План по формированию правовой культуры у учащихся 4-го класса
Разработала:
Студентка 3 «А» группы,
Пасевин В.
Камышлов, 2016 г.
«Мир, который мы оставим нашим детям,
в значительной мере зависит от детей,
которых мы оставим миру».
Федерико Майор
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с социально-экономической и политической нестабильности общества, в России сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защиты семей и граждан страны.
В законе «Об образовании» подчеркивается главная задача школы – развитие человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на его совершенствование. Обозначены основные приоритеты образования: воспитание гражданственности и любви к Родине, уважение к правам и свободе человека, трудолюбия, любви к природе, семье. Поэтому возникает государственная необходимость формирования правовой культуры младших школьников.
Изучение права и осуществление воспитательной работы по формированию правовой культуры необходимо начинать с начальных классов, т.к. основы правосознания, как фундамент формирования личности, должны закладываться как можно раньше. В 10-11 лет заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Однако, следует иметь в виду, что развитие правовой культуры у детей осуществляется неравномерно, вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, состояния здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Стоит отметить, что данный возраст близок к наступлению периода, в котором наиболее ярко проявляется кризис подросткового возраста. Поэтому недопущение в формировании правовой культуры школьников могут привести к появлению ранних правонарушений у будущих подростков. Исходя из этого особенно остро встает проблема формирования правовой культуры младших школьников в 4 классе.
На основании этого нами определена цель плана:
Создание образовательных, информационных условий для формирования и развития правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности, развитие правового самопознания, оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, повышение качества их жизни и совершенствование правовой культуры их родителей.
Для реализации данной цели нужно решить следующие задачи:
Воспитание у школьников уважения к закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
Развитие интереса кправам человекасреди учащихся, их родителей и педагогов.
Усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.
Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.
Основную роль в формировании правовой культуры играет классный руководитель. В его обязанности входит:
Содействие созданию благоприятных психолого-педагогических условий для максимального развития каждого ребёнка;
Изучение склонностей, интересов учащихся;
Организация и участие в педагогических консилиумах по проблемам учащихся своего класса;
Организация консультаций для родителей. Проведение родительских собраний, привлечение родителей к помощи школе;
Привлечение разных специалистов из области правовой культуры.
Немаловажным в формировании правовой культуры младших школьников является привлечение их родителей к этой деятельности и совершенствование их культуры, правовых знаний. Поэтому в плане предусматривается взаимодействие и с родителями учащихся 4-го класса.
Для формирования правовой культуры младших школьников необходимо привлекать и специальных специалистов.
Администрация школы обеспечивает координацию деятельности всех участников образовательного процесса. Способствует реализации намеченных задач.
Немаловажна так же роль совета школы в профилактике правонарушений и зависимостей: создаётся образ положительного лидера, занятого полезным делом и именно за это уважаемого сверстниками, помогает учащимся осознать, что девиантное поведение – не единственное и не лучший способ завоевания популярности.
Социальный педагог помогает воспитаннику понять окружающий мир…
Ю.В. Василькова.
Социальный педагог привлекается с целью социальной защиты семьи и детства предупреждения отклонений в поведении подростков. Формирование правовой грамотности подрастающего поколения.
Социальным педагогом проводится диагностика психолого-медико-педагогических особенностей обучающихся, с помощью классного руководителя, составляется социальный портрет каждого ребёнка.
Также важную роль в профилактике правонарушений играет работа Службы правопорядка.Ее деятельность по подержанию общей и учебной дисциплине в школе, по соблюдению чистоты оценивается самими учащимися как очень важное и нужное.
Соответственно плана в школе налажены контакты с инспектором по делам несовершеннолетних, с работниками муниципальной полиции.
Школьный психолог привлекается для разрешению конфликтных ситуаций в семье.
Таким образом, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса позволяет организовать разностороннюю, целенаправленную работу по формированию правовой культуры учащихся.
Последовательность выбранных мероприятий в плане обосновывается этапами формирования правовой культуры:
Целенаправленное формирование правовых знаний и понятий.
Выработка правовых убеждений.
Формирование этико-правовых установок.
Воспитание правовых чувств.
Формирование опыта законопослушного поведения.
Формирование активной социально-правовой позиции.
Данная логика подобранных мероприятий в плане способствует последовательному формированию правовой культуры учащихся 4-го класса.
План по формированию правовой культуры
Этап
Тема, форма
мероприятия
Планируемые результаты
Субъекты
взаимодействия
Сроки
проведения
1) Целенаправленное формирование правовых знаний и понятий
«ООН и Всеобщая декларация прав человека» - тематический классный час
Сформированность представлений о понятиях: «ООН», «Всеобщая декларация прав человека».
Понимание учащимися необходимости объединения усилий всех стран по защите прав человека.
Классный руководитель, учащиеся.
Сентябрь
«Ваши права и обязанности, дети!» - конкурсная познавательная игра
Сформированность представлений учащихся о правах и обязанностях ребёнка. Верное понимание учащимися понятий «права» и «обязанности». Знакомство учащихся с «Конституцией» России, «Конвенцией о правах ребенка».
Классный руководитель, учащиеся
Начало
октября
«Какие действия приводят к правонарушениям» - классный час совместно с родителями учащихся
Сформированность знаний о об административной, уголовной, гражданской ответственности за правонарушения.
Классный руководитель, учащиеся, родители, инспектор по делам несовершеннолетних
Конец
октября
«Как защитить своего ребенка в трудных ситуациях?» - родительское собрание
Сформированность знаний родителей о возможностях, процедурах и требованиях юридической защиты законных прав и интересов ребенка.
«Роль семьи в формировании у ребёнка чувства необходимости законов в его жизни» - круглый стол.
Сформированность представлений об основной роли семьи в формировании у ребёнка чувства необходимости законов в его жизни.
Классный руководитель, учащиеся, родители
Начало
февраля
4) Воспитание правовых чувств
Квест - игра «Моя правовая грамотность»
Принятие чувства права, законности, чувства уважения к тем социальным ценностям, которые регулируются и охраняются правом и законодательством
Классный руководитель, учащиеся.
Конец
февраля
Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних и капитаном полиции «Права и обязанности»
Сформированность положительного эмоционального отношения к правовой действительности, к правовым явлениям, к праву, как к определенной системы норм, установленных государством.
Классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних и капитан полиции, учащиеся.
Начало марта
5) Формирование опыта законопослушного поведения
Патрульный рейд совместно с районным отделом ГИБДД «ЮИДД»
Повышение опыта законопослушного поведения;
Осознание детьми важности и правильности законопослушного поведения;
Развитие положительного отношения к сотрудникам ГИБДД.