Методические рекомендации "Организация и проведение воспитательных мероприятий в детских объединениях"
Методические рекомендации "Организация и проведение воспитательных мероприятий в детских объединениях"
Данные методические рекомендации будут полезны методистам, педагогам дополнительного образования, а так же учителям, организующих воспитательную работу в школе и классе, занимающимися внеурочной деятельностью.
В разработке представлена классификация воспитательных мероприятий, рассмотрены освные принципы, данна структура мероприяти.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация и проведение воспитательных мероприятий в детских объединениях" »
МКУ «Управление образования Администрации г. Бийска»
МБОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский» г.Бийск
Методические рекомендации
«Организация и проведению воспитательных мероприятий
в детских объединениях»
Разработала: педагог
дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Борисова Елена Владимировна
«Из всех творений самое прекрасное –
получивший прекрасное воспитание человек»
Эпиктет
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Для этого необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Часто педагоги, решая конкретные педагогические проблемы, задачи, организуя воспитательную работу с детьми, вынуждены задавать себе вопросы: как поступить, как сделать ребят любознательными, прилежными, ответственными, трудолюбивыми и т.д. – словом, тогда педагогики, думают о методах и формах. Они ищут способы превратить в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты, обращенные к детям.
Форма воспитания – это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса;
Формы воспитания, как правило, классифицируются по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по времени (кратковременные, продолжительные), по виду деятельности (учебная, трудовая, спортивная, художественная и др.), по типу форм воспитательной работы (словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические). К сожалению, классификации не охватывают всего многообразия форм воспитательной работы.
Отвечая на запросы общества по формированию у детей нового круга способностей и потребностей, педагог разрабатывает систему воспитания, способную организовывать эффективное функционирование новых (нетрадиционных) форм воспроизводящей деятельности.
Нетрадиционные формы требуют использования совокупности различных методических приемов и средств воспитания. При этом предполагается максимальная степень активности и самостоятельности обучающихся. Преимущество нетрадиционных форм объясняется:
- необычностью и занимательностью содержания, формы и действий;
- получением практического или общественно значимого знания;
- большой активностью обучающихся;
-ориентацией на обязательную личную познавательную или практическую роль каждого участника;
Эффективность нетрадиционных форм воспитания хорошо известна. Такие занятия, мероприятия приближают обучающихся к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такую занятость, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, интуицию, творчество. С помощью нетрадиционных форм воспитательных мероприятий можно решить проблему организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. В них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей, кроме того они являются оптимальным способом для формирования и развития таких ключевых компетенций (по классификации докт. пед. наук, академика Международной педагогической академии Хуторского Андрея Викторовича), как:
ценностно-смысловые компетенции:
Умение адекватно оценивать свои способности и возможности.
Сформировать внутреннюю мотивацию приобретения знаний для дальнейшего образования.
Понимание необходимости личностного роста для успешного самоопределения в будущем.
Выбирать приоритетными не материальные ценности, а здоровье, семью и интересную работу.
общекультурные компетенции:
Проявлять личностные качества — гражданские, нравственные, интеллектуальные, общую культуру.
Сформировать представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы.
Стремится жить в гармонии с окружающим миром.
учебно-познавательные компетенции:
Уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Способность к самореализации, активность в выборе деятельности.
Способность к самообразованию.
информационные компетенции:
При помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) способность самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
коммуникативные компетенции:
Уметь жить и работать в коллективе, иметь понятие о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель).
Иметь представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.
Сформировать навыки взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации (умение корректно и правильно задать вопрос, представить себя и т.д.).
КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
При подготовке и проведении воспитательных мероприятий, мы берем за основу классификацию воспитательных мероприятий педагога-психолога Н.С. Карповой, которая построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста. [1].
I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления воспитательной деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации –
всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями),
драматизация,
праздники.
II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения мероприятий – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:
игры на местности,
игры на восприятие друг друга,
спортивные игры, туризм,
встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы),
праздники,
драматизация.
III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть:
вечера современной музыки,
вечера авторской песни,
спортивные игры,
дискуссии,
тренинги,
всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции - этнографические, экологические, археологические, фольклорные и т.д.).
Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.
Важно остановиться на принципах, которые должны быть положены в основу воспитательных мероприятий с детьми. М.Е. Кульпетдинова выделяет 6 таких принципов: информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, диалогичности, преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия [2].
Охарактеризуем некоторые из них.
Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого мероприятия (в зависимости от его целевой установки) художественно-культурных, исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, этических и других сведений и фактов.
Принцип массовости предусматривает участие в мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов:
1) проведение единых тематических общих мероприятий центра, в которых могут одновременно участвовать обучающиеся одного или нескольких объединений;
2) привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам воспитательных мероприятий – от разработки сценария, оформления зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях – артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, осветителей, ведущих, зрителей.
Внесение элементов соревновательности, а также участие детей сначала в качестве артистов, затем – в качестве зрителей делают их мобильными, порождают стремление обучающихся максимально проявить свои таланты, повысить статус своего детского объединения в глазах сверстников, стимулируют массовость художественного творчества обучающихся, развивают в детях чувство сопереживания, умения радоваться успехам - своим и сверстников.
Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие педагогов и обучающихся в подготовке и реализации всех воспитательных мероприятий. Подобное объединение взрослых и детей одной общей идеей способствует сплочению коллектива, формированию у обучающихся ответственности, единения, гордости за своё объединение, образовательное учреждение.
Методы осуществления воспитательных мероприятий достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания мероприятия можно использовать:
игровые методы,
упражнения,
обсуждения,
создание, проигрывание и анализ ситуаций,
творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),
театрализации [2].
Любая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:
осмысление детьми (в рамках своего возраста) свободного времени как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от занятий время;
изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;
приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
изменение атмосферы в детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных воспитательных мероприятиях;
формирование традиций детского объединения.
Отслеживание результатов реализации воспитательных мероприятий можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ обучающихся.
С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников программ.
Таким образом, правильно разработанные и полноценно реализованные воспитательные мероприятия могут содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.
СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ И
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
Для успешного проведения мероприятия необходимо: знать существующие формы; уметь наполнять эти формы каждый раз нужным содержанием; владеть методикой организации мероприятий; уметь придумать полученному результату название.
Всю организацию мероприятия можно разделить на 4 этапа:
- конструирование;
- подготовка;
- проведение;
- анализ.
Создавая различные мероприятия надо соблюдать временные, энергетические и другие лимиты, обдумывая определенный набор переключений с одного занятия на другое. Нарушение меры в любом виде деятельности (викторины, игры, праздники и т.д.) превращает ее в утомительный процесс. Следовательно: много хорошего – тоже плохо, ведь не всегда чем ярче, тем лучше, здесь тоже есть свои границы, когда мероприятие становится утомительным и даже начинает раздражать.
Не должно быть и таких фактов, когда уют и эстетическая выразительность оформления помещения находится в противоречии с бессодержательностью мероприятий и устарелостью их форм. На фоне плохо организованных мероприятий даже хорошее оформление лишь усугубляет ощущение бессодержательности. А отрицательные моменты оформления только усиливают недостатки содержания. Таким образом, нужно стремится к формированию целостной среды, которая влияет на характер и содержание программ и вызывает у людей потребность активного участия в них.
Необходимо помнить что, воспитательные мероприятия выступают как фактор становления и развития личности, усвоения ею культурных и духовных ценностей.
Этапы организация мероприятия и их содержание
I этап. Конструирование мероприятия.
Четко определить цели и задачи мероприятия (Расширить кругозор, стимулировать познавательную активность, сплотить коллектив и т.д.)
Определить тематику мероприятия (Мероприятие – это единство, объединенное одной темой).
Определить форму проведения мероприятия.
Соответствие выбранного мероприятия, его формы и содержания возрасту детей, их уровню развития, психолого-физиологическому состоянию на момент проведения мероприятия.
При проведении мероприятия необходимо помнить возрастные особенности детей:
Дети младшего возраста: повышенная эмоциональность, открыты, нет комплексов, хорошо воспринимают людей старшего возраста, требуется смена деятельности, применяются игровые формы.
Дети среднего школьного возраста: нуждаются в создании собственного мира, происходит бурное развитие фантазии, здесь стоит исходить из интереса детей, чтобы они могли реализовать свои стремления.
Дети старшего школьного возраста: ищут свое место в обществе, им необходима речевая деятельность.
Разработка правил и условий проведения мероприятия (Конкурсной программы, интеллектуальные игры). Для этого необходимо ответить на некоторые ключевые вопросы:
Кто принимает участие: команды или индивидуальные участники?
Если принимают участие команды, то, из какого количества человек состоит команда?
Сколько всего команд – участниц?
Каким образом формируются команды?
Конкурсные задания выдаются на месте или как домашнее задание?
Как определяется последовательность выступления (по жребию, предварительной договоренности, по готовности)?
Сколько времени отводиться участникам на подготовку задания?
Хронометраж каждого конкурса?
Продолжительность мероприятия?
Как участники оповещают о готовности?
Каким образом оценивается выступление команд? (критерии оценок).
Кто оценивает?
Как определяется победитель?
Определить время и место проведения мероприятия.
Создание название мероприятия (Название должно быть емким, интригующим. Важно, чтобы люди, которые прочли название, захотели прийти поучаствовать и узнать, что скрывается за этим названием).
Подбор заданий для участников мероприятия.
Разработка положения мероприятия (положение включает в себя следующие разделы: цели и задачи; организаторы; участники; условия проведения; время и место проведения; критерии оценки; финансирование; подведение итогов. К положению прикладывается смета расходов, заявка на участие).
II этап. Подготовительный.
Подготовка к мероприятию должна начаться заблаговременно. Создается инициативная группа из детей и взрослых, где необходимо четко распределить обязанности по подготовке и проведению мероприятия.
Разместить информацию о проводимом мероприятии;
Довести положение до участников мероприятия;
Разработать, размножить и распространить объявления, афиши, рекламу, билеты – приглашения и т.п.
Подготовить место проведения мероприятия:
Оформить согласно тематике мероприятия;
Подготовить атрибуты, декорации;
Подготовить место расположения участников, жюри, зрителей, ведущего.
Определить места, где располагается оргкомитет, переодеваются участники, раздеваются гости, подводит итоги жюри.
Подготовить музыкальное оформление (фоновая музыка, сигнальная музыка и т.п).
Подготовить световое оформление.
Подготовить техническое обеспечение мероприятия (микрофоны, видео, аудио, мультимедийная аппаратура и т.д.).
Приготовить реквизиты (материал, необходимый для проведения конкурсов, карточки с вопросами, жетоны и т.п.)
Подготовить оценочные листы.
Пригласить жюри (в состав жюри должны входить люди компетентные, пользующиеся у участников и зрителей авторитетом, независимые, имеющие собственный опыт в деятельности, которую предстоит оценить, число членов должно быть нечетное: от 3 до 7 человек. Члены жюри должны знать правила, условия проводимого мероприятия, его задачи, критерии оценки).
Подобрать ведущего. (Ведущему во время проведения мероприятия отводится большая роль. Лучше с этой ролью справиться человек, знающий все нюансы мероприятия, который участвовал в разработке, подготовке и написании сценария мероприятия. Для ведущего важно четко объяснять условия, контролировать процесс проведения, динамику мероприятия, вовремя фиксировать результаты, своевременно пресекать нарушение правил – всё это плюс многое другое требует находчивости, терпения, внимательности, твердости и чувства юмора и, конечно, ведущий должен владеть ораторским искусством).
Продумать чем заполнить паузы (музыкальные паузы, игры с залом и т.д.).
Подготовить призы. Финал имеет особое значение. Хорошо, чтобы победитель получил приз, пусть даже символичный; но не забудьте и проигравших, их важно поощрить за участие, чтобы мотивировать на участие в последующих мероприятиях. Обязательно определите, кто будет вручать призы, как будет проходить церемония награждения.
Подготовить программу мероприятия.
Написать сценарий или сценарный ход мероприятия.
Проведение репетиции.
Кроме того, проверяется готовность всех участников, составляется четкий график подготовки. Необходима работа над отдельными эпизодами, их стыковкой, продумывание сложных моментов. Организованность и порядок для любого мероприятия — основа основ. Однако недопустим и жесткий регламент, который может привести к заорганизованности и лишить задуманное детьми положительных чувств и детской непосредственности.
III этап. Проведение мероприятия.
Выполнение вышеперечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешности проведения мероприятия, его большого воспитательного эффекта.
Самое главное в начале его — настроение ожидания, волнения и предвкушения успеха: все получится хорошо.
Важно помнить, что при проведении мероприятия рекомендуется придерживаться следующих правил:
Начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися;
Все занятые в проведении должны хорошо знать, что и когда делать;
Мероприятие должно идти на мажоре и по возрастающей.
Кульминацией мероприятия является точка наивысшего эмоционального подъема, момент наибольшей яркости и торжественности.
Финал мероприятия должен закрепить в памяти обучающихся главную его мысль.
IV этап. Анализ мероприятия.
Мероприятие завершенным можно считать только после того, как будет проведен анализ.
Анализ мероприятия включает в себя следующие пункты: