Нормативно- правовым основанием для разработки и применения календарно-тематического плана воспитательной работы в 10-А классе являются следующие документы:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от19 декабря 2014 г. № 1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.
- Приказы Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, от 17.12.2010 № 1897, от 17.05.2012 № 413
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования
- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью,
- Приказ МО и Н РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»,
- Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения
Ростовской области «Волгодонская специальная школа-интернат №14».
Актуальность программы
Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности. «До последнего времени школа у нас была не воспитывающей, а обучающей. А школа должна воспитывать человека…» (Д. С. Лихачев).
В связи с актуализацией проблем воспитания, в связи с открывшейся вариативностью социокультурных пространств, программирование в педагогике крайне необходимо. Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы-интерната с целью поэтапного формирования
системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на становлении личности ребенка с отклонениями в развитии:
ситуация ограниченной социальной активности, недостаточности включения ребенка в различные виды практической деятельности;
значительно затруднен процесс усвоения детьми социального опыта, моделей поведения;
у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
учащимся присущи такие качества личности, как:
а) бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;
в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации возникает аффективное реагирование и обида;
г) тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве;
д) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;
е) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
ж) «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Сведения о программе
Программа воспитания предназначена для обеспечения перехода системы воспитания в качественно новое состояние, направленное на развитие личности обучающегося. Необходимость перехода продиктована социальным заказом родителей и реальными возможностями педагогического коллектива, контингентом воспитанников, сложившимся социумом.
Программа учитывает ценностные ориентации субъектов образовательного процесса, специфику школы-интерната и её воспитанников, социальный фон, традиции коллектива, обстановку в семьях, качество медицинского обслуживания и другие факторы. В ней нашли отражение цели, задачи, программа действий на ближайшую перспективу и готовность педагогического коллектива к её реализации. В школе-интернате созданы необходимые условия для реализации программы:
- организация проживания детей в школе-интернате максимально приближенная к домашней, семейной;
- организация воспитательного процесса, способствующего широким связям детей с социумом города;
- постоянное улучшение санитарно-бытовых условий, повышение комфортности жилья;
- широкая система коррекционно-оздоровительных мероприятий;
-организация трудовой подготовки в условиях школы-интерната (швейные, столярные мастерские, основы народного творчества, подготовка младшего обслуживающего персонала, цветоводство);
- занятия в различных кружках по интересам;
- постоянное совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров и других специалистов школы-интерната;
- обновление учебно-методической базы;
- внедрение новых технологий в учебно-воспитательный процесс.
Проблема школы:
создание оптимальных условий для успешной социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Цели:
продолжать всестороннее развитие и воспитание личности обучающихся воспитанников. Формировать устойчивые ценностные ориентиры, направляющие личность обучающихся к саморазвитию, обучению и адаптации к нормальной жизни, к условиям социокультурной среды, к требованиям, предъявляемым школой и современным обществом.
Задачи:
1. Обеспечивать и стимулировать разнообразную деятельность обучающихся с поддержанием атмосферы защищённости и эмоционального комфорта в классе.
2. Формировать у обучающихся нравственные качества и духовные ориентиры, социально-нормативное поведение, коммуникативные навыки.
3. Работать над развитием личности каждого ребёнка и воспитанием патриотизма.
4. Проводить профилактическую работу по предотвращению правонарушений и грубости со стороны обучающихся воспитанников.
5. Проводить профилактическую работу, осуществлять контроль и охрану жизни и здоровья обучающихся.
6. Осуществлять дифференцированный подход в работе с детьми.
ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ
- Охрана здоровья и физическое развитие;
- Основы гражданского и патриотического воспитания;
- Основы профессионального самоопределения и экономического просвещения;
- Трудовое воспитание и жизнеобеспечение;
- Личностное развитие. Работа с родителями;
- Эстетическое воспитание и творческое развитие;
- Духовно-нравственное воспитание.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 10-А класса
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Своеобразие развития детей с лёгкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания, умения и навыки детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.
На начало 2016-2017 учебного года списочный состав 10-А класса 10 человек. Возраст детей 16-19 лет. 6 человек проживают в сельской местности, 1 человек в г. Волгодонске, 3 человека проживают в школе-интернате, без попечения родителей; 7 человек из малообеспеченных семей; 4 человека проживают в неполных семьях; 5 человек-инвалиды детства: Власов Вячеслав, Голопяткин Тимофей, Евсеев Артём, Окопная Оксана, Прокофьев Пётр.
В этом учебном году изменился списочный состав класса: 4 человека выбыли из школы в связи с её окончанием: Крестильников Кирил, Цуркан Вячеслав, Усова Полина, Иващенко Екатерина.
Коллектив класса сложный, дети резко отличаются друг от друга как в физическом плане, так и в плане интеллекта Взаимоотношения весьма разрозненные, не всегда дружелюбные. Часто возникают проблемы психологического характера. Но тем не менее, уже два года подряд наш класс занимал первое место в общешкольном празднике «Осенний марафон. (Евсеев Артём и Корякина Наталья). Наши праздничные плакаты также занимают первые места среди других классов. (Корякина Наталья). Ребята занимают призовые места в спортивных соревнованиях. (Василенко Андрей, Каменченко Пётр, Евсеев Артём. В этом учебном году ребята заметно повзрослели. Кроме постоянных споров и разборок кто прав, кто виноват, появились другие интересы: музыка, фильмы, компьютер.
Практически у всех ребят в разной степени сформированы навыки учебной деятельности. Интерес к учёбе проявляют все обучающиеся, уроки не пропускают, на уроках ведут себя адекватно.
У всех детей в разной степени сформированы навыки самообслуживания и личной гигиены. Не все адекватно ориентируются в окружающем социуме: Голопяткин Тимофей, Власов Вячеслав.
Трудовые навыки сформированы у всех детей, но в разной степени. Школьные требования по дежурству в классе, школе, столовой, на участке и территории школы выполняют все, но не всегда с большим желанием. Большинство детей проявляют уважительное отношение ко взрослым и сверстникам. Однако не все дети могут сдерживать свои эмоции и часто выплёскивают их наружу. Поэтому считаем необходимым продолжить работу по воспитанию культуры поведения в обществе и в повседневной жизни, а также продолжить коррекционную работу по умственному, эстетическому и физическому развитию детей согласно плану воспитательной работы.
САМОАНАЛИЗ КОРРЕКЦИОННО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ВОСПИТАННИКАМИ 9 –А КЛАССА,
ПРОВЕДЁННОЙ В 2015 – 2016 УЧЕБНОМ ГОДУ
ВОСПИТАТЕЛИ: А.В. КАЛКУТИНА
З.И. НОВОСЕЛЬЦЕВА
В соответствии с проблемой школы по созданию оптимальных условий для успешной социализации обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, нами была проведена работа по различным направлениям воспитательной работы с учётом психофизического развития и состояния здоровья воспитанников, а также с учётом поставленных задач по всестороннему развитию и воспитанию личности обучающихся, воспитанников 10-А класса, по формированию устойчивых ценностных ориентиров, направляющих личность обучающихся к саморазвитию , обучению и адаптации к нормальной жизни, к условиям социокультурной среды, к требованиям, предъявляемым современным обществом. В течение учебного года старались обеспечивать и стимулировать разнообразную деятельность обучающихся, с поддержанием атмосферы защищённости и эмоционального комфорта в классе.
Хотим отметить, что коллектив класса сложный, в классе 3 человека, оставшиеся без попечения родителей: Василенко Андрей, Каменченко Пётр, Корякина Наталья; 1 ребёнок под опекой: Прокофьев Пётр, 5 человек – инвалиды детства. У этих ребят часто возникают проблемы с психическим здоровьем. Практически постоянно приходится заниматься коррекцией этих состояний.
В течение всего учебного года проводили профилактическую работу и осуществляли контроль по охране жизни и здоровья воспитанников и уделяли внимание их физическому развитию. Систематически проводили занятия по ОБЖ, по правилам дорожного движения, по пожарной безопасности, инструктажи по технике безопасности во время каникул и праздников. Проводились занятия: «Техника безопасности в быту и в общественных местах», на темы как вести себя в различных природных условиях: в грозу, во время урагана, у водоёмов и др.; была проведена серия бесед на тему: «Дороги и безопасность (автомобильная и железная дороги)», ряд бесед по пожарной безопасности: «Как предупредить возникновение очагов возгорания», «Как вести себя во время пожара», «Эксплуатация электротехнических устройств», «Правила эвакуации» и др.; проводились инструктажи по т. б. во время праздников, салютов; Ребята принимали активное участие во всех спортивных мероприятиях, проводимых в школе. Заняли 1-е место в соревнованиях по мини-футболу в старшей возрастной группе. В классе проводились спортивные часы, эстафеты, подвижные игры на свежем воздухе, принимали участие в школьных днях здоровья.
В течение учебного года проводили работу по основам гражданского и патриотического воспитания. В этом направлении был проведён целый ряд мероприятий: кл. час: «Россия-наш общий дом», круглый стол: «Для чего стране нужен закон», беседа: «Несоблюдение закона-гарантия отстать от жизни», беседа: «Как не попасть в дурную
компанию», беседа: «Нетерпимость к нарушителям закона», кл. час: «Виды уголовных преступлений. Наказание», беседа: «Необходимая оборона. Наказание за превышение норм необходимой обороны», беседа: «От рюмки к ножу», беседа: «Национальные традиции, обряды», кл. час. «Права и обязанности», беседа: «Государственные пособия и дотации», беседа: «Основы семейного законодательства», беседа: «Свод законов в защиту окружающей среды», кл. час: «Тот самый первый день войны» и др..
Систематически проводилась профилактическая работа по предотвращению правонарушений и грубости со стороны обучающихся. (Профилактические беседы с правоохранительными органами, психологом, администрацией школы).
В разделе «Основы профессионального самоопределения и экономического просвещения» была проведена следующая работа: рейды по уборке территории школы: «Трудовой десант», «Чистый двор», «Наш участок самый лучший», «Чистая школа» и др. Были проведены беседы: «Охрана и предприятие. Профессия охранник», беседа-практикум: «Нормы профессиональной этики. Что это такое?», беседа-размышление: «Как повлияет выбор профессии на моё будущее»; консультации: «Административные взыскания», «Уважение к людям труда», «Что такое безработица. Чем она опасна?»; экскурсии в социально значимые места: продуктовый и промтоварный магазины, в магазин самообслуживания, в сапожную мастерскую, на рынок, на почту, экскурсия в 79-й , 105-й лицей с целью знакомства с рабочими профессиями. С целью единства требований и достижения наилучшего результата в коррекционно-воспитательной работе с детьми, были проведены беседы и консультации с родителями, родительские собрания.
В разделе «Трудовое воспитание. Жизнеобеспечение» регулярно проводились занятия кружков «Игрушечных дел мастера» и «Волшебный крестик», была проведена серия занятий по духовно-нравственному воспитанию обучающихся: беседа: «Культура общения», «Об отзывчивости и деликатности» и др. В течение учебного года знакомили детей с культурными ценностями нашего народа и православными праздниками.
В направлении эстетического воспитания и творческого развития проводили занятия в кружке «Игрушечных дел мастера» и в кружке «Волшебный крестик», была проведена серия экскурсий в природу с целью наблюдения за сезонными изменениями: экскурсия «Природа и мы», экологическое занятие «Лес и мы», музыкальные часы: «Отгадай мелодию», «Любимые песни лета», «Бабушкины сказки». Праздновали дни рождения обучающихся. Проводили конкурсы, играли, пели, слушали музыку. Участвовали в школьных конкурсах и праздниках. Занимались изготовлением поделок к выставкам и конкурсам, рисовали плакаты к праздникам.
В разделе «Личностное развитие и работа с родителями» были проведены беседы: «Неполная семья», «Почему у меня часто плохое настроение или у меня плохой характер?»; диспуты: «Могу ли я думать о других людях или я эгоист?», «Если бы я был президентом, какой бы хороший закон я придумал для людей?»; часы общения: «Если мне
хотят помочь, как себя вести?», «Являюсь ли я волевым человеком? Способен ли я на волевой поступок?»; ситуационные игры: «Почему человек ошибается? Исправь ошибку», «Я заболел», «Заболела мама, бабушка»,
«Попросили посидеть дома с младшим братом»; практические тренинги: «Мои претензии. Умею ли я общаться с колючим человеком?», разбирались проблемные ситуации многое другое.
Считаем, что в 20145-2016 учебном году с поставленными целями и задачами по коррекционно-воспитательной работе в 9-А классе мы справились. В следующем учебном году планируем более углубленную работу по теме самообразования: «Социально-эстетическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через развитие их творческих способностей» а также продолжить работу по всем основным направлениям воспитательной работы
школы. Особое внимание планируем уделить нравственно-правовому воспитанию и духовно-нравственному развитию обучающихся и конечно же личностному росту обучающихся воспитанников 10-А класса.
СЕНТЯБРЬ
Не-
деля
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Основы профессионального самоопределения и экономического просвещения
Трудовое воспитание.
Жизнеобеспечение
Личностное развитие.
Работа с родителями
1
День знаний. «Урок мира». Родительское собрание: «Единство требований семьи и школы»
1.09.
Беседа: «Береги честь смолоду»! Известные люди нашего города.
2.09.
2
ОБЖ. т/б в быту и в общественных местах. Инструктаж: Как вести себя во время грозы». Я и окружающий мир.
05.09.
Классный час: «Моё слово-слово чести». Беседа: «Права и обязанности по трудовому законодательству». Политика. Управление государством.
6.09.
Духовные потребности: смогу ли я помочь другому?
Музыкальный час: «Любимые песни лета». Подвижная игра «Музыкальные стулья».
Празднованте дня осенних именинников. Развлекательная
Программа «Нам вместе весело» Чаепитие. 16.11.
Занятие кружка: «Игрушечных дел мастера».
Трудовой десант: «Чистый двор».
17.11.
Взаимосвязь волевого усилия и результатов деятельности.. Тестирование: «Смогу ли я добиться поставленной цели?». Консультация для родителей: «О половом воспитании детей».
18.11.
13
ОБЖ. Беседа: «Конфликт организма со временем».
Туризм как один из видов активного отдыха. Спортивный час. Эстафета с препятствием.
21.11.
Беседа: «Компромиссы, умение уважать чужое мнение. Льготы и дотации по инвалидности.
22.11.
Производство товаров и услуг. Беседа: «Моя родословная» ( Знание ФИО своих родителей, родственников, домашнего адреса, места работы).
23.11.
Занятие кружка:
«Волшебный крестик».
Потребность трудиться-зачем она?
Генеральная уборка школьного участка, класса.
24.11.
В каких случаях человек должен быть предельно внимателен? Диспут: «Внимание, внимательность и карьера».
День матери. 25.11.
14
ОБЖ. Беседа: «Правила поведения в транспорте. Опасности, на дорогах».
Подвижная игра: «Пройди по следу». Стресс и его последствия для организма. 28.11.
Кл. час: «Основной закон государства- Конституция». Основные пути решения конфликтов в трудовом коллективе. Диспут: «Белая ленточка».
29.11.
Прибыль.
Беседа: «Русская народная медицина». Конкурс: «Бабушкины сказки».
Подвижная игр а «Весёлый хоккей».
30.11.
Занятие кружка: «Игрушечных дел мастера». Рейд: «Чистая школа». Готовим спортплощадку к зимнему сезону).
1.12.
Проблемная ситуация: «Мой характер мне нравится, и я не хотел бы иметь другой».
2.12.
ДЕКАБРЬ
Не-
деля
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Охрана здоровья. Физическое развитие
Основы гражданского и патриотического воспитания
Основы профессионального самоопределения и экономического просвещения
Трудовое воспитание.
Жизнеобеспечение
Личностное развитие.
Работа с родителями
15
ОБЖ. Беседа: «Правила безопасности при обращении с питардами».
Подвижная игра: «Ночной часовой». Как и кто играет в хоккей? СПИД-болезнь наркомана.
05.12.
Беседа: «Какой бы я хотел видеть свою страну? Вечер вдвоём (игра-ситуация). Семейное уголовное законодательство.
06.12.
Беседа: «Предпринимательский доход».
Подвижные игры на свежем воздухе.
07.12.
Занятие кружка: «Волшебный крестик».
Ситуация: «Я вышла замуж за актёра…» Родительское собрание: «Роль семьи в формировании социально-адаптированного поведения ребёнка в условиях современного общества».
08.12.
Галантный кавалер. Белый танец. «Я пригласить хочу на танец Вас и только Вас».
09.12.
16
ОБЖ. Беседа: «Как выйти из задымленного помещения? Что делать, если нельзя покинуть квартиру при пожаре?».
Катание на санях.
12.12.
Беседа: «Национальные традиции, обряды. Как встречают Новый год…»
Круглый стол: «Карьера и характер». Ситуация: «Коллеги по работе».
05.05.
37
Час общения: «Наркомания- путь в бездну».
Эстафета с флажками.
08.05.
Государственный праздник:
«День Победы.»
09.05.
Государственный праздник:
«День Победы.»
10.05.
Занятие кружка: «Игрушечных дел мастера».
Беседа: «Если беда рядом».
11.05.
Классный час: «Уважение к личности человека».
«Мужество. Трусость».
12.05.
38
Диспут: «Женская привлекательность и мужественность как черты личности».
15.05.
Классный час: Классный час: «Право быть собой. Право на отдых».
16.05.
Час общения:
«Кризис в стране. Безработица. Что делать?».
17.05.
Занятие кружка:
«Волшебный крестик».
Беседа: «Мужчина на кухне»
18.05.
Час общения: «Эмоции и поведение».
19.05.
39
ОБЖ. Беседа: «Костры, их назначение. Правила т/б. Как избежать солнечного удара?».
Подвижная игра: «Четыре стихии».
Беседа: «Диеты. Плюсы и минусы».
22.05.
Юридическая консультация: «Ответственность за унижение личного достоинства».
23.05.
Беседа:
Охрана и предприятие.
Профессия «Охранник».
24.05.
Занятие кружка: «Игрушечных дел мастера».
Операция: «Участок в порядке».
25.05.
Диспут: «Мы живём среди людей».
Родительское собрание: «Скоро лето.Беседа с детьми и родителями по правилам безопасности во время каникул на улице, дома, правила дорожного движения и правила пожарной безопасности. Угроза терроризма и др.»
26.05.
40
ОБЖ, Беседа: «Опасные ситуации у нас дома. Что делать при обнаружении запаха газа в квартире?».
Спортивный час. Игра «Пионербол». Консультация парикмахера: «Волосы и уход за ними».
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}