Пасевин В.
Камышлов, 2016 г.
В связи с социально-экономической и политической нестабильности общества, в России сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защиты семей и граждан страны.
В законе «Об образовании» подчеркивается главная задача школы – развитие человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на его совершенствование. Обозначены основные приоритеты образования: воспитание гражданственности и любви к Родине, уважение к правам и свободе человека, трудолюбия, любви к природе, семье. Поэтому возникает государственная необходимость формирования правовой культуры младших школьников.
Изучение права и осуществление воспитательной работы по формированию правовой культуры необходимо начинать с начальных классов, т.к. основы правосознания, как фундамент формирования личности, должны закладываться как можно раньше. В 10-11 лет заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Однако, следует иметь в виду, что развитие правовой культуры у детей осуществляется неравномерно, вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, состояния здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Стоит отметить, что данный возраст близок к наступлению периода, в котором наиболее ярко проявляется кризис подросткового возраста. Поэтому недопущение в формировании правовой культуры школьников могут привести к появлению ранних правонарушений у будущих подростков. Исходя из этого особенно остро встает проблема формирования правовой культуры младших школьников в 4 классе.
Создание образовательных, информационных условий для формирования и развития правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности, развитие правового самопознания, оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, повышение качества их жизни и совершенствование правовой культуры их родителей.
Немаловажным в формировании правовой культуры младших школьников является привлечение их родителей к этой деятельности и совершенствование их культуры, правовых знаний. Поэтому в плане предусматривается взаимодействие и с родителями учащихся 4-го класса.
Для формирования правовой культуры младших школьников необходимо привлекать и специальных специалистов.
Таким образом, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса позволяет организовать разностороннюю, целенаправленную работу по формированию правовой культуры учащихся.
Этап | Тема, форма мероприятия | Планируемые результаты | Субъекты взаимодействия | Сроки проведения |
1) Целенаправленное формирование правовых знаний и понятий | «ООН и Всеобщая декларация прав человека» - тематический классный час | Сформированность представлений о понятиях: «ООН», «Всеобщая декларация прав человека». Понимание учащимися необходимости объединения усилий всех стран по защите прав человека. | Классный руководитель, учащиеся. | Сентябрь |
«Ваши права и обязанности, дети!» - конкурсная познавательная игра | | Классный руководитель, учащиеся | Начало октября |
«Какие действия приводят к правонарушениям» - классный час совместно с родителями учащихся | | Классный руководитель, учащиеся, родители, инспектор по делам несовершеннолетних | Конец октября |
«Как защитить своего ребенка в трудных ситуациях?» - родительское собрание | | Классный руководитель, родители, социальный педагог | Начало ноября |
Праздничная конкурсная программа «День конституции» | | Классный руководитель, учащиеся. | Конец ноября |
2) Выработка правовых убеждений | Игра-викторина«Я имею право» | Сформированность правильного и справедливого взгляда на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина. Осознание детьми своего «Я», стремлению развиваться как личность, развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. | Классный руководитель, учащиеся. | Начало декабря |
Классный час «Право каждого из нас» | Развитость потребности к обсуждению правовых вопросов. Развитость навыков слушать и слышать своих одноклассников, родителей, приглашенных гостей. | Классный руководитель, правоохранительные органы, родители, учащиеся. | Конец декабря |
3) Формирование этико-правовых установок | «Что значит жить по совести?» - круглый стол совместно с представителем православной церкви. | представлений о нравственных законах в жизни человека; основных нравственных качеств личности; потребности в соблюдении социально-нормативного поведения. | Классный руководитель, учащиеся, представитель православной церкви. | Начало января |
"Неконфликтность, уважение, толерантность" -беседа со школьным психологом | толерантного и уважительного отношения к окружающему миру; умения находить компромиссы при решении конфликтных ситуаций; представлений о понятии «толерантность»; чувства уважения и понимания к людям различных национальностей. | Классный руководитель, учащиеся, школьный психолог. | Конец января |
«Роль семьи в формировании у ребёнка чувства необходимости законов в его жизни» - круглый стол. | | Классный руководитель, учащиеся, родители | Начало февраля |
4) Воспитание правовых чувств | Квест - игра «Моя правовая грамотность» | Принятие чувства права, законности, чувства уважения к тем социальным ценностям, которые регулируются и охраняются правом и законодательством | Классный руководитель, учащиеся. | Конец февраля |
Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних и капитаном полиции «Права и обязанности» | Сформированность положительного эмоционального отношения к правовой действительности, к правовым явлениям, к праву, как к определенной системы норм, установленных государством. | Классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних и капитан полиции, учащиеся. | Начало марта |
5) Формирование опыта законопослушного поведения | Патрульный рейд совместно с районным отделом ГИБДД «ЮИДД» | Повышение опыта законопослушного поведения; Осознание детьми важности и правильности законопослушного поведения; Развитие положительного отношения к сотрудникам ГИБДД. | Классный руководитель, сотрудники ГИБДД, учащиеся. | Конец марта |
Деловая игра «Суд над вредными привычками» | Сформированность негативного отношения к наркотикам, алкоголю, табаку; Сформированность знаний о работе судебных органов; Введение понятийного аппарата для правового общения. | Классный руководитель, родители, учащиеся. | Начало апреля |
Родительское собрание для учащихся и их родителей со специалистами по их личным вопросам | | Классный руководитель, социальный педагог, психолог, сотрудники правоохранительных органов, учащиеся. | Конец апреля |
6) Формирование активной и социально - правовой позиции | Деловая игра по станциям«Наши права и обязанности» (совместно с родителями) | Закрепление знаний у детей, полученных на предыдущих мероприятиях по формированию правовой культуры. Сформированность умения анализировать правовые ситуации. Сформированность системы правовых знаний, правовой культуры у детей, а также навыков правомерного поведения. Заинтересованность в правовой сфере. | Классный руководитель, родители, учащиеся. | Начало мая |
Конкурс рисунков «Я знаю свои права». | Сформированность умения активно пропагандировать правовые знания; Активизация интеллектуального и творческого потенциала; Творческая самореализация и проявление социально-правовой активности; Привлечение внимания общественности к вопросам правовой культуры. | Классный руководитель, учащиеся. | Конец мая |