучения учащихся в начальной школе.
№
п/п
Тема
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Итого
1.
Чудесные превращения слов
11ч
6ч
4ч
2ч
23ч
2.
Лексика и фразеология
11ч
7ч
4ч
3ч
25ч
3.
Секреты орфографии
11ч
10ч
9ч
8ч
38ч
4.
Строительная работа морфем
-
3ч
3ч
3ч
9ч
5.
«Пересаженные» корни
-
1ч
4ч
3ч
8ч
6.
Приключения в странах « Имя существительное» и « Имя прилагательное»
-
3ч
4ч
5ч
12ч
7.
Здравствуй, глагол!
2ч
3ч
5ч
10ч
8.
Секреты пунктуации
-
2ч
3ч
5ч
10ч
9.
Итого
33ч
34ч
34ч
34ч
135ч
Занятия сопровождаются выполнением практических заданий поисковой и исследовательской деятельности по темам, работой с использованием различных словарей, упражнений на смекалку, решением занимательных и логических заданий, проведением игр. Занятия сгруппированы по возрасту детей и прохождением учебного материала, с учётом 1часа в неделю. Таким образом, создаётся возможность систематически сочетать изучаемый материал по русскому языку с внеклассной работой, углублять знания учащихся.
Тематическое планирование первого года обучения.
№ занятия
Тема занятия
кол-во
часов
Содержание занятия
Чудесные превращения слов (11ч)
1- 2.
Что бы это значило?
2
Обучение решению и составлению рисуночных ребусов
3.
Прятки с предлогами.
1
Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.
4.
Наши имена.
1
Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов
5.
Карусель загадок.
1
Обучение разгадыванию и составлению загадок.
6 – 7.
Загадки – шарады.
2
Обучение разгадыванию шарад.
8 .
Путешествие в сказку.
1
Решение загадок о сказочных героях
9-10.
Секреты анаграммы и метаграммы.
2
Знакомство с анаграммами и метаграммами. Обучение их решению и составлению.
11.
Турнир грамотеев.
1
Лексика и фразеология(11ч)
12.
В Стране Слов. (Слово.Лексическое значение слова).
1
Проговаривание слов по слогам. Игры «Слово в слове», «Сколько слов?». Рассказ учителя о речи. Прямое и переносное значение слова.
13-14.
К словам – родственникам. Почему их так назвали?
2
Рассказ учителя о родственных словах. Игры «Лишнее слово», «Листочки». Подбор родственных слов. Сказка«Корень слова». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. «Клад»
(Рассказ кладоискателя).
15.
Чудеса в Стране Слов.
1
Разгадывание ребусов. Омонимы. Угадывание слов по их значению.
16-17.
Шиворот – навыворот.
2
Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними.
18.
Следопыты развлекают детей.
1
«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
19-20.
Крылатые слова и выражения.
2
Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением.
21.
Пословица недаром молвится
1
Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц
22.
Турнир грамотеев.
1
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, многозначными словами.
Секреты орфографии(11ч)
23.
Как обходились без письма?
Древние письмена.
1
Сигналы – символы. Заучивание песенок – «напоминалок». Появление письменности: наскальное письмо,узелковое письмо, говорящая глина,письмо на бересте.
24.
Как возникла наша письменность?
1
Китайское письмо. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Даль В.И. «Пословицы русского народа». Москва. «Просвещение».1990г.
Даль В. И.Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. Москва. Русский язык.1981. Е. М. Елизарова К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. Волгоград. Учитель. 2008.
Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Москва.«Просвещение». 1990.