Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность»
Муниципальное образование Белореченский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 города Белореченска
муниципального образования Белореченский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08.2018 года протокол № 2
Председатель _____Ф.А. Панеш
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс Проектная и исследовательская деятельность
Уровень образования: основное общее образование, 9 класс
Количество часов: 34
Учитель: Гуськова Татьяна Валентиновна
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.
1. Пояснительная записка
Программа составлена на основе
1. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2.. Письма Министерства образования и науки Краснодарского края от 26.07.2013 г. № 47-10886/13-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».
3.. Приказа Министерства образования и науки Краснодарского края от 08.04.2014 г. № 1507 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющимися пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с 01.09.2014 года».
4. Основной общеобразовательной программы МБОУ СОШ № 57
Целью проектной деятельности является создание условий для развития личности обучающегося, способной:
-адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;
-проявлять социальную ответственность;
-самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
-конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;
-генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
-обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущий проблемы и подпроблем, постановки задач, вытекающих из этих проблем);
-развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению;
-развитие навыков целеполагания и планирования деятельности;
-обучение выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
-обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
-развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта);
-обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты;
-развитие навыков конструктивного сотрудничества;
-развитие навыков публичного выступления.
2.Общая характеристика учебного курса
Индивидуальный проект представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, должен обеспечивать приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).
Особое значение для развития УУД имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток — автор проекта — получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть обучающийся.
Поэтому курс, поддерживающий формирование ключевых компетентностей учащихся должен обеспечить обучающимся возможность интегрировать в своей деятельности освоенные ранее способы, самостоятельно встроить их в алгоритм разработки и реализации проекта, возможность сформировать и реализовать проектный замысел в той или иной сфере деятельности, освоив соответствующие способы деятельности в системе.
Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью).
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план отводит на изучение курса «Проектная и исследовательская деятельность» в 9 классе 34 часа из расчета 1 час в неделю.
4. Личностные и метапредметные результаты
1)готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учѐтом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических
событиях, оценивать их последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
5. Содержание учебного курса
Проект: теория проектирования как межпредметная научная отрасль; основные подходы к определению понятия «проект»; структура и характеристика основных элементов проекта; виды и классификация проектов по различным основаниям; признаки проекта; жизненный цикл проекта и фазы проекта; история метода проектов и проекты XX века.
Проектная деятельность и ее особенности: проектная деятельность и ее содержание; отличие проектной деятельности от учебной работы; роль учителя и ученика в проектной работе; значение проектирования в развитии современного общества.
Порядок проектной деятельности: понятие «концепция проекта» и его элементы; анализ ситуации и потребностей; постановка проблемы; определение цели и задач проекта; результат проекта: характеристика и оценка; анализ целесообразности идеи проекта; анализ риска проекта; выбор стратегии реализации проекта; план проекта и технология планирования проекта; бюджет проекта; понятие проектной документации.
Реализация проектов: эффективное управление проектом как условие успеха; реализация индивидуального проекта; организационные формы управления коллективным проектом: функциональная и командная; методы коллективной работы над проектом; контроль и регулирование работ по проектам; направления и технологии контроля работ; информационное обеспечение контрольной деятельности. Завершение проекта: завершение и презентация итогов проекта; оценка и самооценка проекта; оформление отчетной документации.
6. Планируемые результаты изучения курса «Проектная и исследовательская деятельность»
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
1) умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
2) способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;
3) способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
4) способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;
5) сформированность умений использовать многообразие информации
и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
7.Тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
1.
Введение. Что такое проект
1
2
Выбор актуальной темы исследования
Выявление интересов и знаний в области исследования, обсуждение возникших идей, постановка проблемы.
2
3
Актуализация темы. Актуальность. Цели проекта
2
4
Методы исследования
1
5
Планирование
1
6
Обзор литературы, анкетирование
1
7
Библиография
1
8
Презентация проекта и защитная речь
1
9
Зачетная работа
1
10
Консультация по выбору темы
1
11
Выбор тем рефератов исследования
2
12
Консультирование: объект, предмет исследования
1
13
Консультирование: цель, задачи
1
14
Промежуточные отчеты
2
15
Обзор литературы по темам
2
16
Консультирование: планирование
2
17
Консультирование: методы исследования
2
18
Консультирование по результатам
2
19
Редактирование тезисов и демонстрационных материалов
2
20
Составление защитного слова
2
21
Консультации по оформлению работ
2
22
Отчетная конференция
1
23
Экспертная оценка работ
1
24
Итого
34 ч.
8. Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса.
Компьютер, телевизор, мультимедийные презентации
1. Круглова О.С. Технология проектного обучения \\ Завуч. № 6, 1999. С 90-94.
2. Крылова О. Освоение Амазонии, или Использование метода проектов в преподавании. \\ Директор школы. 1999. № 2 с.71-76.
методического объединения ______________ Н.А.Косабуко
учителей естественно -научного цикла 31 августа 2018 г.
МБОУ СОШ 5
от 31 августа 2018 года №1
Руководитель ШМО ________ Н.Н. Гостева
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ Н.А.Косабуко
«31» августа 2018 год
Муниципальное образование Белореченский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 города Белореченска
муниципального образования Белореченский район
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Элективного курса «Проектная и исследовательская деятельность»
Класс 9 е
Учитель Гуськова Татьяна Валентиновна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя географии Гуськовой Татьяны Валентиновны, утвержденной решением педсовета, протокол № 2 от 31.08.2018г.
Номер урока п/п.
Номер урока в разделе.
Содержание (разделы, темы)
Количество часов.
Дата
проведения
1
Введение. Что такое проект.
1
1.09
2
Выбор актуальной темы исследования
1
8.09
3
Выявление интересов и знаний в области исследования, обсуждение возникших идей, постановка проблемы.
1
15.09
4
Актуализация темы. Актуальность цели проекта.
1
22.09
5
Методы исследования
1
29.09
6
Планирование
1
6.10
7
Обзор литературы, анкетирование
1
13.10
8
Библиография
1
20.10
9
Презентация проекта и защитная речь
1
27.10
10
Зачетная работа
1
10.11
11
Консультация по выбору темы
1
17.11
12
Выбор тем рефератов исследования
1
24.11
13
Выбор тем рефератов исследования
1
1.12
14
Консультирование: объект, предмет исследования
1
8.12
15
Консультирование: цель, задачи
1
15.12
16
Промежуточные отчеты
1
2.12
17
Промежуточные отчеты
1
29.12
18
Обзор литературы по темам
1
19.01
19
Обзор литературы по темам
1
26.01
20
Консультирование: планирование
1
2.02
21
Консультирование: планирование
1
9.02
22
Консультирование: методы исследования
1
16.02
23
Консультирование: методы исследования
1
16.02
24
Консультирование по результатам
1
2.03
25
Консультирование по результатам
1
2.03
26
Редактирование тезисов и демонстрационных материалов
1
16.03
27
Редактирование тезисов и демонстрационных материалов