kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация досуга учащихся в группе продлённого дня.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                     Организация досуга учащихся в группе продлённого дня.

Досуг - часть не рабочего времени, оставшаяся после выполнения обязательных обязанностей.  

Самая распространённая классификация форм воспитательной работы - это мероприятие, дело, игра, коллективное творческое дело. 

Я в своей работе опираюсь на следующую классификацию: 

- воспитательное мероприятие;

- коллективное творческое дело;

 - праздник;

- внеурочная деятельность;

- игра;

- клубный час; 

- спортивный час.

1) О необходимости организованной прогулки.

2) Воспитательное мероприятие.

3) Коллективное творческое дело ( КТД ).

4) Турнир - викторина.

5) праздник.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация досуга учащихся в группе продлённого дня.»

МБОУ СОШ № 70 г. Липецка





Организация досуга учащихся

в группе продленного дня




(Из опыта работы)








Воспитатель

группы продленного дня:

Ильина Татьяна Александровна.
















Липецк 2015 г.






Организация досуга детей


Досуг – часть нерабочего времени, оставшаяся после выполнения непреложных обязанностей.

Самая распространенная классификация форм воспитательной работы, предложенная В.С. Безруковой и Е. В. Титовой – это мероприятие, дело, игра.

Такие ученые как И.П. Иванов, И Подласов, Н.Е. Щуркова выделяют следующие формы: воспитательное мероприятие, коллективное творческое дело, праздник, игра.

Я в своей работе опираюсь на следующую классификацию:

- воспитательное мероприятие;

- коллективное творческое дело;

- праздник,

-«аукцион Знаний»,

- игра;

- клубный час.

Целесообразность такой квалификации подтверждена опытно-экспериментальной моделью «Ориентир» под руководством М.П. Осиповой.


1) О необходимости организованной прогулки


Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности.

Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся.

Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ёе нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива.

На протяжении ряда лет я провожу экскурсии и большие прогулки.

Все занятия на воздухе разделяю на группы:

- природоведческие экскурсии («Лесное царство», «В садах опять колдует листопад», «По следам пернатых», «Как прекрасен этот мир», «Зимняя сказка»);

- обществоведческие экскурсии («Труд работников в школе», «Город, в котором я живу»);

- прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);

- творческие прогулки («Осенний сон», «Есть в осени первоначальной», «Удивительное - рядом»;

- следопытские прогулки: («Найди клад» и др.)


2) Воспитательное мероприятие


К мероприятиям относятся события, занятия, встречи с интересными людьми, экскурсии.

Каковы же цель и задачи каждого воспитательного мероприятия?

Цель – всегда отношение. Но с помощью одного мероприятия отношение (потребности, мотивы, действия, поступки) не сформируешь.

Задачи воспитательного мероприятия - это то реальное, что достижимо на нем (эмоции, реакции, поведенческие действия). Воспитательное мероприятие – часть цели, в результате всей воспитательной работы.

Каждое мероприятие выстраивается по определенной структуре.

Первый этап – подготовительный, назначение которого вызвать у детей желание участвовать в мероприятии.

Задача второго этапа: создание психологического настроя, формирование готовности к предстоящей работе. Здесь целесообразно использовать вступительное слово, музыкальный фрагмент. Важно оформление класса, в котором проводится мероприятие.

Третий этап - содержательный. На нем осуществляется достижение предметного результата: дети участвуют в диалоге, слушают воспитателя, взаимодействуют с миром и проявляет к нему свое отношение.

Четвертый этап – эмоциональное, четкое завершение мероприятия. Суть его в том, чтобы вызвать или усилить положительные переживания, удовлетворение по поводу проведенного мероприятия.

Особенно понравились детям воспитательные мероприятия «Родина моя Россия», «Праздник славянской писменности и культуры», праздник «Азбука здоровья», «Праздник чая», «Новогодние забавы».

На протяжении многих лет я строю свою воспитательную работу таким образом, чтобы сочетались разнообразные формы.


3) Коллективное творческое дело (КТД)


Методика КТД разработана И.П. Ивановым.

КТД - дело, которое задумывается, планируется, проводится самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим людям.

Первый этап – предварительная работа воспитателя. На этом этапе я ставлю цель, определяю место КТД в системе других форм воспитательной работы.

Второй этап - коллективное планирование. Воспитатель проводит стартовую беседу, в процессе которой обсуждается, как и для кого провести КТД. Затем ведется работа в микрогруппах - обсуждение дела.

Я помогаю некоторым группам при помощи наводящих вопросов, подсказок, советов, одобрения, предложения сделать выбор из нескольких вариантов. Иногда на данном этапе возникают споры.

Третий этап – коллективная подготовка, где разрабатывается окончательный вариант дела, распределяются поручения в микрогруппах. Поощряются сюрпризы, интересные находки.

Четвертый этап – коллективное осуществление задуманного. Каждая микрогруппа демонстрирует то, что заготовила.

Пятый этап – анализ, помогающий выявить значимость данного КТД с помощью вопросов типа:

«Что было хорошо и почему? Что нужно учесть на будущее?». Главное - организовать обсуждение в микрогруппах и выслушать мнение ребят.

Шестой этап – продолжение начатого в других формах деятельности.

КТД я использую в разновозрастной группе или с ребятами вторых и третьих классов. Ребята любят эту форму работы, поскольку здесь они чувствуют себя взрослее.

Успешно за последние годы прошли такие КТД, как игра-путешествие «Режим дня – мы друзья» , «Путешествие в страну сказок», «Путешествие в мир пернатых», «От зимы до осени», «Если добрый ты», утренник, посвящённый Дню пожилых людей, праздник Мам, деньОтца, творческий конкурс.

Конкурс – это соревнование двух или более участников в каком-либо виде деятельности.

Например, конкурс поделок к празднику, конкурс «врунов» имени Мюнхгаузена, конкурс пантомимы.


а) Турнир-викторина


Турнир–викторина это КТД, предполагающее состязание в эрудиции нескольких команд и сочетающее особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины.

Воспитанники ищут и задают вопросы, предполагающие занимательные задания, познавательные задачи.

При подготовке к турниру–викторине дети делятся на команды, придумывают им названия, договариваются о количестве и теме вопросов.

Я в своей работе использую способы проведения турнира-викторины: «По кругу», или «Цепочка».

По очереди задаются вопросы на одну и ту же тему.

Во время игры следует помнить, что главное в ней – не соревнование «Кто больше», а умение дружно и слаженно работать.

При подведении итогов отмечаю самые интересные вопросы, благодарю наиболее активных.

При составлении вопросов к познавательным викторинам следует придерживаться следующих правил:

- нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее полного ответа;

- нельзя, чтобы вопрос был глупым;

- нельзя, чтобы вопрос требовал перечисления;

- нельзя, чтобы вопрос состоял из нескольких вопросов.

В своей работе использую следующие викторины: «По правилам дорожного движения», «Весёлая минутка»; конкурсы: «Знаешь ли ты меня», «На смекалку», «Два капитана», «Как стать суперменом», «Занимательные вопросы», «Люблю мой край».


б) «Аукцион знаний»


Это КТД, сочетающее коллективную познавательную игру и соревнование.

Дети придумывают и секретно для других изготавливают несколько предметов-великанов.

Когда подготовка закончена, все предметы выставляют на аукцион. Выбирается помощник, который будет подсчитывать баллы, напоминает правила игры: предмет может быть приобретен любой командой в обмен на знания.

Приобрести вещь может команда, выставившая ее на аукцион. Следовательно, даже слабый, но дружный коллектив может победить.

В своей работе использую следующие «Аукционы знаний»: «Овощи и фрукты, «Игры и игрушки», «Сказочные герои», «Волшебные слова», «Аукцион имен».

Аукцион вполне логично использовать как составную часть в праздниках и интеллектуальных играх.


в) Творческий конкурс


Конкурс – это соревнование двух или более участников в каком-либо виде деятельности. За победу в конкурсе полагается вознаграждение. Я считаю целесообразным награждать ребят интересными карточками. Так, успехом пользуются карточки удачи. Даже через несколько лет ребенок помнит какой-то приз.

ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС – значит оригинальный, нестандартный. Здесь участники соревнуются в той деятельности, которая отличается творчеством.

Использую в работе следующие конкурсы: «Если бы я был волшебником», «Красноречие», «Пятиминутка эрудитов», «Ярмарка профессий», «Космическое меню», «Письмо о людях жителям других планет», «Путешествие в страну Пейзажа».

При организации творческого конкурса ученые (С.П. Афанасьев, С.В. Коморин, А.И. Тимонини другие) называют 10 главных компонентов успеха, о которых следует помнить.

Это:

-- интересные задания;

-- красивое оформление;

-- материальное обеспечение;

-- музыкальное сопровождение;

-- находчивый ведущий;

-- компетентное жюри;

-- эмоциональные зрители;

-- исполнительные помощники;

-- подготовленные команды;

-- призы для зрителей.

Самое трудное в конкурсе – придумать задания, которые должны будить воображение.

Начинается конкурс со вступительного слова ведущего. В завершении – слова благодарности всем участникам.

Наиболее интересно прошли следующие конкурсы: «Будем в армии служить», «Три цвета светофора», «Разминка».

г) Праздник


Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей. Поэтому праздник считается стержневой формой работы, вокруг которой и в тесной взаимосвязи с ней организуется КТД, мероприятия, игры и т.п.

Мои воспитанники с большим желанием готовятся к празднику: придумывают костюмы, любят сюрпризы, неожиданности, своеобразные призы.

Очень важно, чтобы каждый ребенок смог проявить свои таланты, способности, увлечения. Необходимо, чтобы ребенок смог почувствовать свою значимость.

И.П. Иванов дает меткое и определение праздника:

«Праздник - это активное отношение детей, их творческое участие в организации и проведении празднества, во всех играх, выдумках, забавах. Праздник – это комплекс познавательных, спортивных, игровых дел. А главное - в каждом из них – это творчество, выдумка в оформлении и в самих делах»

Ребят больше всего радует праздник, когда они узнают что-то новое, когда радуют родителей. Часто именно на празднике ребенок самоутверждается.

Удовлетворить эти пожелания детей возможно, если:

  1. Содержание и форма проведения праздника соответствует возрасту детей;

  2. Праздник является итогом определенной практической деятельности детей и взрослых;

  3. Праздник выступает в единстве с другими формами воспитательной работы (беседа, экскурсия, КТД и другие) и является стержневым делом, вокруг которого разворачивается групповая и индивидуальная деятельность детей и взрослых.

Что касается содержания праздника, то оно предполагает разнообразие видов деятельности (игры, песни, танцы, конкурсы и т.д.)

Считаю целесообразным делать праздник ярким и запоминающимся.

Необходимо каждому предоставить свободу выбора роли, занятия, способа действия.

При проведении праздника необходимо учитывать важные моменты подготовки и проведения праздника.

Часто для ребенка является значимым подготовка к празднику, а не сам праздник. Важно для ребят младшего школьного возраста быть значимым и оцененным старшими: родителями, учителями, воспитателями, а также администрацией школы.

Считаю необходимым каждого ребенка оценить, поощрить - ведь похвала важна для ребят этого возраста.


Приглашение для гостей


Дети очень серьезно подходят к изготовлению приглашений. Чаще всего они делают открытки. Иногда им помогают родители.


Содержание и организация праздника


Содержанию праздника соответствует и его организация: всем участникам праздника должно быть весело, радостно, комфортно, поэтому важен экспромт. Это не означает, что не должно быть «заготовок». Они нужны, но в меру.


Завершение праздника


Для успешного проведения и завершение праздника должно быть не менее ярким и привлекательным, чем начало. Ребята очень любят сфотографироваться на память.

Не даром в толковом словаре вместе с другими определениями праздника значится и такое: день радости и торжества по поводу чего-либо. Праздник всегда ассоциируется с радостью.

Особо интересны и любимы детьми такие праздники, как «День Победы»,
«Золотая волшебница осень», «Праздник чая», «День семьи», «Новогодние забавы», «Масленица».


г) Игра


Изучению детской игры посвятили свои исследования многие ученые. Авторы единодушны в том, что игра - это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира.

«В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело». Вот почему игра является основным видом деятельности моих воспитанников.

Каждая игра выполняет определенные функции. Игра содержит большие воспитательные возможности, так как она всегда желанна.

Игра, особенно ролевая, оказывает огромное влияние на развитие ребенка: мотивационно-потребительскую сферу, преодоление «Познавательного эгоцентризма».

Игры создают большие возможности для развития организаторских умений и навыков ребят.

А. Эйнштейн говорил: «Понимание атома – детская игра по сравнению с пониманием детской игры. Если задуматься, что делает вашу жизнь скучной и монотонной, скорее всего, придется остановиться на главной причине – отсутствие разнообразия. Любая игра делает жизнь ребенка богаче, расширяет опыт далеко за пределами того, что можно пережить в повседневности. Игры помогают ребенку осваивать многие полезные функции, развивать способности и важные в жизни качества. Но главное, чему он учится в игре – это быть человеком.

Взрослым следует более внимательно подходить к игре, быть более терпеливыми».

Я полностью согласна с такими учеными, как М.П. Осипова и И.А. Мельничук, которые делят игры как:

- Познавательные: игры-конкурсы, игры-путешествия, «Поле чудес», «Счастливый случай», «Разнобой», «О, счастливчик!», «Кто хочет получить приз» и др.

- Интеллектуальные: Небольшие логические задания для детей. К ним относятся ребусы, кроссворды.

На первый взгляд кажется, что их выполнение не составляет трудностей для ребенка. На самом деле они напрягают весь свой ум, силу чтобы решить задачу, причем справляются далеко не все. Поэтому особенно важно подходить к детям очень индивидуально, учитывать уровень развития ребенка; следует разнообразить игры по степени сложности, чтобы каждый воспитанник чувствовал свою значимость и мог проявить свой интеллект.

Необходимо давать значительно времени для размышления, не спешить с ответом.

Сюжетно-ролевые игры младших школьников имеют свои особенности. Так, например, они непродолжительны по времени и в них участвует небольшое количество человек.

Мои воспитанники с удовольствием играют в игры: «Школа», «Магазин», «Моя семья».

Подвижные игры - не только форма активного отдыха детей, но и средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни. Любимыми подвижными играми ребят группы продленного дня на продолжении многих лет являются игры с мячом, со скакалкой.

Считаю целесообразным вовлекать детей в подвижные, эмоциональные игры и игры-соревнования, эстафеты, которые развивают у них смекалку, сообразительность, быстроту реакции, уменьшают скованность и эмоциональную заторможенность.

В своей работе я использую такие игры, как «Салка с мячом», «Паук и муха», «Совушка», «Волк во рву», «Сороконожки», «Воробьи и кошка», «Светофор», «Космонавты»,, «Черного и белого не брать, «Да и нет не говорить», «Стой спокойно».

Заключение


На протяжении всей жизни человеку следует предоставлять выбор действий в определенных жизненных ситуациях, помогать формировать нравственный опыт.

Воспитателю группы продленного дня необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять «свободное пространство».

Считаю, что создать и закрепить позитивные образцы поведения сумеют те, кто придерживается следующих принципов в работе:


  1. Диагностики и регулирования поведения младших школьников.

  2. Нравственно- гуманистической направленности в работе.

  3. Понимание и сочувствие. Это особенно важно в работе с детьми из неполных семей.

  4. Своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки.

  5. Вовлечение в коллективные виды деятельности.

  6. Создание ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения.


Хочу закончить словами Франсуа Вийона:


Кто смотрит на себя -

свой видит лик,

Кто лик свой видит -

цену себе знает,

Кто цену себе знает -

тот строг к себе,

Кто строг к себе -

тот истинно Велик.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Организация досуга учащихся в группе продлённого дня.

Автор: Ильина Татьяна Александровна

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258517

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Из опыта работы: " Организация свободного времени в режиме группы продлённого дня""
    ["seo_title"] => string(81) "izopytarabotyorghanizatsiiasvobodnoghovriemienivriezhimieghruppyprodlionnoghodnia"
    ["file_id"] => string(6) "255932"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448021279"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Целевая программа "Здоровье. Образ жизни." (В режиме группы продлённого дня). "
    ["seo_title"] => string(84) "tsielievaia-proghramma-zdorov-ie-obraz-zhizni-v-riezhimie-ghruppy-prodlionnogho-dnia"
    ["file_id"] => string(6) "195923"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427981880"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Целевая программа "Досуг." (В режиме группы продлённого дня). "
    ["seo_title"] => string(68) "tsielievaia-proghramma-dosugh-v-riezhimie-ghruppy-prodlionnogho-dnia"
    ["file_id"] => string(6) "195954"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427986099"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Проект: Строительство детской площадки "Счастливый островок детства""
    ["seo_title"] => string(68) "proekt_stroitelstvo_detskoi_ploshchadki_schastlivyi_ostrovok_detstva"
    ["file_id"] => string(6) "532506"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1576617866"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства