Пояснительная записка.
К семи годам, когда ребёнок поступает в школу, родной язык им практически уже усвоен. Вместе с тем под влиянием обучения в речи ребенка происходят огромные сдвиги. Обусловлены эти сдвиги главным образом тем, что с поступлением ребенка в школу родной язык впервые становится для него учебным предметом, а это означает, что ребенок вступает в совершенно новое отношение к языку.
Развитие речи ребенка зависит от ряда условий. Для того, чтобы устная речь ребенка развивалась, необходимо, чтобы он возможно больше практиковался в этом плане, чтобы его речевая практика была активной. Для этого необходимо, чтобы ребенок говорил на уроках, на сборах, в кружках не только по заданию, но чтобы он испытывал потребность, побуждение в речевом общении. Другими словами, одной из основных предпосылок, развития устной речи учащегося является создание у него мотива для этой деятельности, потребности в ней.
Для того чтобы человек захотел рассказать о чем-нибудь, поделиться своими мыслями, он должен располагать определенной информацией, определенными представлениями, знаниями и испытывать интерес к этим знаниям. Развитие речи ребенка нельзя рассматривать изолированно от развития его мышления и сферы познавательных интересов в целом.
Если ребенок не испытывает интереса к природным предметам и явлениям, то у него не будет потребности их описывать и о них рассказывать. Если он не любит читать и его ни как не затрагивает то, о чем он читает, у него не возникает желания рассказать о прочитанном.
Задача учителя заключается в том, чтобы дать эти речевые средства ребенку. Большое место в связи с этим на занятиях должны занимать упражнения в описании и характеристики натуральных предметов, упражнения в составлении рассказов по собственным наблюдениям и впечатлениям. Необходимо, чтобы дети понимали, что в языке есть множество слов, которые на первый взгляд кажутся равнозначащими, в действительности же одно из них не всегда может заменить другое.
Развивая устную речь учащихся, необходимо помнить, что в речи детей младшего школьного возраста легко образуются прочные связи которые приводят к неправильному произношению слов, употреблению засоряющих язык слов-паразитов. Поэтому требуется особое внимание педагога и к этой стороне речи учащихся, систематическое, неуклонное исправление всякой ошибки в произношении, употреблении слов, а также в использовании речевых оборотов.
№ | Дата | тема | содержание занятия | кол-во часов |
план | Ф. |
1-3 | | | Вводный урок. Игры – дискуссии. | Играем в игры с текстовой информацией, проводим дискуссии по темам. Учимся общаться. | 3ч. |
4-7 | | | Игры с буквами и звуками. | Играем в игры с пропавшими буквами и звуками. Составляем из букв слова, шифруем предложения и расшифровываем, составляем рассказы. | 4ч. |
8-12 | | | Пословицы, поговорки, чистоговорки и скороговорки. | Знакомимся с различными пословицами, поговорками. Подбираем их по темам, к текстам и к рисункам. Рисуем к ним рисунки. Изготовляем книжку – раскладушку. | 5ч. |
13-15 | | | Учимся наблюдать и рассказывать. | Ходим на экскурсии, наблюдаем за погодой и природой. Увиденное изображаем в рисунках и составляем рассказ об увиденном. | 3ч. |
16-17 | | | Литературное чтение. «Два жадных медвежонка» | Знакомимся с произведениями. Учимся читать выразительно, соблюдая знаки препинания. Работаем по содержанию текста. Отвечаем на вопросы, делим текст на части, пересказываем по частям, кратко, близко к тексту. Пересказываем от разных лиц. Рисуем иллюстрации к рассказу и словесные картинки. | 2ч. |
18-19 | | | «Жемчужинка и жаба» | 2ч. |
20-21 | | | «Богатырский хлеб» | 2ч. |
22-23 | | | «С носом» | 2ч. |
24-27 | | | Загадки, загадки, загадки. | Разгадываем загадки, рисуем отгадки, придумываем загадки, подбираем загадки по темам, изготовляем книжки раскладушки. | 4ч. |
28 | | | Обобщение. Игра «Поле чудес» по загадкам. | | 1ч. |
29-33 | | | Стихотворения о природе. | Знакомимся со стихотворениями о природе. Учим стихи и развиваем речь. Обогащаем речь устойчивыми словосочетаниями. Учимся выразительно читать стихотворения. Учимся сами подбирать стихотворения по темам. Рисуем словесные картинки, иллюстрации к стихотворениям. Изготовляем книжки с понравившимися произведениями. | 5ч. |
34 | | | Сочинение на тему: «Осень» | Учимся составлять текст описание на тему «осень», подбирать слова, которые показывают красоту осени. Развивать умение правильно и логично выстраивать предложения. Грамотно записывать текст. | 1ч. |
35-39 | | | Работа по картинкам. | Рассматриваем картины, составляем рассказы по картинкам. Учимся составлять рассказы описательного характера. Складываем по порядку иллюстрации и составляем по ним рассказы | 5ч. |
40 | | | Сочинение по серии картинок. | Учимся последовательно составлять сюжетную линию по серии картинок. Правильно и логично составлять предложения, грамотно записывать текст. | 1ч. |
41-42 | | | Литературное чтение. -«Просчитался» | Знакомимся с произведениями. Учимся читать выразительно, соблюдая знаки препинания. Работаем по содержанию текста. Отвечаем на вопросы, делим текст на части, пересказываем по частям, кратко, близко к тексту. Пересказываем от разных лиц. Рисуем иллюстрации к рассказу и словесные картинки. | 2ч. |
42,44 | | | «Мамины руки» | 2ч. |
45-46 | | | «Синицы» | 2ч. |
47-48 | | | «Волк и лошадь» | 2ч. |
49-50 | | | «Трусиха» | 2ч. |
51 | | | Обобщение по разделу. Игра – путешествие по прочитанным произведениям. | Отгадываем произведения по отрывкам, отвечаем на вопросы по содержанию. Разгадываем кроссворды и загадки о героях прочитанных рассказов. | 1ч. |
52 | | | Обучающее изложение. | Учимся пересказывать текст, делить его на части, составлять план, пересказывать по плану, грамотно записывать. | 1ч. |
53 | | | Сочинение на тему: «Мой друг» | Учимся составлять текст, подбирать слова и предложения, которые помогают раскрыть тему. Развиваем умение правильно и логично выстраивать предложения. Грамотно записывать текст. | 1ч. |
54-59 | | | Игры с текстовой информацией. - «Самое главное» -«Опорные сигналы» -«По ролям» -«Вопрос-ответ» -«Викторина» -«Пантомима» | Развиваем общеучебные умения и навыки на примере усвоения учебных текстов. Работаем по содержанию текста. Учимся отвечать на вопросы и самим придумывать и задавать вопросы, читать тексты по ролям. | 6ч. |
60 | | | Обучающее изложение. | Учимся пересказывать текст, делить его на части, составлять план, пересказывать по плану, грамотно записывать. | 1ч. |
61 | | | Развитие письменной речи. -Работа с деформированы текстом. | Учимся правильно составлять предложения из слов и текст из предложений, подбирать и составлять предложения на заданную тему. С помощью разных видов работы преобразовывать слова. Учимся писать тексты под диктовку без ошибок, находить в словах орфограммы, находить и исправлять ошибки в словах. Тренируемся в придумывании концовки предложений и текстов. Учимся грамотно разговаривать, развиваем умение логически мыслить. | 1ч. |
62 | | | Составление предложений по опорным словам на заданную тему. | 1ч. |
63 | | | Игра: «Потерялась буква, но нашлось новое слово» | 1ч. |
64 | | | Работа по преобразованию слов. | 1ч. |
65 | | | Орфографическая минутка. | 1ч. |
66 | | | Выборочный диктант. | 1ч. |
67 | | | Игра «Закончи предложения». | 1ч. |
68 | | | Сочинение на тему: «Лиса» | Учимся составлять текст, подбирать слова и предложения, которые помогают описать лису. Развиваем умение правильно и логично выстраивать предложения. Грамотно записывать текст. | 1ч. |
69-78 | | | Профессии людей. Чтение рассказов, стихов, отгадывание загадок, шарад, ребусов о профессиях людей. Творческая работа по теме. | Знакомимся с рассказами о профессиях людей. Пересказываем их, делим на части, читаем выразительно. Озаглавливаем части, рисуем словесные картинки, рисуем иллюстрации по теме. Составляем рассказы по картинкам. Отгадываем загадки, ребусы, шарады, рисуем отгадки, сами придумываем загадки. Изготовляем книжки – раскладушки, альбом о профессиях людей. | 10ч. |
79 | | | Изложение | Учимся пересказывать текст, делить его на части, составлять план, пересказывать по плану, грамотно записывать. | 1ч. |
80 | | | Сочинение – рассуждение «Самая нужная профессия» | Учимся составлять текст – рассуждение, подбирать слова и предложения, которые помогают раскрыть тему. Грамотно записывать предложения. | 1ч. |
81 | | | Сочиняем сказки (игры, направленные на обогащение словарного запаса и воображения детей) «Волшебная картинка» | Сочиняем сказки по началу и по картинкам, о различных предметах и животных. Раскрашиваем рассказ с помощью красочных слов. Отвечаем на вопросы и сами составляем вопросы рассказываем истории по очереди, добавляя по одному предложению. Воспитываем находчивость и обогащаем словарный запас. Работаем по картинкам. Ищем ответы на загадки. Учимся описывать предмет, не называя его. Учимся анализировать. Развиваем речевую память и речевую реакцию. | 1ч. |
82 | | | «Кто на свете всех милее?» | 1ч. |
83 | | | «На одну букву» | 1ч. |
84 | | | «Бывает ли так» | 1ч. |
85 | | | «Слово за слово» | 1ч. |
86 | | | «Запоминание предметов» | 1ч. |
87 | | | Пересказ наоборот» | 1ч. |
88 | | | «Отгадай, что задумали» | 1ч. |
89 | | | «Бесконечная история» | 1ч. |
90 | | | «Замени слово» | 1ч. |
91 | | | «Раскрась рассказ» | 1ч. |
92-93 | | | Литературное чтение. Работа с текстами о животных. «Мышонок и олененок» | Знакомимся с различными текстами о животных, тренируемся читать выразительно, по ролям. Пересказываем тексты. Учимся описывать героев, отвечаем на вопросы, сами придумываем вопросы, участвуем в викторине по прочитанному, разгадываем загадки и шарады о животных. Делаем иллюстрации к прочитанному. Выполняем творческую работу. | 2ч. |
94 | | | «Хвосты» | 1ч. |
95 | | | «Лось» | 1ч. |
96 | | | «Еж- спасатель» | 1ч. |
97-98 | | | «Мышка и лиса» | 2ч. |
99 | | | «Чибис» | 1ч. |
100-101 | | | «Кукушонок» | 2ч. |
102-103 | | | «Нянька» | 2ч. |
104 | | | «Буран и медвежата» | 1ч. |
105 | | | Викторина по прочитанным произведениям. | 1ч. |
106 | | | Изложение | Учимся пересказывать текст, делить его на части, составлять план, пересказывать по плану, грамотно записывать. | 1ч. |
107 | | | Игры на развитие речевой активности: «Моментальное фото» | Рисуем рисунки, работаем с текстом, делим его на части, конспектируем тексты, придумываем и задаем вопросы, придумываем миниатюры, сказки по заданному тексту. Восстанавливаем информацию по памяти. | 1ч. |
108 | | | «Найди ошибку» | 1ч. |
109 | | | «Ученый совет» | 1ч. |
110 | | | «Лучший вопрос» | 1ч. |
111 | | | «Пересказ по кругу» | 1ч. |
112 | | | «Запрещенные вопросы» | 1ч. |
113 | | | «Сказка» | 1ч. |
114 | | | «Миниатюра» | 1ч. |
115 | | | «Ответ-слово» | 1ч. |
116 | | | «Сказочное королевство» | 1ч. |
117 | | | Сочинение по серии картинок | Учимся составлять текст, подбирать слова и предложения, которые помогают раскрыть тему. Развиваем умение правильно и логично выстраивать предложения. Грамотно записывать текст. | 1ч. |
118 | | | Изложение | Учимся пересказывать текст, делить его на части, составлять план, пересказывать по плану, грамотно записывать. | 1ч. |
119 | | | Выборочный диктант. | Учимся записывать выборочный диктант, находить предложения отражающие смысл текста и грамотно записывать их. | 1ч. |
120-122 | | | Составление рассказов по серии картинок, запись некоторых из них | Учимся составлять рассказы по серии картинок, правильно и логически выстраивать предложения и грамотно их записывать. | 3ч. |
123-125 | | | Работа с текстами и играми по технике безопасности. - Какие опасности нас окружают дома? Изготовление книжки-раскладушки. | Беседуем по теме. Составляем рассказы по картинкам, читаем рассказы и сказки по данной теме. Просматриваем фильмы о правилах поведения на дорогах. Сами составляем и записываем правила поведения на дорогах, на льду, в доме и т.д. Рисуем картинки по данной теме и объясняем нарисованное. Пишем сочинение. Учимся составлять текст, правильно и логично выстраивая предложения. Выполняем творческие работы. | 3ч. |
126-129 | | | Правила безопасности на дорогах. (беседы, чтение рассказов, просмотр фильмов, творческая работа) | 4ч. |
130-131 | | | Работа с картинами по ОБЖ, составление и запись рассказов. | 2ч. |
132 | | | Сочинение по теме: «Правила поведения на ….». | 1ч. |
133 | | | Игра «Счастливый случай» по данному разделу. | Обобщаем полученные знания. Играем в игру, в которой отвечаем на вопросы и сами составляем вопросы, думаем, рассуждаем, логически правильно выстраиваем ответы. | 1ч. |
134 | | | Поговорим об экологии. Беседа по теме: «Жалобная книга» природы | Формируем экологическую культуру через различные занимательные упражнения, рисуем рисунки, беседуем, составляем рассказы, изготовляем книжки по темам, ищем дополнительную информацию, участвуем в викторинах и играх по теме, отвечаем на вопросы, знакомимся с текстами и стихами о природе, пересказываем тексты, учим стихи, участвуем в праздники планеты. | 1ч. |
135-136 | | | Коллекция увиденных животных. (творческая работа) | 2ч. |
137 | | | Птичья столовая. | 1ч. |
138 | | | Волшебница вода. (беседа- дискуссия) | 1ч. |
139 | | | Лесная аптека. (творческая работа) | 1ч. |
140-141 | | | Разведка весенних примет. | 2ч. |
142 | | | День рождения планеты (праздник) | 1ч. |
143 | | | «Природа в нашем доме» - сочинение. | 1ч. |
144-146 | | | Чтение стихов и рассказов о природе | 3ч. |
147 | | | Игра: «Счастливый случай» | 1ч. |
148 | | | Игра: «Города – реки» | 1ч. |
149-150 | | | Что за словом? (обогащаем словарный запас) | Обогащаем словарный запас, развиваем фантазию и речевое творчество, работаем над дикцией, учимся сравнивать, обобщать, считать, учимся составлять слова, предложения, тексты и грамотно записывать их. | 2ч. |
151-152 | | | Игры – путешествия. | 2ч. |
153-154 | | | Языколомки. | 2ч. |
155-156 | | | В мире звуков и букв. | 2ч. |
157-158 | | | Веселая академия | 2ч. |
| | | ВСЕГО | 158ч |