kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Химическая мастерская

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели изучения курса «Химическая мастерская»:

  • Формирование естественно - научного мировоззрения школьников в рамках модернизации основного общего образования.
  • Реализация деятельностного подхода (способствовать развитию умений  поиска, анализа и использования  знаний).
  • Развитие  умения  наблюдать в свете ФГОС ООО.
  •  Расширение кругозора школьников: 

В отличие от других подобных курсов, курс «Химическая мастерская» не является системным, в нем не ставится задача формирования системы химических понятий, знаний и умений, раннего изучения основ химии. Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках кухни и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Химическая мастерская »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Етышинская средняя общеобразовательная школа»





Программа

кружка

«Химическая мастерская»

(5 класс)

Автор:

Ведерникова Татьяна Павловна

учитель химии, биологии





















2014

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика курса «Химическая мастерская»

3. Место учебного курса «Химическая мастерская» в учебном плане

4. Содержание курса «Химическая мастерская»

5. Тематическое планирование

6. Требования к уровню подготовки учащихся и результаты

7. Используемая литература



Пояснительная записка

«Химия создала свой предмет. Эта творческая способность, подобная искусству, коренным образом отличает ее от остальных естественных и гуманитарных наук». (М. Бертло)

Практически каждый ребенок с интересом встречается с новым предметом – химией, предвкушая знакомство с наукой чудес. И это отношение становится основой для познания окружающего мира.

Не увлекаясь высокими теориями, абсолютными понятиями и моделями, без перегрузки, курс «Химическая мастерская» позволяет внимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся представления о возможностях этой науки, ее доступности и значимости для них.

В отличие от других подобных курсов, курс «Химическая мастерская» не является системным, в нем не ставится задача формирования системы химических понятий, знаний и умений, раннего изучения основ химии. Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках кухни и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.

Рабочая программа курса «Химическая мастерская» разработана на основе следующих нормативных документов:

Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);

Основной образовательной программы ОУ.


Цели изучения курса «Химическая мастерская»:

  • Формирование естественно - научного мировоззрения школьников в рамках модернизации основного общего образования.

  • Реализация деятельностного подхода (способствовать развитию умений поиска, анализа и использования знаний).

  • Развитие умения наблюдать в свете ФГОС ООО.

  • Расширение кругозора школьников:



Задачи курса

  • Развить умение наблюдать, рассуждать, анализировать, доказывать. На основе наблюдений научить описывать простейшие физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа)

  • Познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами.

  • Овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности


Общая характеристика курса «Химическая мастерская»

Программа внеурочного курса для учащихся 5 класса является расширением предмета «Химия».

Основополагающими принципами построения курса «Химическая мастерская» являются:

  • научность в сочетании с доступностью;

  • практико-ориентированность,

  • метапредметность и межпредметность.

В рамках предмета «Химия» не рассматривается ни один из разделов данной программы, что позволяет заинтересовать обучающихся для изучения материала курса.


Описание места учебного курса «Химическая мастерская» в учебном плане

Программа курса "Химическая мастерская" рассчитана на 34часа (1 раз в неделю, 1 год обучения)

Направленность: пропедевтика преподавания химии.

Возраст учащихся: 11-12 лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1год.

В основе внеурочного курса лежит системно - деятельностный подход,

который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям

информационного общества;

  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

  • учет индивидуальных, возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

  • обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  • разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Химическая мастерская», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.


Методы и приемы, используемые при изучении курса

- наблюдение

- простейший химический эксперимент

- прикладные занятия, позволяющие взглянуть на окружающий мир глазами химика;

-занимательность;


Формы проведения занятий:

-эксперимент и наблюдение

-защита проекта,

-беседа,

-соревнование,

-активные и пассивные (настольные) химические игры.

Содержание программы курса «Химическая мастерская» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.

Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности

образовательного процесса используются современные педагогические

технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные

технологии обучения.

Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в

кабинете химии.

Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж с

учащимися по соблюдению техники безопасности при проведении эксперимента, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.




Содержание курса «Химическая мастерская»


Тема 1, Введение в химию (4ч.)

Предмет химии. Вещества. Молекулы. Атомы. Физические и химические явления.

Практическая работа: приемы обращения с лабораторным оборудованием

Тема 2. Оборудование и вещества на кухне (3ч.).

Газовая плита. Природный газ, метан. Горение. Строение пламени. Кислород. Горение веществ в кислороде и воздухе. Реакции соединения. Способы прекращения горения. Углекислый газ. Простые и сложные вещества. Моделирование молекул кислорода, углекислого газа, метана.

Демонстрации: получение кислорода, обнаружение кислорода и углекислого газа.

Лабораторные опыты: изучение строения пламени.

Тема 3. Что мы пьем? (12ч.)

Вода. Реакция разложения воды. Моделирование молекул кислорода. водорода, воды. Реакция разложения на примере воды. Отличие реакций соединения и разложения. Вода - идеальный растворитель. Растворимость веществ в воде. Минеральная и газированная вода. Чай и кофе. Молоко, скисание молока, молочная кислота, молочные продукты (простокваша, кефир). Чистые вещества и смеси.

Лабораторные опыты:

растворение веществ в воде (суспензия мыла, эмульсия растительного масла, раствор поваренной соли):

выпаривание раствора минеральной воды;

обнаружение молочной кислоты в кефире, белков в молоке.

Практические работы: 1) очистка воды 2) очистка поваренной соли

Тема 4. Что мы едим? (13 ч.)

Хлеб. Тесто. Дрожжи. Углеводы. Соли; поваренная соль и питьевая сода.

Ягоды и фрукты. Глюкоза. Моделирование молекулы глюкозы. Брожение – химический процесс. Картофель. крахмал, углеводы.

Жиры. Растительные и животные жиры. Сливочное масло, маргарин.

Яйцо. Мясо. Рыба. Белки.

Демонстрации: пористое строение теста.

Лабораторные опыты:

- обнаружение крахмала, глюкозы в хлебе;

- обнаружение крахмала в маргарине;

- обнаружение белков в мясе и рыбе;

- взаимодействие соды с уксусной кислотой;

- разложение гидрокарбоната аммония

Тема 5. Делаем уборку на кухне (2 ч.)

Чистящие средства: сода, мыло, кислоты. нашатырный спирт.

Демонстрации: получение мыла.

Лабораторные опыты:

растворение накипи и ржавчины кислотой;

обнаружение щелочной и кислой среды индикатором;

контроль чистоты посуды в школьной столовой.




Тематическое планирование.


тема

срок

1

Предмет химии. Правила ТБ.


2

Вещества


3

Молекулы, атомы


4

Физические и химические явления. Практическая работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»


5

Газовая плита. Природный газ. Метан.


6

Горение. Строение пламени. Лабораторный опыт»Изучение строения пламени»


7

Кислород, углекислый газ


8

Вода – самое удивительное вешество.


9

Водород и кислород. Моделирование молекул воды, водорода и кислорода.


10

Вода – растворитель. Растворы.


11

Растворимые и нерастворимые вещества. Лабораторные опыты «Растворение веществ в воде»


12

Минеральная и газированная вода. Лабораторный опыт «Выпаривание раствора минеральной воды»


13

Молоко, скисание молока, молочная кислота.


14

Молочные продукты.


15

Лабораторные опыты «Обнаружение белков в молоке», «Обнаружение молочной кислоты в кефире»


16

Чистые вещества и смеси.


17

Практическая работа «Очистка поваренной соли»


18

Чай и кофе


19

Обобщающий урок по теме «Что мы пьем?»


20

Хлеб. Тесто. Дрожжи


21

Углеводы


22

Соли: поваренная соль и питьевая сода


23

Ягоды и фрукты


24

Глюкоза, моделирование молекулы


25

Брожение – химический процесс


26

Картофель


27

Крахмал. Лабораторные опыты «Обнаружение крахмала в хлебе, маргарине»


28

Жиры, растительные и животные


30

Яйцо, мясо, рыба. Белки.


31

Лабораторные опыты по обнаружению белков в продуктах питания


32

Обобщающий урок по теме «Что мы едим?»


33

Чистящие средства: сода, мыло и др. Демонстрационный опыт «Получение мыла»


34

Лабораторные опыты по растворению накипи и удалению ржавчины, контроль чистоты посуды


Итого:

34ч.




Требования и результаты к уровню подготовки учащихся

к концу 5 класса

обучающиеся должны знать:

- что все окружающие нас предметы называют телами, состоящими из

веществ;

- некоторые химические вещества и их свойства (например, уксусная кислота, мел, сода, кислород, углекислый газ, перманганат калия, гашеная известь, крахмал, сахар, соль и др.);

- химические термины, используемые в быту и литературе (например, кислота, основание, щелочь, атом, молекула, химическая реакция, адсорбция и др.);

- ответы на многие бытовые вопросы (что мы пьем, что мы едим, как получить мыло, как удалить накипь и ржавчину и др.)

обучающиеся должны уметь:

- наблюдать за различными телами и веществами, окружающими нас в повседневной жизни;

– определять виды деятельности человека, связанные с изучением природы (методы познания: наблюдение и эксперимент);

- проводить простейший эксперимент, наблюдать и объяснять происходящие явления

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса или выполнением практических заданий.



Литература


  1. Аспицкая А.Ф., Шиляева Л.А. Программа пропедевтического курса химии для 5-7 классов. Пермь, 1995

  2. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980

  3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992

  4. Штремплер Г.И. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1993

  5. Ольгин О. Н. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986

  6. Юдин А.М. Химия в нашем доме. М.: Химия.1990



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Химическая мастерская

Автор: Ведерникова Татьяна Павловна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151759

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) ""Алюминий: химический элемент и простое вещество" "
    ["seo_title"] => string(58) "aliuminii-khimichieskii-eliemient-i-prostoie-vieshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "158070"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421683676"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методика работы над художественно-творческим проектом «Мастерская. Роспись пасхальных яиц» "
    ["seo_title"] => string(100) "mietodika-raboty-nad-khudozhiestvienno-tvorchieskim-proiektom-mastierskaia-rospis-paskhal-nykh-iaits"
    ["file_id"] => string(6) "113801"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411053261"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Тема урока «Выполнение химической завивки прямым способом»"
    ["seo_title"] => string(63) "tiema_uroka_vypolnieniie_khimichieskoi_zavivki_priamym_sposobom"
    ["file_id"] => string(6) "438279"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510420137"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Разработка урока химии 8 класс с использованием технологии творческой мастерской "Химические реакции""
    ["seo_title"] => string(113) "razrabotka-uroka-khimii-8-klass-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-tvorchieskoi-mastierskoi-khimichieskiie-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "255672"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447961504"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Мастерская по теме "Химия и стирка""
    ["seo_title"] => string(39) "mastierskaia_po_tiemie_khimiia_i_stirka"
    ["file_id"] => string(6) "424604"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1501341352"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства