kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "Житие Сергия Радонежского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с краеведческими фактами и материалами (история храма в селе Ново-Сергиево), с отрывком из «Жития Сергия Радонежского»; формировать устойчивый интерес к пред­мету, желание больше узнавать о православной культуре России; формировать эмоционально-личностное отношение к культу­рологическим и историческим фактам, сообщаемым на уроке; учить внимательно относиться к слову, обогащать словарный за­пас; развивать творческие способности учащихся, память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: использование раз­ных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поис­ковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, создавать собственный текст на основе художественного произ­ведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные: Р — формулировав ние учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энцик­лопедиях и интерпретация информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами, овладение логи­ческими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, К — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разно­образии природы, народов, культур и религий.

Оборудование: подборка книг о преподобном Сергии Радонеж­ском для оформления выставки, фотографии памятника Сергию Радонежскому В. Клыкова, аудиозапись колокольного звона.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Речевая разминка

На доске записан фрагмент из былины.)

И спустился он с горы высокой-то,

И подъехал он к богатырям ко святорусским —

Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,

И приехали они по силушке татарской,

Припустили коней богатырских,

Стали бить-то силушку татарскую,

Притоптали тут всю силушку великую.

  •  Прочитайте способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением, выразительно).
  • Определите тему и цели урока.
  1. Работа по теме урока

Проведем словарную работу.

(Учитель и ученики объясняют значение непонятных слов.) БЛАГОРОДНЫЙ— 1) высоконравственный, самоотверженно честный и открытый; 2) исключительный по своим качествам, изяществу.

УГОДНИК - 1) человек, который угодничает (разг.); 2) в ре­лигиях: название некоторых святых.

ДОБРОДЕТЕЛЬ — положительное нравственное качество, высокая нравственность, моральная чистота.

ПРАВЕДНЫЙ — у верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.

ОБЕТ— торжественное обещание, обязательство. БЛАГОЧЕСТЙВЫЙ — у верующих: соблюдающий предписа­ния религии, церкви.

АНГЕЛ— в религиозных представлениях: сверхъестественное существо, служитель бога и его посланец к людям.

СМИРЁНИЕ — отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.

МОШНА — мешочек для хранения денег.

БЛАГОДАТЬ — в религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила.

ОТРОК — мальчик-подросток.

  • Как вы понимаете выражения «всей душой» и «от чистого сердца»?
  • Подберите синонимы к словам «благородный», «невидан­ный».
  • Подберите антоним к слову «благословлять». (Проклинать.) (Чтение текста учащимися.)
  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

  • Рассмотрите на с. 23 учебника репродукцию картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Прочитайте отрывок из текста, относящийся к ней.
  • (Работа по вопросам и заданиям 1—3, 5 на с. 29 учебника.)
  • Расскажите о битве на Куликовом поле. В своем рассказе используйте опорные слова, данные в задании 6 на с. 29—30 учебника.

Самостоятельная работа

  • Проверьте себя, внимательно ли вы читали. Вставьте про­пущенные слова.
  • «Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был., родился от неправедных.». (Воссиять, родителей.)
  • «И пришел день исполнения обета его матери: после ше­сти недель, то есть когда наступил. день после рождения его, родители принесли. в церковь Божью». (Сороковой, ребенка.)
  • «Стефан и Петр быстро изучили., Варфоломей же не. учился читать, но как-то. и не прилежно». (Грамоту, бы­стро, медленно.)
  • «Отрок втайне часто со слезами. Богу, говоря: «Господи! Дай мне. грамоту эту, научи Ты меня и. меня». (Молился, выучить, вразуми.)
  • Старец же ответил: «Сказал я тебе, что с сего дня дарует тебе Господь. грамоты. Произноси. Божье без сомнения». (Знание, слово.)
  • «Сыновья., Стефан и Петр, женились; третий же сын, бла­женный юноша., не захотел жениться, а весьма стремился к. жизни». (Кирилла, Варфоломей, иноческой.)
  1. Рефлексия
  • Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?
  1. Подведение итогов урока
  • Какие чудеса происходят с Сергием Радонежским до при­нятия монашества? (Примерный ответ. До принятия мона­шества с Сергием происходят три чуда, указывающие на его избранность. Еще до рождения Варфоломей во время бого­служения трижды громко закричал в чреве матери. Младен­цем ребенок отказывался от молока матери, когда она ела мясную пищу, а также в дни поста - по средам и пятницам. В отрочестве Варфоломей обрел дар понимания книжной грамоты благодаря чудотворному хлебцу, который вручил ему божественный старец.)
  • Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках.
  • Чем похожи сказка и былина об Илье Муромце? А чем они различаются?
  1. Домашнее задание

Повторить материал раздела. Собирать материал для выпол­нения проекта (на выбор). Темы проекта даны на с. 32 учебника.

Материал для учителя

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский (Варфоломей) (3 мая 1314 г. — 25 сентября 1392 г.) — святой, преподобный, величайший подвижник земли Русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Родился в боярской семье в селе Варницы (близ Ростова) у родителей Кирилла и Марии. У Варфо­ломея был старший брат Стефан и младший Петр. Уже в младенчестве он, по преданию, отказывался от молока матери в постные дни среды и пятницы. Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но по­том благодаря терпению и труду он успел ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. В 1328 г. ро­дители Сергия, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (недалеко от Москвы).

После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-По­кровский монастырь, где иночествовал его старший брат Стефан. Стре­мясь к строжайшему монашеству, к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте кото­рой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его. Оставшись один, Варфоломей принял в 1337 г. ино­чество под именем Сергия.

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 г. оформилась как Троице-Сергиева лавра, и Сергий был ее вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная с крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жерт­вовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сер­гия дошла даже до Царьграда: патриарх Константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благослове­ния митрополита Алексея Сергий ввел в монастыри общинножительный устав, принятый потом во мношх русских монастырях.

Глубоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей пе­ред смертью уговаривал стать его преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Житие Сергия Радонежского"»

Тема урока: Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея.

Цели: познакомить с краеведческими фактами и материалами (история храма в селе Ново-Сергиево), с отрывком из «Жития Сергия Радонежского»; формировать устойчивый интерес к пред­мету, желание больше узнавать о православной культуре России; формировать эмоционально-личностное отношение к культу­рологическим и историческим фактам, сообщаемым на уроке; учить внимательно относиться к слову, обогащать словарный за­пас; развивать творческие способности учащихся, память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: использование раз­ных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поис­ковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, создавать собственный текст на основе художественного произ­ведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные: Р — формулировав ние учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энцик­лопедиях и интерпретация информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами, овладение логи­ческими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, К — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разно­образии природы, народов, культур и религий.

Оборудование: подборка книг о преподобном Сергии Радонеж­ском для оформления выставки, фотографии памятника Сергию Радонежскому В. Клыкова, аудиозапись колокольного звона.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Речевая разминка

На доске записан фрагмент из былины.)

И спустился он с горы высокой-то,

И подъехал он к богатырям ко святорусским —

Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,

И приехали они по силушке татарской,

Припустили коней богатырских,

Стали бить-то силушку татарскую,

Притоптали тут всю силушку великую...

  • Прочитайте способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением, выразительно).


  • Определите тему и цели урока.

  1. Работа по теме урока

Проведем словарную работу.

(Учитель и ученики объясняют значение непонятных слов.) БЛАГОРОДНЫЙ— 1) высоконравственный, самоотверженно честный и открытый; 2) исключительный по своим качествам, изяществу.

УГОДНИК - 1) человек, который угодничает (разг.); 2) в ре­лигиях: название некоторых святых.

ДОБРОДЕТЕЛЬ — положительное нравственное качество, высокая нравственность, моральная чистота.

ПРАВЕДНЫЙ — у верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.

ОБЕТ— торжественное обещание, обязательство. БЛАГОЧЕСТЙВЫЙ — у верующих: соблюдающий предписа­ния религии, церкви.

АНГЕЛ— в религиозных представлениях: сверхъестественное существо, служитель бога и его посланец к людям.

СМИРЁНИЕ — отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.


МОШНА — мешочек для хранения денег.

БЛАГОДАТЬ — в религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила.

ОТРОК — мальчик-подросток.

  • Как вы понимаете выражения «всей душой» и «от чистого сердца»?

  • Подберите синонимы к словам «благородный», «невидан­ный».

  • Подберите антоним к слову «благословлять». (Проклинать.) (Чтение текста учащимися.)

  1. Физкультминутка

  2. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

  • Рассмотрите на с. 23 учебника репродукцию картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Прочитайте отрывок из текста, относящийся к ней.

  • (Работа по вопросам и заданиям 1—3, 5 на с. 29 учебника.)

  • Расскажите о битве на Куликовом поле. В своем рассказе используйте опорные слова, данные в задании 6 на с. 29—30 учебника.

Самостоятельная работа

  • Проверьте себя, внимательно ли вы читали. Вставьте про­пущенные слова.

  • «Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был..., родился от неправедных...». (Воссиять, родителей.)

  • «И пришел день исполнения обета его матери: после ше­сти недель, то есть когда наступил... день после рождения его, родители принесли ... в церковь Божью». (Сороковой, ребенка.)

  • «Стефан и Петр быстро изучили ..., Варфоломей же не ... учился читать, но как-то ... и не прилежно». (Грамоту, бы­стро, медленно.)

  • «Отрок втайне часто со слезами ... Богу, говоря: «Господи! Дай мне... грамоту эту, научи Ты меня и... меня». (Молился, выучить, вразуми.)

  • Старец же ответил: «Сказал я тебе, что с сего дня дарует тебе Господь ... грамоты. Произноси ... Божье без сомнения». (Знание, слово.)

  • «Сыновья..., Стефан и Петр, женились; третий же сын, бла­женный юноша..., не захотел жениться, а весьма стремился к... жизни». (Кирилла, Варфоломей, иноческой.)

  1. Рефлексия


  • Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

  1. Подведение итогов урока

  • Какие чудеса происходят с Сергием Радонежским до при­нятия монашества? (Примерный ответ. До принятия мона­шества с Сергием происходят три чуда, указывающие на его избранность. Еще до рождения Варфоломей во время бого­служения трижды громко закричал в чреве матери. Младен­цем ребенок отказывался от молока матери, когда она ела мясную пищу, а также в дни поста - по средам и пятницам. В отрочестве Варфоломей обрел дар понимания книжной грамоты благодаря чудотворному хлебцу, который вручил ему божественный старец.)

  • Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках.

  • Чем похожи сказка и былина об Илье Муромце? А чем они различаются?

  1. Домашнее задание

Повторить материал раздела. Собирать материал для выпол­нения проекта (на выбор). Темы проекта даны на с. 32 учебника.

Материал для учителя

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский (Варфоломей) (3 мая 1314 г. — 25 сентября 1392 г.) — святой, преподобный, величайший подвижник земли Русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Родился в боярской семье в селе Варницы (близ Ростова) у родителей Кирилла и Марии. У Варфо­ломея был старший брат Стефан и младший Петр. Уже в младенчестве он, по преданию, отказывался от молока матери в постные дни среды и пятницы. Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но по­том благодаря терпению и труду он успел ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. В 1328 г. ро­дители Сергия, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (недалеко от Москвы).

После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-По­кровский монастырь, где иночествовал его старший брат Стефан. Стре­мясь к строжайшему монашеству, к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте кото­рой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его. Оставшись один, Варфоломей принял в 1337 г. ино­чество под именем Сергия.

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 г. оформилась как Троице-Сергиева лавра, и Сергий был ее вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная с крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жерт­вовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сер­гия дошла даже до Царьграда: патриарх Константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благослове­ния митрополита Алексея Сергий ввел в монастыри общинножительный устав, принятый потом во мношх русских монастырях.

Глубоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей пе­ред смертью уговаривал стать его преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дми­трия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и полу­чить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков — Пересвета и Ослябю.

Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, перехо­дить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться с еще большим благоговением к радонежскому игуме­ну и пригласил его в 1389 г. скрепить духовное завещание, узаконившее новый порядок престолонаследия — от отца к старшему сыну. 25 сентя­бря 1392 г. Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 г. он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал еще несколько обителей (Благовещенская на Киржаче, Борисоглебская близ Ростова, Георгиев­ская, Высотская, Голутвинская и др.), а его ученики — до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению "Житие Сергия Радонежского"

Автор: Казакова Татьяна Витальевна

Дата: 18.11.2020

Номер свидетельства: 563745

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект интегрированного урока "Сергий Радонежский - Святой молитвенник на Землю Русскую..." "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-sierghii-radoniezhskii-sviatoi-molitviennik-na-ziemliu-russkuiu"
    ["file_id"] => string(6) "175171"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424246326"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Житие Сергия Радонежского"
    ["seo_title"] => string(33) "zhitiie_sierghiia_radoniezhskogho"
    ["file_id"] => string(6) "441642"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512129810"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства