I. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2011 г., рег. № 19676 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Письмо Министерства образования и науки России от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования»;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 г;
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014г. № 253;
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
Устав Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Наумовка.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 25 декабря 2013 г. N 1394 с. Наумовка
"Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования"
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходят внеурочные занятия по курсу “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий “ Занимательная грамматика ”.
В отборе материала к занятиям ориентировалась на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса “ Занимательная грамматика ” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательная грамматика ” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности программы «Занимательная грамматика»
2кл. «Секреты орфографии»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
V. Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 45 минут во внеурочное время. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2-х классов. Занятия проводятся на базе МАОУ СОШ №1 г. Черепанова
VI. Планируемые результаты.
2-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.
Состав слова.
Признаки родственных слов.
Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Пересказать текст.
VIII. Средства, необходимые для реализации программы:
наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях.
VII. Содержание программы. Тематическое планирование.
«Занимательная грамматика” 2 класс
№ | Тема занятия, виды работ | Количество часов |
1. | Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование. | 1ч |
2. | Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками). Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. | 1ч |
3. | Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. | 1ч |
4. | Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару” | 1ч. |
5. | Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются. “Грамотный регулировщик”. (Звукобуквенный анализ слов). | 1ч. |
6. | Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”. Звукобуквенный анализ слов. | 1ч. |
7. | Итоговый урок. Обобщение изученного материала. Тест. | 1ч. |
8. | Чудесные превращения слов. Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?” | 1ч. |
9. | Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки. | 1ч. |
10. | Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву…”. | 1ч. |
11. | Что такое азбука? Алфавит. Игра “Кто– кто в алфавите живет?” | 1ч. |
12. | Легкие головоломки. Технология составление головоломок. | 1ч. |
13. | Играем в загадки. Технология составления загадок. | 1ч. |
14. | Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)” | 1ч. |
15. | Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса. | 1ч. |
16. | Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. | 1ч. |
17. | Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Удивительные превращения” | 1ч. |
18. | Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. | 1ч. |
19. | Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова) | 1ч. |
20. | Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. | 1ч. |
21. | Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. | 1ч. |
22. | Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака. | 1ч. |
23. | Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”. | 1ч |
24. | Звонкие и глухие “одиночки”. Занимательный материал. | 1ч. |
25. | Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии. | 1ч. |
26. | Итоговый урок. Обобщение по разделу. Из чего строятся слова? | 1ч. |
27. | Слова, которые пишутся с большой буквы. Чтение и составление текстов. Игры: “Кто больше?”, “Лишнее слово”. | 1ч. |
28. | Существительные – слова с предметным значением. Сказка «Приключение в стране “Имя Существительное” | 1ч |
29. | Прилагательные – слова называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “Имя Прилагательное”” | 1ч |
30. | Дружба имени существительного с именем прилагательным. | 1ч |
31. | Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! | 1ч |
32. | Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря. Работа со словарём. | 1ч |
33. | Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить. Словарь «Почему так говорят». | 1ч |
34. | Обобщение по пройденному материалу курса. Закрепление по теме: «Богатство русского языка» | 1ч |
| Итого: | 34 ч. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Одинцов В. В. Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова - М: Просвещение 1984.