Курс «Профессиональное самоопределение» является составной частью образовательной области «Технология». Он предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса выделяется 18 часов. При этом 30% учебного времени отводится на теоретические и 70% – на практические занятия. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческого проекта «Мой выбор». Учащиеся должны иметь представление; о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве; о рынке труда.
Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека — от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. В понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в социологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. Действительно, на личность воздействует столь широкий спектр различных, нередко противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личностиучащегося.
Цели курса: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; способствовать реализации выпускниками школ конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
Вооружение учащихся научными основами профессионального самоопределения.
Повышение профессиональной грамотности учащихся.
Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.
Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Мой выбор". Технология. »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 120
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Протокол № ___ и. о. директора МБОУ гимнази№120
Научно-методического совета
от __.__.20___г. _____________ /Писклова И. А./
Приказ № ____ от __.__.20___г.
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель кафедры
________________/_______________________/
___.___.20____г.
Мой выбор
Рабочая программа для учащихся 9А, 9Б, 9В класса
Исполнитель: Кольцова В.В.,
учитель географии,
высшая категория
г. Екатеринбург
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профессиональное самоопределение «Мой выбор»
9класс
(II полугодие. 1ч. в неделю 18 уроков)
Рабочая программа по географии составлена на основе документов:
Закон РФ «Об образовании» № 310 - ФЗ от 8.11.2011 г.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Примерная программа основного общего образования по географии для 6 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки РФ.
Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебном году (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2008 № 379).
Образовательная программа основного общего образования МБОУ гимназии №120 2011-2015г.
Курс «Профессиональное самоопределение» является составной частью образовательной области «Технология». Он предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса выделяется 18 часов. При этом 30% учебного времени отводится на теоретические и 70% – на практические занятия. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческого проекта «Мой выбор». Учащиеся должны иметь представление; о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве; о рынке труда.
Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека — от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. В понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в социологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. Действительно, на личность воздействует столь широкий спектр различных, нередко противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личностиучащегося.
Цели курса: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; способствовать реализации выпускниками школ конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
Вооружение учащихся научными основами профессионального самоопределения.
Повышение профессиональной грамотности учащихся.
Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.
Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.
Перечень формируемых знаний и умений
Учащиеся должны знать: социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны иметь представление; о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; анализировать профессиограммы и психограммы; выполнять профессиональные пробы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; выполнять и защищать творческий проект «Мой выбор»; заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
Рабочая программа разработана к УМК:
Базовый учебник
Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. – Брянск: Издательство Брянского госуниверситета, 2009.
Методическое пособие для ученика
Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников: Рабочая тетрадь для 9 класса общеобразовательных учреждений. – Брянск: Издательство Брянского госуниверситета, 2009
Общая характеристика предмета
Учитывая это, в профессиональной пропаганде необходимо подчеркивать не только «романтику» профессии, ее общественное значение и благоприятные перспективы. Молодежь должна ясно осознавать и преимущества, и трудности, связанные с выбором профессии, и на основании объективной информации принимать продуманное решение, от которого зависит вся дальнейшая жизнь. В этом случае профессиональная деятельность будет представлена как сложная, в ряде моментов противоречивая сфера самореализации личности, поскольку многие сами по себе положительные ценности, которые молодой человек предполагает реализовать во внепроизводственной деятельности, могут вступить в противоречие с требованиями профессии. Например, человеку, предполагающему иметь избыток свободного времени для досуга, вряд ли удастся совместить это стремление с успешной работой по профессии, требующей ненормированного рабочего времени, а высокие требования к материальным условиям жизни несовместимы с реальной заработной платой служащего неспециалиста. В этом плане определенные преимущества имеют многие рабочие профессии, избрав которые юноши и девушки с выраженными ориентациями на ценности быта, досуга и материального потребления, могли бы успешно совмещать их реализацию с продуктивной профессиональной деятельностью.
Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека. Личностный и социальный аспекты выбора профессии. Определение понятий «наличное Я», «желаемое Я». Роль осознанного смысла жизни в выборе профессии. Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самосознание, профессиональное призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональное стремление. Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессии.
Место предмета в учебном плане
Курс «Профессиональное самоопределение» является составной частью образовательной области «Технология». Он предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса выделяется 18 часов. При этом 30% учебного времени отводится на теоретические и 70% – на практические занятия. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческого проекта «Мой выбор».
Достаточно серьезные трудности возникают в ситуации выбора профессии и в связи с тем обстоятельством, что вся система профессиональной пропаганды в социалистическом обществе сосредоточивает свои усилия на демонстрации неограниченных возможностей каждого человека в поиске своего трудового и жизненного пути. Сам по себе лозунг — все пути открыты для молодежи — имеет исключительную привлекательность для большинства молодых людей. Он является существенным достоянием нашего общества и способствует развитию личности, совершенствованию общественных отношений. Но это вовсе не значит, что за ним должны скрываться реальные проблемы и трудности, связанные с выбором профессии конкретными людьми. И здесь вряд ли помогут известные оговорки относительно необходимости соответствия избранной профессии способностям и склонностям человека, а также потребностям народного хозяйства в специалистах определенного профиля. И если с помощью отдельных тестов, разработанных для весьма ограниченного круга профессий, требующих узкоспециализированных способностей, еще можно осуществить профотбор, то профориентация, имеющая по сути своей лишь консультативный характер, вряд ли будет иметь серьезный успех, если в ее процессе не станет нормой оценка личности, ее отношения к перспективе овладения данной профессией в свете той актуальной жизненной ситуации, в которой она находится. Так, исследования социологов обнаруживают прямую зависимость между успеваемостью учащихся в школе и их последующими успехами в профессиональной подготовке и трудовой деятельности [Катульский и др., 1978, 92; Шванда, 1980, 99]. Следовательно, профессиональные и жизненные притязания молодой человек должен непременно согласовывать с тем, как он относится к учебной деятельности. Эти притязания следует соотносить и с тем, что В. С. Магун называет «ресурсами человека» [1983], поскольку нередко сравнительно способный и добросовестный человек выбирает для себя чрезмерно ответственную сферу деятельности, за скромные успехи в которой ему приходится платить слишком дорогую цену, поскольку ни по психологическому складу, ни по физическому состоянию он для этой деятельности не подходит.
Ценностные ориентиры содержания и специфика предмет
Различные профессии могут в разной степени способствовать реализации тех или иных ценностных ориентации личности. К примеру, у значительной части юношей одной из доминирующих ценностей является физическая самореализация, проявление силы, ловкости и других качеств, требуемых профессиями преимущественно физического труда. Но в силу сложившихся стереотипов общественного мнения они выбирают профессии высококвалифицированного умственного труда, хотя ориентация на образование, на постоянное получение и обновление знаний у них отнюдь не доминирует. Именно этот момент и должен учитываться в описаниях многих рабочих профессий, привлекательность которых в первую очередь обусловлена возможностью реализовать свою силу и практический интеллект, получить навыки и умения, которые могут понадобиться не только на работе, но и в быту, в семейной жизни. Выход профориентации за пределы непосредственно профессиональной деятельности может стать существенным фактором всесторонне продуманного решения о выборе будущей профессии, соотнесенного не только с профессиональными, но и другими жизненными ценностями. Молодой человек должен знать, какие перспективы открывает профессия в значимых для него сферах жизни. Чтобы подобные сведения имели под собой достаточно прочный научный фундамент, необходимы специальные исследования типичных жизненных путей представителей конкретных профессий. Тогда каждая профессия могла бы быть представлена с точки зрения жизненной перспективы личности, в которой должны находить место и возможные достижения, и возможные трудности в реализации определенных ценностных ориентации.
Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора профессии: «Хочу – Могу – Надо». Требования к выбору профессии. Условия оптимального (правильного) выбора профессии. Правила выбора профессии. Пути приобретения профессии. Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Классификация профессий Е.А. Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда. Классы профессий. Отделы профессий. Группа профессий. Формула профессии и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.
Формы и типы контроля
Приемлемо три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Виды контроля
Содержание
Методы
Вводный
Уровень знаний школьников, общая эрудиция.
Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение.
Текущий
Освоение учебного материала по теме, учебной единице.
Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.
Коррекция
Ликвидация пробелов.
Повторные тесты, индивидуальные консультации.
Итоговый
Контроль выполнения поставленных задач.
Представление продукта на разных уровнях.
Результаты освоения предметного курса
Личностным результатом обучения в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии:
Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции.
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона)..
Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.
Гармонично развитые социальные чувства и качества.
Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.
Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.
Метапредметные результаты освоения программы заключаются в формировании и развитии:
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе «Мой выбор» и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование темы, раздела
Количество часов
Раздел 1. Основы жизненного и профессионального самоопределения
Введение в курс «Профессиональное самоопределение». Цели и задачи курса
1
Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития
1
Значение, ситуация и правила выбора профессии
1
Типичные ошибки при выборе профессии
1
Раздел 2. Мир труда и профессий
Профессия и специальность: происхождение и сущность
1
Многообразие мира труда
1
Классификация профессий. Формула профессий
1
Профессиональная деятельность и карьера человека
1
Рынок труда и его требования к профессионалу
1
Раздел 3. Человек и профессия
Профессионально важные качества личности
1
Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии
1
Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении
1
Особенности психических процессов и выбор профессии
1
Темперамент и выбор профессии
1
Характер и выбор профессии
1
Роль способностей в профессиональной деятельности
1
Профессиональная деятельность и здоровье
1
Защита проекта.
1
Содержание курса
Раздел 1 «Основы профессионального и жизненного самоопределения»
1. Введение в курс «Профессиональное самоопределение» – 1 час.
Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий. Структура, порядок выполнения и защиты творческого проекта «Мой выбор». Литература по курсу.
Практическая работа. Составление словаря к уроку.
Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека – 1 час.
Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека. Личностный и социальный аспекты выбора профессии. Определение понятий «наличное Я», «желаемое Я». Роль осознанного смысла жизни в выборе профессии.
Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и записать в тетрадь смысл и цель своей жизни. Проведение дидактической игры «Эпитафия».
2.Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития – 1 час.
Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самосознание, профессиональное призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональное стремление.
Этапы профессионального самоопределения и саморазвития личности.
Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Выписать в тетради и осмыслить высказывание Г.К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет твердо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной цели – тогда удастся у тебя жизнь».
3. Значение, ситуация и правила выбора профессии – 1 час.
Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора профессии: «Хочу – Могу – Надо». Требования к выбору профессии. Условия оптимального (правильного) выбора профессии. Правила выбора профессии. Пути приобретения профессии.
Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора профессии. Проведение диспута «Кем быть?». Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов».
4. Типичные ошибки при выборе профессии – 1 час.
Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий. незнание правил выбора профессии. Незнание себя.
Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессии. Заполнить таблицу:
Незнание мира профессий
Незнание себя
Незнание правил
выбора профессии
1. Устаревшие представления о характере труда и условиях труда в конкретных профессий
1. Необъективная оценка своих возможностей
1. Отождествление учебного предмета с профессией
2. Предубеждения в отношении престижности профессии
2. неумение соотнести свои способности с требованиями профессии
2. Перенос отношения к человеку на профессию
3. Выбор профессии «за компанию»
4. Неумение определить пути приобретения профессии
Раздел 2. Мир труда и профессий
5. Профессия и специальность: происхождение и сущность – 1 час.
Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессии.
Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий. Проведение дидактической игры «Профессия, должность, специальность» и викторины «Кто больше знает профессий». Упражнение «Цепочка профессий».
6. Многообразие мира труда – 1 час.
Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет туда. Средства труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сфера материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы предпринимательства.
Практическая работа. Записать основные понятия. Заполнить таблицу:
Позиции
Содержание
Моя будущая профессия
Сфера экономики
Отрасль экономики
Сектор экономики
7. Классификация профессий. Формула профессии – 1 час.
Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Классификация профессий Е.А. Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда. Классы профессий. Отделы профессий. Группа профессий. Формула профессии и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.
Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятий. Дидактическая игра «Классификация профессий». Определение школьниками формулы своей будущей профессии.
8. Профессиональная деятельность и карьера человека – 1 час.
Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение таблицы:
Позиции
Содержание
Моя будущая профессия
Цель деятельности
Задачи деятельности
Предмет труда
Средства труда
Результаты труда
Требуемый уровень образования
Возможности профессионального роста (разряд, класс, категория, звание)
Возможная заработная плата
9. Рынок труда и его требования к профессионалу – 1 час.
Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда Брянской области.
Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Изложить в тетради сведения о личностных и профессиональных качествах профессионального идеала, которого можно считать образцом для подражания в будущей профессиональной деятельности.
Раздел 3. Человек и профессия
10. Профессионально важные качества личности – 1 час.
Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Направленность личности, показатели профессиональной направленности. Ориентация на группу родственных профессий. Профессиональное призвание. Знания, умения, навыки. Типологические особенности человека. Общие, особенные и специфические профессионально важные качества личности.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнить таблицу:
Профессиональные качества, необходимые для овладения выбранной мною профессией
общие
особенные
специфические
11. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии – 1 час.
Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение склонностей школьников к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ) и мотивов выбора будущей профессии (анкета мотивов выбора профессии).
12. Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении – 1 час.
Ценностная ориентация, как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его убеждений, установок и предпочтений. Система ценностных ориентации, виды ценностей.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение ценностей школьников с помощью методики «К чему стремятся люди в жизни».
13. Особенности психических процессов и выбор профессии – 1 час.
Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Ощущение, восприятие, представление. Виды представлений. Внимание, свойства внимания. Память, ее виды. Мышление. Воображение. Эмоции, чувства, воля: сущность и функции. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы школьников по различным методикам.
14. Темперамент и выбор профессии – 1 час.
Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение типа темперамента школьников по методике Айзенка.
15. Характер и выбор профессии – 1 час.
Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера в отношении человека к себе, другим людям, различным видам деятельности, общественной и личной собственности. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей характера по методике «Мой характер».
16. Тип личности и выбор профессии – 1 час.
Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей: реалистический (практический), интеллектуальный, артистический, социальный, предприимчивый (предпринимательский), конвенциональный (упорядочивающий); предпочитаемые сферы деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и профессиональная деятельность.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление типа личности по методике Дж. Холланда.
17. Здоровье и выбор профессии – 1 час.
Понятие здоровья. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Группы профессий по степени их влияния на здоровье человека. Дееспособность, трудоспособность, работоспособность. Медицинские показания и противопоказания. Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль режима дня и активного отдыха в сохранении и укреплении здоровья.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление школьниками особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья».
18. Защита творческих проектов «Мой выбор» – 1 час.
Критерии оценки их выполнения и защиты. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной записки и результатов профпроб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов.
Практическая работа. Представление и защита проектов.
Критерии оценки учебной деятельности
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
1.Знание, понимание, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2.Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3.Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка 4
1.Знание всего изученного программного материала.
2.Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3.Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий).
Оценка 3
1.Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2.Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3.Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка 2
1.Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2.Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3.Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка 1
Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Оценка 5
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка 4
1.Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3.Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка 3
1.Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2.Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3.Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
5.Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
6.Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
7.Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
8.Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка 2
1.Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2.Не делает выводов и обобщений.
3.Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.
4.Или имеет слабосформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
5.Или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка 1
1.Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
2.Полностью не усвоил материал.
Оценка практических работ.
Оценка 5
1.Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.
Оценка 4
1.Ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил. не более двух грубых ошибок.
2.Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3.Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4.Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5.Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 3
1.Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "4".
2.Или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка 2
1.Не приступал к выполнению работы.
2.Или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Практические работы - оценка за методы наблюдений
Оценка 5
1.Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
2.Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса).
3.Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка 4
1.Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
2.При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные.
3.Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка 3
1.Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2.При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.
3.Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
4.Допустил 3 – 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
5.Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса).
6.Допустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов. Не владеет умением проводить наблюдение.
Оценка 2
1.Незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения.
2.Незнание наименований единиц измерения (география).
3.Неумение выделить в ответе главное.
4.Неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений.
5.Неумение делать выводы и обобщения.
6.Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
7.Неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
8.Неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками.
9.Нарушение техники безопасности.
10.Небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
Оценка 1
1.Неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными.
2.Ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.).
3.Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
4.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.
5.Нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными).
6.Нерациональные методы работы со справочной и другой литературой.
7.Неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
8.Нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий.
9.Ошибки в вычислениях.
10.Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Материально-техническое обеспечение программного курса география
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках технологии, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, планшет, интерактивная доска и др.
Работы при использовании компьютера:
– поиск дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;
– создание текста доклада;
– фотографирование объектов и явлений;
– обработка данных проведённых наблюдений и исследований;
– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на уроках технологии широко привлекаются также при подготовке проектов (компьютер).
Учебно-методический комплект и литература
Базовый учебник: Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. – Брянск: Издательство Брянского госуниверситета, 2005. – 183 с.
Календарно-тематическое планирование
Профессиональное самоопределение школьников «Мой выбор» 9 класс
(II полугодие 1ч. в неделю. 18 час. в год)
№
урок
Раздел. Тема урока.
Колич. час
Дата
Тип и форма урока
Требования к уровню подготовки
Результаты обучения
Вид контроля.
Практические работы
Информационное сопровождение
план
факт
IIIчетверть
Раздел 1. Основы жизненного и профессионального самоопределения
Введение в курс «Профессиональное самоопределение». Цели и задачи курса
1
12.01
Вводный урок. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащиеся должны знать: социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны иметь представление; о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве; о рынке труда. Учащиеся должны уметь: анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; анализировать профессиограммы и психограммы; выполнять профессиональные пробы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; выполнять и защищать творческий проект «Мой выбор»; заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
Практическая работа. Составление словаря к уроку.
ЭУИ (электронно-учебная информация + мультимедиа), справочники, энциклопедии.
Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития
1
19.01
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Выписать в тетради и осмыслить высказывание Г.К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет твердо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной цели – тогда удастся у тебя жизнь».
ЭУИ (электронно-учебная информация + мультимедиа),
Значение, ситуация и правила выбора профессии
1
26.01
Урок -поиск
Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и записать в тетрадь смысл и цель своей жизни. Проведение дидактической игры «Эпитафия».
видеофильмы, СD, DVD и др.) по профориентации и профессиональному самоопределению
Типичные ошибки при выборе профессии
1
3.02
Комбинированный урок
Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессии. Заполнить таблицу:
Раздел 2. Мир труда и профессий
Профессия и специальность: происхождение и сущность
1
10.02
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащиеся должны знать: социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны иметь представление; о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве; о рынке труда.
видеофильмы, СD, DVD и др.) по профориентации и профессиональному самоопределению
Многообразие мира труда
1
17.02
Комбинированный урок. Урок -поиск
Классификация профессий. Формула профессий
1
24.02
Комбинированный урок. Урок -поиск
Профессиональная деятельность и карьера человека
1
1.03
Урок взаимообучения
Рынок труда и его требования к профессионалу
1
7.03
Комбинированный урок
Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятий. Дидактическая игра «Классификация профессий». Определение школьниками формулы своей будущей профессии.
Раздел 3. Человек и профессия
Профессионально важные качества личности
1
14.03
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
видеофильмы, СD, DVD и др.) по профориентации и профессиональному самоопределению
Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии
1
21.03
Комбинированный урок. Урок -поиск
IVчетверть
Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении
1
02.04
Комбинированный урок. Урок -поиск
Учащиеся должны уметь: анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; анализировать профессиограммы и психограммы; выполнять профессиональные пробы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; выполнять и защищать творческий проект «Мой выбор»; заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению. Учащиеся должны уметь: анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; анализировать профессиограммы и психограммы; выполнять профессиональные пробы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; выполнять и защищать творческий проект «Мой выбор»; заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Изложить в тетради сведения о личностных и профессиональных качествах профессионального идеала, которого можно считать образцом для подражания в будущей профессиональной деятельности.
Особенности психических процессов и выбор профессии
1
10.04
Урок взаимообучения
Темперамент и выбор профессии
1
18.04
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
видеофильмы, СD, DVD и др.) по профориентации и профессиональному самоопределению
Характер и выбор профессии
1
25.04
Комбинированный урок. Урок -поиск
Роль способностей в профессиональной деятельности
1
10.05
Комбинированный урок. Урок -поиск
Профессиональная деятельность и здоровье
1
17.05
Урок взаимообучения
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы школьников по различным методикам.
видеофильмы, СD, DVD и др.) по профориентации и профессиональному самоопределению