Основы православной культуры (первый год обучения)
Основы православной культуры (первый год обучения)
Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Основы православной культуры» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, разработана на основе программы учителя МОУ СОШ № 19 г. Воронежа Л.И. Романовой, апробированной в течение многих лет в условиях областной экспериментальной площадки по возрождению духовно-нравственных традиций отечественной педагогики. Программа составлена из расчёта 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год.
В современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров. Сделать это можно только на фундаменте традиционной для Отечества православной культуры. При знакомстве с традициями, благочестивым укладом жизни православного народа у детей постепенно формируется тот нравственный идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее будет его духовное возрастание.
Программа имеет три основных направления, которые присутствуют в каждом году обучения, углубляясь и расширяясь в связи с возрастными особенностями детей. Таким образом, учебно-воспитательный процесс идет концентрически.
1-е направление - знакомство с жизнью Православной Церкви в соответствии с датами церковного календаря и связь этой жизни с бытом, трудовой деятельностью, взаимоотношениями православных людей.
2-е направление - показ воплощения нравственного идеала Православия на примере жизненного подвига конкретных людей.
3-е направление - нравоучительное чтение и беседы на материале близких детям жизненных ситуаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основы православной культуры (первый год обучения) »
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Дзержинская средняя общеобразовательная школа
п. им. Дзержинского
Каширского муниципального района
Воронежской области
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Зам. директора по УВР Директор школы
Руководитель МО Зам. директора по ВР Директор школы
________/Дударева Е. Н./ ___________/Левченко С. В./ ___________/Лаптева Ю. Л./
от_____августа 2013 г. от_______августа 2013г. Приказ №_____от___августа 2013 г
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
для учащихся 1-2 классов
«Основы православной культуры»
Учитель высшей квалификационной категории
Дударева Е. Н.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Основы православной культуры» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, разработана на основе программы учителя МОУ СОШ № 19 г. Воронежа Л.И. Романовой, апробированной в течение многих лет в условиях областной экспериментальной площадки по возрождению духовно-нравственных традиций отечественной педагогики. Программа составлена из расчёта 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год.
В современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров. Сделать это можно только на фундаменте традиционной для Отечества православной культуры. При знакомстве с традициями, благочестивым укладом жизни православного народа у детей постепенно формируется тот нравственный идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее будет его духовное возрастание.
Программа имеет три основных направления, которые присутствуют в каждом году обучения, углубляясь и расширяясь в связи с возрастными особенностями детей. Таким образом, учебно-воспитательный процесс идет концентрически.
1-е направление - знакомство с жизнью Православной Церкви в соответствии с датами церковного календаря и связь этой жизни с бытом, трудовой деятельностью, взаимоотношениями православных людей.
2-е направление - показ воплощения нравственного идеала Православия на примере жизненного подвига конкретных людей.
3-е направление - нравоучительное чтение и беседы на материале близких детям жизненных ситуаций.
Особое внимание в программе уделено развитию и обогащению речевой культуры детей. Этому способствует введение в речь учащихся церковно-славянских слов и оборотов, которые стали основой формирования литературного русского языка. Цель такой работы со словом - пробудить интерес и любовь к родному языку, повысить общую грамотность учащихся. Выполнение поставленных задач способствует воспитанию таких качеств личности, как любовь к окружающему миру, к своей Родине, к своим близким. Трудолюбие, милосердие, скромность и почитание старших дети должны воспринимать как качества, необходимые каждому члену общества.
Курс занятий призван помочь школьнику дать правильную нравственную оценку явлениям окружающего мира, углубить его культурологические знания, а также повысить общий уровень гуманитарного образования.
Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. В конце учебного года предусмотрены итогово-обобщающие уроки по изученным темам.
Цель: приобщение детей к культурной и духовно-нравственной традициям Отечества.
Задачи:
познакомить детей с государственной символикой, с наиболее почитаемыми православными праздниками, с подвижнической жизнью православных на Руси святых;
приобщить уч-ся к народной мудрости;
сформировать у уч-ся чувство родного языка и любви к живому слову через знакомство с прародительницей русского литературного языка – церковно-славянской грамотой.
Словарь
Курс занятий призван значительно пополнить словарный запас младших школьников терминами православной культуры и духовной традиции.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год.
Прогнозируемые результаты:
распознавание государственной символики;
знание наиболее почитаемых православных праздников;
усвоение традиционных нравственных категорий;
проявление уважения к родному языку и живому слову.
Учащиеся должны уметь:
распознавать государственную символику;
проявлять стремление к знаниям;
налаживать отношения с одноклассниками;
уметь проявлять терпение и сострадание;
различать добро и зло;
проявлять заботу о братьях наших меньших;
проявлять уважение к народным праздникам;
пересказывать русские народные сказки.
Учебно-методический комплект для 3-го класса включает:
Дорофеева Т.В. Основы православной культуры. 2 класс (1-й год обучения): Методическое пособие/ Т. В. Дорофеева, Л. И. Романова. Переиздание. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009 г.
Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры». Для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007 г.
Рабочая тетрадь «Основы православной культуры» 2 класс. Т.В.Дорофеева. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010 г.
Литература
1. Ангел Хранитель: Сборник рассказов. Книга для детей младшего и среднего возраста. - М., 1998.
3. Андерсен Г.-Х. Сказки и истории. В 2-х томах. Том 1 / Составитель Л. Брауде. Перевод А. Ганзен / Г.-Х. Андерсен. - Л.: Художественная литература, 1969.
4. Бабушкины сказки. - М: Дом Славянской книги, 2006.
5. Библия. Ветхий и Новый Завет в пересказе для детей. - М.: Российское Библейское Общество, 1996.
6. Борисова Т.С., Чернов-Мисюра С. О. Русская словесность: Пособие для учащихся 3 класса православных гимназий и общеобразовательных школ / Т.С. Борисова, С. О. Чернов-Мисюра. - М.: Орлов и сын, 1994.
12. Достоевский Ф.М. Повести и рассказы / Ф.М. Достоевский. - М.: Детская литература, 1984.
13. Зернышки: Добрые истории для малых ребят. Разные выпуски. - Рязань, 2004-2005.
14. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома / С.Ф. Иванова. - М.: Отчий дом, 2006.
15. Искра Божия: Сборник рассказов и стихотворений, приспособленных к чтению в христианской семье и школе /Составил прот. Григорий Дьяченко. - М., 1903.
16. Киреева И. История Рождественской Елочки / И. Киреева. - М.: Просвещение, 1998.
18. Лагерлеф Сельма. Легенды о Христе / Сельма Лагерлеф - М 2004.
19. Лесков Н.С. Сочинения в 3-х томах. Т. 2. / Н.С. Лесков. - М.; Художественная литература, 1988.
20. Митяев А. Книга будущих командиров / А. Митяев. - М.: Молодая гвардия, 1970.
21. Народные русские сказки: Сборник / Сост. А.Н.Афанасьев. - М.: Художественная литература, 1989.
22. Незабудка. Рассказы и стихи. - М.: Отчий дом, 1999.
23. Никифоров-Волгин В.А. Мягкий свет детства: Избранное / В.А. Никифоров-Волгин. - М.: Путем зерна, 1998.
24. Пантелеев Л. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 3. /Л. Пантелеев. - Л.: Детская литература, 1984.
25. Православная азбука / Сост. В. Крупин. - М.: Раритет, 2002.
26. Православные святые.- СПб., 1996.
27. Праздники Православной Церкви. - М., 2000.
28. Рассказы о святых /Сост. С. Куломзина. - М.: Паломник, 2002.
29. Родина: Сборник для классного чтения с упражнениями в разборе, устном и письменном изложении в 3-х частях (курс приготовительного и четырех низших классов). - СПб, 1897.
30. Святая юность. Рассказы о святых детях, о детстве и отрочестве святых. - М., 1994.
31. Слово и дух: Антология русской духовной поэзии (Х-ХХ вв.) /Сост. проф. И. А.Чарота.- Минск, 2003.
38. Юдин Г. Елизавета: Книга-подарок / Г. Юдин. - М..РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.
№ п/п
Тема
УУД
Кол-во часов
Дата
план
факт
1
Значение и польза знаний.
Знать откуда человек получает знания? Для чего люди должны учиться? Познакомиться с библейской притчей о мудрости. Знать значение письменности в получении знаний, пословицы о знаниях, об учении.
1
03.09
2
Наша письменность, ее истоки.
Прочитать рассказ о святых братьях Кирилле и Мефодии. Познакомиться с Церковнославянским алфавитом. Познакомиться с особенностями церковно-славянского языка, его применением. Работа с тетрадью: особенности начертания букв, буквы, с которыми простился русский язык, художественное оформление заглавных букв. Новые слова: святой, кириллица, буквица.
1
10.09
3
Трудолюбие и стремление к знаниям.
Познакомиться с детством преподобного Сергия Радонежского, отношением отрока Варфоломея к родителям. Чудесное исполнение его мечты. Уметь применять качества, необходимые для овладения знаниями: трудолюбие, послушание, целеустремленность. Работа, с тетрадью: гласные буквы церковно-славянского алфавита, совпадающие с русскими («аз», «есть», «иже», «он»). Загадки о книге и буквах. Новые слова: отрок, ангел, монах.
1
17.09
4
Осенние праздники и осенние труды.
Знать народные традиции, связанные с осенними православными праздниками Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, радость и святость совместного труда. Работа с тетрадью: гласные буквы церковно-славянского алфавита, совпадающие с русскими («ук», «ерь»). Новые слова: молитва, Богородица, Покров.
1
24.09
5
Покровские храмы на Руси.
Познакомиться с Покровским собором в г. Воронеже. Работа с тетрадью: гласные буквы церковно-славянского алфавита, совпадающие с русскими («ю»). Новые слова: молитва, Богородица, Покров.
1
01.10
6
Именины и день рождения.
Знать значение имен. Почему нужно дорожить своим именем? Что празднуют в день именин и в день рождения? Четыре правила именинника. Чтение рассказа «Именины» Работа с тетрадью: согласные буквы церковно-славянского алфавита, совпадающие с русскими («буки», «веди», «глагол»). Новое слово: именины.
1
08.10
7
Мой небесный покровитель.
Знать, кто является небесным покровителем человека. Чтение рассказа «Ангел-Хранитель» Новые слова: небесный покровитель.
1
15.10
8
Мой небесный покровитель.
Уметь пересказывать рассказы о своем небесном покровителе.
1
22.10
9
Что такое голос совести?
Чтение рассказа «Совесть» Что помогает человеку слышать голос совести? Познакомиться с различиями между иконой и картиной. Работа с тетрадью: согласные буквы церковно-славянского алфавита, совпадающие с русскими («добро», «живёте»). Новые слова: икона, иконостас, лампада.
1
29.10
10
Гордость рождает зло.
Чтение рассказа «Зло» Заучивание пословиц о добре и послушании. Уметь различать добро изло. Работа с тетрадью: согласные буквы церковно-славянского алфавита, совпадающие с русскими («земля», «како», «люди»).
1
12.11
11
Как сохранить дружбу?
Чтение рассказа «Смущение» Почему православные храмы венчает крест? Рассказ о кресте и крестном знамении. Работа с тетрадью: согласные буквы церковно-славянского алфавита, совпадающие с русскими («мыслете», «наш»). Новые слова: кадило, колокольня.
1
19.11
12
О любви и кротости.
Чтение легенды «Незабудка» . Уметь определять отношения Иисуса Христа и его учеников-апостолов. Отношение Христа к людям. Кормление пятью хлебами. Заучивание пословиц о любви. Работа с тетрадью: согласные буквы церковно-славянского алфавита, совпадающие с русскими («цы», «червь», «шта», «ша»). Новые слова: апостолы, кротость, кроткий человек.
1
26.11
13
О доброте и сострадании.
Чтение стихотворения А.Плещеева «Чудный дар». Уметь различать понятия добро и сострадание.
1
03.12
14
В преддверии светлого праздника.
Знать историю праздника Рождества Христова и народные традиции, связанные с ним. Чтение отрывка из романа И.С.Шмелева «Лето Господне» Работа с тетрадью: согласные буквы церковно-славянского алфавита, совпадающие с русскими («покой», «рцы», «слово», «твердо», «ферт»).
1
10.12
15
Рождество Христово и Новый год.
Знать чем отличаются два праздника? Чтение стихов о праздниках, знакомство с народными обычаями, колядками. Новое слово: колядки.
1
17.12
16
Рождественская викторина, конкурс рисунков.
Знать наизусть рождественские стихи, уметь передать торжественность и значимость данного события.
1
24.12
17
О скромности и терпении.
Киреева И. «История Рождественской Елочки».Вырабатывать в себе такие качества, как скромность и терпение. Заучивание стихотворения о зиме по выбору учителя. Работа, с тетрадью: правила ударения в церковно-славянском языке. Новое слово: святки.
1
14.01
18
Вода живая.
Знать значение праздника Крещения Господня и народные обычаи, связанные с ним. Чтение отрывка из повести И.С. Шмелева «Лето Господне» Работа с тетрадью: употребление букв «ер» и «ерь» в церковнославянском языке, правила чтения (отсутствие буквы «ё»). Заучивание пословиц и отгадывание загадок о зиме. Новое слово: крещение.
1
21.01
19
Образец доброты и кротости.
Познакомиться с любовью к людям, смирением и трудолюбием святого Серафима Саровского. Работа с тетрадью: буквы, с которыми простился русский народ («ять» и «фита»). Новое слово: смирение.
1
28.01
20
Образец доброты и кротости.
.
Читать рассказы о хорошем поступке. Уметь видеть хорошие поступки.
1
04.02
21
Встречи добрые и злые.
Беседа по сказке Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка» Какие встречи происходят на пути героини? Как проявляется ее характер? Что помогает Дюймовочке найти свое счастье? Рассказ о православном празднике Сретение Господне. Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите («оник»). Новые слова: сретение, старец Симеон.
11.02
22
Как нужно просить прощения.
Познакомиться с обычаем покаяния в «прощёный день». Чтение рассказа Б. Ганаго «Детская исповедь» Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите («юс малый»). Новые слова: исповедь, причастие.
1
25.02
23
Подвиг любви.
Чтение отрывков из сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» Терпение и стойкость героини сказки. Что ее сделало сильной? Как она должна была спасти братьев? Легко ли ей было молчать, когда ее несправедливо обижали? Почему она молчала и не пыталась спасти свою жизнь? Пост, его смысл. Значение поста как средства воспитания характера. Новое слово: пост.
1
04.03
24
О мужестве и верности.
Познакомиться с нравственным подвигом святых Бориса и Глеба, их самоотверженностью, верностью слову, стойкостью. Почему святые Борис и Глеб не противились своему брату? Почитание святых Бориса и Глеба (храмы в их честь, города, названные их именами). Рассказы о мужестве и верности. Работа с тетрадью: буква кириллицы, отсутствующая в русском алфавите («омега»). Новое слово: заповеди.
1
11.03
25
Береги честь смолоду.
О верности слову героя рассказа Л. Пантелеева «Честное слово» Можно ли представить героя рассказа взрослым? Каким человеком он будет? Познакомиться рассказом о первых христианских мучениках за веру. Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите («от»). Новое слово: мученик.
1
18.03
26
О любви к животным.
Чтение рассказа В. Бианки «Зябличонок и его мать» Познакомиться с тношением к животным христианских святых. О народном обычае выпускать птиц на праздник Благовещения. Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите («зело»). Новое слово: Благовещение.
1
01.04
27
Весенние праздники и заботы.
И.С. Шмелев «Лето Господне». Чтение отрывков. Чтение стихов о весне. Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите («кси»).
1
08.04
28
Праздник Воскресения Христова.
Знать смысл и значение праздника Пасхи. Народные обычаи, связанные с ним. Рассказ «Радуга» Чтение стихотворения А. Майкова о Пасхе. Новое слово: Пасха.
1
15.04
29
Пасхальная радость.
Концерт для родителей, выставка детских работ. Уметь читать наизусть, петь, передавать торжественность.
1
22.04
30
О послушании.
Познакомиться с рассказом «Сон Лизы». Выяснить как бытьпослушным учеником? Когда послушание невозможно? Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите («пси»). Новые слова: грех,Что такое грех? Что значит быть
1
29.04
31
Чему нас учат русские народные сказки.
Уметь проводить анализ сказок «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка» Знать к чему ведет непослушание и своеволие, чем лечится гордость, к чему приводит зависть. Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите («ижица»).
1
06.04
32
Герои - защитники Отечества.
Узнавать Государственный герб России. Кто изображен на гербах России и Москвы? Рассказ о мученическом подвиге святого Георгия Победоносца. Рассказы о героях Великой Отечественной войны. Работа с тетрадью: надстрочные знаки.
1
13.05
33
Подвиг святых равноапостольных Мефодия и Кирилла.
Познакомиться с праздником Славянской письменности. Почему в день памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла отмечается праздник славянской письменности и культуры? Для чего была создана церковно-славянская грамота? Повторение изученного материала: викторина. Новые слова: культура,
равноапостольные.
1
20.05
Использованные материалы:
Дорофеева Т. В. Основы православной культуры. 2 класс (1-й год обучения): Методическое пособие/ Т. В. Дорофеева, Л. И. Романова. Переиздание. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007.