Программа предназначена для использования в 1-2 классах в рамках внеурочной деятельности. Предполагает два направления деятельности: формирование речевой потребности ребенка (потребности общаться со сверстниками, учителями, автором художественного произведения и др.) и приспособление к такому общению через приобщение к литературному материалу.
Большая часть занятий построена в форме прогулок, экскурсий, игр, цель которых формировать доверие к миру, умение получать радость от общения с природой, музыкой, умение понимать художественное слово.
Используются аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений, иллюстрации. Включены театрализация, изотерапия, сказкотерапия, которые учат общаться с другими детьми, выражать свои эмоции, мысли, чувства через использование художественных текстов.
При наличии тематического планирования программа предполагает самостоятельный подбор учителем речевого и литературного материала, творческий подход к организации занятий в целях максимального развития речевой деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "СТИХиЯ" »
ГБОУ СОШ № 8
Г. Жигулевска Самарской области
Программа
« СТИХиЯ»
Программа внеурочной деятельности
Направление: научно-познавательное
Автор: учитель русского языка и литературы Клопова Е.Н.
Пояснительная записка
Программа разработана с учетом требований программы «Внеклассное чтение» Н.Н.Светловской и О.В.Джежелей
Только согласованное функционирование, единство эмоционального и интеллектуального развития могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Программа предполагает два направления деятельности: формирование речевой потребности ребенка (потребности общаться со сверстниками, учителями, автором художественного произведения и др.) и приспособление к такому общению через приобщение к литературному материалу.
Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.
Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Эмоциональный мир – основа всего, на нем развиваются три компонента чувственного опыта ребенка: эмоциональное, познавательное, деятельностно - практическое.
Исключительное значение эмоций, чувств в развитии личности ребёнка подчёркивал К. Д. Ушинский: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребёнка, тем не менее, в направлении их должно видеть свою главную задачу». Поэтому в школе особенно на начальном этапе необходимы яркие эмоциональные впечатления. Программа призвана через знакомство с художественными произведениями научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства, переживания), а также понимать эмоциональное состояние других людей.
Программа предполагает самостоятельный подбор учителем речевого и литературного материала, творческий подход к организации занятий в целях максимального развития речевой деятельности учащихся.
Цель программы:
Обеспечение эмоционального развития каждого ребёнка через приобщение к художественному слову.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
Развитие у детей познавательных универсальных действий
- анализ объектов при знакомстве с разнообразием художественных текстов;
- структурирование знаний об уровнях системы языка – фонетического, лексического, грамматического.
Развитие у детей коммуникативных универсальных действий
- умение определять у другого человека состояние радости, печали, гнева и т.п., осознанно относиться не только к своим, но и чужим чувствам, желаниям, эмоциям.
Формирование личностных универсальных действий
- умение использовать речевые средства для самовыражения, творчества, самоанализа
Формирование регулятивных универсальных действий
- рефлексия настроения и эмоционального состояния
Большая часть занятий построена в форме прогулок, экскурсий, игр, цель которых формировать доверие к миру, умение получать радость от общения с природой, умение понимать художественное слово.
Используются аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений, иллюстрации. Включены театрализация, изотерапия, сказкотерапия, которые учат общаться с другими детьми, выражать свои эмоции, мысли, чувства через использование художественных текстов.
Установочные упражнения.
Каждый раз перед занятием даётся установка на внимание, взаимоуважение, терпение. Следует настроить на вслушивание:
Послушаем своё дыхание (закрыть глаза)
Послушаем, как бьётся наше сердце.
Послушаем музыку.
Послушаем звуки в школе. Послушаем звуки на улице.
Послушаем, о чём говорят рыбки в аквариуме, птицы за окном.
Послушаем стихотворную речь
Эффект – приобретенные знания о речевых средствах языка, пережитые чувства во время работы с художественными произведениями, опыт самостоятельной пробы пера способствуют контактности среди сверстников на фоне позитивного эмоционального состояния ребёнка, формированию коммуникативных способностей.
Список использованной литературы:
Белинская Е.В. «Сказочные тренинги». СПб. Речь 2006.
Вайнер М.Э. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников». Педагогическое общество России М 2005.
Дубина Л.А «Коммуникативная компетентность дошкольников»: Сборник игр и упражнений. М. 2006.
Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников». ЦГЛ. М. 2005
Марченкова М.В., Теплицкая А.Г. «Сокровища реальной жизни в сказочных копилках», журнал «Вестник практической психологии образования», 2008, № 2 .
Степанов С.С. «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста». Творческий центр. М. 2007
Ткаченко Т.А. «Формирование навыков общения и этических представлений» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005
Пакеты музыкальных программ для регуляции эмоционального фона
(по Н.Н. Обозову).
Для уменьшения раздражительности, разочарования и для повышения чувства бренности жизни.
Бах “ Кантана №2”
Бетховен “Лунная соната”
Прокофьев “Соната “Ре”
Франк “Симфония ре-минор”
2. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего.
Шопен “Мазурка и прелюдии”
Штраус “Вальсы”
Рубинштейн “Мелодия”
3. Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть.
Брамс “Колыбельная”
Бетховен “6-я симфония” ч.2.
Шуберт, “Аве Мария”
Шуберт “Анданте из квартета”
Шопен “Ноктюрн соль минор”
Дебюссии “Свет луны”
4. Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей.
Бах “Итальянский концерт”
Гайдн “Симфония”
Сибелиус “Финдляндия”
5. Для снятия эмоционального напряжения в отношениях к другим людям.
Бах “ Концерт ре-минор для скрипки”
Барток “Соната для фортепьяно”
Брункер «Месса ми-минор»
Бах «Кантата №21»
Барток «Квартет №5»
6. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением.
Бетховен «Фиделио»
Моцарт «Дон Жуан»
Лист «Венгерская рапсодия №1»
Хачатурян «Сюита «Маскарад»
Гершвин «Американец в Париже»
7. Для улучшения настроения.
Шопен «Прелюдия»
Лист «Венгерская рапсодия №2»
ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия
ауд
вне/ауд
Используемые игры и упражнения
Программное содержание занятия
1
''Давайте познакомимся''
Чтение стихов о буквах, азбуке
2
2
Игра «Давайте, поздороваемся!»
Игра ''Давайте познакомимся!''
Упражнение: ''Передай по кругу''
Игра «Общение в паре».
Создать эмоционально приятную атмосферу в группе. Познакомиться друг с другом.
Развивать чувство принадлежности к группе и навыки позитивного социального поведения.
Понимать смыслоразличительную функцию звуков.
2
''Какой я?''
Чтение загадок, пословиц, потешек, считалок и т.д.
2
1
Игра «Назови себя»
Игры в «ассоциации».
«Солнышко и тучка»
Игра «На какое растение, животное ты похож?»
Игра «Мне в себе нравится…»
Развитие интереса к себе, формирование позитивного отношения ребёнка к своему «Я», понятия об уникальности каждого предмета окружающего мира.
Знать основные жанры детского фольклора. Понимать на начальном этапе значение аллегории.
3
''Возьмемся за руки друзья!''
Чтение стихов о ребятах-сверстниках
2
1
Игра «Волшебный клубочек».
Игра «Позови ласково»
Этюд ''Домик в обруче''.
Дать ребенку возможность ощущать свою принадлежность к группе, выражать свое настроение.
Понимать на начальном этапе значение рифмы, различать виды рифмовок
4
«Моя семья»
Чтение произведений о матерях и детях
2
1
Игра «Пирамида любви»
Рисование на тему «Моя семья»
Этюд «День рождения»
Формирование тёплого отношения к семье, развитие навыков семейных отношений; помочь детям осознать себя как полноправного, любимого другими членами семьи.
Понимать на начальном этапе, как образуются слова, видеть уменьшительно-ласкательные суффиксы.
5
''Волшебные'' средства Чтение стихотворений о животных
2
1
Этюд ''Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся''.
Упражнение ''Назови эмоцию''
(работа с пиктограммами).
Игра «Волшебники»
Знакомство с ''волшебными'' средствами
– интонацией и мимикой.
Организация опыта осознанного переживания
Видеть различие текстов разных типов(описание, повествование, рассуждение)
6
''Рисуем настроение''
Чтение стихотворений о временах года
4
2
Упражнение ''Угадай настроение''
Этюд «Походка и настроение»
Рисование «Моё настроение»
Передавать в рисунке свое настроение стихотворений о природе с помощью цвета и абстрактных линий, фигур, пятен.
7
«Не плачь, куколка моя» Чтение стихотворений об играх и игрушках
1
1
Игра «Волшебный стул»
Упражнение «Нарисуй своё настроение»
Упражнение «Путешествие на сказочную планету»
Развивать эмпатию и сочувствие другим людям. Способствовать полноценному развитию личности через самовыражение и творчество.
Уметь строить небольшое связное высказывание на заданную тему.
8
''Жители страны Эмоций: Капризка, Упрямыч, Сердитко, Вреднюга, Грустинка, Весельчак, Добряк'' Чтение стихотворений о детях
1
2
Игра «Передача чувств»
«Мирись, мирись, больше не дерись»
«Мешочек криков»
Игра «Разноцветный букет»
Знакомство с полярными чертами характера.
Формировать отрицательное отношение к негативным чертам характера.
Иметь на начальном этапе представление об антонимах и синонимах.
9
''Веселые горки''
Чтение небылиц
2
Игра «Животные».
Игра «Следование за ведущим».
Работа в творческой мастерской Создание условий для самовыражения, используя мимику, жест, пантомимику и т.п.
Уметь на начальном этапе редактировать текст
10
«Путешествие в страну Понимание».
Чтение произведений о добре и милосердии
2
2
Игра «Слепой и поводырь»
Игра ''Скала ''
Игра «Только добрые слова».
Рефлексия. За кого ты порадовался?
Подведение итогов обучения, максимальное приближение ситуаций общения к жизни, развитие эмпатии. Символическое признание успехов детей в общении.
Уметь на начальном этапе создавать собственные высказывания.