Формирование естественно - научного мировоззрения школьников в рамках модернизации основного общего образования.
Реализация деятельностного подхода (способствовать развитию умений поиска, анализа и использования знаний).
Развитие умения наблюдать в свете ФГОС ООО.
Расширение кругозора школьников:
В отличие от других подобных курсов, курс «Химическая мастерская» не является системным, в нем не ставится задача формирования системы химических понятий, знаний и умений, раннего изучения основ химии. Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках кухни и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Химическая мастерская »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Етышинская средняя общеобразовательная школа»
Программа
кружка
«Химическая мастерская»
(5 класс)
Автор:
Ведерникова Татьяна Павловна
учитель химии, биологии
2014
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика курса «Химическая мастерская»
3. Место учебного курса «Химическая мастерская» в учебном плане
4. Содержание курса «Химическая мастерская»
5. Тематическое планирование
6. Требования к уровню подготовки учащихся и результаты
7. Используемая литература
Пояснительная записка
«Химия создала свой предмет. Эта творческая способность, подобная искусству, коренным образом отличает ее от остальных естественных и гуманитарных наук». (М. Бертло)
Практически каждый ребенок с интересом встречается с новым предметом – химией, предвкушая знакомство с наукой чудес. И это отношение становится основой для познания окружающего мира.
Не увлекаясь высокими теориями, абсолютными понятиями и моделями, без перегрузки, курс «Химическая мастерская» позволяет внимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся представления о возможностях этой науки, ее доступности и значимости для них.
В отличие от других подобных курсов, курс «Химическая мастерская» не является системным, в нем не ставится задача формирования системы химических понятий, знаний и умений, раннего изучения основ химии. Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках кухни и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.
Рабочая программа курса «Химическая мастерская» разработана на основе следующих нормативных документов:
Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
Основной образовательной программы ОУ.
Цели изучения курса «Химическая мастерская»:
Формирование естественно - научного мировоззрения школьников в рамках модернизации основного общего образования.
Реализация деятельностного подхода (способствовать развитию умений поиска, анализа и использования знаний).
Развитие умения наблюдать в свете ФГОС ООО.
Расширение кругозора школьников:
Задачи курса
Развить умение наблюдать, рассуждать, анализировать, доказывать. На основе наблюдений научить описывать простейшие физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа)
Познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами.
Общая характеристика курса «Химическая мастерская»
Программа внеурочного курса для учащихся 5 класса является расширением предмета «Химия».
Основополагающими принципами построения курса «Химическая мастерская» являются:
научность в сочетании с доступностью;
практико-ориентированность,
метапредметность и межпредметность.
В рамках предмета «Химия» не рассматривается ни один из разделов данной программы, что позволяет заинтересовать обучающихся для изучения материала курса.
Описание места учебного курса «Химическая мастерская» в учебном плане
Программа курса "Химическая мастерская" рассчитана на 34часа (1 раз в неделю, 1 год обучения)
Направленность: пропедевтика преподавания химии.
Возраст учащихся: 11-12 лет.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1год.
В основе внеурочного курса лежит системно - деятельностный подход,
который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
учет индивидуальных, возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Химическая мастерская», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Методы и приемы, используемые при изучении курса
- наблюдение
- простейший химический эксперимент
- прикладные занятия, позволяющие взглянуть на окружающий мир глазами химика;
-занимательность;
Формы проведения занятий:
-эксперимент и наблюдение
-защита проекта,
-беседа,
-соревнование,
-активные и пассивные (настольные) химические игры.
Содержание программы курса «Химическая мастерская» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.
Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности
образовательного процесса используются современные педагогические
технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные
технологии обучения.
Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в
кабинете химии.
Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж с
учащимися по соблюдению техники безопасности при проведении эксперимента, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Содержание курса «Химическая мастерская»
Тема 1, Введение в химию (4ч.)
Предмет химии. Вещества. Молекулы. Атомы. Физические и химические явления.
Практическая работа: приемы обращения с лабораторным оборудованием
Тема 2. Оборудование и вещества на кухне (3ч.).
Газовая плита. Природный газ, метан. Горение. Строение пламени. Кислород. Горение веществ в кислороде и воздухе. Реакции соединения. Способы прекращения горения. Углекислый газ. Простые и сложные вещества. Моделирование молекул кислорода, углекислого газа, метана.
Демонстрации: получение кислорода, обнаружение кислорода и углекислого газа.
Лабораторные опыты: изучение строения пламени.
Тема 3. Что мы пьем? (12ч.)
Вода. Реакция разложения воды.Моделирование молекулкислорода. водорода, воды. Реакция разложения на примере воды. Отличие реакций соединения и разложения. Вода - идеальный растворитель. Растворимость веществ в воде. Минеральная и газированная вода. Чай и кофе. Молоко, скисание молока, молочная кислота, молочные продукты (простокваша, кефир). Чистые вещества и смеси.
Лабораторные опыты:
растворение веществ в воде (суспензия мыла, эмульсия растительного масла, раствор поваренной соли):
выпаривание раствора минеральной воды;
обнаружение молочной кислоты в кефире, белков в молоке.
Практические работы: 1) очистка воды 2) очистка поваренной соли
Тема 4. Что мы едим? (13 ч.)
Хлеб. Тесто. Дрожжи. Углеводы. Соли; поваренная соль и питьевая сода.
Водород и кислород. Моделирование молекул воды, водорода и кислорода.
10
Вода – растворитель. Растворы.
11
Растворимые и нерастворимые вещества. Лабораторные опыты «Растворение веществ в воде»
12
Минеральная и газированная вода. Лабораторный опыт «Выпаривание раствора минеральной воды»
13
Молоко, скисание молока, молочная кислота.
14
Молочные продукты.
15
Лабораторные опыты «Обнаружение белков в молоке», «Обнаружение молочной кислоты в кефире»
16
Чистые вещества и смеси.
17
Практическая работа «Очистка поваренной соли»
18
Чай и кофе
19
Обобщающий урок по теме «Что мы пьем?»
20
Хлеб. Тесто. Дрожжи
21
Углеводы
22
Соли: поваренная соль и питьевая сода
23
Ягоды и фрукты
24
Глюкоза, моделирование молекулы
25
Брожение – химический процесс
26
Картофель
27
Крахмал. Лабораторные опыты «Обнаружение крахмала в хлебе, маргарине»
28
Жиры, растительные и животные
30
Яйцо, мясо, рыба. Белки.
31
Лабораторные опыты по обнаружению белков в продуктах питания
32
Обобщающий урок по теме «Что мы едим?»
33
Чистящие средства: сода, мыло и др. Демонстрационный опыт «Получение мыла»
34
Лабораторные опыты по растворению накипи и удалению ржавчины, контроль чистоты посуды
Итого:
34ч.
Требования и результаты к уровню подготовки учащихся
к концу 5 класса
обучающиеся должны знать:
- что все окружающие нас предметы называют телами, состоящими из
веществ;
- некоторые химические вещества и их свойства (например, уксусная кислота, мел, сода, кислород, углекислый газ, перманганат калия, гашеная известь, крахмал, сахар, соль и др.);
- химические термины, используемые в быту и литературе (например, кислота, основание, щелочь, атом, молекула, химическая реакция, адсорбция и др.);
- ответы на многие бытовые вопросы (что мы пьем, что мы едим, как получить мыло, как удалить накипь и ржавчину и др.)
обучающиеся должны уметь:
- наблюдать за различными телами и веществами, окружающими нас в повседневной жизни;
– определять виды деятельности человека, связанные с изучением природы (методы познания: наблюдение и эксперимент);
- проводить простейший эксперимент, наблюдать и объяснять происходящие явления
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса или выполнением практических заданий.
Литература
Аспицкая А.Ф., Шиляева Л.А. Программа пропедевтического курса химии для 5-7 классов. Пермь, 1995
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992
Штремплер Г.И. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1993