КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, СЕВЕРСКИЙ РАЙОН, СТАНИЦА НОВОДМИТРИЕВСКАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36
СТАНИЦЫ НОВОДМИТРИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 9
от «31» мая 2014 года
Председатель педсовета
_______________ Е. В. Шамраева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
___________________кружок_____________________
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
__________________«Эрудит»_____________________
(наименование курса)
_____________________4 года_____________________
(срок реализации программы)
_____________________6,6-11 лет__________________
(возраст обучающихся)
Составитель:
Т. Н. Хоружая
учитель начальных классов
2014
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий в соответствии с ФГОС начального общего образования. В начальной школе закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.
Данный курс способствует целенаправленному комплексному развитию способностей ребенка. Он позволяет реализовать актуальный в настоящее время деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень знаний, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в начальной и средней школе, а затем в жизни. Курс связан со школьными дисциплинами, включая такие предметы, как русский язык, литературное чтение, математика.
Цель программы: создание условий для формирования потребности детей в развитии познавательных способностей, вовлечение учащихся в самостоятельную поисковую деятельность.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
создание условий для интеллектуального, нравственного и творческого самовыражения личности младшего школьника;
развитие логического мышления, умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
развитие интереса к изучаемым предметам, умения самостоятельно и творчески работать с дополнительной литературой, умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
развитие универсальных учебных действий, необходимых для организации проектной и исследовательской деятельности;
воспитание инициативности, активной жизненной позиции;
создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Программа предназначена для работы с детьми 1–4 классов. Программа кружка «Эрудит» состоит из двух разделов:
I раздел. Математический.
II раздел. Гуманитарный.
Занятия кружка «Эрудит» проводятся для учащихся начальных классов по 2 часа в неделю, всего 66 часов в 1 классе, 68 часов во 2-4 классах. При этом 1 час отводится на изучение I раздела, второй час – на изучение II раздела. Занятия носят обучающий и развивающий характер. Объем материала постепенно увеличивается, задания усложняются сообразно возрасту и уровню развития учащихся. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная. Основные виды деятельности учащихся: знакомство с научно-популярной литературой, решение занимательных задач, участие в олимпиадах, проектная деятельность, творческие работы.
2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I раздел. Математический.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
аудит. | внеау-дит. |
| I год обучения | | | | |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой. Уметь работать со справочной литературой; находить материал в различных пособиях, журналах и т. д. |
2 | Геометрические фигуры | 9 | 8 | 1 | Исследовать предметы окружающего мира. Распознавать и изображать геометрические фигуры. Наблюдать, анализировать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах. Составлять свои узоры. |
3 | Что такое исследование? | 7 | 7 | | Овладеть способами исследовательской деятельности. Уметь работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. |
4 | Занимательная математика | 10 | 10 | | Решать ребусы, кроссворды, головоломки, занимательные задачи, загадки. |
5 | Решение задач | 5 | 5 | | Использовать способы решения нестандартных задач, задач повышенной трудности. |
6 | Закрепление | 1 | 1 | | Применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
Итого: | 33 | 32 | 1 | |
| II год обучения | | | | |
1 | Математические высказывания | 6 | 6 | | Знакомство с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Уметь строить истинные высказывания, оценивать истинность и ложность высказываний. |
2 | Геометрия на плоскости | 5 | 5 | | Исследовать предметы окружающего мира. Распознавать и изображать симметричные геометрические фигуры. Выделять и формулировать познавательные цели; сравнивать свои знания с тем, что предстоит узнать; применять методы информационного поиска. |
3 | Занимательная математика | 6 | 6 | | Решать ребусы, кроссворды, лабиринты. |
4 | Решение задач | 8 | 8 | | Использовать способы решения нестандартных задач, задач повышенной трудности. |
5 | Алгоритм | 8 | 8 | | Знакомство с алгоритмом. Уметь записывать и выполнять алгоритмы, устно строить алгоритмы. Уметь составлять и оформлять математическую газету. |
6 | Закрепление | 1 | 1 | | Применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
Итого: | 34 | 34 | 0 | |
| III год обучения | | | | |
1 | Геометрия в пространстве | 6 | 6 | | Исследовать предметы окружающего мира. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве. Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур. Решать головоломки. |
2 | Решение задач | 7 | 7 | | Использовать способы решения нестандартных задач, задач повышенной трудности; знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач. |
3 | Меры измерения | 7 | 4 | 3 | Уметь вести поисковую и исследовательскую работу, систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли. Уметь вести исследовательские записи. |
4 | Занимательная математика | 4 | 4 | | Решать волшебные (магические) квадраты и волшебные таблицы. |
5 | Множество | 9 | 9 | | Знакомство со множеством. Уметь находить область множества, определять принадлежность элементов множеству. |
6 | Закрепление | 1 | 1 | | Применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
Итого: | 34 | 31 | 3 | |
| IV год обучения | | | | |
1 | Диаграммы. Координаты на плоскости | 10 | 10 | | Уметь работать с графиками и диаграммами. Составлять диаграммы. Строить точки по их координатам. |
2 | Решение задач | 8 | 8 | | Использовать способы решения нестандартных задач, задач повышенной трудности |
3 | Логические задачи | 6 | 6 | | Уметь выбирать стратегию решения, анализировать ситуацию, сопоставлять данные; наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы. Решать логические задачи табличным способом, построением графической модели по текстовому условию. |
4 | Занимательная математика | 9 | 9 | | Решать и составлять простейшие ребусы, магические квадраты, кроссворды. |
5 | Закрепление | 1 | 1 | | Применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
Итого: | 34 | 34 | 0 | |
II раздел. Гуманитарный.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
аудит. | внеау-дит. |
| I год обучения | | | | |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | Знакомство с «языком» как главным средством общения людей, великой ценностью и культурным достоянием русского народа. |
2 | Фонетика, произношение | 9 | 9 | | Слушать, различать и воспроизводить звуки. Выделять слова из речевого потока (из предложения); отчетливо произносить отдельные слова; делить слова на слоги; выделять ударный слог. Разучивание скороговорок, рифмовок, стихотворений, чистоговорок. |
3 | Занимательная грамматика | 10 | 10 | | Разучивание скороговорок, считалок. Решать загадки – шарадки, головоломки, ребусы. |
4 | Лексика | 5 | 5 | | Уметь находить необходимую информацию в словаре, понимать лексическое значение слов, конструировать словосочетания и предложения. |
5 | Фразеология | 2 | 2 | | Знакомство с фразеологизмами. Уметь использовать образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач. |
6 | Развитие речи | 5 | 5 | | Разыгрывание сценок. Инсценирование рассказов. Сочинение сказки. |
7 | Закрепление | 1 | 1 | | Уметь использовать полученные знания в самостоятельной деятельности. Выполнять задания творческого характера. |
Итого: | 33 | 33 | 0 | |
| II год обучения | | | | |
1 | Фонетика, произношение. | 4 | 4 | | Уметь делить слова на слоги, переносить слова по слогам, записывать слова в транскрипции. |
2 | Орфография | 6 | 6 | | Использовать прием планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове, подбирать проверочное слово путем изменения формы. Работать с орфографическим словарём, находить в нём информацию о правописании слова. |
3 | Занимательная грамматика | 5 | 5 | | Решать головоломки, ребусы, кроссворды, чайнворды. |
4 | Работа со словарями | 4 | 4 | | Работать с толковыми, этимологическими, орфоэпическими и орфографическими словарями, находить в них информацию. |
5 | Фразеология | 4 | 4 | | Уметь использовать образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач. |
6 | Развитие речи | 4 | 4 | | Составление устного или письменного рассказа на заданную тему на основе самостоятельно собранного материала. Составление крылатых выражений из отдельных слов. Замена выражений синонимами. |
7 | История письма | 6 | 6 | | Знакомство с историей письма. Подбор материала по заданию к проекту, защита проекта. |
8 | Закрепление | 1 | 1 | | Уметь использовать полученные знания в самостоятельной деятельности. Выполнять задания творческого характера. |
Итого: | 34 | 34 | 0 | |
| III год обучения | | | | |
1 | Орфография | 7 | 7 | | Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Планировать учебные действия при подборе проверочного слова путём изменения формы слова. |
2 | Лексика | 7 | 7 | | Уметь находить необходимую информацию в словаре, понимать лексическое значение слов, конструировать словосочетания и предложения. |
3 | Состав слова и словообразование | 4 | 4 | | Уметь разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки. |
4 | Морфология | 11 | 11 | | Уметь распознавать части речи в тексте и в речи, классифицировать их по вопросам, выявлять характерные признаки. |
5 | Развитие речи | 4 | 4 | | Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; цель создания малых жанров фольклора. Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности. Подбор материала по заданию к проекту, защита проекта. |
6 | Закрепление | 1 | 1 | | Уметь использовать полученные знания в самостоятельной деятельности. Выполнять задания творческого характера. |
Итого: | 34 | 34 | 0 | |
| IV год обучения | | | | |
1 | Лексика | 7 | 7 | | Уметь находить необходимую информацию в словаре, понимать лексическое значение слов, конструировать словосочетания и предложения. |
2 | Фразеология | 2 | 2 | | Уметь использовать образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач. Составление крылатых выражений из отдельных слов. |
3 | Состав слова и словообразование | 5 | 5 | | Уметь разбирать слово по составу, образовывать сложные слова. Использовать способы словообразования разных частей речи. |
4 | Синтаксис и пунктуация | 2 | 2 | | Уметь распознавать предложения с прямой речью, расставлять знаки, составлять схему к предложениям с прямой речью. |
5 | Развитие речи | 9 | 9 | | Чтение образцовых текстов и их анализ. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению. Составление рассказов по картинке. Подбор материала по заданию к проекту, защита проекта. |
6 | Занимательная грамматика | 8 | 8 | | Решать анаграммы, метаграммы, шарады, логогрифы, криптограммы, палиндромы, орфографические задачи, олимпиадные задания. Составлять шарады, логогрифы, криптограммы, палиндромы. |
7 | Закрепление | 1 | 1 | | Уметь использовать полученные знания в самостоятельной деятельности. Выполнять задания творческого характера. |
Итого: | 34 | 34 | 0 | |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I раздел. Математический.
I год обучения (33ч, 1 час в неделю)
1. Вводное занятие (1ч)
Вводное занятие. Знакомство с научно-популярной литературой для детей.
2. Геометрические фигуры (9ч)
Как зарождалась геометрия. Геометрические фигуры. Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты. Дорисуй. Составление узора от заданной точки. Манипуляция с предметами. Установление последовательности. Игра «Составь цепочку». Нахождение взаимосвязей и соответствий. Составление узоров из кругов. Собираем круг из элементов. «Спичечная» геометрия.
3. Что такое исследование? (7ч)
Что такое исследование? Кто такие исследователи? Основные методы исследования. Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное. Коллективная игра-исследование. Знакомство с темой «Как люди научились считать?». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей). Работа над проектом по теме «Моё любимое число». Защита проекта.
4. Занимательная математика (10ч)
Интеллектуальные игры с числами. Числа в загадках, пословицах и поговорках. Приемы устного счёта. «Математическая рыбалка». Поиск решения. Числовые головоломки. Математические фокусы. Лабиринтные задания. Задания-путаницы. Занимательные задачи в стихах. Ребусы. Кроссворды.
5. Решение задач (5ч)
Решение заданий на нахождение удобного способа действия. Решение нестандартных задач. Решение логических задач. Решение олимпиадных задач. Математическая шкатулка.
6. Закрепление (1ч)
Интеллектуальный марафон.
II год обучения (34ч, 1 час в неделю)
1. Математические высказывания (6ч)
«Учитесь правильно рассуждать «не», «и», «или», «следует», «равносильно». Составные части математических высказываний. Верные и неверные высказывания. Необходимые и достаточные условия. Затруднительные положения. «Расшифруйте».
2. Геометрия на плоскости (5ч)
Геометрия на плоскости. Построения с препятствиями и ограничениями.
Знакомство с темой «Симметрия вокруг нас». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей). Работа над проектом по теме «Симметрия вокруг нас». Защита проекта.
3. Занимательная математика (6ч)
Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Игры со спичками. Числовые лабиринты. Ребусы. Кроссворды. Арифметическая викторина.
4. Решение задач (8ч)
Занимательные задачи со сказочным сюжетом. Задачи с изменением вопроса. Задачи с многовариантными решениями. Старинные задачи. Задачи на нахождение закономерностей. Решение логических задач. Решение олимпиадных задач. Арифметическая смесь.
5. Алгоритм (8ч)
Операция. Обратная операция. Программа действий. Алгоритм. Программы с вопросами. Виды алгоритмов. Составление линейного алгоритма. Работа над проектом по теме « Газета любознательных». Выпуск математической газеты.
6. Закрепление (1ч)
Интеллектуальный марафон.
III год обучения (34ч, 1 час в неделю)
1. Геометрия в пространстве (6ч)
Пространственное воображение. Пространственные головоломки и игры. Расстановочные и перестановочные головоломки и игры. Повороты вправо, влево плоских фигур. Практическая работа с плоскими фигурами. Вращения фигур. Практическая работа с объемными фигурами. Моделирование фигур из пластилина и глины. Моделирование фигур из бумаги.
2. Решение задач (7ч)
Задачи на установление соответствий между элементами различных множеств. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Задачи на сравнение. Задачи с меняющимся содержанием. Задачи с несформулированным вопросом. Задачи с недостающими и лишними данными. Задачи с несколькими решениями.
3. Меры измерения (7ч)
Старинные меры измерения – длина, масса. Длина и её измерение. Исследование «Определение средней длины шага учеников класса». Измерение времени. Исследование «Какие часы точнее: песочные, механические или электронные?». Масса и её измерение. Исследование «Как зависит сила притяжения от массы предмета?».
Знакомство с темой «Самый лёгкий и самый тяжёлый». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей). Работа над проектом по теме «Самый лёгкий и самый тяжёлый». Защита проекта.
4. Занимательная математика (4ч)
Волшебные (магические) квадраты и волшебная таблица. Наглядная алгебра. Компьютерные математические игры. Занимательные задачи со сказочным сюжетом.
5. Множество (9ч)
Множество и его элементы. Способы задания множеств. Равные множества. Пустое множество. Подмножества. Классификация. Разбиение множеств на части по свойствам. Пересечение множеств. Свойства пересечения множеств. Объединение множеств. Свойства объединения множеств.
6. Закрепление (1ч)
Интеллектуальный марафон.
IV год обучения (34ч, 1 час в неделю)
1. Диаграммы. Координаты на плоскости (10ч)
Диаграммы. Круговые диаграммы. Столбчатые диаграммы. Линейные диаграммы. Составление диаграмм. Пара элементов. Передача изображений. Координаты на плоскости. Точки на осях координат. Построение точек по их координатам.
2. Решение задач (8ч)
Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Задачи о работе. Задачи о покупках и ценах. Задачи на время. Задачи на доказательство. Усложненные текстовые задачи. Задачи на нахождение закономерностей. Комбинаторные задачи. Умозаключения.
3. Логические задачи (6ч)
Логические задачи с непростыми цепочками рассуждений. Логические задачи на воссоздание отсутствующего. Решение логических задач табличным способом. Моделирование как способ решения логических задач. Решение логических задач методом исключения. Решение логических задач исследовательским методом.
4. Занимательная математика (9ч)
Числовые головоломки. Забавные исчезновения и остроумный дележ. Кроссворды (решение и составление). Математические ребусы. Составление математических ребусов. Занимательные задачи. Забавная геометрия.
Знакомство с темой «Математика – это интересно». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей). Работа над проектом по теме «Математика – это интересно». Защита проекта.
5. Закрепление (1ч)
Интеллектуальный марафон
II раздел. Гуманитарный.
I год обучения (33ч, 1 час в неделю)
1. Вводное занятие (1ч)
Русский язык – твой помощник.
2. Фонетика, произношение (9ч)
В мире неведомых звуков. Страна букв. Тайны звуков и букв. Страна Слогов. Несметные сокровища Страны Слов. Интонация, логическое ударение, пауза, порядок слов.
Знакомство с темой «Алфавит». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей). Работа над проектом по теме «Алфавит». Защита проекта.
3. Занимательная грамматика (10ч)
Загадки, считалки, скороговорки. Стихи и рассказы о волшебных словах. Чудесные превращения слов. Королевство ошибок. На карнавале слов. В Театре близнецов. Загадки – шарадки. Головоломки. Ребусы. Шутки – каламбуры.
4. Лексика (5ч)
Эти многоликие слова. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Знакомство с толковым словарём.
5. Фразеология (2ч)
Что такое фразеологизм? Фразеологизмы-термины.
6. Развитие речи (5ч)
Язык – друг мой? Долой однообразие! Разыгрывание сценок. Инсценирование рассказов. Сочинение сказки.
7. Закрепление (1ч)
Турнир знатоков.
II год обучения (34ч, 1 час в неделю)
1. Фонетика, произношение (4ч)
Гласные и согласные. Слог. Перенос. Добрый «волшебник» - ударение. Звуки и буквы. Транскрипция.
2. Орфография (6ч)
Тайны фонемы. Опасные гласные. Опасные согласные. «Опасные соседи». Буква - подсказчица. Буква – помощница. Секрет безошибочного письма.
3. Занимательная грамматика (5ч)
«Спрятавшиеся» слова. «Перевёртыши». Кроссворды, чайнворды. Ребусы. Занимательные головоломки. Вопросы-шутки.
4. Работа со словарями (4ч)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Работа с толковыми и этимологическими словарями. Работа с орфоэпическими и орфографическими словарями.
5. Фразеология (4ч)
Многозначность фразеологизмов. Фразеологизмы-омонимы. Фразеологизмы-синонимы. Фразеологизмы-антонимы.
6. Развитие речи (4ч)
Оружие смеха. Словесная живопись. Составление крылатых выражений из отдельных слов. Замена выражений синонимами.
7. История письма (6ч)
Как обходились без письма? Древние письмена. Как возникла наша письменность?
Знакомство с темой «Застывшие звуки». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей). Работа над проектом по теме «Придумай свой алфавит». Защита проекта.
8. Закрепление (1ч)
Турнир знатоков.
III год обучения (34ч, 1 час в неделю)
1. Орфография (7ч)
Незаменимый мягкий знак. Разделительный твердый знак. Удвоенные согласные. Парные звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Безударные гласные, проверяемые ударением. Непроверяемые безударные гласные.
2. Лексика (7ч)
Омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы. Синонимы. Антонимы. Паронимы.
3. Состав слова и словообразование (4ч)
Из чего же, из чего же состоят слова? Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Многозначные омонимичные приставки. Строим слова.
4. Морфология (11ч)
Части речи. Имя существительное. Как у существительных род появился. Сказка о падежах. Этимология названий падежей. Универсальные заменители. Назначение местоимений. Очень занимательное – имя прилагательное. Глагол. С глаголами раздельно частицу НЕ пиши! Сказка о спряжении глагола. Откуда появились глаголы – исключения? Служебные части речи.
5. Развитие речи (4ч)
Богатство русского языка. Фольклор.
Знакомство с темой «Рифма». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей). Работа над проектом по теме «Сочинение собственных загадок по заданным рифмам». Защита проекта.
6. Закрепление (1ч)
Турнир знатоков.
IV год обучения (34ч, 1 час в неделю)
1. Лексика (7ч)
Происхождение лексики современного русского языка. Неологизмы в русском языке. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы. Исконно русские слова. Старославянизмы. Заимствованные слова. Активная и пассивная лексика. Диалектная и специальная лексика. Кубанский говор, значение слов.
2. Фразеология (2ч)
За строкой крылатых выражений. Фразеологические словари. Составление крылатых выражений из отдельных слов.
3. Состав слова и словообразование (5ч)
Сложные и сложносокращенные слова. Способы словообразования. Образование имен существительных. Способы образования имен прилагательных. Образование глаголов.
4. Синтаксис и пунктуация (2ч)
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Перестроение предложений.
5. Развитие речи (9ч)
Средства языка. Словесная живопись. Сравнение. Метафора. Сокровища родного языка. Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Работа с текстом. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению. Составление рассказов по картинке.
Знакомство с темой «Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей). Работа над проектом по теме «Язык – мой друг». Защита проекта.
6. Занимательная грамматика (8ч)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Морфологические шарады. Криптограммы. Составление криптограмм. Палиндромы. Составление палиндромов. Игры со словами. Решение орфографических задач. Решение олимпиадных заданий по русскому языку.
7. Закрепление (1ч)
Турнир знатоков.
4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные универсальные учебные действия
Самоопределение:
– осознавать основы гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России);
– воспринимать картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (мир профессий, их социальная значимость и содержание);
– сформировать «Я-концепцию» и самооценку личности (адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самопринятие).
Смыслообразование:
– ставить цели и определять мотивы для её достижения
Нравственно-эстетическое оценивание:
– знать основные моральные нормы;
– выполнять моральные нормы;
– оценивать свои поступки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание:
– формулировать и удерживать учебную задачу;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование:
– применять установленные правила в планировании способа решения;
– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
– составлять план и последовательность действий;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Прогнозирование:
– предвосхищать результат;
– предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.
Контроль и самоконтроль:
– различать способ и результат действия;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коррекция:
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
– вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
Оценка:
– выделять и формулировать то, что усвоено, что нужно усвоить; определять качество и уровень усвоения;
– устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
– соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция:
– конкретизация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
– стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;
– активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные:
– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
– использовать общие приёмы решения задач;
– применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
– осуществлять рефлексию способов и условий действий;
– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
– ставить, формулировать и решать проблемы;
– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
– использовать энаково-символические средства, в том числе модели и схемы в ходе выполнения проектов;
– моделировать, то есть выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач;
– поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
– сбор информации;
– запись, фиксация информации, в том числе с помощью ИКТ;
– анализ информации;
– передача информации устным, письменным, цифровым способами;
– интеграция информации (структурирование; презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ);
– применение и представление информации.
Логические:
– подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков;
– анализ, синтез, сравнение;
– классификация по заданным критериям, установление аналогий;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Планирование учебного сотрудничества:
– определять общую цель и пути её достижения;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Постановка вопросов:
– формировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы, обращаться за помощью, формировать свои затруднения;
– предлагать помощь и сотрудничество;
– проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Разрешение конфликтов:
– прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли:
– строить понятные для партнёра высказывания;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– осуществлять взаимный контроль;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов
Первый уровень (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) (1 - 2 класс) | Второй уровень (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): (3 класс) | Третий уровень (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): (4 класс) |
приобретение новых знаний, умения работать со справочной литературой, находить материал в различных пособиях, журналах и т. д., опыта решения проектных задач | позитивное отношение детей к образованию и самообразованию; активное использование школьниками метода проектов, приобретение опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации | приобретение школьником опыта самостоятельного социального взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, сбора и обработки информации; участие школьников в реализации социальных проектов |
5. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
1. Викторины.
2. Турниры.
3. Конкурсы.
4. Олимпиады.
5. Выпуск газеты.
5. Конференции.
6. Защита проектов.
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Одна из основных задач современной школы - помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.
В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня. Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся общеобразовательных школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
Таким образом, основанием для создания четырехлетней программы кружка «Эрудит» послужили:
а) возраст детей (6,6 – 11 лет), когда происходит развитие основных логических структур мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления;
б) устойчивый интерес детей к участию в конкурсах, олимпиадах, викторинах, так как именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.
Данный курс «Эрудит» можно применять в работе с детьми разной интеллектуальной подготовкой. Стать наблюдательным, сообразительным, проницательным, догадливым, изобретательным, находчивым, а также приобрести многие другие важные и полезные качества, которые все вместе составляют культуру мышления, - помогут эти занятия.
Содержание программы кружка «Эрудит» расширяет и обогащает школьные программы по математике и русскому языку.
Включение в курс математического направления связано с целью повышения развивающей функции математики, так как современные задания требуют сочетания эвристического и алгоритмического стиля мышления. Программа курса содержит цикл занятий по развитию творческого мышления, игры и занимательные задания по математике, нестандартные задачи, задания повышенной сложности для подготовки к олимпиадам.
Занятия по русскому языку повысят уровень грамотности, научат правильному правописанию, а грамматические игры послужат прекрасной подготовкой к олимпиадам.
Могут применяться следующие методы организации деятельности учащихся на занятиях кружка:
проблемно-поисковые (эвристический, исследовательский и др.);
методы самоуправления учебными действиями;
методы контроля и самоконтроля.
Приемы:
постановка проблемных вопросов;
выделение главного;
прием классификации;
прием установления аналогии;
прием обобщения, систематизации;
прием моделирования;
прием составления алгоритмов и т. д.
Методы и приемы в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной, практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Коли-чество |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1 | Аванесов Р. И. Орфоэпический словарь русского языка. — М.: Рус. яз., 1988 | 2 |
2 | Анохина Т. М. Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы. - Волгоград: Учитель, 2007 | 2 |
3 | Веденина В. Н., Федотова В. А. Начальная школа. Математика. Внеклассная работа. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2010 | 1 |
4 | Гейдман Б. П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. - М.: Айрис-пресс, 2008 | 2 |
5 | Дьячкова Г. Т. Олимпиады по математике. 2-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2007 | 3 |
6 | Дьячкова Г. Т. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2006 | 2 |
7 | Ефремушкина О. А. Школьные олимпиады для начальных классов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 | 1 |
8 | Кедрова Г. В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006 | 2 |
9 | Левитас Г. Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2002 | 2 |
10 | Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1999 | 2 |
11 | Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. – М.: Дрофа, 2006 | 20 |
12 | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011 | 4 |
13 | Филипченко М.П. Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях. – Волгоград: Учитель, 2007 | 1 |
14 | Холодова Т. В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007 | 2 |
15 | Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2004 | 2 |
16 | Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 1 класс. Учебно-методический комплект для учителя начальных классов. - М.: Экзамен, 2013 | 2 |
17 | Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 2 класс. Учебно-методический комплект для учителя начальных классов. - М.: Экзамен, 2013 | 2 |
2. Печатные пособия |
1 | Афонькин С. Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Литера, 2002 | 1 |
2 | Засоркина Н. В. Метод проектов в начальной школе: система реализации. – Волгоград: Учитель, 2010 | 1 |
3 | Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов: Лицей, 2003 | 1 |
4 | Раицкая Г. В. Олимпиадные задания. 1-2 класс: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. – Самара: Учебная литература, 2007 | 1 |
5 | Раицкая Г. В. Олимпиадные задания. 3-4 класс: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. – Самара: Учебная литература, 2007 | 1 |
6 | Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. – Волгоград: Учитель, 2011 | 1 |
7 | Шатилова М. Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты. – Волгоград: Учитель, 2010 | 1 |
8 | 365 задач для эрудитов. – М.: Аст – Пресс Книга, 2005 | 1 |
3. Технические средства обучения |
1 | ММК | 1 |
2 | Принтер | 1 |
3 | Сканер | 1 |
4 | Фотоаппарат | 1 |
4. Экранно – звуковые пособия |
1 | ЭОР для проведения мероприятий | 1 |
5. Игры и игрушки |
1 | Набор геометрических плоских фигур | 20 |
2 | Набор геометрических объёмных фигур | 1 |
3 | Набор кубиков | 20 |
4 | Набор цифр | 20 |
5 | Счётные палочки | 20 |
6 | Пластилин (глина) | 20 |
7 | Сантиметровая лента, | 20 |
8 | Метровая линейка | 2 |
9 | Часы песочные | 2 |
10 | Часы механические | 2 |
11 | Часы электронные | 2 |
12 | Весы | 5 |
13 | Набор гирь | 5 |
14 | Магнитная азбука | 2 |
15 | Набор слоговых карточек | 20 |
6. Оборудование класса |
1 | Столы и стулья для учащихся | комплект |
2 | Стол и стул для учителя | комплект |
3 | Доска | 1 |
4 | Экран | 1 |