kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа объединения дополнительного образования "Развитие речи учащихся" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для развития речи учащихся во внеурочное время.  

Кружок «Развитие речи» направлен на решение следующих задач:

  • Развивать речь учащихся;
  • развивать способность полноценно воспринимать произведение, со­переживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художе­ственного произведения, выразительные средства, создающие худо­жественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  •  формировать умение воссоздавать художественные образы, разви­вать творческое воображение учащихся, ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать ин­терес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • расширять кругозор детей через чтение книг и выполнение различных творческих заданий, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать на­выки чтения и речевые умения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа объединения дополнительного образования "Развитие речи учащихся" 4 класс »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ларьякская общеобразовательная средняя школа»





























Автор программы: Серкова Виктория Александровна,

Учитель начальных классов






Пояснительная записка.

К семи годам, когда ребёнок поступает в школу, родной язык им практически уже усвоен. Вместе с тем под влиянием обучения в речи ребенка происходят огромные сдвиги. Обусловлены эти сдвиги главным образом тем, что с поступлением ребенка в школу родной язык впер­вые становится для него учебным предметом, а это означа­ет, что ребенок вступает в совершенно новое отношение к языку.

Развитие речи ребенка зависит от ряда условий. Для того, чтобы устная речь ребенка развивалась, необходимо, чтобы он возможно больше практиковался в этом плане, чтобы его речевая практика была активной. Для этого необходимо, чтобы ребенок говорил на уроках, на сборах, в кружках не только по заданию, но чтобы он испытывал потребность, по­буждение в речевом общении. Другими словами, одной из основных предпосылок, развития устной речи учащегося яв­ляется создание у него мотива для этой деятельности, пот­ребности в ней.

Для того чтобы человек захотел рассказать о чем-нибудь, поделиться своими мыслями, он должен располагать опре­деленной информацией, определенными представлениями, знаниями и испытывать интерес к этим знаниям. Развитие речи ребенка нельзя рассматривать изолированно от разви­тия его мышления и сферы познавательных интересов в це­лом.

Если ребенок не испытывает интереса к природным предметам и явлениям, то у него не будет потребности их описывать и о них рассказывать. Если он не любит читать и его ни как не затрагивает то, о чем он читает, у него не воз­никает желания рассказать о прочитанном.

Таким образом, развитие речи ребенка следует начи­нать с работы над расширением круга его представлений, впечатлений, с работы над воспитанием его познаватель­ных интересов. Процесс накапливания этих представлений и впечатлений сопровождается тем, что ребенок начинает испытывать потребность в словах, которыми можно обозначить наблюдаемые им предметы и явления, потреб­ность в речевых средствах, которыми можно наиболее адекватно эти явления и впечатления описать, осмыслить для себя и рассказать о них другим.

Задача учителя заключается в том, чтобы дать эти рече­вые средства ребенку. Большое место в связи с этим на занятиях должны занимать упражнения в описании и характеристики натуральных предметов, упражнения в составлении рассказов по собственным наблюдениям и впечатлениям. Необходимо, чтобы дети понимали, что в языке есть множество слов, которые на первый взгляд кажутся равнозначащи­ми, в действительности же одно из них не всегда может за­менить другое.

Развивая устную речь учащихся, необходимо помнить, что в речи детей младшего школьного возраста легко обра­зуются прочные связи которые приводят к неправильному произношению слов, употреблению засоряющих язык слов-паразитов. Поэтому требуется особое внимание педагога и к этой стороне речи учащихся, систематическое, неуклонное исправление всякой ошибки в произношении, употреблении слов, а также в использовании речевых оборотов.

Таким образом кружок «Развитие речи» направлен на решение следующих задач:

  • Развивать речь учащихся;

  • развивать способность полноценно воспринимать произведение, со­переживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художе­ственного произведения, выразительные средства, создающие худо­жественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы, разви­вать творческое воображение учащихся, ассоциативное мышление;

  • развивать поэтический слух, воспитывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать ин­терес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • расширять кругозор детей через чтение книг и выполнение различных творческих заданий, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать на­выки чтения и речевые умения.

Содержание работы

Дата

тема

содержание занятия

кол-во

часов

план

Ф.

1-3



Вводный урок. Игры – дискуссии.

Играем в игры с текстовой информацией, проводим дискуссии по темам. Учимся общаться.


3ч.

4-7




Игры с буквами и звуками.


Играем в игры с пропавшими буквами и звуками. Составляем из букв слова, шифруем предложения и расшифровываем, составляем рассказы.



4ч.

8-12



Пословицы, поговорки, чистоговорки и скороговорки.



Знакомимся с различными пословицами, поговорками. Подбираем их по темам, к текстам и к рисункам. Рисуем к ним рисунки. Изготовляем книжку – раскладушку.



5ч.

13-15



Учимся наблюдать и рассказывать.

Ходим на экскурсии, наблюдаем за погодой и природой. Увиденное изображаем в рисунках и составляем рассказ об увиденном.


3ч.

16-17



Литературное чтение.

«Два жадных медвежонка»

Знакомимся с произведениями. Учимся читать выразительно, соблюдая знаки препинания. Работаем по содержанию текста. Отвечаем на вопросы, делим текст на части, пересказываем по частям, кратко, близко к тексту. Пересказываем от разных лиц. Рисуем иллюстрации к рассказу и словесные картинки.

2ч.

18-19



«Жемчужинка и жаба»

2ч.

20-21



«Богатырский хлеб»

2ч.

22-23



«С носом»

2ч.

24-27



Загадки, загадки, загадки.

Разгадываем загадки, рисуем отгадки, придумываем загадки, подбираем загадки по темам, изготовляем книжки раскладушки.


4ч.

28



Обобщение. Игра «Поле чудес» по загадкам.



1ч.

29-33



Стихотворения о природе.

Знакомимся со стихотворениями о природе. Учим стихи и развиваем речь. Обогащаем речь устойчивыми словосочетаниями. Учимся выразительно читать стихотворения. Учимся сами подбирать стихотворения по темам. Рисуем словесные картинки, иллюстрации к стихотворениям. Изготовляем книжки с понравившимися произведениями.




5ч.

34



Сочинение на тему: «Осень»

Учимся составлять текст описание на тему «осень», подбирать слова, которые показывают красоту осени. Развивать умение правильно и логично выстраивать предложения. Грамотно записывать текст.



1ч.

35-39



Работа по картинкам.

Рассматриваем картины, составляем рассказы по картинкам. Учимся составлять рассказы описательного характера. Складываем по порядку иллюстрации и составляем по ним рассказы


5ч.

40



Сочинение по серии картинок.

Учимся последовательно составлять сюжетную линию по серии картинок. Правильно и логично составлять предложения, грамотно записывать текст.


1ч.

41-42



Литературное чтение.

-«Просчитался»

Знакомимся с произведениями. Учимся читать выразительно, соблюдая знаки препинания. Работаем по содержанию текста. Отвечаем на вопросы, делим текст на части, пересказываем по частям, кратко, близко к тексту. Пересказываем от разных лиц. Рисуем иллюстрации к рассказу и словесные картинки.


2ч.

42,44



«Мамины руки»

2ч.

45-46



«Синицы»

2ч.

47-48



«Волк и лошадь»

2ч.

49-50



«Трусиха»

2ч.

51



Обобщение по разделу. Игра – путешествие по прочитанным произведениям.

Отгадываем произведения по отрывкам, отвечаем на вопросы по содержанию. Разгадываем кроссворды и загадки о героях прочитанных рассказов.


1ч.

52



Обучающее изложение.

Учимся пересказывать текст, делить его на части, составлять план, пересказывать по плану, грамотно записывать.

1ч.

53



Сочинение на тему: «Мой друг»

Учимся составлять текст, подбирать слова и предложения, которые помогают раскрыть тему. Развиваем умение правильно и логично выстраивать предложения. Грамотно записывать текст.


1ч.

54-59



Игры с текстовой информацией.

- «Самое главное»

-«Опорные сигналы»

-«По ролям»

-«Вопрос-ответ»

-«Викторина»

-«Пантомима»


Развиваем общеучебные уме­ния и навыки на примере усвоения учебных текстов. Работаем по содержанию текста. Учимся отвечать на вопросы и самим придумывать и задавать вопросы, читать тексты по ролям.





6ч.

60



Обучающее изложение.

Учимся пересказывать текст, делить его на части, составлять план, пересказывать по плану, грамотно записывать.


1ч.

61



Развитие письменной речи.

-Работа с деформированы текстом.


Учимся правильно составлять предложения из слов и текст из предложений, подбирать и составлять предложения на заданную тему. С помощью разных видов работы преобразовывать слова. Учимся писать тексты под диктовку без ошибок, находить в словах орфограммы, находить и исправлять ошибки в словах. Тренируемся в придумывании концовки предложений и текстов. Учимся грамотно разговаривать, развиваем умение логически мыслить.


1ч.

62



Составление предложений по опорным словам на заданную тему.


1ч.

63



Игра: «Потерялась буква, но нашлось новое слово»


1ч.

64



Работа по преобразованию слов.

1ч.

65



Орфографическая минутка.

1ч.

66



Выборочный диктант.

1ч.

67



Игра «Закончи предложения».

1ч.

68



Сочинение на тему: «Лиса»

Учимся составлять текст, подбирать слова и предложения, которые помогают описать лису. Развиваем умение правильно и логично выстраивать предложения. Грамотно записывать текст.



1ч.

69-78



Профессии людей.

Чтение рассказов, стихов, отгадывание загадок, шарад, ребусов о профессиях людей. Творческая работа по теме.

Знакомимся с рассказами о профессиях людей. Пересказываем их, делим на части, читаем выразительно. Озаглавливаем части, рисуем словесные картинки, рисуем иллюстрации по теме. Составляем рассказы по картинкам. Отгадываем загадки, ребусы, шарады, рисуем отгадки, сами придумываем загадки. Изготовляем книжки – раскладушки, альбом о профессиях людей.




10ч.

79



Изложение

Учимся пересказывать текст, делить его на части, составлять план, пересказывать по плану, грамотно записывать.


1ч.

80



Сочинение – рассуждение «Самая нужная профессия»

Учимся составлять текст – рассуждение, подбирать слова и предложения, которые помогают раскрыть тему. Грамотно записывать предложения.

1ч.

81



Сочиняем сказки (игры, направленные на обогащение словарного запаса и воображения детей)

«Волшебная картинка»




Сочиняем сказки по началу и по картинкам, о различных предметах и животных. Раскрашиваем рассказ с помощью красочных слов. Отвечаем на вопросы и сами составляем вопросы рассказываем истории по очереди, добавляя по одному предложению. Воспитываем находчивость и обогащаем словарный запас. Работаем по картинкам. Ищем ответы на загадки. Учимся описывать предмет, не называя его. Учимся анализировать. Развиваем речевую память и речевую реакцию.




1ч.

82



«Кто на свете всех милее?»

1ч.

83



«На одну букву»

1ч.

84



«Бывает ли так»

1ч.

85



«Слово за слово»

1ч.

86



«Запоминание предметов»

1ч.

87



Пересказ наоборот»

1ч.

88



«Отгадай, что задумали»

1ч.

89



«Бесконечная история»

1ч.

90



«Замени слово»

1ч.

91



«Раскрась рассказ»

1ч.

92-93



Литературное чтение. Работа с текстами о животных.

«Мышонок и олененок»




Знакомимся с различными текстами о животных, тренируемся читать выразительно, по ролям. Пересказываем тексты. Учимся описывать героев, отвечаем на вопросы, сами придумываем вопросы, участвуем в викторине по прочитанному, разгадываем загадки и шарады о животных. Делаем иллюстрации к прочитанному. Выполняем творческую работу.


2ч.

94



«Хвосты»

1ч.

95



«Лось»

1ч.

96



«Еж- спасатель»

1ч.

97-98



«Мышка и лиса»

2ч.

99



«Чибис»

1ч.

100-101



«Кукушонок»

2ч.

102-103



«Нянька»

2ч.

104



«Буран и медвежата»

1ч.

105



Викторина по прочитанным произведениям.

1ч.

106



Изложение

Учимся пересказывать текст, делить его на части, составлять план, пересказывать по плану, грамотно записывать.

1ч.

107



Игры на развитие речевой активности:

«Моментальное фото»




Рисуем рисунки, работаем с текстом, делим его на части, конспектируем тексты, придумываем и задаем вопросы, придумываем миниатюры, сказки по заданному тексту. Восстанавливаем информацию по памяти.


1ч.

108



«Найди ошибку»

1ч.

109



«Ученый совет»

1ч.

110



«Лучший вопрос»

1ч.

111



«Пересказ по кругу»

1ч.

112



«Запрещенные вопросы»

1ч.

113



«Сказка»

1ч.

114



«Миниатюра»

1ч.

115



«Ответ-слово»

1ч.

116



«Сказочное королевство»

1ч.

117



Сочинение по серии картинок

Учимся составлять текст, подбирать слова и предложения, которые помогают раскрыть тему. Развиваем умение правильно и логично выстраивать предложения. Грамотно записывать текст.

1ч.

118



Изложение

Учимся пересказывать текст, делить его на части, составлять план, пересказывать по плану, грамотно записывать.

1ч.

119



Выборочный диктант.

Учимся записывать выборочный диктант, находить предложения отражающие смысл текста и грамотно записывать их.

1ч.


120-122



Составление рассказов по серии картинок, запись некоторых из них

Учимся составлять рассказы по серии картинок, правильно и логически выстраивать предложения и грамотно их записывать.


3ч.

123-125



Работа с текстами и играми по технике безопасности.

- Какие опасности нас окружают дома? Изготовление книжки-раскладушки.



Беседуем по теме. Составляем рассказы по картинкам, читаем рассказы и сказки по данной теме. Просматриваем фильмы о правилах поведения на дорогах. Сами составляем и записываем правила поведения на дорогах, на льду, в доме и т.д. Рисуем картинки по данной теме и объясняем нарисованное. Пишем сочинение. Учимся составлять текст, правильно и логично выстраивая предложения. Выполняем творческие работы.



3ч.

126-129



Правила безопасности на дорогах. (беседы, чтение рассказов, просмотр фильмов, творческая работа)


4ч.

130-131



Работа с картинами по ОБЖ, составление и запись рассказов.

2ч.

132



Сочинение по теме: «Правила поведения на ….».

1ч.

133



Игра «Счастливый случай» по данному разделу.



Обобщаем полученные знания. Играем в игру, в которой отвечаем на вопросы и сами составляем вопросы, думаем, рассуждаем, логически правильно выстраиваем ответы.


1ч.

134



Поговорим об экологии.

Беседа по теме: «Жалобная книга» природы





Формируем экологическую культуру через различные занимательные упражнения, рисуем рисунки, беседуем, составляем рассказы, изготовляем книжки по темам, ищем дополнительную информацию, участвуем в викторинах и играх по теме, отвечаем на вопросы, знакомимся с текстами и стихами о природе, пересказываем тексты, учим стихи, участвуем в праздники планеты.


1ч.

135-136



Коллекция увиденных животных. (творческая работа)


2ч.

137



Птичья столовая.

1ч.

138



Волшебница вода. (беседа- дискуссия)

1ч.

139



Лесная аптека. (творческая работа)

1ч.

140-141



Разведка весенних примет.

2ч.

142



День рождения планеты (праздник)

1ч.

143



«Природа в нашем доме» - сочинение.

1ч.

144-146



Чтение стихов и рассказов о природе


3ч.

147



Игра: «Счастливый случай»

1ч.

148



Игра: «Города – реки»

1ч.

149-150



Что за словом? (обогащаем словарный запас)

Обогащаем словарный запас, развиваем фантазию и речевое творчество, работаем над дикцией, учимся сравнивать, обобщать, считать, учимся составлять слова, предложения, тексты и грамотно записывать их.

2ч.

151-152



Игры – путешествия.

2ч.

153-154



Языколомки.

2ч.

155-156



В мире звуков и букв.

2ч.

157-158



Веселая академия

2ч.




ВСЕГО

158ч







Список используемой литературы:

  • Н.В.Новоторцева «Развитие речи детей»;

  • Н.В.Новоторцева «Развитие речи детей 3»;

  • И.В.Цветкова «Экология для начальной школы» (игры и проекты);

  • Н.В.Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать»;

  • Т.А.Круглова Литературное чтение;




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Программа объединения дополнительного образования "Развитие речи учащихся" 4 класс

Автор: Серкова Виктория Александровна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119247

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-obiedinieniia-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-rodnichok"
    ["file_id"] => string(6) "134709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416772004"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая программа дополнительного образования "Дневничок" для 1 класса "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-dnievnichok-dlia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "234133"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443354921"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа дополнительного образования  «Живой организм» "
    ["seo_title"] => string(58) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-zhivoi-orghanizm"
    ["file_id"] => string(6) "146580"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419193701"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Дополнительная общеобразовательная программа -   дополнительная  общеразвивающая программа  объединения "Занимательный русский язык", конспект"
    ["seo_title"] => string(159) "dopolnitiel-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-dopolnitiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma-obiedinieniia-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-konspiekt"
    ["file_id"] => string(6) "275040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452510223"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства