Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Болугурская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» муниципального района «Амгинский улус (район)»
Рассмотрена и рекомендована Утверждена Методическим советом школы Приказ №78 от «14 сентября 2015» ____________________2016 г.
Рабочая программа предметного кружка БАСКЕТБОЛ Учитель Евсеева Алена Алексеевна
2016-2017 уч. год
возраст детей – 14-17 лет срок реализации программы – 1 год количество часов за учебный год – 68 ч. Пояснительная записка Программа разработана на основе типовой программы для внешкольных учреждений и образовательных школ И.А. Водянниковой, под редакцией С.М.Зверева, 1986 год и примерной программы по баскетболу для детско-юношеских школ, 2004 год. Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности. Программа рассчитана на 68 учебных часов в год, количество занятий в неделю – одно, длительностью 2 учебных часа, срок реализации программы – 1 год, количество занимающихся 10-15 человек. В ней прослеживается углубленное изучение данного вида спорта с расширенным применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, овладением техникой двигательных действий и тактическими приемами по данной специализации. Заниматься в секции могут школьницы, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям. Основная задача руководителя спортивной секции – всестороннее развитие учащихся в процессе овладения физической культурой. Она решается руководителем секции на основе изучения каждого занимающегося, прогнозирования его развития и комплексного воздействия на формирование личности в учебном коллективе. Это осуществляется при обязательном врачебно-педагогическом контроле в процессе обучения. Руководителем секции систематически отслеживается реакция учащихся на предлагаемую нагрузку, проводится наблюдение за самочувствием девушек и выявление признаков утомления и перенапряжения. В процессе обучения школьницам прививаются умения и навыки: гигиена спортивной одежды и обуви, гигиена питания, режима дня, техника безопасности и самоконтроль. Новизной решения данной программы является двигательная деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной программы девушка формируются как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. Актуальность программы обусловлена тем, что появилась потребность у девушек старших классов в личном физическом совершенствовании своего мастерства через соревновательную деятельность в данном виде спорта. Цель программы: развитие физических качеств, совершенствование двигательных умений и навыков в игре в баскетбол, подготовка юных спортсменок для реализации своих достижений в соревновательной деятельности. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основныхзадач: развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка; обучение основам техники и тактики игры; приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований. укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; содействие воспитанию нравственных и волевых качеств; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она состоит из трех разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности, физическое совершенствование со спортивной направленностью, способы спортивно-оздоровительной деятельности. В реализации данной программы участвуют девушки в возрасте от 14 до 17 лет, набор в секцию данной направленности производится по следующим параметрам: наличие способностей, базовых знаний и желание учащихся совершенствовать свои умения и навыки в игре баскетбол. Формы и методы, используемые для организации учебного процесса: - методы обучения: практический, словесный, наглядного восприятия; - способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный; - формы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный. В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воспитанников, участие в школьных и городских соревнованиях. Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине, воспитывать такие качества, как самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля к победе. Учитель физической культуры, реализующий данную программу, ориентирует свою деятельность на такие важные компоненты как: воспитание моральных и волевых качеств; формирование гуманистических отношений; приобретение опыта общения; формирование потребности и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями; воспитание целостной ориентации на физическое и духовное совершенствование личности. Форма подведения итогов: начальная, промежуточная, итоговая. Журнал оценки результатов.
Ожидаемые результаты освоения программы Ученик будет: Знать: работу сердечно-сосудистой системы, понятие о телосложении человека. основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Какие бывают нарушения правил. Жесты судей. гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. Уметь: выполнять передачу мяча одной рукой снизу. Передачу мяча одной рукой сбоку. выполнять приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой. броски одной и двумя руками в прыжке. Броски мяча после двух шагов и в прыжке с близкого расстояния и среднего. Броски мяча в корзину со средних и дальних дистанций одной и двумя руками от головы. Штрафной бросок одной и двумя руками от головы. вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание. применять в игре командное нападение. Взаимодействовать с заслоном, а так же применять индивидуальные, групповые и командные действия в защите в игре баскетбол. Использовать: Учащиеся будут уметь демонстрировать броски по кольцу с расстояния 1 м. броски со средних и дальних дистанций. броски по кольцу после ведения. передачи мяча в парах. передачи мяча в движении. обводка стоек. передача и ловля мяча от стены за 30 сек. штрафной бросок.
Учебно-тематический план № п/п | Перечень разделов (тем) | Количество часов | 1 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности | 3 | 2 | Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью: | 51 16 35 | 3 | Способы спортивно-тренировочной деятельности: | 14 2 2 10 | 4 | Всего часов | 68 | Содержание программы Раздел 1. Знания о спортивно-оздоровительной деятельности – 3 часа Тема 1. .Влияние физических упражнений на организм занимающихся Работа сердечно-сосудистой системы. Особенности полового созревания у девочек. Понятие о телосложении человека. Тема 2. Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, из чего он состоит. Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. Тема 3. Основы методики обучения игре баскетбол. Тренировки. Овладение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами. Тема 4. Правила соревнований, их организация и проведение. Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Какие бывают нарушения правил. Жесты судей. Требования к технике безопасности на занятиях по баскетболу. Проведение соревнований по баскетболу. Раздел 2. Физическое совершенствование со спортивной направленностью - 51 часов !. Общая и специальная физическая подготовка - 20 часов. Общеразвивающие упражнения без предметов, упражнения с набивными мячами, упражнения на силу и гибкость, бег в медленном темпе до 10 минут. Прыжки со скакалкой. Комбинированные беговые и прыжковые упражнения: с перемещением из различных исходных положений, бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов, рывки вперед, челночный бег, эстафеты с быстрым изменением характера, прыжки на одной и обеих ногах через гимнастические скамейки, выпрыгивания, прыжки с доставанием предмета, прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой, головой, прыжки вверх с подтягиванием коленей. 2. Основы техники и тактики игры - 35 часов Описание технических приемов в передачах мяча, ведении и бросках по кольцу. Описание тактических приемов, взаимодействий. Ведение мяча правой и левой рукой, переводы мяча вокруг туловища, с обеганием стоек, прыжками, подлезаниями. Броски и ловля мяча мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей. Броски мяча в щит после ведения, броски в кольцо после ведения. Броски в кольцо из различных точек, штрафной бросок. Ловля после отскока от щита. Тактические действия в защите: держание игрока с мячом, вырывание и выбивание мяча, держание игрока с мячом при передачах, при ведении мяча, при броске в корзину. Личная система защиты. Командное нападение. Индивидуальные, групповые и командные действия в защите. Вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание. Тактические действия в нападении: приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой. Бросок одной и двумя руками в прыжке. Раздел 3. Способы спортивно- тренировочной деятельности - 14 часов 1.Контрольные игры и соревнования. - 2 часа Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4. 5х5. 2. Контрольные испытания.- 2 часа броски по кольцу с расстояния 1 м. броски со средних и дальних дистанций. броски по кольцу после ведения. передачи мяча в парах. передачи мяча в движении. обводка стоек. передача и ловля мяча от стены за 30 сек. штрафной бросок. 3. Соревновательная деятельность. Судейская и инструкторская практика.- 10 часов Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. Участие в соревнованиях по баскетболу в зачет улусной спартакиаде школьников Календарно-тематическое планирование № п\п | Тема занятия | Содержание учебного материала | 1 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности | Влияние физических упражнений на организм человека. Самоконтроль. Гигиенические требования к одежде и обуви. Техника безопасности на занятиях. | 2 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности | Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Жесты судей. | 3 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 мин., ОРУ без предметов, ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, учебная игра. | 4 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра | 5 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ без предметов, перемещения из различных исходных положений. | 6 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, учебная игра. | 7 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость, ведение мяча с изменением направления, вокруг стоек. | 8 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра | 9 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, ловля и передача мяча на месте и в движении. | 10 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Перемещения из различных исходных положений. Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра. | 11 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Ловля и передача мяча на месте и в движении. | 12 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра. | 13 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Броски в кольцо из различных точек. Ведение мяча с изменением направления и с заданиями. | 14 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра. | 15 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость. Броски в кольцо в движении. | 16 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Ведение мяча с изменением направления и с заданиями. Броски в кольцо из различных точек. | 17 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски в кольцо в движении. | 18 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски в кольцо в движении. Учебно-тренировочная игра. | 19 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности. Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Овладение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами. Медленный бег, ОРУ с набивными мячами, прыжковые упражнения. | 20 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи на месте и в движении в парах 1-2 мячей. Различные ведения. Учебно-тренировочная игра. | 21 | Знания о спортивно-оздоровительной деятельности. Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. ОРУ на силу и гибкость, прыжковые упражнения. | 22 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей, ведение. Учебно-тренировочная игра. | 23 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях | 24 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях | 25 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях | 26 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях | 27 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Участие в городских соревнованиях | 28 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | ОРУ без предметов. Челночный бег. Учебно-тренировочная игра. | 29 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите. | 30 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра. | 31 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите. | 32 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра. | 33 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Рывки вперед, перемещения из различных исходных положений. Действия игроков в защите и нападении. | 34 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. | 35 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2 | 36 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. | 37 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2 | 38 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. | 39 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2 | 40 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. | 41 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо из различных точек. Действия игроков 1х1, 2х2 | 42 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. | 43 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков. | 44 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. | 45 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков. | 46 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. | 47 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков. | 48 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. | 49 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо в движении. Индивидуальные действия игроков. | 50 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. | 51 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо в движении. Индивидуальные действия игроков. | 52 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий | 53 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо в движении. Действия игроков в нападении и защите. | 54 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий | 55 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Броски в кольцо в движении. Действия игроков в нападении и защите. | 56 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий | 57 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Ведение мяча на месте и в движении. Штрафной бросок. Игра под щитом. | 58 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий | 59 | Физическое совершенствование со спортивной направленностью | Ведение мяча на месте и в движении. Штрафной бросок. Игра под щитом. | 60 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Контрольные испытания: броски по кольцу с расстояния 1 м., броски со средних и дальних дистанций, броски по кольцу после ведения. | 61 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Контрольные испытания: передачи мяча в парах, передачи после ведения, обвод стоек, передача и ловля мяча от стены за 30 сек., штрафной бросок. | 62 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5. | 63 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5. | 64 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. | 65 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. | 66 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. | 67 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. | 68 | Способы спортивно-тренировочной деятельности | Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. |
Учебно-методическое обеспечение. 1. Методы обучения - разучивание по частям; - разучивание в целом; - игровой; - соревновательный. Методы использования слова: - рассказ; - описание; - объяснение; - беседа; - разбор; - задание; - указание; - оценка; - команда; - подсчет. - показ; - демонстрация (плакатов, кинофильмов, рисунков, зарисовок); - звуковая и световая сигнализации. 2. Способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный. 3. Методы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный. 4. Формы подведения итогов: текущий и итоговый в форме контрольных тестов и упражнений, соревнования между классами или школами. 5. Материально-техническое обеспечение: спортивный инвентарь и оборудование. Список используемой литературы. 1.Методическая литература: Л.Б.Кофман, Г.И.Погадаев, «Настольная книга учителя физической культуры», издательство «Физкультура и спорт», 1998 год; А.П.Матвеев, Т.В.Петрова, «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре», издательство «Просвещение», 2000 г.; Примерная программа по баскетболу для детско-юношеских школ. - М. 2004г; 2.Периодические издания: журналы «Физическая культура в школе», «Народное образование». |