kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "СТИХиЯ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для использования в 1-2 классах в рамках внеурочной деятельности. Предполагает два направления деятельности: формирование речевой потребности ребенка (потребности общаться со сверстниками, учителями, автором художественного произведения и др.) и приспособление к такому общению через приобщение к литературному материалу.

Большая часть занятий построена в форме прогулок, экскурсий, игр, цель которых формировать  доверие к миру, умение получать радость от  общения с природой, музыкой, умение понимать  художественное слово.

Используются аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений, иллюстрации. Включены театрализация, изотерапия, сказкотерапия, которые  учат общаться с другими детьми, выражать свои эмоции, мысли, чувства через использование художественных текстов.

При наличии тематического планирования программа предполагает самостоятельный подбор учителем речевого и литературного материала, творческий подход к организации занятий в целях максимального развития речевой деятельности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "СТИХиЯ" »

ГБОУ СОШ № 8

Г. Жигулевска Самарской области









Программа

« СТИХиЯ»

Программа внеурочной деятельности

Направление: научно-познавательное






Автор: учитель русского языка и литературы Клопова Е.Н.


Пояснительная записка

Программа разработана с учетом требований программы «Внеклассное чтение» Н.Н.Светловской и О.В.Джежелей

Только согласованное функционирование, единство эмоционального и интеллектуального развития могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Программа предполагает два направления деятельности: формирование речевой потребности ребенка (потребности общаться со сверстниками, учителями, автором художественного произведения и др.) и приспособление к такому общению через приобщение к литературному материалу.


Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Эмоциональный мир – основа всего, на нем развиваются три компонента чувственного опыта ребенка: эмоциональное, познавательное, деятельностно - практическое.

Исключительное значение эмоций, чувств в развитии личности ребёнка подчёркивал К. Д. Ушинский: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребёнка, тем не менее, в направлении их должно видеть свою главную задачу». Поэтому в школе особенно на начальном этапе необходимы яркие эмоциональные впечатления. Программа призвана через знакомство с художественными произведениями научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства, переживания), а также понимать эмоциональное состояние других людей.

Программа предполагает самостоятельный подбор учителем речевого и литературного материала, творческий подход к организации занятий в целях максимального развития речевой деятельности учащихся.

Цель программы:

Обеспечение эмоционального развития каждого ребёнка через приобщение к художественному слову.

Реализация данной цели связана с ре­шением следующих задач:

  • Развитие у детей познавательных универсальных действий

- анализ объектов при знакомстве с разнообразием художественных текстов;

- структурирование знаний об уровнях системы языка – фонетического, лексического, грамматического.


  • Развитие у детей коммуникативных универсальных действий

- умение определять у другого человека состояние радости, печали, гнева и т.п., осознанно относиться не только к своим, но и чужим чувствам, желаниям, эмоциям.


  • Формирование личностных универсальных действий

- умение использовать речевые средства для самовыражения, творчества, самоанализа


  • Формирование регулятивных универсальных действий

- рефлексия настроения и эмоционального состояния

Большая часть занятий построена в форме прогулок, экскурсий, игр, цель которых формировать доверие к миру, умение получать радость от общения с природой, умение понимать художественное слово.

Используются аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений, иллюстрации. Включены театрализация, изотерапия, сказкотерапия, которые учат общаться с другими детьми, выражать свои эмоции, мысли, чувства через использование художественных текстов.

Установочные упражнения.


Каждый раз перед занятием даётся установка на внимание, взаимоуважение, терпение. Следует настроить на вслушивание:

Послушаем своё дыхание (закрыть глаза)

Послушаем, как бьётся наше сердце.

Послушаем музыку.

Послушаем звуки в школе. Послушаем звуки на улице.

Послушаем, о чём говорят рыбки в аквариуме, птицы за окном.

Послушаем стихотворную речь



Эффект – приобретенные знания о речевых средствах языка, пережитые чувства во время работы с художественными произведениями, опыт самостоятельной пробы пера способствуют контактности среди сверстников на фоне позитивного эмоционального состояния ребёнка, формированию коммуникативных способностей.



















Список использованной литературы:


  1. Белинская Е.В. «Сказочные тренинги». СПб. Речь 2006.

  2. Вайнер М.Э. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников». Педагогическое общество России М 2005.

  3. Дубина Л.А «Коммуникативная компетентность дошкольников»: Сборник игр и упражнений. М. 2006.

  4. Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников». ЦГЛ. М. 2005

  5. Марченкова М.В., Теплицкая А.Г. «Сокровища реальной жизни в сказочных копилках», журнал «Вестник практической психологии образования», 2008, № 2 .

  6. Степанов С.С. «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста». Творческий центр. М. 2007

  7. Ткаченко Т.А. «Формирование навыков общения и этических представлений» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005

  8. Фесюкова Л.Б.. «Уроки доброты», «Уроки этики», «Воспитание сказкой». Комплекты наглядных пособий для дошкольных учреждений. «Ранос», 2008г.

  9. Фопель К. «Привет, ручки!» Подвижные игры для детей 3-6 лет: М.: Генезис, 2005.

  10. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000

11. Яценко И.Ф. «Поурочные разработки по внеклассному чтению» Универсальное пособие 1 класс.М.: ВАКО, 2008

































Приложение

Обобщенные характеристики музыкальных произведений, выражающие эмоциональные сходные состояния.


Основные параметры музыки (темп,лад)

Основное настроение

Характеристика

Название произведений

Медленная, мажорная

Спокойствие

Лирическая, мягкая, созерцательная, напевная, элегическая

Бородин. Ноктюрн из струнного квартета; Шопен. Ноктюрн фа-мажор (крайние части); Шопен. Этюд ми-мажор (крайние части); Шуберт. Аве Мария, Сен-Санс.

Медленная, минорная

Печаль.

Сумрачная, трагическая, тоскливая, гнетущая, унылая, скорбная

Чайковский. Лебедь симфония, вступление; Чайковский. VI симфония, финал; Григ. Смерть; Шопен. Прелюдия до-минор; Шопен Марш из сонаты си-бемоль-минор.

Быстрая минорная

Гнев.

Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, мятежная, гневная, отчаянная

Шопен. Скерцо №1 этюд №12, соч.10; Скрябин. Этюд №12 соч.8; Чайковский. VI симфония, 1-я часть, «разработка»; Бетховен Финалы Сонат № 14, 23; Шуман. Порыв.

Быстрая мажорная

Радость.

Праздничная, торжественная, ликующая, бодрая, весёлая, радостная.

Шостакович. Праздничная увертюра; Лист. Финалы рапсодий № 6, 12; Моцарт. Маленькая ночная серенада, финал; Глинка. Руслан и Людмила», увертюра; Бетховен. Финалы симфонии № V, IX.



Пакеты музыкальных программ для регуляции эмоционального фона

(по Н.Н. Обозову).


Для уменьшения раздражительности, разочарования и для повышения чувства бренности жизни.

Бах “ Кантана №2”

Бетховен “Лунная соната”

Прокофьев “Соната “Ре”

Франк “Симфония ре-минор”


2. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего.

Шопен “Мазурка и прелюдии”

Штраус “Вальсы”

Рубинштейн “Мелодия”


3. Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть.

Брамс “Колыбельная”

Бетховен “6-я симфония” ч.2.

Шуберт, “Аве Мария”

Шуберт “Анданте из квартета”

Шопен “Ноктюрн соль минор”

Дебюссии “Свет луны”




4. Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей.



Бах “Итальянский концерт”

Гайдн “Симфония”

Сибелиус “Финдляндия”


5. Для снятия эмоционального напряжения в отношениях к другим людям.

Бах “ Концерт ре-минор для скрипки”

Барток “Соната для фортепьяно”

Брункер «Месса ми-минор»

Бах «Кантата №21»

Барток «Квартет №5»


6. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением.

Бетховен «Фиделио»

Моцарт «Дон Жуан»

Лист «Венгерская рапсодия №1»

Хачатурян «Сюита «Маскарад»

Гершвин «Американец в Париже»


7. Для улучшения настроения.

Шопен «Прелюдия»

Лист «Венгерская рапсодия №2»


ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема занятия

ауд

вне/ауд

Используемые игры и упражнения

Программное содержание занятия


1


''Давайте познакомимся''

Чтение стихов о буквах, азбуке



2



2


Игра «Давайте, поздороваемся!»

Игра ''Давайте познакомимся!''

Упражнение: ''Передай по кругу''

Игра «Общение в паре».


Создать эмоционально приятную атмосферу в группе. Познакомиться друг с другом.

Развивать чувство принадлежности к группе и навыки позитивного социального поведения.

Понимать смыслоразличительную функцию звуков.


2

''Какой я?''

Чтение загадок, пословиц, потешек, считалок и т.д.



2



1


Игра «Назови себя»

Игры в «ассоциации».

«Солнышко и тучка»

Игра «На какое растение, животное ты похож?»

Игра «Мне в себе нравится…»


Развитие интереса к себе, формирование позитивного отношения ребёнка к своему «Я», понятия об уникальности каждого предмета окружающего мира.

Знать основные жанры детского фольклора. Понимать на начальном этапе значение аллегории.


3

''Возьмемся за руки друзья!''

Чтение стихов о ребятах-сверстниках




2


1

Игра «Волшебный клубочек».

Игра «Позови ласково»

Этюд ''Домик в обруче''.


Дать ребенку возможность ощущать свою принадлежность к группе, выражать свое настроение.

Понимать на начальном этапе значение рифмы, различать виды рифмовок



4

«Моя семья»

Чтение произведений о матерях и детях



2


1

Игра «Пирамида любви»

Рисование на тему «Моя семья»

Этюд «День рождения»



Формирование тёплого отношения к семье, развитие навыков семейных отношений; помочь детям осознать себя как полноправного, любимого другими членами семьи.

Понимать на начальном этапе, как образуются слова, видеть уменьшительно-ласкательные суффиксы.


5

''Волшебные'' средства Чтение стихотворений о животных



2


1


Этюд ''Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся''.

Упражнение ''Назови эмоцию''

(работа с пиктограммами).

Игра «Волшебники»


Знакомство с ''волшебными'' средствами

– интонацией и мимикой.

Организация опыта осознанного переживания

Видеть различие текстов разных типов(описание, повествование, рассуждение)


6

''Рисуем настроение''

Чтение стихотворений о временах года


4


2


Упражнение ''Угадай настроение''

Этюд «Походка и настроение»

Рисование «Моё настроение»

Передавать в рисунке свое настроение стихотворений о природе с помощью цвета и абстрактных линий, фигур, пятен.


7

«Не плачь, куколка моя» Чтение стихотворений об играх и игрушках



1


1

Игра «Волшебный стул»

Упражнение «Нарисуй своё настроение»

Упражнение «Путешествие на сказочную планету»

Развивать эмпатию и сочувствие другим людям. Способствовать полноценному развитию личности через самовыражение и творчество.

Уметь строить небольшое связное высказывание на заданную тему.

8

''Жители страны Эмоций: Капризка, Упрямыч, Сердитко, Вреднюга, Грустинка, Весельчак, Добряк'' Чтение стихотворений о детях


1


2

Игра «Передача чувств»

«Мирись, мирись, больше не дерись»

«Мешочек криков»

Игра «Разноцветный букет»



Знакомство с полярными чертами характера.

Формировать отрицательное отношение к негативным чертам характера.

Иметь на начальном этапе представление об антонимах и синонимах.


9

''Веселые горки''

Чтение небылиц





2


Игра «Животные».

Игра «Следование за ведущим».


Работа в творческой мастерской Создание условий для самовыражения, используя мимику, жест, пантомимику и т.п.

Уметь на начальном этапе редактировать текст

10

«Путешествие в страну Понимание».

Чтение произведений о добре и милосердии


2


2


Игра «Слепой и поводырь»

Игра ''Скала ''

Игра «Только добрые слова».

Рефлексия. За кого ты порадовался?

Подведение итогов обучения, максимальное приближение ситуаций общения к жизни, развитие эмпатии. Символическое признание успехов детей в общении.

Уметь на начальном этапе создавать собственные высказывания.



18

15








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "СТИХиЯ"

Автор: Клопова Елена Николаевна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153143

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-matiematik"
    ["file_id"] => string(6) "116985"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412677618"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Программа внеурочной деятельности "Театральная студия "Непоседы"" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-naia-studiia-nieposiedy-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "194796"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427813109"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово» по  родному (татарскому) языку и литературе "
    ["seo_title"] => string(107) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-rodnoie-slovo-po-rodnomu-tatarskomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "229975"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441922212"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОГРАММА внеурочной деятельности   «Живое слово» для учащихся 1класса"
    ["seo_title"] => string(80) "programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zhivoie-slovo-dlia-uchashchikhsia-1klassa"
    ["file_id"] => string(6) "253342"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447587170"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Программа внеурочной деятельности «Играя – учусь, творю, развиваюсь!» "
    ["seo_title"] => string(71) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ighraia-uchus-tvoriu-razvivaius"
    ["file_id"] => string(6) "135431"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416921485"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства