Цели: познакомить с краеведческими фактами и материалами (история храма в селе Ново-Сергиево), с отрывком из «Жития Сергия Радонежского»; формировать устойчивый интерес к предмету, желание больше узнавать о православной культуре России; формировать эмоционально-личностное отношение к культурологическим и историческим фактам, сообщаемым на уроке; учить внимательно относиться к слову, обогащать словарный запас; развивать творческие способности учащихся, память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные: Р — формулировав ние учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, К — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Оборудование: подборка книг о преподобном Сергии Радонежском для оформления выставки, фотографии памятника Сергию Радонежскому В. Клыкова, аудиозапись колокольного звона.
Ход урока
- Организационный момент
- Речевая разминка
На доске записан фрагмент из былины.)
И спустился он с горы высокой-то,
И подъехал он к богатырям ко святорусским —
Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,
И приехали они по силушке татарской,
Припустили коней богатырских,
Стали бить-то силушку татарскую,
Притоптали тут всю силушку великую.
- Прочитайте способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением, выразительно).
- Определите тему и цели урока.
- Работа по теме урока
Проведем словарную работу.
(Учитель и ученики объясняют значение непонятных слов.) БЛАГОРОДНЫЙ— 1) высоконравственный, самоотверженно честный и открытый; 2) исключительный по своим качествам, изяществу.
УГОДНИК - 1) человек, который угодничает (разг.); 2) в религиях: название некоторых святых.
ДОБРОДЕТЕЛЬ — положительное нравственное качество, высокая нравственность, моральная чистота.
ПРАВЕДНЫЙ — у верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.
ОБЕТ— торжественное обещание, обязательство. БЛАГОЧЕСТЙВЫЙ — у верующих: соблюдающий предписания религии, церкви.
АНГЕЛ— в религиозных представлениях: сверхъестественное существо, служитель бога и его посланец к людям.
СМИРЁНИЕ — отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.
МОШНА — мешочек для хранения денег.
БЛАГОДАТЬ — в религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила.
ОТРОК — мальчик-подросток.
- Как вы понимаете выражения «всей душой» и «от чистого сердца»?
- Подберите синонимы к словам «благородный», «невиданный».
- Подберите антоним к слову «благословлять». (Проклинать.) (Чтение текста учащимися.)
- Физкультминутка
- Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
- Рассмотрите на с. 23 учебника репродукцию картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Прочитайте отрывок из текста, относящийся к ней.
- (Работа по вопросам и заданиям 1—3, 5 на с. 29 учебника.)
- Расскажите о битве на Куликовом поле. В своем рассказе используйте опорные слова, данные в задании 6 на с. 29—30 учебника.
Самостоятельная работа
- Проверьте себя, внимательно ли вы читали. Вставьте пропущенные слова.
- «Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был., родился от неправедных.». (Воссиять, родителей.)
- «И пришел день исполнения обета его матери: после шести недель, то есть когда наступил. день после рождения его, родители принесли. в церковь Божью». (Сороковой, ребенка.)
- «Стефан и Петр быстро изучили., Варфоломей же не. учился читать, но как-то. и не прилежно». (Грамоту, быстро, медленно.)
- «Отрок втайне часто со слезами. Богу, говоря: «Господи! Дай мне. грамоту эту, научи Ты меня и. меня». (Молился, выучить, вразуми.)
- Старец же ответил: «Сказал я тебе, что с сего дня дарует тебе Господь. грамоты. Произноси. Божье без сомнения». (Знание, слово.)
- «Сыновья., Стефан и Петр, женились; третий же сын, блаженный юноша., не захотел жениться, а весьма стремился к. жизни». (Кирилла, Варфоломей, иноческой.)
- Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
- Подведение итогов урока
- Какие чудеса происходят с Сергием Радонежским до принятия монашества? (Примерный ответ. До принятия монашества с Сергием происходят три чуда, указывающие на его избранность. Еще до рождения Варфоломей во время богослужения трижды громко закричал в чреве матери. Младенцем ребенок отказывался от молока матери, когда она ела мясную пищу, а также в дни поста - по средам и пятницам. В отрочестве Варфоломей обрел дар понимания книжной грамоты благодаря чудотворному хлебцу, который вручил ему божественный старец.)
- Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках.
- Чем похожи сказка и былина об Илье Муромце? А чем они различаются?
- Домашнее задание
Повторить материал раздела. Собирать материал для выполнения проекта (на выбор). Темы проекта даны на с. 32 учебника.
Материал для учителя
Сергий Радонежский
Сергий Радонежский (Варфоломей) (3 мая 1314 г. — 25 сентября 1392 г.) — святой, преподобный, величайший подвижник земли Русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Родился в боярской семье в селе Варницы (близ Ростова) у родителей Кирилла и Марии. У Варфоломея был старший брат Стефан и младший Петр. Уже в младенчестве он, по преданию, отказывался от молока матери в постные дни среды и пятницы. Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом благодаря терпению и труду он успел ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. В 1328 г. родители Сергия, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (недалеко от Москвы).
После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат Стефан. Стремясь к строжайшему монашеству, к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его. Оставшись один, Варфоломей принял в 1337 г. иночество под именем Сергия.
Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 г. оформилась как Троице-Сергиева лавра, и Сергий был ее вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная с крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх Константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввел в монастыри общинножительный устав, принятый потом во мношх русских монастырях.
Глубоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал стать его преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы