Рабочая программа дополнительного образования "Дневничок" для 1 класса
Рабочая программа дополнительного образования "Дневничок" для 1 класса
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) модифицированная программа «Дневничок» разработана на основе авторской образовательной программы «Дневничок» педагога Шашковой З.В. Модифицированная программа имеет социально-педагогическую направленность.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной модифицированной программы «Дневничок» от авторской программы «Дневничок» заключается в том, что в программу внесены разделы «Я и моя семья», «Я и моя Родина», «Профессии моих родителей», «Я вырасту здоровым и сильным», «Я – фантазер».
Актуальность программы состоит в том, что исследовательская активность ребенка направлена не на решение «сказочных» и изобразительных задач, а на изучение себя как личности и как участника различных человеческих сообществ. Программа «Дневничок» способствует познанию ребёнком своего внутреннего мира, делая его одновременно объектом и субъектом познания, побуждает ребенка к саморазвитию, понимаемому как активное качественное преобразованием ребёнком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому способу жизнедеятельности - творческой самореализации.
Цель программы способствовать развитию самосознания учащегося и самосовершенствованию его личности, помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни.
Задачи программы
Обучающие:
1.Обучить детей умению находить достоинства в самих себе и других людях.
2.Обучить пониманию взаимосвязи между поступками людей и жизненным опытом, умению осознавать последствия своих поступков и поступков других людей.
3.Обучить учащихся поиску внутренних ресурсов для разрешения конфликтных ситуаций.
4.Побуждать ребёнка к осознанию и названию своего настроения, объяснению причин его возникновения.
5.Обучать ребёнка оценивать результаты своей работы, соотнося их с собственным представлением об эталоне.
6. Обучить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
7. Расширять пассивный и активный словарь учащихся.
Развивающие:
1. Развивать способности прогнозировать свои достижения.
2. Развивать умение предвидеть возможность выполнения определенной работы в будущем.
3. Развитие коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
5.Развитие умений самостоятельной организации своей деятельности, принятия задачи.
6.Развитие способности управлять своим поведением, развитие произвольности.
Воспитывающие:
1. Осуществлять трудовое, правовое и эстетическое воспитание детей.
2.Воспитывать в детях любовь к своей родине, своей семье.
3.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить у них интерес к внутреннему миру человека.
4. Осуществление контроля своих действий, умения сравнивать результат с образцом.
5.Создавать условия для формирования адекватной самооценки, развития самосознания.
Программа работы объединения рассчитана на 1 год обучения. Комплектуется из детей 7-8 лет. Количество детей в группе - 15 человек.
Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа, что составляет 216 часов в год.
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. В младшем школьном возрасте происходит возникновение личного сознания - возникновение сознания своего ограниченного места в отношениях со взрослыми. Возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не всё может (начало самооценки).
На личном опыте дети приобретают навыки и умения понимать свои чувства и свое эмоциональное состояние, а также видят, что дружеское расположение друг к другу улучшают отношения между людьми.
Для успешной социализации детям необходимо знать свои особенности, уметь управлять своими эмоциями и поведением. Для этого необходимо научиться вести систематические наблюдения за собой и за реакциями людей на свое поведение. Важно также научиться анализировать причинно-следственные связи, существующие между собственными действиями и поступками других людей.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы учащихся с педагогом, работа в парах, группах, а также их самостоятельной деятельности.
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей, предполагающие познание себя как личности. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. Отводится время на выражение своего эмоционального состояния в рисунке, что очень нравится детям и способствует раскрытию внутреннего мира учащихся, выражению их эмоционального состояния, особенно у тех детей, которые стесняются выразить свои чувства словами.
В занятиях затрагивается нравственная составляющая межличностного взаимодействия людей. Обсуждение поступков учащихся, их чувств, подводит ребят к пониманию культуры поведения в обществе, со сверстниками.
Ожидаемые результаты программы:
По окончании ознакомления с курсом «Дневничок» предполагается, что учащиеся:
Сформируют знания об эмоциональном мире человека и способах управления им; осознают свои характерные особенности и предпочтения, научатся осознавать, различать, сравнивать свои эмоциональные ощущения, определять их характер;
Поверят в свою уникальность и неповторимость; преодолеют эмоциональные проблемы;
Разовьют коммуникативные навыки, научатся замечать индивидуальные особенности других людей;
Сформируют внимательное и доброжелательное отношение друг к другу;
Научатся направлять своё внимание на внутренние ощущения, которые он испытывает;
Научатся замечать изменения своих предпочтений, знаний и умений;
Научатся предвидеть результат своих действий и поступков;
Научатся осознавать своё Я в стране, семье, обществе; прогнозировать свою будущую профессию.
В результате обучения по модифицированной программе у учащихся формируются компетенции осуществлять универсальные действия:
Личностные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- оценивать поступки людей, уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
- развивать познавательные интересы;
- знакомиться с внутренним миром личности, с нравственными ценностями;
- правильной самооценке (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.).
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- выстраивать последовательность действий своих поступков и прогнозировать их последствия;
- высказывать свое предположение (версию);
- работать по предложенному учителем плану;
- навыкам самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные универсальные учебные действия
- познание внутреннего мира себя как личности;
- умение находить ответы на вопросы;
- делать выводы в результате совместной работы класса с учителем;
- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- поиск и выделение необходимой информации;
- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез;
- установление причинно-следственных связей;
- умение распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;
- Учиться исследовать свои качества и свои способности;
- Учиться наблюдать.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения и умение обосновать собственное;
- договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя);
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения.
- выполнять различные роли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Дневничок" для 1 класса »
Управление образования и науки
администрации Губкинского городского округа
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
города Губкина Белгородской области
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) модифицированная программа
«Дневничок»
(на основе авторской программы «Дневничок» Шашковой З.В.,
Москва, 2007 год)
Срок реализации - 1 год
Возраст учащихся - 7-8 лет
Программу составила:
педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр внешкольной работы»
Бежина Елена Алексеевна
Губкин, 2014 год
Введение
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем, помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.
Многолетние исследования эффективности обучения младших школьников, по развивающим дидактическим системам выявили важный, в плане формирования основ мировоззрения, у младших школьников результат. Он состоит в том, что осуществление общего психологического развития учащихся, и мыслительной деятельности в частности, закономерно приводит к личностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к явлениям окружающей действительности, умению выбирать адекватные формы своего поведения в конкретной ситуации.
Основной целью деятельности современной школы является обеспечение целостного развития личности ребенка, формирование общих познавательных способностей и эрудиции, становление элементарной культуры деятельности, развитие готовности к самообразованию и коммуникативных умений. Поэтому важную роль приобретает изучение процесса развития личности каждого ребенка.
На формирование, развитие и изменение Я-концепции младшего школьника, понимаемой нами как обобщенное представление человека о самом себе, складывающееся в систему установок относительно собственной личности, помимо семьи, влияет опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками в школе. Самооценка как центральное образование личности, определяет социальную адаптацию личности, регулирует ее поведение и деятельность. Формирование самооценки младшего школьника происходит в процессе учебной деятельности и межличностного взаимодействия. Ребенок оценивает себя по тем качествам, которые составляют его образ Я, сравнивая себя с другими людьми.
В связи с этим актуальной становится проблема создания условий для подготовки человека, способного стать субъектом саморазвития не только в условиях начавшегося обучения в школе, но и в условиях всей своей жизни. Основополагающим свойством зрелой личности является потребность в саморазвитии, в реализации своего личностного потенциала. Потребность в саморазвитии выступает не только показателем личностной зрелости, но и условием ее достижения. Важнейшим способом достижения этого является познание человеком своего я, изменение отношения к своему я и управление своим я.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) модифицированнаяпрограмма «Дневничок» разработана на основе авторской образовательной программы «Дневничок» педагога Шашковой З.В. Модифицированная программа имеет социально-педагогическую направленность.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной модифицированной программы «Дневничок» от авторской программы «Дневничок» заключается в том, что в программу внесены разделы «Я и моя семья», «Я и моя Родина», «Профессии моих родителей», «Я вырасту здоровым и сильным», «Я – фантазер».
Актуальность программы состоит в том, что исследовательская активность ребенка направлена не на решение «сказочных» и изобразительных задач, а на изучение себя как личности и как участника различных человеческих сообществ. Программа «Дневничок» способствует познанию ребёнком своего внутреннего мира, делая его одновременно объектом и субъектом познания, побуждает ребенка к саморазвитию, понимаемому как активное качественное преобразованием ребёнком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому способу жизнедеятельности - творческой самореализации.
Цель программы способствовать развитию самосознания учащегося и самосовершенствованию его личности, помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни.
Задачи программы
Обучающие:
1.Обучить детей умению находить достоинства в самих себе и других людях.
2.Обучить пониманию взаимосвязи между поступками людей и жизненным опытом, умению осознавать последствия своих поступков и поступков других людей.
3.Обучить учащихся поиску внутренних ресурсов для разрешения конфликтных ситуаций.
4.Побуждать ребёнка к осознанию и названию своего настроения, объяснению причин его возникновения.
5.Обучать ребёнка оценивать результаты своей работы, соотнося их с собственным представлением об эталоне.
6. Обучить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
7. Расширять пассивный и активный словарь учащихся.
Развивающие:
1. Развивать способности прогнозировать свои достижения.
2. Развивать умение предвидеть возможность выполнения определенной работы в будущем.
3. Развитие коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
5.Развитие умений самостоятельной организации своей деятельности, принятия задачи.
6.Развитие способности управлять своим поведением, развитие произвольности.
Воспитывающие:
1. Осуществлять трудовое, правовое и эстетическое воспитание детей.
2.Воспитывать в детях любовь к своей родине, своей семье.
3.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить у них интерес к внутреннему миру человека.
4. Осуществление контроля своих действий, умения сравнивать результат с образцом.
5.Создавать условия для формирования адекватной самооценки, развития самосознания.
Программа работы объединения рассчитана на 1 год обучения. Комплектуется из детей 7-8 лет. Количество детей в группе - 15 человек.
Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа, что составляет 216 часов в год.
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. В младшем школьном возрасте происходит возникновение личного сознания - возникновение сознания своего ограниченного места в отношениях со взрослыми. Возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не всё может (начало самооценки).
На личном опыте дети приобретают навыки и умения понимать свои чувства и свое эмоциональное состояние, а также видят, что дружеское расположение друг к другу улучшают отношения между людьми.
Для успешной социализации детям необходимо знать свои особенности, уметь управлять своими эмоциями и поведением. Для этого необходимо научиться вести систематические наблюдения за собой и за реакциями людей на свое поведение. Важно также научиться анализировать причинно-следственные связи, существующие между собственными действиями и поступками других людей.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы учащихся с педагогом, работа в парах, группах, а также их самостоятельной деятельности.
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей, предполагающие познание себя как личности. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. Отводится время на выражение своего эмоционального состояния в рисунке, что очень нравится детям и способствует раскрытию внутреннего мира учащихся, выражению их эмоционального состояния, особенно у тех детей, которые стесняются выразить свои чувства словами.
В занятиях затрагивается нравственная составляющая межличностного взаимодействия людей. Обсуждение поступков учащихся, их чувств, подводит ребят к пониманию культуры поведения в обществе, со сверстниками.
Ожидаемые результаты программы:
По окончании ознакомления с курсом «Дневничок» предполагается, что учащиеся:
Сформируют знания об эмоциональном мире человека и способах управления им; осознают свои характерные особенности и предпочтения, научатся осознавать, различать, сравнивать свои эмоциональные ощущения, определять их характер;
Поверят в свою уникальность и неповторимость; преодолеют эмоциональные проблемы;
Разовьют коммуникативные навыки, научатся замечать индивидуальные особенности других людей;
Сформируют внимательное и доброжелательное отношение друг к другу;
Научатся направлять своё внимание на внутренние ощущения, которые он испытывает;
Научатся замечать изменения своих предпочтений, знаний и умений;
Научатся предвидеть результат своих действий и поступков;
Научатся осознавать своё Я в стране, семье, обществе; прогнозировать свою будущую профессию.
В результате обучения по модифицированной программе у учащихся формируются компетенции осуществлять универсальные действия:
Личностные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- оценивать поступки людей, уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
- развивать познавательные интересы;
- знакомиться с внутренним миром личности, с нравственными ценностями;
- правильной самооценке (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.).
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- выстраивать последовательность действий своих поступков и прогнозировать их последствия;
- высказывать свое предположение (версию);
- работать по предложенному учителем плану;
- навыкам самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные универсальные учебные действия
- познание внутреннего мира себя как личности;
- умение находить ответы на вопросы;
- делать выводы в результате совместной работы класса с учителем;
- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- поиск и выделение необходимой информации;
- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез;
- установление причинно-следственных связей;
- умение распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;
- Учиться исследовать свои качества и свои способности;
- Учиться наблюдать.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения и умение обосновать собственное;
- договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя);
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения.
- выполнять различные роли.
Учебный план
№ п/п
Название раздела
Всего часов
1
Дневничок. Официальное соглашение с самим собой.
13
2
Мое настроение и чувства
14
3
Самооценка
9
4
Чему я уже научился
12
5
Я – школа
34
6
Я и моя Родина
13
7
Я и моя семья
20
8
Профессии моих родителей
15
9
Кто такой Я. Мой автопортрет
19
10
Каким я был. Каким я стал. Каким я хочу стать
24
11
Мои успехи. Мои неудачи
6
12
Я вырасту здоровым и сильным
19
13
Я - фантазер
12
14
На каникулах я…
6
Итого
216
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п
Название раздела, тем
Общее количество часов
В том числе
Теоретические часы
Практические часы
Раздел 1
«Дневничок». Официальное соглашение с самим собой
13
9
4
1
Введение в общеобразовательную (общеразвивающую) модифицированную программу «Дневничок». Давайте познакомимся. Мое детство. Рисуем историю своей жизни.
2
1
1
2
Познай себя.
5
5
3
Соглашение с самим собой. Оформление 2-5 страниц «Дневничка»
1
1
4
Введение знаков «Я», «Мы». Учусь уважать мнение других людей
1
1
5
Зачем нам общение? Понимать и договариваться. Культура общения.
2
2
6
Интервью «Значимый поступок»
1
1
7
Фотовыставка из семейного архива
1
1
Раздел 2.
Мое настроение и чувства
14
4
10
8
Мои чувства. Эмоции. Что такое настроение?
1
1
9
Что такое мимика. Игра «Угадай эмоции»
1
1
10
То, что дарит мне радость. Подари радость ближнему. Тренинг «Коробка счастья»
1
1
11
Рисуем настроение и чувства. Гордость, грусть. Гнев. Тренинг «Чемодан со стрессами».
3
3
12
Как победить тревогу и страх?
1
1
13
Обида. Понимаем чувства другого.
2
2
14
Мы испытываем разные чувства. Рисуем лица.
2
2
15
Знакомство с методикой «Цветопись» А.Н. Лутошкина. Определение своего настроения
2
2
16
Оформление седьмой странички «Дневничка»
1
1
Раздел 3
Самооценка
9
3
6
17
Самооценка и оценивание. Знакомство со шкалами самооценки.
1
1
18
Учимся оценивать себя.
1
1
19
Я и другие (рисование)
3
3
20
Я и хороший ученик
1
1
21
Я – лидер? Чтобы я изменил в себе?
2
1
1
22
Оформление восьмой странички «Дневничка»
1
1
Раздел 4
Чему я уже научился
12
1
11
23
Я научился придумывать…
Путешествие в мир фантазий.
2
2
24
Решение творческих задач
4
4
25
Скажи мишке добрые слова
1
1
26
Еще я научился…
1
1
27
Пишу и рисую, какие умения я приобрел
3
3
28
Оформление десятой странички «Дневничка»
1
1
Раздел 5
Я – школа.
34
15
19
29
Моя группа. Ребята моей группы. Игра «Узнай по описанию»
Какой я ученик? Что такое лень? Как справиться с «Немогучками».
2
2
33
Чему ты хочешь научиться в школе, в объединении «Дневничок»
2
2
34
Чему в школе и кружке научиться невозможно
1
1
35
Трудности второклассника в школе, дома, на улице. Диагностика уровня школьной тревожности.
2
2
36
Сочиняем сказку про школьные принадлежности. Наши добрые помощники.
3
3
37
Лидер группы. Диагностика психического состояния и свойств личности. Проективный тест «Несуществующее животное»
4
2
2
38
Правовое воспитание
9
6
3
39
Творческая работа «Я в школе. Я в коллективе»
5
5
40
Оформление 13-15 страниц «Дневничка»
1
1
Раздел 6
Я и моя Родина
13
6
7
41
Я и моя Родина. Моя малая Родина
5
3
2
42
Знакомство с символикой России, Белгородской области, Губкинского района
4
3
1
43
Оформление стенгазеты «Моя Родина»
3
3
44
Оформление шестнадцатой странички «Дневничка»
1
1
Раздел 7
Я и моя семья
20
10
10
45
Моя идеальная семья.
2
1
1
46
Поговорим о маме.
2
1
1
47
Семейные ценности
4
4
48
Я умею просить прощения. Трудно ли быть родителем? Почему родители наказывают детей?
6
2
4
49
Я - помощник.
1
1
50
Мама, папа, я – дружная семья! «Рисунок семьи».
2
2
51
Самооценка поведения в семье. Методика «Изучение типа общения ребёнка с взрослыми».
2
1
1
52
Оформление 19, 21-23 страниц «Дневничка»
1
1
Раздел 8
Профессии моих родителей
15
9
6
53
«Все работы хороши - выбирай на вкус»
2
2
54
Подари людям добро
2
2
55
Воздушный транспорт. Профессия летчик.
1
1
56
Городской транспорт. Профессия водитель.
1
1
57
Стройка и строительные профессии.
1
1
58
Я бы в повара пошел
1
1
59
Профессия - библиотекарь. Экскурсия в школьную библиотеку.
1
1
60
Я бы во врачи пошел. Правила оказания первой помощи.
3
1
2
61
Кто порядок охраняет и здоровье бережет.
1
1
62
Я б в учителя пошел.
1
1
63
Оформление двадцать четвертой странички «Дневничка»
1
1
Раздел 9
Кто такой Я. Мой автопортрет
19
10
9
64
Мой внутренний мир. Тропинка к своему Я
1
1
65
Рисование своего портрета
1
1
66
Мои желания и увлечения.
3
3
67
Мои характер. Темперамент.
2
2
68
Умею ли я дружить? Мой лучший друг.
1
1
69
Я – личность. Что меня беспокоит? Тренинг «Как понять самого себя?»
2
1
1
70
Справедливость к одноклассникам и к себе.
1
1
71
Что я люблю делать?
1
1
72
«Рукотворный мир»
6
6
73
Оформление 26-28 страниц «Дневничка»
1
1
Раздел 10
Каким я был. Каким я стал. Каким я хочу стать
24
17
7
74
Мне нравится в себе…
1
1
75
Мне не нравится в себе…
1
1
76
Каким я был?
1
1
77
Какими качествами мы похожи и чем отличаемся. Какие качества нам нравятся друг в друге.
1
1
78
Хорошие качества людей. Легко ли быть ответственным?
1
1
79
Сказка о Щедрости и Жадности.
2
2
80
Трудно ли быть доброжелательным человеком?
1
1
81
Хорошо ли быть злым?
1
1
82
Что значит верить и доверять?
1
1
83
О заботливом отношении к людям. Дружба, справедливость, честность.
3
3
84
Качества, которыми обладаю я.
1
1
85
Как преодолеть трудности. Тропинка терпения. Сочинение «Письмо в будущее»
2
1
1
86
Искусство спора. Ссора и драка. Как уйти от конфликта?
2
2
87
Каким я стал.
1
1
88
Мой выбор. Мой путь. Каким животным я хотел бы быть?
2
1
1
89
Оформление 29-33 страниц «Дневничка»
1
1
90
Жизнь, о которой я мечтаю. Тренинг «Прошлое, настоящее и будущее»
2
1
1
Раздел 11
Мои успехи. Мои неудачи
6
4
2
91
Мои успехи. Как достичь успеха.
1
1
92
Чем я горжусь
1
1
93
Мои недостатки. Избавляемся от слабостей.
1
1
94
Мои способности. Как развить способности?
1
1
95
Что изменилось во мне?
1
1
96
Оформление 34-35 страниц «Дневничка»
1
1
Раздел 12
Я вырасту здоровым и сильным
19
9
10
97
Понятие о ЗОЖ. «Солнце, воздух и вода»
5
5
98
Правильное питание
1
1
99
Вредные привычки
3
1
2
100
Весь урок играю - здоровье сохраняю Изготовление альбома «история спорта»
4
1
3
101
Мы - пешеходы Безопасный маршрут «Дом-школа».
2
1
1
102
Проект «Безопасное детство»
3
3
103
Оформление 36-38 страниц «Дневничка»
1
1
Раздел 13
Я - фантазер
12
4
8
104
Путешествия в мир фантазий.
1
1
105
Волшебный лес. Я умею фантазировать! Методика «Вербальная фантазия».
3
3
106
Я умею сочинять!
2
2
107
Тренинг «Тропический остров».
1
1
108
Мои мечты.
3
2
1
109
Фантазии и ложь.
1
1
110
Тренинг «Волшебный напиток».
1
1
Раздел 14
На каникулах я…
6
4
2
111
На каникулах я хочу увидеть…
2
1
1
112
На каникулах я хочу сделать..
1
1
113
На каникулах я хочу научиться…
1
1
114
На каникулах я хочу прочитать…
1
1
115
Итоговое занятие
1
1
ИТОГО
216
107
111
Содержание программы
I. «Дневничок». Официальное соглашение с самим собой
1.Введение в общеобразовательную (общеразвивающую) модифицированную программу «Дневничок». Давайте познакомимся. Мое детство. Рисуем историю своей жизни.
Теория. Учащиеся знакомятся с новым видом работы. Обсуждается порядок работы. Давайте познакомимся. Игра «Имена». Мое детство.
Практика. Рисуем историю своей жизни (интересный случай).
2.Познай себя.
Теория. Что я знаю о себе? Мы все разные: взрослые и дети, девочки и мальчики, правши и левши. Как мы познаем мир. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. Мозг - командный пункт организма. Общее представление: ощущения, мышление, внимание, речь, воображение, память, воля. Игра «Цыганка».
3. Соглашение с самим собой. Оформление 2-5 страниц «Дневничка»
Практика. Соглашение с самим собой. Оформление 2-5 страниц «Дневничка».
4. Введение знаков «Я», «Мы». Учусь уважать мнение других людей
Теория. Введение знаком «Я», «Мы». Противопоставление себя другим. Игра «Дружба начинается с улыбки». Выявление причин разных взаимоотношений людей.
5. Зачем нам общение? Понимать и договариваться. Культура общения.
Теория. Зачем нам нужно общение? Понимать и договариваться. Как правильно задавать вопросы? Как узнать новое с помощью вопросов? Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Культура общения. Когда слово молвить.
6. Интервью «Значимый поступок»
Практика. Интервью «Значимый поступок».
7. Фотовыставка из семейного архива
Практика. Фотовыставка о себе из семейного архива «История моей жизни»
II. Мое настроение и чувства
8. Мои чувства. Эмоции. Что такое настроение?
Теория. Знакомство с понятиями «Чувства», «Эмоции», «Настроение», их разновидности. Управление своими эмоциями.
9. Что такое мимика. Игра «Угадай эмоции»
Практика. Понятие «мимика». Как распознать и описать свои чувства и чувства других людей? Игра «Угадай эмоции». «В поисках хорошего настроения»
10. То, что дарит мне радость. Подари радость ближнему. Тренинг «Коробка счастья»
Практика. Рассуждение на тему «Что дарит мне радость?» Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом. Игра «Расскажи глазами». Слушаем музыку. Какие чувства нас посетили? Тренинг «Коробка счастья».
11. Рисуем настроение и чувства. Гордость, грусть. Гнев. Тренинг «Чемодан со стрессами».
Практика. Рисуем настроения и чувства. Гордость. Грусть. Гнев дружит со страхом и обидой. Может ли гнев принести пользу. Сказка «О путнике и его беде». Управление своими эмоциями. Мини – сценки из сказок и литературных произведений. Приключения новогодней мишуры. Про чашечку. Тренинг «Чемодан со стрессами»
12. Как победить тревогу и страх?
Теория. Знакомство с понятиями «тревога», «страх». Рекомендации «Как справиться со страхом».
13. Обида. Понимаем чувства другого.
Теория. Что такое обида? Как понять и для чего нужно понимать чувства другого человека. Чтение и обсуждение художественных произведений. Сказка «Мальчик-ябеда», «Маша и сандалики».
14. Мы испытываем разные чувства. Рисуем лица.
Практика. Игры в парах. Рисуем лица с различными чувствами. Игра «Ожившее чувство».
15. Знакомство с методикой «Цветопись» А.Н. Лутошкина. Определение своего настроения
Практика. Учащиеся знакомятся с методикой «Цветопись» А.Н. Лутошкина. Условные значения цветов. Каждый ребенок учится определять свое настроение по цветам. Нарисуй свое настроение. Диагностика «Солнце, тучка, дождик»
16. Оформление седьмой странички «Дневничка»
Практика. Оформление своего настроения по методике «Цветопись» в «Дневничке»
III. Самооценка
17. Самооценка и оценивание. Знакомство со шкалами самооценки.
Теория. Знакомство с понятиями «самооценка», «оценивание». Учащиеся знакомятся со шкалами самооценки: учебные умения, дружелюбие, внимательность. Способы корректировки самооценки. Самокритика.
18. Учимся оценивать себя.
Практика. Учащиеся учатся оценивать себя, используя шкалы самооценки.
19. Я и другие
Практика. Я и другие. Что думают обо мне ребята моего класса. Страница 9 дневничка. Рисунок «Я и другие». Диагностика «Фотография».
20. Я и хороший ученик
Теория. Понятие «Хороший ученик». Я и хороший ученик. Словесный портрет. Управление своим поведением.
21. Я – лидер? Чтобы я изменил в себе?
Теория. Понятие «Лидер». Типы лидеров. Чтобы я изменил в себе?
Практика. Тест на выявление лидерских качеств личности. Сюжетно-ролевая игра. Ситуации для индивидуального общения.
22. Оформление восьмой странички «Дневничка»
Практика. Оформление 8 странички «Дневничка»
IV. Чему я уже научился
23. Я научился придумывать… Путешествие в мир фантазий.
Практика. Учащиеся вспоминают, чему они уже научились, что умеют. Придумай новую игрушку, несуществующее животное и опиши их.
24. Решение творческих задач
Практика. Волшебный мир. Дизайн одежды. Нарисуй свои идеи. Создание проблемной ситуации и нахождение необычного решения. Составление серии сюжетных картинок.
25. Скажи мишке добрые слова
Практика. Ребята придумывают для игрушечного мишки добрые слова. Затем каждый превращается в мишку (берет мишку в руки) и выходит к доске. Остальные участники придумывают для него добрые слова, то есть «поглаживают» его.
26. Еще я научился…
Теория. Еще я научился, как использовать ненужную вещь. Придумай историю.
27. Пишу и рисую, какие умения я приобрел
Практика. Пишу и рисую, какие умения я приобрел. Придумай историю про приобретенные умения.
29. Моя группа. Ребята моей группы. Игра «Узнай по описанию»
Теория. Позиция школьника. Рассказ о группе. Игра «Узнай по описанию». Как сформировать дружеские отношения в коллективе?
30. Школьные правила. Рисование значками школьных правил
Практика. Учащиеся обозначают значками и рисунками те правила, с которыми познакомились в школе (поднимать руку, если хочешь спросить или ответить и т.п.) Учимся подчиняться школьным правилам. Школьные правила в объединении «Дневничок».
31. «Школа без правил»
Практика. Рисование картинки на тему «Школа без правил».
32. Какой я ученик? Что такое лень? Как справиться с «Немогучками».
Теория. Какой я ученик? Знакомство с понятием «Лень». Как справиться с «Немогучками». Как повысить уверенность в себе и своих учебных возможностях? Формирование характера в процессе учебы. Сказка «Пес Барбос»
33. Чему ты хочешь научиться в школе и объединении.
Теория. Каждый ребенок определяет, чему хотел бы научиться в школе, в объединении «Дневничок», записывает в виде пиктограмм свои пожелания.
34. Чему в школе и кружке научиться невозможно
Теория. Коллективная беседа «Чему в школе научиться невозможно».
35. Трудности второклассника в школе, дома, на улице. Диагностика уровня школьной тревожности.
Практика. Какие трудности испытывает второклассник в школе, дома, на улице? Способы преодоления трудностей – моделирование проблемных ситуаций. Диагностика уровня школьной тревожности. Дидактическая игры «Копилка трудностей», «Театр», «Помоги Сереже». Рисунок «Трудные ситуации второклассника». Сказка «В одном лесу жила-была…». Сказка «О муравьишке». Сказка «Верить и стараться».
36. Сочиняем сказку про школьные принадлежности. Наши добрые помощники.
Практика. Сочинение и инсценировка сказки про школьные принадлежности. Наши добрые помощники.
37. Лидер группы. Диагностика психического состояния и свойств личности. Проективный тест «Несуществующее животное»
Теория. Повторение понятия «Лидер». Лидер группы.
Практика. Диагностика психического состояния и свойств личности. Проективный тест «Несуществующее животное». Игры на выявление лидера в коллективе.
38. Правовое воспитание
Теория. Права ребенка в новом веке. На что мы имеем право. Свобода выбора. Свобода как условие самореализации личности. Что такое «право на уважение»? Права и обязанности школьника. Нарушение прав других людей. Как разрешать конфликты мирным путем? Перед кем я несу ответственность.
Практика. Составление индивидуальной памятки. Конкурс плакатов. Игра –практикум «Как ты поступишь, если…»
39. Творческая работа «Я в школе. Я в коллективе.»
Практика. Составление серии рассказов «Я в школе. Я в коллективе». Необычные приключения обычного школьника. Подбор загадок, пословиц, поговорок. Оформление рассказов в журнал о школе, об объединении «Дневничок». Иллюстрирование журнала.
40. Оформление 13-15 страниц «Дневничка»
Практика. Оформление 13-15 страниц «Дневничка»
VI. Я и моя Родина
41. Я и моя Родина. Моя малая Родина
Теория. Россия – многонациональное государство. Москва – столица России. Гражданин России. Моя малая Родина – здесь я родился. Виртуальная экскурсия по Белгородской области. Понятия «столица», «государство»
Практика. Рисунок «дорогого» места на малой Родине.
42. Знакомство с символикой России, Белгородской области, Губкинского района
Теория. Знакомство с символикой России, Белгородской области, Губкинского района.
Практика. Рисуем символику России, Белгородской области и Губкинского района.
43. Оформление стенгазеты «Моя Родина»
Практика. Оформление стенгазеты «Моя Родина»
44.Оформление 16 странички «Дневничка»
Практика. Оформление 16 странички «Дневничка».
VII. Я и моя семья
45. Моя идеальная семья.
Теория. Понятие «Семья». История моей фамилии. Моя родословная.
Практика. Составление рассказа по картине Моя семья
46. Поговорим о маме.
Теория. Поговорим о маме. Значение слома «Мама». Роль мамы в жизни ребенка и семьи в целом. Ваше отношение к маме.
Практика. Выставка детских рисунков «Наши мамочки любимые»
47. Семейные ценности
Теория. Понятие «Семейные ценности». Семейный традиции. Где мы путешествуем и отдыхаем. Как отмечаем праздники. Подарки.
48. Я умею просить прощения. Трудно ли быть родителем? Почему родители наказывают детей?
Теория. Беседа «Трудно ли быть родителем?» Почему родители наказывают детей. Требования родителей. Сопоставление их с возможностями и желаниями ребенка. Способы разрешения конфликтов с родителями. Как просить прощения.
Практика. Моделирование проблемной ситуации «Конфликт с родителем?
49. Я - помощник.
Теория. Я – помощник. Мои обязанности дома. Правила маминых помощников.
50. Мама, папа, я – дружная семья! «Рисунок семьи».
Практика. Мама, папа, я – дружная семья. Семейный досуг. Рисунок «Моя семья, семейный досуг»
51. Самооценка поведения в семье. Методика «Изучение типа общения ребёнка с взрослыми».
Теория. Самооценка поведения в семье. Влияние самооценки на взаимоотношения.
Практика. Методика «Изучение типа общения ребенка с взрослыми».
Теория. Знакомство с понятием «Профессия». Многообразие мира профессий. Где люди получают профессии? Особенности различных видов профессий.
54. Подари людям добро
Практика. Подари людям добро. Дидактические игры.
55. Воздушный транспорт. Профессия летчик.
Теория. Классификация видов транспорта, загадки про транспорт, составление предложений и рассказов. Воздушный транспорт. Особенности профессии «Летчик». Обязанности летчика. Качества характера, нужные летчику.
56. Городской транспорт. Профессия водитель.
Теория. Понятие «Городской транспорт». Профессия водитель. Какими качествами обладает водитель. Правила поведения в общественном транспорте.
57. Стройка и строительные профессии.
Теория. Стройка и строительные профессии. Качества людей, работающих на стройке.
58. Я бы в повара пошел
Теория. Повар как профессия. Особенности профессии повара. Качества повара.
59. Профессия - библиотекарь. Экскурсия в школьную библиотеку.
Практика. Профессия – библиотекарь. Экскурсия в школьную библиотеку.
60. Я бы во врачи пошел. Правила оказания первой помощи.
Теория. Профессия: Врач. Травмы: растяжения связок, ушибы, переломы, вывихи. Последствия от травм. Какими качествами должен обладать врач.
Практика. Правила оказания первой помощи. Учащиеся учатся на практике оказывать первую помощь (моделирование ситуаций). Вызов скорой помощи. Работа в парах
61. Кто порядок охраняет и здоровье бережет.
Теория. Кто порядок охраняет и здоровье бережет. Работники полиции, МЧС.
62. Я б в учителя пошел.
Теория. Особенности профессии «Учитель». Качества, характера нужные учителю.
63. Оформление двадцать четвертой странички «Дневничка»
Практика. Оформление 24 странички «Дневничка».
IX. Кто такой Я. Мой автопортрет
64. Мой внутренний мир. Тропинка к своему Я
Теория. Каким ты представляешь себя, что любишь больше всего, чем гордишься в себе, чем недоволен, что хочешь в себе изменить. Значение своего имени.
65. Рисование своего портрета
Практика. Учащиеся рисуют свой портрет, придумывают интересное название к своему рисунку.
66. Мои желания и увлечения.
Теория. Учащиеся рассказывают о своих желаниях и увлечениях.
67. Мой характер. Темперамент.
Теория. Темперамент. Виды темперамента. Характер, черты характера и их проявление в различных видах деятельности.
68. Умею ли я дружить? Мой лучший друг.
Теория. Талисман для друга. Качества настоящего друга. Умение дружить. Мой лучший друг. Сказка про дружбу.
69. Я – личность. Что меня беспокоит? Тренинг «Как понять самого себя?»
Теория. Я – личность. Понятие «Личность». Мои отношения с людьми больше зависят от меня, чем от тех, с кем я общаюсь», «Я несу ответственность за то, как я поступаю». Сказка «Заяц-хваста». Что меня беспокоит?
Практика. Тренинг «Как понять самого себя?».
70. Справедливость к одноклассникам и к себе.
Теория. Понятие «Справедливость». Когда нужно быть справедливым. Справедливость к одноклассникам и к себе.
71. Что я люблю делать?
Теория. Что я люблю делать? Мое хобби.
72. «Рукотворный мир»
Практика. Детское творчество: коллективное, индивидуальное. Аппликации из различных материалов. Оригами. Делаем подарки к праздникам.
73. Оформление 26-28 странички «Дневничка»
Практика. Оформление 26-28 странички «Дневничка».
X. Каким я был. Каким я стал. Каким я хочу стать
74. Мне нравится в себе…
Теория. Учащиеся вспоминают, что им нравится в себе, почему?
75. Мне не нравится в себе…
Теория. Учащиеся вспоминают, что им не нравится в себе? Почему?
76. Каким я был?
Теория. Учащиеся вспоминают, какими они были в прошлом году, сколько им было лет, чем любили заниматься, что умели делать.
77. Какими качествами мы похожи и чем отличаемся. Какие качества нам нравятся друг в друге.
Теория. Ознакомление с понятием «Качества людей». Отличие людей друг от друга различными качествами. Нахождение качеств друг в друге. Сказки «Снежная королева», «Кузя», «Туча», Обсуждение.
78. Хорошие качества людей. Легко ли быть ответственным?
Теория. Знакомство с «хорошими» качествами людей. Кто такой сердечный человек? Игры «Темные и светлые мешочки», «Светофорики». Сказка «Перчатка»
79. Сказка о Щедрости и Жадности.
Практика. Сочинение и инсценировка сказки о щедрости и жадности. Жадный кармашек.
80. Трудно ли быть доброжелательным человеком?
Теория. Понятие «Доброжелательность». Трудно ли быть доброжелательным? Чужого горя не бывает.
81. Хорошо ли быть злым?
Теория. Понятие «Злость». Когда возникает злость. Хорошо ли быть злым. Как бороться со злостью?
82. Что значит верить и доверять?
Теория. Понятие «Доверие». Что значит верить и доверять?
83. О заботливом отношении к людям. Справедливость, честность.
Теория. Понятие «Сотрудничество», «Честность». Взаимопонимание в классе. О заботливом отношении в классе.
84. Качества, которыми обладаю я.
Теория. Исследование своих качеств. Положительные. Отрицательные.
85. Как преодолеть трудности. Тропинка терпения. Сочинение «Письмо в будущее»
Теория. Трудности. Как преодолеть трудности. Понятие «Терпение». Что значит быть терпеливым.
Практика. Сочинение «Письмо в будущее». Коллективная работа.
86. Искусство спора. Ссора и драка. Как уйти от конфликта?
Теория. Спор. Искусство спора. Ссора и драка. Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблему». Дискуссия. Как уйти от конфликта?
87. Каким я стал.
Практика. Учащиеся анализируют какие изменения заметили в себе, чем теперь любят заниматься, что теперь умеют делать. Сочинение сказки о себе.
88. Мой выбор. Мой путь. Каким животным я хотел бы быть?
Теория. Учащиеся рассказывают о том, какими они хотели бы стать в будущем. Как хотели бы выглядеть, что хотели бы уметь делать, какими качествами обладать? Обсуждение возможных вариантов будущего. Понятие «Будущее начинается в настоящем», «Жизненный выбор».
Практика. Тест «Каким животным я хотел бы быть?
89. Оформление 29-33 страниц «Дневничка»
Практика. Оформление 29-33 страниц «Дневничка».
90. Жизнь, о которой я мечтаю. Тренинг «Прошлое, настоящее и будущее»
Теория. Рассказ учащимися о жизни, о которой они мечтают.
Практика. Тренинг «Прошлое, настоящее и будущее».
XI. Мои успехи. Мои неудачи
91. Мои успехи. Как достичь успеха.
Теория. Мои успехи. Учащийся отмечает ситуации, которые считает успешными для себя. «Мои успехи в школе зависят от меня». Самовнушение. Поверь в себя. Как достичь успеха? Упражнение «Я все могу». Беседа «Поверь в свои силы».
92. Чем я горжусь
Теория. Учащиеся задумываются и объясняют качества и свои поступки, которыми они гордятся. Почему?
93. Мои недостатки. Избавляемся от слабостей.
Теория. Мои недостатки. Как избавиться от слабостей? Как снять усталость? Игра «Мне помогли».
94. Мои способности. Как развить способности?
Теория. Понятие о задатках и способностях личности. Виды способностей. Талант. Гениальность. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Исследование своих способностей и возможностей. Коммуникативно-организаторские склонности.
95. Что изменилось во мне?
Практика. Коллективная игра, вопросы и ответы «Что изменилось во мне?» Планирование целей и нахождение способов изменения себя.
96. Оформление 34-35 страниц «Дневничка»
Практика. Оформление 34-35 страниц «Дневничка»
XII. Я вырасту здоровым и сильным
97. Понятие о ЗОЖ. «Солнце, воздух и вода»
Теория. Понятие о здоровом образе жизни. Что такое здоровье? Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. Что мы можем сделать для сохранения воздуха, воды. Леса-легкие нашей планеты. Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями. Факторы, которые влияют на здоровье: условия и образ жизни, питание, наследственность, природные условия, внешняя среда. Коллективная беседа.
98. Правильное питание
Теория. Понятие «О правильном питании». Что мы едим. Витамины. Какие бывают заболевания, вызванные неправильным питанием. Что такое состав и срок годности. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Какую пищу можно найти в лесу. Как правильно вести себя за столом.
99. Вредные привычки
Теория. Понятие о вредных и полезных привычках. «Сигарета или конфета?». Воспитание характера через искоренение вредных привычек.
Практика. Рисунок плаката про негативное влияние вредных привычек.
100. Весь урок играю - здоровье сохраняю Изготовление альбома «История спорта»
Теория. Законы здоровья. Тренировка и спорт.
Практика. Спартакиада. Сбор материала для изготовления альбома. Изготовление альбома «История спорта»
101. Мы – пешеходы. Безопасный маршрут «Дом-школа».
Теория. Тротуар. Пешеходная дорожка. Обочина. Причины дорожно-транспортного травматизма учащихся. Правила перехода перекрестка.
Практика. Осмотр окрестностей школы и выбор потенциально опасных мест и безопасного маршрута до дома. Наблюдение за дорожным движением возле школы. Загадки. Доскажи словечко.
102. Проект «Безопасное детство»
Практика. Правила дорожного движения. Правила безопасного использования электроприборов. Изготовление мини-книжки. Моделирование ситуаций: Что делать, если в доме пахнет газом, прорвало трубу, начался пожар?
103. Оформление 36-38 страниц «Дневничка»
Практика. Оформление 36-38 страниц «Дневничка».
XIII. Я - фантазер
104. Путешествия в мир фантазий.
Теория. Понятие «Фантазия». Креативные способности. Наблюдение за березкой и солнышком.
105. Волшебный лес. Я умею фантазировать! Методика «Вербальная фантазия».
Практика. Методика «Вербальная фантазия». Коллективное сочинение про волшебный лес и его жителей. Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса. Создание мини-книжки.
106. Я умею сочинять!
Практика. Приключения в солнечный денек. Вербальная фантазия. Большая лейка.
107. Тренинг «Тропический остров».
Практика. Тренинг «Тропический остров».
108. Мои мечты.
Теория. Понятие «Мечта». О чем мечтают дети. Действия, совершаемы ребенком, для реализации своей мечты.
Теория. Чем отличаются друг от друга понятия «фантазия» и «ложь». Какого человека называют лживым?
110. Тренинг «Волшебный напиток».
Практика. Тренинг «Волшебный напиток»
XIV. На каникулах я…
111. На каникулах я хочу увидеть…
Теория. Учащиеся делятся своими планами на каникулы, заканчивая неоконченные предложения.
Практика. Заполнение странички «Дневничка»
112. На каникулах я хочу сделать…
Теория. Учащиеся делятся своими планами на каникулы, что бы они хотели сделать.
113. На каникулах я хочу научиться…
Теория. Учащиеся делятся своими планами на каникулы. Чему бы они хотели научиться.
114. На каникулах я хочу прочитать…
Теория. Учащиеся делятся своими планами на каникулы, что бы они хотели прочитать (автор, название книг, журналов и т.п.)
115. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов. Какими были? Какими стали? Какие изменения произошли? Почему? Работа с 40-46 страницами дневничка.
Методическое обеспечение
1. Основные формы работы:
имитационные игры;
беседы;
поведенческие тренинги и упражнения тренингового характера;
психологические и дидактические игры;
чтение обсуждение художественных произведений;
дискуссии;
диагностика эмоциональных состояний, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;
обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них.
2. Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
компьютер; дневничок, установленной формы; ручки для каждого участника; принадлежности для рисования, клей, ножницы, цветная бумага, магниты для крепления продуктов на доске, мячик; заготовленные задания на каждое занятие и упражнение; записи инструментальных фоновых мелодий; художественные произведения по нужным темам; необходимое оборудование для проведения игр.
Список литературы
Белгородская область: история и современность – М.: Консалтинговая группа «Имидж-Контракт», 2007.
Воспитай-ка. Правила поведения для малышей. - М.: Дрофа-Плюс; Полиграф-Прокт, 2013.
Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления (программы, игровые задания, стимульный материал): учеб.- метод. Пособие/ З.В. Шашкова; под ред.Т.В. Черниковой. - М.: Глобус, 2007.- 219с.
Разговор о правильном питании .М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.
М.: Олма-Пресс, 2000.
7. Холодова О. Задания на развитие творческих способностей. М.: Росткнига, 2001г.
8. Школа дорожных наук. О.Ю.Старцева .М. ТЦ Сфера,2008