Программа внеурочной деятельности "Конструируем из бумаги"
Программа внеурочной деятельности "Конструируем из бумаги"
Программа "Конструируем из бумаги" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Программа расчитана на детей 10-12 лет. Срок реализации 2 года
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Конструируем из бумаги"»
Конструируем из бумаги
(возраст детей 10-12 лет)
Срок реализации программы: 2 года
Рассмотрено на педсовете
Пр.№ ____ от __________
Руководитель:
Герасимова Людмила Алексеевна
I категория
Пояснительная записка
Программа "Конструируем из бумаги" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Основные идеи программы
Воспитание и обучение во внеурочном объединении осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.
Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Цель программы
создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие: * закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации; * знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства; * продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм; * совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов; * приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные: * осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников; * воспитывать в детях любовь к родному краю, его природе и людям; * добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие: * пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры; * развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера; * формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности; * развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; * развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения во внеурочном объединении в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения: * познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества; * познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения; * овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание; * научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие); * научатся работать нужными инструментами и приспособлениями; * познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, папье-маше, объемное конструирование); * научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях. Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 2-го года обученияпредполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения: * расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведение; * продолжат знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством; * научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль); * научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов; * научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 3-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения: * расширят свои знания в области композиции, цветоведения, формообразования; * овладеют основными техническими приемами макетирования; * изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы; * познакомятся с основными понятиями композиционного построения объекта - композиционным моделированием; * научатся моделировать различные геометрические тела; * научатся делать макеты с использованием качественно различных элементов, объединенных в одной композиции, передавая в объемно-пространственных формах и цвете настроение, ощущения, создавая художественный образ пространства определенного назначения; * освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
Технологическое обеспечение программы
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Программа предусматривает преподавание материала по "восходящей спирали", то есть периодическое возращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно-образной игры. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности. Программа предусматривает посещение выставок в районе и городе, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
Учебно-тематический план группы первого года обучения
Номер темы
Наименование и содержание темы
Количество часов
Количество занятий
теор
практ
ВСЕГО
1
Вводное занятие
1
1
2
1
2
Плоскостные композиции из бумаги
5
43
48
24
а) аппликация
2
18
20
10
б) художественное вырезание
1
7
8
4
в) мозаика из бумаги
2
18
20
10
3
Оригами
4
20
24
12
4
Бумагопластика или объемное конструирование
5
49
54
27
а) объемные изделия из упаковочных коробок
1
9
10
5
б) конструирование игрушек из цветной бумаги
4
40
44
22
5
Другие виды работ с бумагой
2
8
10
5
6
Выставки, экскурсии, праздники
-
4
4
2
7
Заключительное занятие
-
2
2
1
ИТОГО:
23
121
144
72
Календарно-тематическое планирование группы первого года обучения
№ п/п
№ п/п
Количество часов
Дата
Тема
1
1
2
Вводное занятие
Плоскостные композиции из бумаги
2
1
2
Аппликация. Поздравительная открытка
3
2
2
Аппликация. Корзинка с цветами
4
3
2
Аппликация. Лоскутная фоторамка
5
4
2
Аппликация. Цветы из бумаги
6
5
2
Аппликация. Веселый поезд
7
6
2
Аппликация. Радужная рыбка
8
7
2
Аппликация. Петя-петушок
9
8
2
Аппликация. Веселые закладки
10
9
2
Аппликация. На закате
11
10
2
Аппликация. Пейзаж
12
11
2
Художественное вырезание. Узоры
13
12
2
Художественное вырезание. Зима
14
13
2
Художественное вырезание. Забавные животные
15
14
2
Художественное вырезание. Морская прогулка
16
15
2
Мозаика из бумаги. Котенок
17
16
2
Мозаика из бумаги. Черепашка
18
17
2
Мозаика из бумаги. Бабочка
19
18
2
Мозаика из бумаги. Жираф
20
19
2
Мозаика из бумаги. Зима
21
20
2
Мозаика из бумаги. Морское путешествие
22
21
2
Мозаика из бумаги. Львенок и черепаха
23
22
2
Мозаика из бумаги. День Победы
24
23
2
Мозаика из бумаги. Ночной охотник
25
24
2
Мозаика из бумаги. Корзина с грибами
Оригами
26
1
2
Оригами из кругов. Розы.
27
2
2
Оригами из кругов. Солнышко
28
3
2
Оригами из кругов. Рыбный карнавал.
29
4
2
Оригами. Звездочки
30
5
2
Оригами. Цветы
31
6
2
Оригами. Корзина с цветами
32
7
2
Оригами. Мышки
33
8
2
Оригами. Аквариум
34
9
2
Оригами. Снегири
35
10
2
Оригами. Кувшинки
36
11
2
Оригами. Весна
37
12
2
Оригами. Цветочный луг
Бумагопластика или объемное конструирование
38
1
2
Бумагопластика. Тюльпаны
39
2
2
Бумагопластика. Мышка
40
3
2
Бумагопластика. Корзиночка
41
4
2
Бумагопластика. Анютины глазки
42
5
2
Бумагопластика. Мак полевой
43
6
2
Бумагопластика. Корзина с цветами
44
7
2
Бумагопластика. Три медведя
45
8
2
Бумагопластика. Весенние букеты
46
9
2
Бумагопластика. Звездное небе
47
10
2
Бумагопластика. Дружная семейка
48
11
2
Бумагопластика. Фея цветов
49
12
2
Бумагопластика. Поздравительная открытка
50
13
2
Бумагопластика. Космические фантазии
51
14
2
Бумагопластика. Брошь
52
15
2
Бумагопластика. Павлин
53
16
2
Бумагопластика. Морской конек
54
17
2
Бумагопластика. Динозаврик
55
18
2
Бумагопластика. Дыхание весны
56
19
2
Бумагопластика. Птица счастья
57
20
2
Бумагопластика. Карандашница
58
21
2
Бумагопластика. Чашки
59
22
2
Бумагопластика. Чайный сервиз
60
23
2
Бумагопластика. Панно. Весна 45-го года
61
24
2
Бумагопластика. Вечная память павшим
62
25
2
Бумагопластика. Ваза
63
26
2
Бумагопластика. Береза
64
27
2
Бумагопластика. Божья корова
Другие виды работ с бумагой
65
1
2
Флористический коллаж. Весна
66
2
2
Квиллинг. Верба
67
3
2
Квиллинг. Цветы
68
4
2
Игрушки из газет
69
5
2
Игрушки из газет
Выставки, экскурсии, праздники
70
1
2
Экскурсия
71
2
2
Проведение творческой выставки
72
1
2
Заключительное занятие
Учебно-тематический план группы второго года обучения
Номер темы
Наименование и содержание темы
Количество часов
Количество занятий
теор
практ
ВСЕГО
1
Вводное занятие
1
1
2
1
2
Плоскостные композиции из бумаги
5
73
78
39
а) аппликация
2
28
30
15
б) художественное вырезание
1
17
18
9
в) мозаика из бумаги
2
28
30
15
3
Оригами
4
34
38
19
4
Бумагопластика или объемное конструирование
5
67
72
36
а) объемные изделия из упаковочных коробок
1
19
20
10
б) конструирование игрушек из цветной бумаги
4
48
52
26
5
Другие виды работ с бумагой
2
18
20
10
6
Выставки, экскурсии, праздники
-
4
4
2
7
Заключительное занятие
-
2
2
1
ИТОГО:
17
199
216
108
ЛИТЕРАТУРА
1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. – Москва 1988г. 2. Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 1996г. 3. Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Полигон С.-Петербург 1998г. 4. Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000 5. А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1995г., N4 6. Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991г. 7. А. А. Мелик-Пашаев, З. Н.Новлянская. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995г
8. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996г. 9. Г.Б.Минервин. О красоте машин и вещей.- "Просвещение" Москва 1999г.