kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по внеурочной деятельности " Я- гражданин России",1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Я- гражданин России",1-4 класс составлена в соответствии с ФГОС. Программа содержит календарно - тематическое планирование, пояснительную записку,общую характеристику курса,ценностные ориентиры содержания курса,тематическое планирование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности " Я- гражданин России",1-4 класс»

62


Содержание





1. Пояснительная записка 2-7

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

«Я - гражданин России» 7



3. Место внеурочной деятельности «Я - гражданин России»

в учебном плане. 7



3.1. Ценностные ориентиры содержания курса «Я - гражданин

России» 8



4.Содержание курса «Я – гражданин России». 8-14



5.Тематическое планирование. 14



6. Календарно-тематическое планирование(1-4 классы). 14-23



7.Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса. 23-25



8. Планируемые результаты. 25-26 8.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты 27

освоения курса внеурочной деятельности

«Я - гражданин России»

8.2 Система оценивания. 31



9. Приложение. 31-46













1.Пояснительная записка

Программа по курсу внеурочной деятельности «Я – гражданин России» духовно-нравственному направлению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Кагальницкой СОШ №1.

В ФГОС НОО сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание гражданина страны – одно из условий национально­го возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает ­ освоение и реали­зацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю. Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего на­блюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа «Я – гражданин России!» составлена на основе Концепции нравственного воспитания российских школьников с учетом Требований по результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных ФГОС НОО и основной образовательной программой образовательного учреждения. Программа «Я – гражданин России» входит в программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального об­щего образования с учетом воспитательной, учебной, внеурочной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеа­лов, моральных приоритетов, реализуемых в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию граждан­ской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспи­тания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизне­деятельности.

В данной программе определена система содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Направление: духовно-нравственное.

Виды деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, краеведческая.

Программа опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и



Цель программы:

  • создание условий для формирования личности гражданина России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;

  • формирование у учащихся гражданственности как качества конкурен­тоспособной личности;

  • воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе

общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • создавать условия для эффективного гражданского воспитания школь­ников;

  • утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских ценно­стей, взглядов и убеждений;

  • развивать систему гражданского воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, перенос акцента с обучения на воспитание в про­цессе образования;

- воспитывать уважительное отношение к героическому, культурному и
историческому прошлому Родины, ее истории, традициям и традициям семьи.

Я и я - формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

  • формировать правосознание, потребность в самообразовании, воспита­нии своих морально-волевых качеств;

  • воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при со­блюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах, граждан­скую ответственность.

Предполагаемый результат деятельности:

- высокий уровень самосознания, самодисциплины;

  • понимание учащимися ценности человеческой жизни: справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжела­тельности, способности к сопереживанию.

Я и семья - формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

- воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены; уважение к членам семьи.

Предполагаемый результат деятельности:

-формирование представлений о том, что настоящий мужчина обладает решительностью, смелостью, благородством; настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любо­вью к детям, умением прощать; что настоящий сын и дочь берегут покой чле­нов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Я и культура - формирование отношения к искусству.

Задачи:

  • воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творче­ское мышление, художественные способности;

  • формировать эстетические вкусы, идеалы, понимание значимости ис­кусства в жизни каждого гражданина.

Предполагаемый результат деятельности:

  • умение видеть прекрасное в окружающей жизни;

  • занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного никла, участие в художественной самодеятельности.

Я и школа - формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

  • воспитывать сознательное отношение к учебе, сознательную дисципли­ну и культуру поведения, сознательную готовность выполнять Устав школы;

- развивать познавательную активность.
Предполагаемый результат деятельности:

  • осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик»;

  • выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу, умение пользоваться правами ученика.

Я и мое Отечество - формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

  • развивать общественную активность обучающихся;

  • воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, мерность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность От­чизне, готовность к защите ее свободы и независимости; политическую культу­ру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

- убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит, гордится своей Родиной;

- изучение историко-культурного, духовного наследия, верность своему гражданскому долгу и готовность к защите Отечества.

Я и планета - формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

-обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее со­хранить.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа лич­ности гражданина России.

Организация работы по программе «Я – гражданин России!» в 1-4-х клас­сах: 1 час в неделю (1-4-е кл.); предполагается 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

1-й класс «Маленькие россияне»;

2-й класс «Моя малая родина»;

3-й класс «Россия - родина моя»;

4-й класс «Я – гражданин и патриот России».



2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Я - гражданин России»

Курс «Я – гражданин России!» предполагает формирование патрио­тических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического вос­питания, развитие чувства гордости за свою страну, воспитание личности граж­данина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Лю­бовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, истории и традициях русского народа, о жизни страны, труде людей и родной природе.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия иска­жению истории Отечества, рекомендует привлекать ветеранов Великой Отече­ственной войны и труда, воинов-афганцев в целях сохранения преемственности «славных боевых и трудовых традиций», проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами, экскурсии в краеведческие му­зеи, дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины, принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и мило­сердия), собирать материалы для музейного уголка «Операция «Поиск», а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.



3. МЕСТО КУРСА «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

В соответствии с Учебным планом, планом внеурочной деятельности МБОУ Кагальницкой СОШ №1 на изучение курса «Я – гражданин России» в начальной школе (1-4 класс) выделяется 135 ч. В 1 классе33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели); во 24 классах на курс «Я – гражданин России» отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Форма организации работы по программе в основном коллективная, а также используются групповая и индивидуальная формы работы.

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образо­вания детей.

Время проведения: занятия во внеурочное время.

Программа «Я – гражданин России» реализуется с 1-го по 4-й классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формиро­вания подлинного гражданина России:

  • Я и школа

  • Я и культура

  • Я и я

  • Я и семья

  • Я и мое Отечество

  • Я и планета

Организация работы по программе «Я – гражданин России!» в 1-4-х клас­сах: 1 час в неделю (1-4-е кл.) в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

1-й класс «Маленькие россияне» - 33 часа;

2-й класс «Моя малая родина» - 34 часа;

3-й класс «Россия - родина моя» - 34 часа;

4-й класс «Я – гражданин и патриот России» - 34 часа.



3.1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

«Я-ГРАЖДАНИН РОССИИ»

Ценностные ориентиры: любовь к России, своему народу, своей малой родине, закон и правопо­рядок, свобода и ответственность, доверие к людям;

  • долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толе­рантность;

  • родная земля, заповедная природа, планета Земля;

- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.



4. Содержание курса « Я – гражданин России»

Содержание программы

1 класс

Общий годовой план работы составляет – 33 часа, из них: теоретических – 10, практических – 23.

Я и школа (8 Ч)

Цель: формирование гражданского отношения к школе.

Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Праздник для дошколят. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.

Экскурсии по школе, школьному двору. Праздники. Акции. Игры.

Я и культура (5ч.)

Цель.: формирование отношения к искусству.

Дары природы. Мисс осени. История моего города. Откуда пришли ёлочные игрушки. Встречаем Новый год.

Экскурсия в школьный музей. Конкурс поделок из природного материала. Праздник.

Я и я (4ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к себе

Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек.

Антиреклама. Диагностика. Игры. Конкурсы. Викторины.

Я и семья (6ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома.

В чем я должен им помочь? Слушаем сказки моей бабушки. Кто мои бабушка, дедушка? Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.

Конкурсы рисунков, сказок, стихов. Оформление фотовыставки.

Я и мое Отечество (6ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности. С чего начинается родина? Они защищают родину. Поклон тебе, солдат России. Мои родные – защитники родины. Маленькие герои большой войны.

Игры конкурсы стихов. Фотовыставка. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Встречи с ветеранами войны.

Я и планета (4ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к планете Земля.

Маленькая страна. Планета просит помощи. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.

Викторины. Экскурсии, экологические акции. Выпуск стенгазет.



Цель: формирование гражданского отношения к школе.

Я люблю свою школу. По каким правилам мы живем в школе? Обязанности ученика в школе. Самый уютный класс. Десант чистоты и порядка. Школьная символика.

Конкурсы рисунков, сочинений, мини-проекты. Трудовой десант

Я и я (4ч.) 2 класс

Я и школа (6ч.)



Цель: формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

Диагностика. Сбор игр.

Я и семья (5ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье. Об отце говорю с уважением. Моя любимая мамочка. Здесь живет моя семья Мам, папа, я – спортивная семья.

Конкурсы рисунков, сочинений, Заочное путешествие, соревнование.

Я и школа (6ч.)



Цель: формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

Диагностика. Сбор игр.

Я и семья (5ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье. Об отце говорю с уважением. Моя любимая мамочка. Здесь живет моя семья Мам, папа, я – спортивная семья.

Конкурсы рисунков, сочинений, Заочное путешествие, соревнование.

Я и культура (4ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к искусству.

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь. То и пожнешь. Широкая Масленица.

Экскурсии в музеи. Выпуск буклетов. Игры.

Я и моё Отечество (9 ч.): формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мой любимый город. Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг). Наш город. О чем говорят названия улиц родного города. Мы и наши права. Богатырские забавы. След Великой Отечественной

Цель

войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков. Экскурсии в музеи, по городу. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Встречи с ветеранами войны.

Я и планета (6ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к нашей планете Земля.

Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Экология нашего города. День добрых волшебников.

Вывешивание кормушек, выставки рисунков. Заочное путешествие.

3 класс

Я и моё Отечество (10ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Символы российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Дорогая моя столица. Город, в котором я живу. Посмотри, как он хорош мир, в котором ты живешь. История Отечества. Путешествие по стране. Они служили в армии. Честь имею. Дети войны. Вам, защитники Отечества!

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Экскурсии, заочные путешествия, конкурсы, презентации.

Я и школа (6ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс – моя семья. Знакомство со школьным уставом. Мои права и обязанности. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. По каким правилам мы живем. Десант чистоты и порядка.

Конкурс сочинений. Викторина. Диагностика. Трудовой десант.

Я и семья (6ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали? Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди – добрые люди. Золотые бабушкины руки. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мамины помощники.

Выставки, презентации, практикумы, фотовыставки. Конкурсы рисунков, сочинений, стихов. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

Я и культура (5ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к искусству.

Новогодние зарисовки. Новогодняя сказка. Раз - словечко, два – словечко – будет песенка. Люблю тебя, моя Россия. Где живут книги? Встреча с поэтами города Кемерово.

Экскурсии в вернисаж, библиотеку. Праздники, выставки книг. Конкурсы стенгазет.

Я и я (3ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к себе.

Для чего я рожден? Кому нужна моя помощь? Кот и что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Быть человеком.

Диагностика, викторина, конкурс рисунков. Разведка добрых дел.

Я и планета (4ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Загадки о природе. День экологических фантазий. Мои домашние животные. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.

Конкурс загадок о природе. Презентация, просмотр видеофильма.

4 класс

Я и моё Отечество (11ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Символика России. Символы нашего края. От вершины к корням. Из истории появления законов. Основной закон жизни нашего государства. Путешествие в страну Законию. Есть такая профессия – защищать родину. Герои Великой Отечественной войны. Города герои. Память. Мы – россияне. Я – гражданин и патриот России.

Конкурсы сочинений. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Игры, конкурсы, викторины. Встречи с участниками войны и труда.

Я и школа (5ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к школе.

Продолжаем изучать школьный устав. Я и мой класс. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Мой лучший школьный друг. Наказы будущим первоклассникам.

Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика, Выпуск буклетов.

Я и семья (5ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к своей семье.

День пожилых людей. Панорама добрых дел. Забота о родителях - дело совести каждого. Моя семья. Мои семейные обязанности.

Акции. Оформление фотовыставки. Презентации.

Я и я (4ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к самому себе.

Хочу и надо. Тест «Познай себя» Правила жизни. «Можно или нельзя» в жизни. Письмо самому себе.

Конкурс на лучшее письмо. Диагностика, Презентация.

Я и культура (4ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к искусству.

Встречаем Масленицу. Знаменитые писатели и поэты. Известные художники. Война на страницах литературных произведений.

Конкурс на лучший рецепт блинов. Викторины, экскурсии, выставки.

Я и планета (5ч.)

Цель: Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Волшебный мир руками детей. Знаешь ли ты страны мира? Природа в поэзии. Я – житель планеты Земля. Будь природе другом.

Конкурс стихов о природе. Просмотр видеофильма. Игры, викторины, урок-конференция.

Я и я (4ч.) 2 класс

Я и школа (6ч.)



Цель: формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

Диагностика. Сбор игр.

Я и семья (5ч.)

Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье. Об отце говорю с уважением. Моя любимая мамочка. Здесь живет моя семья Мам, папа, я – спортивная семья.

Конкурсы рисунков, сочинений, Заочное путешествие, соревнование.



5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»

Наименование разделов, тем

Основные виды деятельности, УУД

Я и школа

Умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

Я и культура

Умение выбирать информацию на основе иллюстраций. Выделять виды изобразительного искусства

Я и я

Моделирование ситуаций в общении, и находить конструктивный выход из них.

Умение находить гармоничные пути развития.


Я и семья


Построение взаимоотношения в семье, знать свои корни, дорожить опытом предков.

Я и моё Отечество


Анализ исторических фактов, оценивание подвигов предков, сохрание традиций предыдущих поколений.

Я и планета

Ориентировка по карте звездного неба, определение планет двух групп, планет Солнечной системы.



6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»

1-й класс. Маленькие Россияне (33 часа)

Дата

Наименование разделов, тем

Количество часов

Вид деятельности обучающихся

План

Факт


Всего

Теория

Практ.




Я и школа

4






Праздник первого звонка

1


1

Игровая, досуговая.



Мой школьный дом. Экскурсия по школе

1


1

Ролевые игры.

Воспитание чувства ответственности



Правила поведения в школе. Урок-игра

1


1

Игровая



Законы жизни в классе. Урок- игра

1


1

Игровая



Я и культура

2






Дары природы. Конкурс поделок из природного материала

1


1

Экологическая



Мисс осени

1


1

Театральная



Я и я

4






Я, ты, мы. Игра

1


1

Ролевая, игровая



Мой сосед по парте. Час откровенного разговора

1

1


Психологическая

(тренинг общения)



Кто что любит делать. Конкурс-викторина

1


1

Развлекательно-игровая



Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков

1


1

Изобразительная.



Я и семья

3






Моя семья – моя радость

1

1


Ассоциативная(рисуем древо семьи)



Слушаем сказки моей бабушки

1

1


Познавательная



Моя красивая мама. Беседа

1

1


Изобразительная



Я и культура

3






История моего города. Экскурсия в школьный музей

1

1


Познавательная



Откуда пришли ёлочные игрушки. Изготовление игрушек на елку

1


1

Художественно-прикладная



Встречаем Новый год. Новогодний карнавал

1


1

Театральная



Я и семья

3






Фотографии из семейного альбома. Презентация

1


1

Информационная




Кто мои бабушка, дедушка? Моя помощь им.

1

1


Познавательно-воспитательная



Загляните в мамины глаза. Праздник для мам

1


1

Театральная



Я и моё Отечество

6






Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием

1

1


Ознакомительная



С чего начинается Родина? КВН

1


1

Краеведческая



Они защищают Родину. Конкурс чтецов

1


1

Литературная



Поклон тебе, солдат России. Конкурс рисунков

1


1

Изобразительная



Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка

1


1

Ознакомительная



Маленькие герои большой войны. Урок мужества

1

1


Воспитательная



Я и школа

4






Школа вежливости. Беседа с творческим заданием

1

1


Этическая



Десант чистоты и порядка

1


1

Экологическая



Праздник для дошколят

1


1

Развлекательная



Самый красивый школьный двор. Акция «Озелени свой школьный двор»

1


1

Экологическая



Я и планета

4






Маленькая страна. Экологическая акция

1


1

Экологическая



Планета просит помощи. Конкурс стенгазет

1


1

Изобразительная



Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина

1


1

Познавательная



В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу

1

1


Экологическая



всего

33

10

23








6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»

2-й класс. Моя малая родина (34ч.)



п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов


Дата


Виды

деятельности обучающихся

Все

го

Теория

Прак

тика

план

факт



Я и школа

4







1 четверть-8 занятий







1

Я люблю свою школу. Конкурс сочинений, рисунков.

1


1

07.09


Творческая

2

По каким правилам мы живем в школе. Игра

1


1

14.09


Игровая

3

Обязанности ученика в школе. Беседа

1

1


21.09


Познавательная

4

Самый уютный класс. Конкурс минипроектов.

1


1

28.09


Творческая


Я и я

4






5

Я ученик . Беседа с творческим заданием

1

1


05.10


Ролевая игра

6

Мой портфель. Игра-экспромт

1


1

12.10


Экологическая

7

Подумайте о других. Беседа с элементами игры..

1

1


19.10


Познавательная

8

Игры на развитие произвольных процессов

1


1

26.10


Игровая


2 четверть- 7 занятий

Я и планета

2






9

Осень в моем городе. Фотоконкурс.

1


1

09.11











10

Из истории государства Российского

1


1

16.11

познавательная


Я и мое Отечество

2






11

Символы государства

1


1

23.11

познавательная

12

Моя малая Родина.

1


1

07.12

краеведческая


Я и моё Отечество

4






13

Мой край родной

1

1


14.12

краеведческая

14

Знакомство с символами родного края ( герб, гимн, флаг)

1

1


21.12

познавательная

15

Наша станица готовится к встрече Нового года. Экскурсия по станице.

1

1


28.12

краеведческая

16

3 четверть-10 занятий


О чем говорят названия улиц родного края? Конкурс рисунков.

1


1

11.01

творческая


Я и культура

4






17

Родной край в древности. Экскурсия в краеведческий музей

1

1


18.01

краеведческая









18

Поэты и писатели нашей станицы Конкурс чтецов. Встреча с поэтами станицы

1



25.01

литературная

19

Что посеешь, то и пожнёшь. Беседа с элементами игры

1

1


01.02

Досугово-развлекатель

ая

20

Широкая Масленица. Игра

1


1

08.02

игровая


Я и школа

2






21

Школьная символика

1

1


15.02

понавтельная

22

Десант чистоты и порядка

1


1

20.02

экологическая


Я и семья

4






23

Здесь живет моя семья. Заочное путешествие

2


1

29.02-29.02

театральная

24

Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

1

1


14.03

игровая

25

4 четверть- 9 занятий


Мама, папа, я – спортивная семья. Конкурс – соревнование

1



28.03

спортивная


Я и моё Отечество

5














26

Мы и наши права. Игра

1


1

4.04

игровая

27

Богатырские забавы. Конкурс-соревнование

1


1

11.04

спортивная

28

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в школьный музей

1


1

18.04

краеведческая

29

Герои Советского союза – наши земляки. Урок мужества

1

1


25.04

патриотическая

30

Открытки ветерану. Акция.

1

1


25.04

художественная


Я и планета

3






31

Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.

1


1

16.05

литературная

32

День птиц. Вывешивание скворечников

1


1

23.05

экологическая

33

Экология нашей станицы. Беседа

1

1


23.05

экологическая










ИТОГО:

34

14


20





6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»

3-й класс. Россия – родина моя (34 ч.)

п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Дата

Деятельность обучающихся

Всего

Теор

Практик

План

Факт



Я и моё Отечество

1 четверть – 8 часов

5






1

Урок милосердия и доброты

1

1


07.09


воспитательная

2

Символы Российского государства

1

1


14.09


познавательная

3

Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала

1


1

21.09


краеведческая

4

Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием

1

1


28.09


познавательная

5

Дорогая моя столица. Заочное путешествие

1


1

05.10


краеведческая


Я и школа

4






6

Знакомство со школьным уставом

1

1


12.10


познавательная

7

Мои права и обязанности

1

1


19.10


познавательная

8

Каков я в школе? Сценки из школьной жизни

1


1

26.10


театральная

9

2 четверть – 7 часов


Наша школа в будущем. Конкурс мини-проектов, сочинений

1


1

09.11


творческая


Я и семья

6














10

В гостях у предков. Сказочный марафон

1


1

16.11


театральная

11

Почему меня так назвали? Презентация

1


1

23.11


познавательная

12

Спешите творить добро! Ситуативный практикум

1


1

07.12


Психолого-воспита

тельная

13

Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов

1


1

14.12


литературная

14

Что значит быть хорошим сыном или дочерью Беседа

1

1


21.12


дискуссионная

15

Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием.

1

1


28.12


творческая


3 четверть-10часов


Я и культура

5






16

Новогодние зарисовки. Конкурс стенгазет

1

1


11.01


творческая

17

Новогодняя сказка. Праздник

1


1

18.01


Досугово-развле

кательная



18

Раз – словечко, два – словечко - Будет песенка Конкурс песен (караоке)

1


1

25.01


музыкальная

19

Где живут книги? Экскурсия в библиотеку «Ладушки»

1

1


01.02


литературная

20

Встреча с поэтами города. Конкурс стихов

1


1

08.02


художественная


Я и я

4






21

Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием

1

1


15.02


творческая

22

Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел

1


1

20.02


поисковая

23

Мы все такие разные. Конкурс рисунков

2


1

29.02-29.02


творческая


Я и моё Отечество

5






24

Посмотри, как он хорош мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов

1


1

14.03


литературная

25

4 четверть-9 часов


Они служили в армии. Конкурс сочинений о службе в армии родных

1


1

28.03


творческая

26

Вам, защитники Отечества! Акция

1


1

4.04


Патриотическая,

творческая

28

Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков.

1


1

11.04


Творческая,

патриотическая


Я и школа

2






29

По каким правилом мы живем. Беседа с элементами игры.

1

1


18.04


игровая

30

Десант чистоты и порядка

1


1

25.04


экологическая


Я и планета

4






31

Конкурс загадок о природе

1


1

25.04


литературная

32

Мои домашние животные. Презентация

1


1

16.05


Информационно-коммуникативная

33

Чем живет планета Земля? КВН

1


1

23.05


Досугово-

развлекательная

34

Судьба Земли – наша судьба. Круглый стол

1


1

23.05


дискуссионная


ИТОГО:

34

12

22








6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ»

4-й класс. Я гражданин России (34ч.)

№ п/п


Название разделов и тем

Количество часов

Дата

Деятельность обучающихся

Всего

Теория

Практика

План

Факт



Я и моё Отечество

1 четверть – 8 часов

5






1

Символика России

1

1


07.09


познавательная

2

Символы нашего края

1

1


14.09


краеведческая

3

От вершины к корням. Из истории появления законов.

1

1


21.09


исследовательская

4

Основной закон жизни нашего государства

1

1


28.09


познавательная

5

Путешествие в страну Законию. Викторина.

1


1

05.10


игровая


Я и школа

5






6

Продолжаем изучать школьный устав

1

1


12.10


познаватльная

7

Я и мой класс. Конкурс рисунков.

1


1

19.10


творческая

8

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.

1


1

26.10


экологическая

9

2 четверть-7 часов


Мой лучший школьный друг. Письмо другу

1


1

09.11


литературная



10

Наказы будущим первоклассникам. Изготовление буклетов для дошколят.

1


1

16.11


творческая


Я и семья

5






11

День пожилых людей Акция «Доброта души»

1


1

23.11


патриотическая

12

Панорама добрых дел

1


1

07.12


игровая

13

Забота о родителях - дело совести каждого

1

1


14.12


воспитательная

14

Моя семья. Фотовыставка

1


1

21.12


творческая

15

Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.

1


1

28.12


Игровая, поучительная


3 четверть – 10 часов


Я и я

4






16

Хочу и надо. Тест «Познай себя»

1


1

11.01


Психологи

ческая

17

Правила жизни. Беседа с элементами игры

1

1


18.01


Игровая, поучительная



18

«Можно или нельзя» в жизни. Игра-упражнение

1


1

25.01


тренинговая

19

Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо

1


1

01.02


творческая


Я и культура

4






20

Встречаем Масленицу Конкурс на лучший рецепт блинов

1


1

08.02


игровая

21

Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина . Встреча с поэтами станицы

1


1

15.02


литературная

22

Известные художники. Экскурсия в краеведческий музей

1

1


20.02


краеведческая

23

Война на страницах литературных произведений

1

1


29.02


Литературно-

исследовательская


Я и мое Отечество

6






24

Есть такая профессия – защищать родину. Конкурсно - познавательная программа

1


1

29.02


игровая

25

Герои Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей славы

1

1


14.03


краеведческая

26

4 четверть-9часов



Города герои. Урок мужества

1

1


28.03


патриотическая



27

Мы помним – мы ценим. Изготовление поздравительных открыток

1


1

04.04


творческая

28

Мы – россияне. Анкетирование.

1


1

11.04


исследовательская

29

Я – гражданин и патриот России. Игра-викторина.

1


1

18.04


игровая


Я и планета

5






30

Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества

1


1

25.04


творческая

31

Знаешь ли ты страны мира? Викторина

1


1

25.04


познавательная

32

Природа в поэзии. Викторина1

1



16.05


литературная

33

Я – житель планеты Земля. Круглый стол

1

1


23.05


дискуссионная

34

Будь природе другом. Урок-конференция

1

1


23.05


экологическая





7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

  1. Голубева Т. С. О днях воинской славы и памятных датах России/ Т. С. Голубева // Начальная школа. – 2006. - №4.

  2. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М.: Ипекса, 2000. – 286с.

  3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк и др. // Вестник образования. – 2009. - №17.

  4. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста: методические рекомендации / сост. В. Г. Черемисина. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – 45с.

  5. Кеверик Е. Государственные символы России / Е. Каверик //Воспитание школьников. 2003. - №9

  6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ //Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

  7. Кузнецова Н. П. Из опыта работы заместителя директора по воспитательной работе: организация, планирование, контроль /Н. П. Кузнецова, В. В. Шумилова. – Волгоград: Учитель, 2007. -250с.

  8. Лизинский В. М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания / В. М. Лизинский //Научно-методический журнал зам. Директора по воспитательной работе. – 2006. - №3.

  9. Митрюков В. Формирование и развитие у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота /В. Митрюков //Воспитание школьников. – 2006. – №1.

  10. О воспитательном компоненте федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. – 2009. - №8 -10.

  11. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / авт.-сост.: Е. В. Богданова, Н. В. Кондукова, Е. В. Хребтова. – Белово, 2010.

  12. Саломатина Л. Патриотическое воспитание младших школьников //Воспитание школьников. 2005. - №2

  13. Литература для учащихся:

  14. 1. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1995.

  15. 2. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. Тетрадь творческих заданий. 3 класс. – М.: Дрофа, 2002.

  16. 3. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. Тетрадь творческих заданий. 4 класс. – М.: Дрофа, 2002.

  17. 4. Усачёв А. Приключения маленького человечка. - М.: Самовар, 1994.

  18. 5. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. – М.: Вита-Пресс, 1995.

  19. 6. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. – М.: Вита-Пресс, 1995.

  20. Перечень наглядных средств обучения:

  21. 1. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».

  22. 2. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн области, города».

  23. 3. Буклет «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».

  24. 4. Буклет «Региональные символы».

  25. 5. Портрет президента В.В.Путина.

  26. 6. Портрет губернатора Ростовской области.

  27. 7. Региональные символы.

  28. 8. «Государственная символика РФ» - компакт-диск.

  29. 9. «История России ХХ век» - компакт-диск.

  30. 10. Географические карты РФ, области, города.

  31. 11. Таблицы по ПДД.

  32. 7. Региональные символы земли Донской.

  33. 8. «Государственная символика РФ» - компакт-диск.

  34. 9. «История России ХХ век» - компакт-диск.

  35. 10. Географические карты РФ, области, города.

  36. 11. Таблицы по ПДД.

8.Планируемые результаты:

  • любовь к России, своему народу, своей малой родине, закон и правопо­рядок, свобода и ответственность, доверие к людям;

  • долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толе­рантность;

  • родная земля, заповедная природа, планета Земля;

- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.



8.1Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я - гражданин России»

Критерий

Индикатор

Измеритель

Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Имеет четкое представление о принадлежности к РФ

Анкета (самостоятельно составляет учитель)

Испытывает чувство гордости за родную страну

Анкета (самостоятельно составляет учитель), педагогическое наблюдение, педагогический анализ

Имеет представление о понятиях «гражданин» и «патриот»

Анкета (самостоятельно составляет учитель)

Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека

Анализ творческих работ, собеседование

Сформированность моральных норм и правил поведения

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности ( методики М. И. Шиловой, Н. П. Капустиной), наблюдение педагогов, родителей

Ценностное отношение к учебному труду, сформированность первоначальных навыков общественно полезной и личностно-значимой деятельности

Имеет ценностные установки «Учение», «Труд»

Методика изучения ценностных установок и ориентаций «Незаконченное предложение» (Ж. Нюттен, А. Е. Орлов), портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ

Участвует в общественно полезной деятельности

Мониторинг участия в общественно полезных делах, акциях

Ценностное отношение к природе, окружающей среде

Имеет ценностную установку «Природа»

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, , портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах

Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих работ

Ценностное отношение к семье, старшему поколению

Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)» (Л, И, Лаврентьева). Анализ творческих работ, собеседование, отзывы родителей

Развитое социальное партнерство

Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей

Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся



,

8.2. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ.

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов

С целью контроля реализации программы, ее эффективности организует­ся мониторинг внедрения программы, который проводится 2 раза в год. Оформляется Портфолио.

Формы и средства контроля:

-диагностика нравственной воспитанности по методике М. И. Шиловой;

-анкеты «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А. С. Прутченков);

-методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)» (Л. И. Лаврентьева);

-изучение самооценки личности младшего школьника;

-методика определения самооценки(Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн);

-проектная методика «Автопортрет»;

-конкурс рисунков «Я и мой класс»;

-социометрия;

-изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А. А. Андреева;

-определение социальной активности школьника по методике Е. Н. Степанова;

-методики «Пословицы» (С. М. Петрова), «Наши отношения» (Л. М.Фридман);

-диагностика уровня воспитанности (методика Н. П. Капустиной);

-тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е. Щурковой) (прил.).



Основные отношения

Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств

(от 3-го до нулевого уровня)

Отношение к обществу

  1. Патриотизм

  1. Отношение к родной природе

3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других

2 – любит и бережет природу

1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя

0 – природу не ценит и не бережет

  1. Гордость за свою страну

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим

2 – интересуется историческим прошлым

1 – Знакомится с историческим прошлым при побуждении старших

0 – не интересуется историческим прошлым

  1. Служение своими силами

3 – находит дела на службу малому Отечеству т организует других

2 - находит дела на службу малому Отечеству

1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей

0 – Не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

  1. Забота о своей школе

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса

1 – в делах класса участвует при побуждении

0 – в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает

Отношение к умственному труду

  1. Любознательность

  1. Познавательная активность

3 – сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное

2 – сам много читает

1 – читает при побуждении взрослых, учителей

0 – читает недостаточно. На побуждения учителя не реагирует

  1. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим

2 - стремится учиться как можно лучше

1 – учится при наличии контроля

0 – плохо учится даже при наличии контроля

  1. Саморазвитие

3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей

2 - есть любимое полезное увлечение

1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя

0 – во внеурочной деятельности не участвует

  1. Организованность в учении

3 – работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам

2 - работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно, аккуратно

1 - работу на уроке и домашнее задание выполняет под контролем

0 – на уроках невнимателен, домашнее задание не выполняет

Отношение к физическому труду

  1. Трудолюбие

  1. Инициативность и творчество в труде

3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд

2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом

1 – участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими

0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество на проявляет

  1. Самостоятельность

3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей

2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен

1 – трудится при наличии контроля

0 – участия в труде не принимает

  1. Бережное отношение к результатам труда

3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует других

2 - бережет личное и общественное имущество

1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу

0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества

  1. Осознание значимости труда

3 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам

2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам

1 – не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве

0 – не осознает значимости труда, не умеет и любит трудиться

Отношение к людям

  1. Доброта и отзывчивость

  1. Уважительное отношение к старшим

3 – уважает старших , не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников

2 - уважает старших

1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве

0 - не уважает старших, допускает грубость

  1. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость

2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам

1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших

0 – груб и эгоистичен

  1. Милосердие

3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других

2 - сочувствует и помогает слабым, больным

1 – помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля

0 – неотзывчив, иногда жесток

  1. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми

1 – не всегда честен

0 – не честен

Отношение к себе

  1. Самодисциплина

  1. Самообладание и сила воли

3 – проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других

2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей

1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других

0 – силой воли не обладает и не стремится ее развивать

  1. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других

2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других

1 – нормы, правила поведения соблюдает при анличии контроля

0 – нормы и правила не соблюдает

  1. Организованность и пунктуальность

3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других

2 - своевременно и качественно выполняет свои дела

1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле

0 – начатые дела не выполняет

  1. Требовательность к себе

3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках

2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках

1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках

0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках



9.ПРИЛОЖЕНИЕ.



Проверочные тесты.

Критерии оценки знаний учащихся.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;

8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;

6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;

менее 6 баллов – курс не усвоен.



1. Закончи предложение:

Наша страна называется….

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Столица России – город:

а) Москва; б) Санкт- Петербург;

в) Омск; г) Новосибирск.



3. Выбери и отметь правильный ответ:

Главой нашего государства является:

а) король; б) губернатор;

в) мер; г) президент.



4. Выбери и отметь правильный ответ:

Главный закон страны называется:

а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.



5. Закончи предложение:

Гимн, флаг, герб – это ….



6. Раскрась российский флаг в его цвета:









7. Выбери и отметь правильный ответ:

Документ, защищающий права ребёнка называется:

а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.



8. Обведи правильный ответ:

Человек считается ребёнком до: а) 14 лет; б)16 лет;

в) 18 лет; г) 20 лет.

9. Закончи предложение:

Я имею право на …..



10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?



11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как должны сделать люди в зале?



12. Соедини линиями дату и название праздника:



23 февраля День согласия и примирения





1 мая День защитника Отечества





4 ноября День России





12 июня День солидарности трудящихся







1. Выбери и отметь правильный ответ:

Как называется наша страна?

а) СССР; б) Россия; в) США; г) Англия.

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто является главой нашего государства?

а) президент; б) царь;

в) губернатор; г) премьер-министр.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Чем являются герб, флаг и гимн?

а) символами государства;

б) символами праздника;

в) символами власти

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Что значит быть гражданином?

а) иметь права;

б) выполнять законы, иметь права;

в) выполнять законы.

5. Обведи границу и столицу нашего государства. Допиши полное название:



Р ___________________

Ф ___________________





Владивосток






6. Выбери правильный ответ:

Что такое законы?

а) правила, обязательные для всех жителей страны;

б) документ, защищающий права человека;

в) документ.



7. Отметь знаком «+» правильные утверждения:



Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.


1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники.


Государственные праздники напоминают о важнейших событиях прошлого и настоящего нашей Родины.




8. Выбери и отметь правильный ответ:

Какой день стал Днём победы?

а) 1 мая; б) 7 января; в) 7 ноября; г) 9 мая.





9. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России …..



10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России ….

  1. Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком на руках.

Как ты поступишь в данной ситуации?



12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки.





1. Впиши пропущенные слова.

Главой нашего государства является __________________________,

а законы создаёт ___________________________________.



2. Выбери и отметь правильные утверждения:

а) государство - это все люди,

живущие в стране;

Что такое б) государство - это механизм

государство? управления людьми,

живущими в стране;

в) государство устанавливает законы,

которые нельзя нарушать;

г) государство – это правительство,

армия, милиция, законы.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?

а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;

б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;

в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;

г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.



4. Выбери и отметь правильный ответ:

Что такое герб?

а) нагрудный знак;

б) отличительный знак города, государства;

в) эмблема;

г) рисунок.





5. Выбери и отметь правильный ответ:

До какого возраста человек считается ребёнком?

а) до 14 лет; б) до 18 лет;

в) до 20 лет; г) до 25 лет.





6. Выбери и отметь правильный ответ:

Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?

а) если остался без семьи;

б) если проживает в семье;

в) если проживает с мамой;

г) если проживает с бабушкой.









7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко от которого) ты живёшь:





8. Закончи предложение:

Каждый человек имеет право на …….



9. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России?



  1. Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?

  2. Ты опоздал на урок и заходишь в класс. Твои действия:

а) поздороваешься и сядешь на место;

б) поздороваешься и извинишься за опоздание;

в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на своё место.



12. Объясни названия праздников.

Праздник

Событие, которое дало название празднику

9 Мая - День Победы



12 июня — День независимости России

12 апреля - День космонавта

1. Выбери и отметь правильный ответ:

В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас:

а) Всеобщая декларация прав человека;

б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Конституция Российской Федерации;

г) Устав школы.

2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:





3. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто утверждает важные законы нашей страны?

а) президент России;

б) правительство Российской Федерации;

в) государственная дума;

г) народ.



4. Выбери и отметь правильный ответ:

С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого-либо кандидата?

а) с 14 лет; б) с 16 лет;

в) с 18 лет; г) с 20 лет.



5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.

(Если сможешь, заполни все листки календаря):



январь

февраль

март

май

июнь

ноябрь













6. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России….







7. Выбери и обведи флаг России:





8. Соедини линиями название документа и его основное назначение:

Документ, защищающий права детей.



Конституция России





Всеобщая декларация прав человека

Основной закон государства





Устав школы

Документ, где отражены права и свободы человека.





Конвенция о правах ребёнка

Основной закон школы









9. Выбери и отметь правильный ответ:

Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка?

а) дети имеют право на заботу и помощь;

б) каждый человек имеет гражданские и политические права и

свободы;

в) каждый человек имеет право на образование;

г) каждый ребёнок имеет свои обязанности.

10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России….

11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.

Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася.

12. Если ты остался дома без взрослых:

а) Никому не откроешь двери;

б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел;

в) Откроешь дверь только близким людям.





Тезаурус.

Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу.

Герб – эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Гимн – торжественная песня, принятая как символ государства.

Государство – механизм управления обществом в какой-либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия.

Государственная дума –так в России называют собрание избранных народом представителей , которое разрабатывает и утверждает законы.

Государственные праздники – праздники, нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.

Государственные символы- флаг, герб и гимн государства.

Гражданин государства – человек, который связан с каким-то определенным государством: признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои права и выполняет гражданские обязанности.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Жадность – настойчивость в стремлении удовлетворить своё желание, скупость.

Закон –обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством.

Защита – охрана, безопасность от враждебных действий, от опасности.

Зло – нечто плохое, вредное, противоположное добру.

Конституция – основной закон государства, определяющий основные права и обязанности граждан.

Независимость – самостоятельность, свобода.

Общество – так можно назвать всех жителей какой-либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура.

Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь, обязательных для выполнения.

Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

Правительство – высший исполнительный орган государственной власти в стране.

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Президент - глава государства.

Родина – так человек называет место, где он родился и вырос; свой город, село, а также страну, гражданином которой он является.

Российская Федерация – полное название современного российского государства, которое образовано союзом всех входящих в него территорий (республик, краев).

Старина - давнее, давно минувшее время.

Столица – главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений.

Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Федерация – это государство, образованное в результате союза (объединения) всех входящих в него территорий (земель). Каждая территория- участник такого союза, имеет свои законы и свое местное правительство. Но есть общие для всех союзные (федеральные) законы, единая армия, единые для всех деньги и центральное правительство, которое управляет всей страной.

Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по внеурочной деятельности " Я- гражданин России",1-4 класс

Автор: Панченко Марина Евгеньевна

Дата: 16.12.2015

Номер свидетельства: 267018

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Рабочая программа внеурочной деятельности в первом классе "Азбука дорожного движения""
    ["seo_title"] => string(98) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-piervom-klassie-azbuka-dorozhnogho-dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "337537"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1468558690"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России""
    ["seo_title"] => string(63) "proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_ia_ghrazhdanin_rossii_2"
    ["file_id"] => string(6) "366105"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480954554"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "программа внеурочной деятельности "Я- гражданин России""
    ["seo_title"] => string(61) "proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_ia_ghrazhdanin_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "366045"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480947333"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Программа внеурочной деятельности для 3 класса "Я - гражданин России""
    ["seo_title"] => string(75) "proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_dlia_3_klassa_ia_ghrazhdanin_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "375741"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1483634961"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ia-ghrazhdanin-rossii-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237231"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444247702"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства