kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа дополнительного образования детей "занимательная грамматика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отличительными особенностями данной программы

 является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Планирование школьного курса составлено на основе программ «Русский язык 2-4 класс» «Школа России» и «Русский язык 2-4 класс» «Школа 2100»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования детей "занимательная грамматика"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА №1»


УТВЕРЖДАЮ


Директор ЦДТТ №1

_______Л. Б. Киреева

Приказ № ___________

От «____»_____20___ г.







ДополнительнАЯ общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Занимательная грамматика»



Возраст обучающихся: 9-11 лет

Срок реализации:2 года








Принята на заседании педагогического совета ЦДТТ №1

протокол №_____ от________ Секретарь_________


Программу разработала

Воронова Вера Вениаминовна, педагог дополнительного образования









Ульяновск, 2016год



РЕЦЕНЗЕНТЫ



1.Борунова И.А./МБОУ СОШ №50,учитеь начальных классов высшей квалификационной категории/(внутренняя)

2.Камалова Х.Ш./ЦДТТ № 1,методист высшей квалификационной категории/( внешняя)





Всего часов:



1год обучения -72 часа(2х1х36), 8-9 лет

2год обучения-72 часа (2х1х36),9-10 лет















Программа рассмотрена и рекомендована на методическом объединении отдела НМТ

Протокол №___ ОТ _________

Методист ____________Камалова Х.Ш










Комплекс основных характеристик образования



«Ещё древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит….Удивление, окрылённость, азарт, любопытство в глазах учеников, когда ручонки так и тянутся вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты такой умный, сообразительный, - вот что хотела я увидеть на своих уроках. И это счастливое время пришло…» - так писала В.В.Волина, автор замечательной книги «Учимся играя». В этой книге собраны весёлые сказки, пословицы, поговорки, увлекательные задания по орфографии, словообразованию, лексике, морфологии.

Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока. Всегда можно отыскать что-то увлекательное в жизни, а тем более в русском языке.

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная грамматика для начинающих» предназначена для учебного объединения в Центре детского технического творчества №1. Она направлена на формирование у детей устойчивого интереса к родному языку, развитие речи, творческого мышления, литературных способностей, ориентацию на практическое применение русской грамматики. Обучение детей по программе «Занимательная грамматика» проводится ненавязчиво, не загружая детей школьными предметными упражнениями, а играя, разгадывая, расшифровывая, решая нестандартные задания.


Актуальность курса программы заключается в том, что она призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.

Программа “Занимательная грамматика для начинающих» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие обучающихся.


Новизна данной программы в том, что позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Педагогическая целесообразность. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, программа “Занимательная грамматика для начинающих” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.


Цель данной программы – формирование устойчивого интереса к русскому языку.

Для реализации поставленной программой цели необходимо решить следующие задачи.

Задачи объединения:

  • развитие интереса к русскому языку;

  • воспитание любви к великому русскому языку;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

  • совершенствование общего языкового развития детей младшего школьного возраста.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с детьми младшего школьного возраста. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике для начинающих”.


Задачи:

Обучающие:

  • способствовать овладению знаниями и умениями грамотной устной и письменной речи учащихся.

Развивающие:

  • способствовать развитию правильной устной и письменной речи.

  • способствовать развитию интеллекта, самостоятельности, творческой активности.

Воспитательные:

  • воспитывать наблюдательность, ответственность, доброе отношение друг к другу;

  • воспитывать умение работать в группах, доводить начатое дело до конца.


Задачи первого года обучения:


Обучающие:

  • Способствовать закреплению умения правильно писать слова с изученными орфограммами.

  • Способствовать усвоению признаков частей речи.

  • Способствовать формированию устойчивого навыка нахождения главных членов предложения, разбора слов по составу.

  • Способствовать формированию навыков работы со словарем.

Развивающие:

  • способствовать расширению словарного запаса.

  • способствовать развитию творческого мышления путём приобретения опыта сочинительства;

  • способствовать расширению кругозора.

Воспитательные:

  • воспитывать наблюдательность, самостоятельность, умение работать в коллективе;

  • воспитывать умения переживать неудачи и радоваться успехам как своим, так и чужим.


Задачи второго года обучения:

Обучающие:

  • способствовать овладению знаниями и умениями грамотно писать слова с изученными орфограммами, разгадывать грамматические ребусы, кроссворды и головоломки;

  • способствовать овладению знаниями и умениями различать простые и сложные предложения, предложения с однородными членами, выполнять их разбор;

  • способствовать овладению знаниями и умениями различать и подбирать синонимы, омонимы и антонимы.

  • способствовать формированию навыка выполнения морфологического разбора всех изученных частей речи.

Развивающие:

  • способствовать формированию творческого мышления;

  • способствовать развитию воображения, красивой правильной речи;

  • способствовать расширению кругозора.

Воспитательные:

  • воспитывать чувства ответственности, исполнительности, доброго отношения друг к другу;

  • воспитывать твердость характера в достижении своей цели.

Особое место в программе отводится здоровьесохраняющим технологиям и досуговой деятельности обучающихся. С этой целью систематически проводится проветривание кабинета, соблюдаются перерывы в занятиях, гигиенические нормы и правила техники безопасности работы в кабинете, для чего и проводится инструктаж с детьми по ТБ, ПБ, ЭБ. В целях предупреждения травматизма на дорогах в программу заложены занятия по изучению правил дорожного движения и оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях, участие в конкурсе «Безопасное колесо». В целях профилактики вредных привычек в программу заложены досуговые мероприятия "Мы за здоровый образ жизни".



Направленность программы – социально-педагогическая.

Отличительными особенностями данной программы

является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Планирование школьного курса составлено на основе программ «Русский язык 2-4 класс» «Школа России» и «Русский язык 2-4 класс» «Школа 2100» Отличительной особенностью данной программы от yжe существующих является то, что программа ориентирована на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности,а успехи в её изучении способствуют лучшему усвоению других школьных дисциплин и обеспечивают готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти учащихся.

Программа рассчитана на два года обучения – 144 часа. 1год обучения – 72ч (2х1х36), 8-9 лет. 2год обучения – 72ч (2х1х36), 9-10 лет.

Занятия организованы в соответствии с САНПиНом, структурно занятие делится на две части по 45 минут с 15 минутным перерывом. Осуществляется в виде теоретических и практических занятий. Состав группы не менее 12 человек для 1-го года обучения и не менее 10 человек для 2-го года обучения. В основе лежит принцип добровольности.

Форма реализации программы – очная.

Уровень сложности программы – базовый.











Краткое содержание


1-ый год обучения.


Программа «Занимательная грамматика» построена с учетом общих закономерностей обучения. В ней разъяснены цели обучения, содержание, контроль и качество обучения, затронуты вопросы методов обучения.


Основными условиями реализации данной программы являются наличие:

• кабинета, отвечающего нормам ТБ, ПБ, ЭБ, санитарным и гигиеническим требованиям;

• ученические столы и стулья, рабочее место педагога, ученическая доска;

• методической литературы, дидактического материала.

Рекомендуемый возраст детей, участвующих в реализации данной программы 9-11 лет. Продолжительность обучения – 2 года. Длительность занятия 1 час.

Рекомендуемая численность в группах – не менее 10-12 человек для первого года обучения и не менее 8 человек второго года обучения

Объём программы.

• первый год обучения – 72 часа. Занятия проводятся по 1 часу 2 раза в неделю

• второй год обучения –72 часа. Занятия проводятся по 1 часу 2 раза в неделю .

Режим организации каждого занятия в соответствии с САНПиНом (например, 45 мин занятие. 15 мин перерыв).

Основными формами образовательного процесса являются:

− практико-ориентированные учебные занятия

− творческие мастерские

− тематические праздники, конкурсы, выставки.


Краткое содержание программы


В разделе «Вводное занятие» проводится инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, правилам дорожного движения и правилам поведения. Дети знакомятся с планом работы объединения и с основными разделами образовательной программы


В разделе «Лексика» у детей развивается связная речь, а также умения и навыки объяснять значения слов, пословиц, устойчивых выражений, формируется умение подбирать к словам синонимы, антонимы.

В разделе «Морфология» дети в игровой форме знакомятся с частями речи: именем существительным, именем прилагательным, глаголом; знакомятся с основными морфологическими признаками – родом, числом.


В разделе «Орфография» дети повторяют изученные орфограммы: безударную гласную в корне, проверяемую ударением, не проверяемую ударением; правописание парной согласной, удвоенной согласной, непроизносимой согласной; правописание ь и ъ знаков в словах.


В разделе «Словообразование» у детей развиваются умения и навыки: образования новых слов с помощью приставок, с помощью суффикса; дети тренируются в разборе слов по составу; играют на придумывание рифмы.


В разделе «Синтаксис» у детей развиваются умения и навыки в построении предложений, текстов – по данному началу, по картинкам; дети учатся сочинять сказки, стихи; упражняются в синтаксическом разборе простых предложений.


В разделе «Досуговая деятельность» дети активно принимают участие в викторинах, конкурсах, КВН-ах, олимпиадах – отгадывают грамматические загадки, ребусы, шарады, кроссворды и т.д..



Краткое содержание курса


2-ой год обучения.


В разделе «Вводное занятие» проводится инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, правилам дорожного движения и правилам поведения. Дети знакомятся с планом работы объединения и с основными разделами образовательной программы.


В разделе «Лексика» у детей развиваются связная речь, а также умения и навыки объяснять значения слов, пословиц, устойчивых выражений, многозначных слов; формируется умение подбирать к словам синонимы, антонимы,омонимы.


В разделе «Морфология» дети продолжают знакомиться с частями речи: именем существительным, именем прилагательным, глаголом; знакомятся с основными морфологическими признаками – родом, числом,.склонением имени существительного, спряжением глаголов; знакомятся с местоимением, наречием и служебными частями речи.



В разделе «Орфография» дети повторяют изученные орфограммы: безударную гласную в корне, проверяемую ударением, не проверяемую ударением; правописание парной согласной, удвоенной согласной, непроизносимой согласной; правописание ь и ъ знаков в словах, заводят словарь трудных слов.


В разделе «Словообразование» » у детей развиваются умения и навыки: образования новых слов с помощью приставок, с помощью суффикса; дети тренируются в разборе слов по составу; играют на придумывание рифмы; подбирают однокоренные слова, знакомятся с трудными случаями написания корней слов, с чередованием гласных и согласных..


В разделе «Синтаксис» у детей развиваются умения и навыки в построении предложений, текстов – по данному началу, по картинкам; дети учатся сочинять сказки, стихи; упражняются в синтаксическом разборе простых предложений, предложений с однородными членами, сложных предложений;


В разделе «Фонетика» у детей уточняются представления о звуках и буквах; формируется навык выполнения звуко-буквенного разбора слов; дети учатся составлять транскрипцию слова.


В разделе «Досуговая деятельность» дети активно принимают участие в викторинах, конкурсах, КВН-ах, олимпиадах.




Предполагаемые результаты освоения программы


В результате изучения курса, обучающиеся первого года обучения должны:


  • знать правила правописания слов с изученными орфограммами.

  • знать признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).

  • знать главные члены предложения.

  • знать состав слова.


  • уметь различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

  • уметь разбирать предложения по членам предложения.

  • уметь обозначать на письме интонацию перечисления.

  • уметь разбирать слова по составу.

  • уметь проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

  • уметь писать правильно слова с удвоенными согласными.

  • уметь определять род, число имен существительных и имен прилагательных.

  • уметь определять число, время глаголов.

  • уметь писать НЕ с глаголами.

  • уметь работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

  • уметь различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

  • уметь составлять рассказы по картинке.


В результате изучения курса, обучающиеся второго года обучения должны:


  • знать звуки и буквы. Алфавит.

  • знать состав слова. Образование слов (простейшие случаи).

  • знать главные и второстепенные члены предложения.

  • знать признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, наречия).


  • уметь писать слова с изученными орфограммами.

  • уметь писать и разбирать предложения с однородными членами.

  • уметь различать омонимы, синонимы, антонимы.

  • уметь производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.

  • уметь находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами.

  • уметь различать падежи. Ставить правильно падежные вопросы к разным частям речи. Правильно писать падежные окончания имен существительных, имен прилагательных, местоимений.

  • уметь различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

  • уметь правильно писать НЕ с глаголами.

  • уметь отличать глаголы-исключения от других частей речи или глаголов, правописание которых можно проверить.

  • уметь различать типы спряжения глаголов.

  • уметь правильно писать –тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2 лица единственного числа.

  • уметь различать типы склонений имен существительных



Уровень освоения программы – общекультурный.





Комплекс организационно-педагогических условий


Формы обучения – по группам, индивидуально, всем составом объединения.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:



− индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

− фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы)

; − групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

− коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам)

Методы обучения:

  • практический – опыт, упражнение, учебно-производительный труд;

  • наглядный – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;

  • словесный – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т. д.;



На занятиях используется:

  • классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). Выделяются следующие методы:

– приобретение знаний;

– формирование умений и навыков;

– применение знаний;

– творческая деятельность;

– закрепление;

– проверка знаний, умений, навыков.

  • классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским.

– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

– методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

– методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.


  • Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (ИЛ. Лернер, М.Н. Скаткин):


– объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, показ);

  1. – репродуктивный (пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, упражнение);

  2. – проблемный (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение);

  3. – частично-поисковый (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, практическая работа).

  4. В воспитательном компоненте применяются:

Классификация методов воспитания на основе направленности личности - интегративной характеристики Г. И. Щукиной:

  • Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

  • Методы организации деятельности и формирования общественного поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

  • Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, наказание.

  • Классификации методов воспитания по мнению ЛФ Спирина и Н.Э. Щуркова направленных на оценивание поступков детей:

  • Методы убеждений - виды изложения и сообщения информации (разъяснительной и инструктивной) в форме рассказа, объяснения, беседы, лекции, внушения, инструктажа, доказательства, реплики, обращения-призыва и др.

  • Методы упражнений - разнообразные задачи, связанные с деятельностью, (индивидуальной и групповой) в виде поручений, требований, соревнований, упражнений, показа образцов и примеров, создание ситуации успеха.

  • Методы оценки и самооценки - виды поощрений, замечаний, наказаний, ситуаций контроля и самоконтроля, ситуации доверия, критики и самокритики.

  • Классификация методов воспитания у Ю.К. Бабанского в основу классификации, которых, положена концепция деятельности:

1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций;

3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;

Формы контроля

  • Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях отличается от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:

  • - сообщения и мини-доклады;

  • - тестирование;

  • - творческий отчет (в любой форме по выбору воспитанников);

  • - различные упражнения в устной и письменной форме.

  • А также участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, выпуск газет по занимательной грамматике.

  • Также возможно проведение рефлексии самими воспитанниками. Воспитанникам можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:

В ходе обучения по данной образовательной программе проводятся следующие виды и формы контроля:

  • входной (тест, контрольная работа);

  • текущий (самостоятельные работы, контрольные работы, конкурсы, олимпиады);

  • итоговый (контрольная работа).













Учебный план первого года обучения.


№ п/п

Название раздела

количество часов

формы контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

1


1

Тест

2

Лексика

10

4

6

Самост.работа

3

Морфология

14

4

10

Контр. работа

4

Орфография

20

5

15

Конр. работа

5

Словообразование

7

1

6

Самост.работа

6

Синтаксис

11

3

8

Контр. работа

7

Досуговая деятельность.

9

0

9

Конкурсы,олимпиада


Итого

72

17

55



Учебный план второго года обучения.



№ п/п

Название раздела

количество часов

формы контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

1


1

Тест

2

Лексика

8

3

5

Сам.работа

3

Морфология

24

6

18

Контр.работа

4

Словообразование

6

3

3

Сам.работа

5

Орфография

10

2

8

Контр.работа

6

Синтаксис

10

2

8

Контр.работа

7

Фонетика

6

1

5

Контр.работа

8

Досуговая деятельность.

7

1

6

Конкурсы,олимпиады


Итого

72

18

54





Содержание учебного материала

Содержание данного курса носит объемный характер. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды заданий, направленных на развитие способностей учащихся, творческого подхода к решению учебных задач. Имеет ярко выраженную практическую направленность в обучении. Дает возможность учащимся работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями. Большая роль отведена заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. На занятиях используются ролевые игры. Программа «Занимательная грамматика» позволяет работать не только над фонемами, частями речи ,но и развитием правильной речи. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с детьми младшего школьного возраста. Широкое привлечение игровых элементов повышают обучающую ,развивающую и воспитывающую роль занятий по «Занимательной грамматике». Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в олимпиадах по русскому языку школьного, районного уровня, во Всероссийском конкурсе “Медвежонок». Этому посвящены отдельные занятия, где рассматриваются задания прошлых лет, а также разбираются материалы конкурса.


1-ый год обучения.


Раздел «Вводное занятие».

Цель: провести инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, правилам дорожного движения и правилам поведения.

Задачи: познакомить с планом работы объединения и с основными разделами образовательной программы, провести игру «Будем знакомы».

Раздел «Лексика».

Цель: познакомить с различными видами лексических понятий.

Задачи: способствовать формированию умений и навыков объяснять значения слов, пословиц, устойчивых выражений; подбирать к словам синонимы, антонимы; способствовать развитию творческого мышления, внимательности, устойчивого интереса к русскому языку; воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.

Теоретические вопросы: фразеологизмы, синонимы, антонимы.

Практические занятия: упражнение в подборе синонимов, антонимов, объяснении значения пословиц, фразеологизмов.

Диагностика: самостоятельная работа на составление рассказа по данному началу (о происхождении фразеологизма)

Раздел «Морфология».

Цель: способствовать расширению знаний по теме «Части речи».

Задачи: способствовать формированию прочных знаний частей речи, их признаков; способствовать развитию творческого мышления, воспитывать самостоятельность, наблюдательность, аккуратность, ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

Теоретические вопросы: морфология, части речи, род, число имён существительных, изменение имён прилагательных по родам в ед. числе, изменение глагола по временам.

Практические занятия: упражнения в разборе частей речи.

Диагностика: контрольная работа «Сказка про одну часть речи».

Раздел «Орфография».

Цель: способствовать расширению знаний об изученных орфограммах.

Задачи: способствовать формированию умений и навыков нахождения орфограмм в словах, подборе проверочных слов или объяснение орфограмм; способствовать развитию грамотного письма, устойчивого интереса к предмету; воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.

Теоретические вопросы: безударная гласная в корне, проверяемая и непроверяемая ударением, удвоенная согласная, непроизносимая согласная, ь,ъ – разделительные, ь- показатель мягкости.

Практические занятия: упражнение в нахождении орфограмм в словах, в объяснении правописания орфограммы.

Диагностика: Диктант по теме: «Безударная гласная в корне».

Раздел «Словообразование».

Цель: познакомить с различными способами образования новых слов.

Задачи: способствовать формированию умений и навыков в разборе слов по составу, в образовании слов с помощью приставок и суффиксов; способствовать развитию логического и алгоритмического мышлений, творческой активности; воспитывать самостоятельность, наблюдательность, ответственность.

Теоретические вопросы: состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

Практические занятия: упражнение в разборе слов по составу, в образовании новых слов.

Диагностика: контрольная работа «Разбор слов по составу».

Раздел «Синтаксис».

Цель: познакомить с различными видами предложений, текстов.

Задачи: способствовать формированию умений и навыков правильного построения простого предложения, выполнение синтаксического разбора простого предложения; способствовать развитию связной речи, творческой активности; воспитывать самостоятельность, наблюдательность, ответственность, умение работать в коллективе.

Теоретические вопросы: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, виды предложений по цели высказывания, по интонации.

Практические занятия: упражнение в разборе предложений.

Диагностика: Контрольная работа «Синтаксический разбор»

Раздел «Досуговая деятельность».

Цель: разнообразить организацию досуга детей

Задачи: способствовать активизации творческого потенциала обучающихся; расширению кругозора; раскрытию многогранности каждого ребенка через участие в различных мероприятиях.

Теоретические вопросы: «Как выпускается стенгазета?»

Практические занятия: участие в конкурсах, выпуск стенгазеты.

Диагностика: Олимпиада по русскому языку.


2-ой год обучения.

Раздел «Вводное занятие».

Цель: провести инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, правилам дорожного движения и правилам поведения.

Задачи: познакомить с планом работы объединения и с основными разделами образовательной программы.

Раздел «Лексика». Цель: расширить знания различных видов лексических понятий.

Задачи: способствовать формированию умений и навыков объяснять значения слов, пословиц, фразеологизмов; подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы; способствовать развитию творческого мышления, внимательности, устойчивого интереса к русскому языку; воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.

Теоретические вопросы: фразеологизмы, синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

Практические занятия: упражнение в подборе синонимов, антонимов, омонимов; объяснение значения пословиц, фразеологизмов, многозначных слов.

Диагностика: самостоятельная работа на составление рассказа по данному плану (о многозначности слов)

Раздел «Морфология».

Цель: способствовать расширению знаний по теме «Части речи»: наречие, служебные части речи.

Задачи: способствовать формированию прочных знаний частей речи, их признаков; способствовать развитию творческого мышления, воспитывать самостоятельность, наблюдательность, аккуратность, ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

Теоретические вопросы: склонение имён существительных и имён прилагательных, спряжение глаголов, не с глаголами, роль местоимений.

Практические занятия: упражнения в разборе частей речи.

Диагностика: контрольная работа «Морфологический разбор слова».

Раздел «Орфография».

Цель: способствовать расширению знаний об изученных орфограммах.

Задачи: способствовать формированию умений и навыков нахождения орфограмм в словах, подборе проверочных слов или объяснение орфограмм; способствовать развитию грамотного письма, устойчивого интереса к предмету; воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.

Теоретические вопросы: безударная гласная в корне, проверяемая и непроверяемая ударением, удвоенная согласная, непроизносимая согласная, ь,ъ – разделительные, ь- показатель мягкости, словарь трудных слов.

Практические занятия: упражнение в нахождении орфограмм в словах, в объяснении правописания орфограммы.

Диагностика: «В гостях у орфограмм» - зачёт по орфограммам.

Раздел «Словообразование».

Цель: познакомить с различными способами образования новых слов, трудными случаями написания корней, с чередованием гласных и согласных в корне слова.

Задачи: способствовать формированию умений и навыков в разборе слов по составу, познакомить с трудными случаями написания корней, упражнять в подборе однокоренных слов; способствовать развитию логического и алгоритмического мышлений, творческой активности; воспитывать самостоятельность, наблюдательность, ответственность.

Теоретические вопросы: состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, чередование гласных и согласных.


Практические занятия: упражнение в разборе слов по составу, в образовании новых слов.

Диагностика: контрольная работа «Разбор слов по составу».

Раздел «Синтаксис».

Цель: познакомить с различными видами предложений, текстов.

Задачи: способствовать формированию умений и навыков правильного построения простого предложения, предложения с однородными членами, сложного предложения; выполнение синтаксического разбора предложения; способствовать развитию связной речи, творческой активности; воспитывать самостоятельность, наблюдательность, ответственность, умение работать в коллективе.

Теоретические вопросы: предложение – простое, сложное, с однородными членами; главные члены предложения, второстепенные члены предложения, виды предложений по цели высказывания, по интонации.

Практические занятия: упражнение в разборе предложений.

Диагностика: Контрольная работа «Синтаксический разбор»

Раздел «Фонетика».

Цель:уточнить знания детей про буквы и звуки.

Задачи: способствовать формированию точных знаний об отличиях звука и буквы, формированию умения составлять транскрипцию слова и выполнения фонетического разбора слова.

Теоретические вопросы: звук, буква, транскрипция, фонетика.

Практические занятия: упражнение в звуко-буквенном разборе.

Диагностика: Контрольная работа по выполнению звуко-буквенного разбора.

Раздел «Досуговая деятельность».

Цель: разнообразить организацию досуга детей

Задачи: способствовать активизации творческого потенциала обучающихся; расширению кругозора; раскрытию многогранности каждого ребенка через участие в различных мероприятиях.

Теоретические вопросы: как делается книга.

Практические занятия: участие в конкурсах, выпуск мини-книжки.

Диагностика: Олимпиада по русскому языку.












Календарный учебный график первого года обучения.


дата

№ занятия

тема занятия

количество часов

виды занятий

резерв

всего

по плану

фактически

комб

практ

досуг

контр

07.09


1

Вводное занятие.




1


1




Лексика






10

08.09

14.09


2,3

Составление рассказов по картинке

1

1




2

15.09

21.09

22.09


4,5,6

Составление рассказа по данному началу

1

1



1

3

28.09

29.09


7,8

Пословицы, поговорки, загадки

1

1




2

05.10

06.10

12.10



9,

10,11

Синонимы,антонимы. Устойчивые выражения.

1

2




3




Морфология






14

13.10

19.10


12,13

Имя существительное

1

1




2

20.10

26.10

27.10

02.11

03.11


14-18

Имя прилагательное

1

3



1

5

09.11

10.11

16.11

17.11


19-22

Глагол.

1

3




4

23.11

24.11

30.11


23-25

Сказки про части речи

1

1


1


3




Орфография






20

01.12

07.12

08.12

14.12

15.12

21.12

22.12


26-32

Безударная гласная в корне

1

5



1

7

28.12

29.12

11.01


33-35

Словарные слова.

1

2




3

12.01

18.01

19.01


36-38

Парная согласная, удвоенная согласная

1

2




3

25.01

26.01

01.02


39-41

Непроизносимая согласная

1

2




3

02.02

08.02

09.02

15.02


42-45

Ь,ъ- разделительные, ь-показатель мягкости

1

2



1

4




Словообразование






7

16.02


46

Повторяем части слова


1




1

22.02

01.03


47-48

Игры в образовании новых слов



2



2

02.03

09.03

15.03


49-51

Разбор слов по составу

1

1


1


3

16.03


52

Весёлые рифмы



1



1




Синтаксис.






11

22.03

23.03

29.03


53-55

Предложение, главные члены предложения.

1

2




3

05.04

06.04

12.04

13.04


56-59

Виды предложений

1

2



1

4

19.04

20.04

26.04


60-62

Синтаксический разбор предложений

1

1


1


3

27.04



63

Сочиняем грамматическую сказку



1



1




Досуговая деятельность.






9

03.05

04.05


64-65

Орфографические конкурсы



2



2

10.05

11.05

17.05


66-68

Познавательно-развлекательные конкурсы.



2


1

3

18.05

24.05


69-70

Выпуск стенгазеты



1


1

2

25.05

31.05


71-72

Олимпиада


1


1


2




Итого

17

34

9

5

7

72










Календарный учебный график второго года обучения.


дата

№ занятия

тема занятия

количество часов

виды занятий

резерв

всего

по плану

фактически

комб

практ

досуг

контр



1

Вводное занятие.




1


1




Лексика






8



2,3

Составление рассказов по картинке, по наблюдениям.

1

1




2



4,5

Составление рассказа по данному плану

1

1




2



6,9

Синонимы,антонимы,омонимы. Устойчивые выражения.Многозначные слова.

1

2



1

4




Морфология






24



10-13

Имя существительное

1

2



1

4



14-17

Имя прилагательное

1

2



1

4



18-23

Глагол.

1

4



1

6



24-26

Местоимение.

1

1

1



3



27-28

Наречие.

1

1




2



29-30

Служебные части речи

1

1




2



31-33

Морфологический разбор слов


2


1


2




Словообразование









34

Однокоренные слова

1





1



35-36

Трудные случаи написания корней

1

1




2



37

Чередование гласных и согласных в корнях

1





1



38-39

Разбор слов по составу


1


1


2




Орфография






10



40-42

Безударная гласная в корне,проверяемая и непрверяемая ударением

1

1



1

3



43-45

Парная согласная, удвоенная согласная, непроизносимая согласная

1

1



1

3



46

Правописание предлогов и приставок


1




1



47-48

Ь,ъ- разделительные, ь-показатель мягкости, показатель женского рода им. Сущ., неопред. Формы глагола


2




2



49

В гостях у орфограмм.




1


1




Синтаксис.






10



50-52

Предложение, главные и второстепенные члены предложения.

1

1



1

3



54-56

Виды предложений. Сложные предложения. Предложения с однородными членами.

1

3




4



57-59

Синтаксический разбор предложений


2


1


3




Фонетика






6



60-61

Звуки и буквы

1

1




2



62-63

Транскрипция


1



1

2



64-65

Звуко-буквенный разбор слова


1


1


2




Досуговая деятельность.






7



66

Орфографические конкурсы



1



1



67-68

Познавательно-развлекательные конкурсы.



2



2



69-70

Выпуск мини-книжки



2



2



71-72

Олимпиада


1


1


2




Итого


17

34

6

7

8

72



комб - комбинированное

практ - практическое

досуг - досуговое

контр - контрольное

• оценочные материалы (диагностический инструментарий – виды, формы проведения диагностики, критерии, уровни)






Диагностика обучения.

Диагностика обучения включает в себя контроль, анализ и накопление статистических данных.В ходе обучения по данной программе проводятся следующие виды и формы контроля:

  • входной (тест, контрольная работа);

  • текущий (самостоятельные работы, контрольные работы, конкурсы, олимпиады);

  • итоговый (контрольная работа).


Для определения учебных результатов обучающихся выделены следующие критерии уровней обученности:

  • Высокий уровень – полностью владеет материалом и понимает его, умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, умеет самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать выводы, самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, литературу.

  • Уровень Выше среднего – показывает знания изученного материала, дает полный и правильный ответ, допуская незначительные ошибки или неточности при использовании терминов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом может исправить неточности самостоятельно при требовании или при небольшой помощи педагога.


  • Средний уровень – усваивает основное содержание учебного материала, имеет пробелы в его усвоении, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

 

  • Уровень Ниже среднего имеет отдельные представления об изученном материале, слабо сформированные и неполные знания; не делает выводов и обобщений, не умеет применять их к решению конкретных задач по образцу, отвечает на вопросы только с помощью педагога.


  • Низкий уровень – не смог усвоить основное содержание материала, не знает и не понимает значительную или основную его часть, затрудняется при ответах на стандартные вопросы.


По итогам проведения контроля проводится два вида анализа:

  • с детьми (анализ допущенных ошибок, анализ правильных ответов);

  • педагогом (количественный и качественный анализы).

Количественный и качественный анализы выполняются в виде графиков и столбчатых диаграмм, а также с помощью таблицы. Накопление статистических данных позволяет проследить качество полученных знаний, умений, навыков каждого обучающегося, а также процент усвояемости данной образовательной программы в целом для каждой группы.

Методические материалы


1-ый год обучения



блок, раздел программы

дидактический и наглядный материал

техническое оснащение, инструменты и материалы

Вводное занятие

учебные фильмы по ТБ

компьютер

ЛЕКСИКА

электронные источники информации ,проекты, презентации, задания на смекалку, таблицы, карточки.

компьютер, карандаши, тетради,ручки,телевизор.

МОРФОЛОГИЯ

демонстрационный материал, электронные источники информации ,проекты ,презентации, задания на смекалку ,таблицы, карточки.

компьютер, карандаши, тетради,ручки,телевизор

ОРФОГРАФИЯ

электронные источники информации , учебные фильмы, таблицы, карточки.

компьютер, карандаши, тетради,ручки,телевизор

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

электронные источники информации , учебные фильмы, таблицы, карточки, проекты, презентации.

компьютер, карандаши, тетради,ручки,телевизор

СИНТАКСИС

учебные фильмы, таблицы, карточки, проекты, презентации.

компьютер, карандаши, тетради,ручки,телевизор

Досуговая деятельность

учебные фильмы, таблицы, карточки, проекты, презентации, занимательные материалы.

компьютер, карандаши, тетради,ручки,телевизор







Методические материалы


2-ой год обучения


блок, раздел программы

дидактический и наглядный материал

техническое оснащение, инструменты и материалы

Вводное занятие

учебные фильмы по ТБ

компьютер

ЛЕКСИКА

электронные источники информации ,проекты, презентации, задания на смекалку, таблицы, карточки.

компьютер, карандаши, тетради,ручки,телевизор.

МОРФОЛОГИЯ

демонстрационный материал, электронные источники информации ,проекты ,презентации, задания на смекалку ,таблицы, карточки.

компьютер, карандаши, тетради,ручки,телевизор

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

электронные источники информации , учебные фильмы, таблицы, карточки, проекты, презентации.

компьютер, карандаши, тетради,ручки,телевизор

ОРФОГРАФИЯ

электронные источники информации , учебные фильмы, таблицы, карточки.

компьютер, карандаши, тетради,ручки,телевизор

СИНТАКСИС

учебные фильмы, таблицы, карточки, проекты, презентации.

компьютер, карандаши, тетради,ручки,телевизор

ФОНЕТИКА

электронные источники информации , учебные фильмы, таблицы, карточки.

компьютер, карандаши, тетради,ручки,телевизор

Досуговая деятельность

картинки,занимательный материал, рефераты, проекты, презентации

компьютер, карандаши, тетради,ручки,телевизор






МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:


Для успешного решения поставленных задач применяются такие формы изложения учебного материала, как рассказ и беседа.

Теоретический курс подкрепляется практическими заданиями и творческой практикой. На занятиях активно используется такой метод обучения, как упражнение. На занятиях используются как воспроизводящие, так и творческие упражнения. Цель воспроизводящих упражнений – способствовать закреплению приобретённых знаний, навыков, и умений; творческих – совершенствовать способности. Эффективность упражнений заключается в развитии культуры речи, логического мышления, памяти и внимания.

Важными составляющими являются занятия мнемотехникой, кинесикой, физиогномикой, а также изучение приёмов развития внимания и наблюдательности.

Одной из форм стимулирования интереса к учению является игра- тренинг. Обучающее значение игр-тренингов состоит в том, чтобы сделать усвоение необходимых профессиональных навыков ярким, эмоционально насыщенным и увлекательным.

Игровая ситуация вызывает у детей разнообразные эмоционально-психические переживания, углубляющие познания; активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности.

В воспитательном отношении игра, моделируя различные жизненные ситуации, помогает ребятам избавится от неуверенности в себе, разобраться в своём эмоциональном состоянии, снять комплексы, найти взаимопонимание со взрослыми и со своими ровесниками.








Материально-техническое и информационное обеспечение:

Кабинет, доска, рабочее место учащегося, компьютер, монитор,  

http://suhin.narod.ru/zag1.htm - Загадки и кроссворды для детей. Избранные 

 http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».

 http://suhin.narod.ru - Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат».

http://playroom.com.ru - Детская игровая, комната.



 http://www.uroki.net/ - бесплатные  разработки  уроков, сценарии, планирование.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для учителя:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  3. Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «О требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»,

  4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

  5. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.

  6. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  7. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  8. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  9. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

  10. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  11. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

  12. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

  13. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  14. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

  15. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

  16. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

  17. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

  18. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  19. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  20. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

  21. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  22. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

  23. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.

  24. Шулейло В.А.Развивающие задания (практические и тестовые задания) ФГОС, программа «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» Издательский дом «Литера» Санкт-Петербург 2014г.

25.Журнал “Начальная школа”






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для детей:

  1. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  3. Журналы : “Веселые картинки”, “Мурзилка”.


Интернет ресурсы.


1) Официальный сайт образовательной системы «Школа2100»: http://wwwschool2100.ru

2) Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru

3) Справочно - информационный Интернет портал: http://www.gpamota.ru

4) Я иду на урок начальной школы; http://nsc.1september.ru/urok

5) Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193

6) http://na4alo4ka.ucoz.ru/index/

7) http://metodsovet.su/dir/nach_school/

8) http://www.uchportal.ru/

9) http://www.prodlenka.org/katalog-sajtov

10) http:// mon. gov. ru

11) http:// standart. edu. ru

12) http:// www. prosv. ru


33




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Воронова Вера Вениаминовна

Дата: 30.12.2016

Номер свидетельства: 374699

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа дополнительного образования "Занимательная точка" "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-zanimatiel-naia-tochka"
    ["file_id"] => string(6) "229503"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441744325"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Дополнительная образовательная программа для подготовки детей к школе "Первоклассная школа""
    ["seo_title"] => string(92) "dopolnitielnaiaobrazovatielnaiaproghrammadliapodghotovkidietieikshkoliepiervoklassnaiashkola"
    ["file_id"] => string(6) "276826"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452788867"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Рабочая программа дополнительного образования "Занимательная грамматика" для учащихся 2 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniia_zanimatelnaia_grammatika_dlia_uc"
    ["file_id"] => string(6) "506698"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1554904349"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) ""Занимательная грамматика" "
    ["seo_title"] => string(29) "zanimatiel-naia-ghrammatika-1"
    ["file_id"] => string(6) "124868"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414827689"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства