kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока химии 8 класс с использованием технологии творческой мастерской "Химические реакции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - мастерская построения новых знаний, нетрадиционный. Методы: проблемно- поисковый, исследовательский. Девиз урока "Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим" Б. Паскаль. Этапы урока с целеполаганием. Описание лабораторных опытов для групп.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока химии 8 класс с использованием технологии творческой мастерской "Химические реакции"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнетеченская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М.С.Шумилова» Курганской области, Катайского района Автор – составитель: Баженова Елена Викторовна учитель химии, биологии 1 квалификационной категории с. Верхняя Теча 2015 г

Нетрадиционный урок химии в 8 классе

Мастерская построения новых знаний.

Тема: «Химические реакции»

УМК О.С.Габриеляна.

Цель: ввести понятие о химической реакции как главном объекте химии.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать определение химической реакции; изучить признаки и условия протекания химических реакций, их использование и значение в жизни человечества.

Развивающие: развивать творческие и исследовательские способности учащихся, используя технологию проблемного обучения; умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, говорить и высказывать свои мысли; умения самостоятельной работы с дополнительной информацией; умения работать в группах и индивидуально.

Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к познанию и к предмету химии; чувство взаимного уважения между ребятами, самоуважения, самовоспитания; создать положительную психологическую атмосферу.

Тип урока: нетрадиционный (мастерская построения новых знаний)

Методы: проблемно- поисковый, исследовательский.

Формы: чередование индивидуальной, групповой ( с постоянным и переменным составом) и коллективной, творческая индивидуальная, фронтальная, игра.

Оборудование: выставка предметов «Химия вокруг нас»; инструктивные карточки; карточки для игры и рефлексии; дополнительная литература; плакаты с химическими явлениями, признаками химических реакций; набор реактивов для выполнения л.о (см инструкцию); презентация.

Оформление доски: план урока (на начало урока он закрыт, открывается по ходу урока), высказывания Б.Шоу и Б.Паскаля.

Девиз урока: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».
Б. Паскаль

«Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность»

Б.Шоу

Ход урока:

Предварительно класс делится на 4 группы.

I. Организационная часть

(Цель: создать положительную эмоциональную атмосферу, настроить и организовать учащихся).

Учитель:

Сегодня у нас необычный урок- творческая мастерская построения новых знаний. Вам предоставляется роль мастеров. Каждый из вас постарается показать свои творческие способности, умения работать самостоятельно, в группах, совершенствовать свои исследовательские способности.

В мастерской отсутствует оценка, соревнование, соперничество. Здесь каждый вправе говорить, как он думает. И мы должны отнестись к этому с пониманием. Мне отводится роль мастера мастеров. Я немножечко буду помогать вам стать мастерами.

II. Повторение

(Цель: закрепить понятия о веществе, явлениях; создать эмоциональную разрядку и в игровой форме разделить учащихся на новые группы).

Каждый стол имеет название (простое вещество, сложное вещество, физические явления, химические явления).

Игра «Составь из частей целое»

( На столах разложены разноцветные фигурки из картона разного цвета, на обратной стороне которых записаны примеры простых веществ, сложных веществ, физических и химических явлений). Возьмите по одной фигурке.

Ваша задача: «поместить» их в свою группу. Минуточку подумайте и, не толкаясь, перемещаемся к своему столу.

А проверить очень просто: за каждым столом из частей должна собраться какая- то целая фигура, причем одного цвета.

Молодцы!

III. Индукция (наведение)

(Цель:создать эмоциональный настрой на урок, вызвать интерес к последующей работе)

Демонстрация: химических явлений (реакций)

- горение дров в костре,

- горение бытового газа,

- горение свечи,

- сквашивание молока,

- фотосинтез,

- окисление медной посуды,

- открытая бутылка с газированной водой,

- горение бенгальского огня и др.

Учитель:

Ребята, как вы думаете, каким общим словом можно назвать все продемонстрированные процессы?

Предполагаемый ответ: химические явления или химические реакции.

IV. Построение новых знаний.

Учитель:

Итак, тема нашего урока «Химические реакции». (По ходу урока делаются основные записи в тетради).

Это понятие и будет служить объектом нашего исследования.

Какой проблемный вопрос здесь возникает? Что нам нужно узнать?

Предполагаемый ответ: что такое химическая реакция, что происходит при химической реакции, ее главные отличия от физических явлений.


Давайте вместе сформулируем цель и задачи нашего исследования.

(Учитель только помогает, направляет).

Цель: ввести понятие о химической реакции как главном объекте химии

Задачи:

- сформулировать определение химической реакции,

- изучить сущность возникновения и протекания химических реакций,

- определить, что происходит при химической реакции,

- научиться применять полученные знания в жизни.

Решение проблемы. Выполнение лабораторного опыта.

Учитель:

Сейчас вы выступите в роли юных исследователей- мастеров, работающих в химической лаборатории.

Ваша задача: проделать опыты, которые описаны в инструкции. Устно ответить на вопросы 1 пункта инструкции. Не забывайте о правилах безопасного выполнения опытов. Инструктаж по ТБ. (Работа в группах)


Социализация.

Выступление групп: показ результатов опыта, объяснение, ответы на вопросы.


Учитель:

А теперь выполните 2 пункт инструкции. Закончите в тетради фразу: «Химическая реакция- это…»

Социализация.

Заслушивание объяснение каждой группы.

Сравнение с образцом, корректирование и конечная формулировка данного понятия.

«Химическая реакция- это превращение одних веществ вдругие, отличающиеся от исходных составом, строением, свойствами»

Учитель:

Мы ответили на главный вопрос- что такое химическая реакция? А что нам еще нужно узнать? (Ответы детей, учитель помогает. Реакция характеризуется какими- то изменениями. Как вы думаете, как называются эти изменения?

Предполагаемый ответ: признаки.

По каким признакам можно считать, что произошла химическая реакция? Ответить на этот вопрос вам помогут результаты проделанных опытов и 3 пункт инструкции.

(Работа в группах).

Социализация. Учащиеся называют признаки химических реакций.

Сравнение с образцом, корректирование и запись в тетрадь.

Создание проблемной ситуации.

Учитель:

Ребята, вам известно, что полено дров труднее поджечь, чем тонкую лучинку. Труднее загорается и кусок угля. А при соприкосновении древесных опилок с воздухом при обычной температуре опилки не загораются.

Проблемный вопрос. Как это можно объяснить? Что нужно сделать, чтобы произошла химическая реакция?

Предполагаемый ответ: должны выполняться какие- то условия.

Учащиеся сами перечисляют условия протекания химических реакций. Если затрудняются, то учитель рекомендует выполнить 4 пункт инструкции.

Социализация. Учащиеся называют условия химических реакций.

Сравнение с образцом, корректирование и запись в тетрадь.

Учитель:

Ребята, а где используются химические реакции? Каково их значение?

(Ответы школьников). Выполнение 5 пункта инструкции. Обратить внимание на выставку «Химия вокруг нас».

Под руководством учителя учащиеся делают вывод: химические реакции играют огромную роль в жизни человека и человечества в целом. Нет ни одной отрасли хозяйства, где бы не использовались продукты химических реакций. И даже живые организмы- это целые химические лаборатории, где ежеминутно и ежесекундно происходят различные реакции.

V. Домашнее задание.

Обязательное: п. 26, стр. 96 №2,3

Дополнительное: 2- 3 примера химических явлений и где они применяются.

Творческое: придумать загадки о химических явлениях, сказку или кроссворд.

VI. Рефлексия. Учащиеся дают оценку своей деятельности на уроке.

Учитель: на столах лежат карточки, допишите в них предложения.

Сегодня на уроке я:

* научился......

* было интересно.....

* было трудно....

* мои ощущения...

* мне показалось важным ...

* я понял, что...

* я почувствовал, что ...


Оценка учителя: молодцы! Спасибо всем за активную, плодотворную, творческую работу!




Приложение1.

Инструкция. 1 группа.

I. Проведение лабораторного опыта.

В пробирку поместите несколько кусочков мела (CaCO3). Добавьте ОСТОРОЖНО немного раствора серной кислоты (H 2SO4). Что вы наблюдаете? Можно ли это явление отнести к химической реакции? Если да, то почему? Изменяются ли вещества после проведения опыта? Выберите 1 человека из группы для отчета о проделанной работе.

II. В тетради закончите фразу: «Химическая реакция- это…»

(если испытываете затруднение, то обратитесь к учебнику Габриеляна стр 94)

III. Перечислите признаки химических реакций (вам поможет учебник Габриеляна стр 94)

IV. Перечислите условия протекания химических реакций.

(вам поможет учебник Габриеляна стр 95)

V. Приведите примеры использования химических реакций.

(за помощью обратитесь к дополнительной литературе: учебник Ходакова стр 14 и др).





Инструкция. 2 группа.

I. Проведение лабораторного опыта.

В пробирку ОСТОРОЖНО налейте немного раствора гидроксида калия (KOH) и добавьте столько же раствора сульфата меди (II) (СuSO4). Что вы наблюдаете? Можно ли это явление отнести к химической реакции? Если да, то почему? Изменяются ли вещества после проведения опыта? Выберите 1 человека из группы для отчета о проделанной работе.

II. В тетради закончите фразу: «Химическая реакция- это…»

(если испытываете затруднение, то обратитесь к учебнику Габриеляна стр 94)

III. Перечислите признаки химических реакций (вам поможет учебник Габриеляна стр 94)

IV. Перечислите условия протекания химических реакций.

(вам поможет учебник Габриеляна стр 95)

V. Приведите примеры использования химических реакций.

(за помощью обратитесь к дополнительной литературе: учебник Ходакова стр 14 и др).





Инструкция. 3 группа.

I. Проведение лабораторного опыта.

В пробирку налейте немного раствора хлорида железа (III) – FeCl 3, а затем добавьте 2-3 капли раствора роданида калия- KCNS. Что вы наблюдаете? Можно ли это явление отнести к химической реакции? Если да, то почему? Изменяются ли вещества после проведения опыта? Выберите 1 человека из группы для отчета о проделанной работе.

II. В тетради закончите фразу: «Химическая реакция- это…»

(если испытываете затруднение, то обратитесь к учебнику Габриеляна стр 94)

III. Перечислите признаки химических реакций (вам поможет учебник Габриеляна стр 94)

IV. Перечислите условия протекания химических реакций.

(вам поможет учебник Габриеляна стр 95)

V. Приведите примеры использования химических реакций.

(за помощью обратитесь к дополнительной литературе: учебник Ходакова стр 14 и др).



Инструкция. 4 группа.

I. Проведение лабораторного опыта.

В пробирку налейте немного раствора хлорида бария- BaCl 2 и добавьте ОСТОРОЖНО столько же раствора серной кислоты- H 2 SO 4 . Что вы наблюдаете? Можно ли это явление отнести к химической реакции? Если да, то почему? Изменяются ли вещества после проведения опыта? Выберите 1 человека из группы для отчета о проделанной работе.

II. В тетради закончите фразу: «Химическая реакция- это…»

(если испытываете затруднение, то обратитесь к учебнику Габриеляна стр 94)

III. Перечислите признаки химических реакций (вам поможет учебник Габриеляна стр 94)

IV. Перечислите условия протекания химических реакций.

(вам поможет учебник Габриеляна стр 95)

V. Приведите примеры использования химических реакций.

(за помощью обратитесь к дополнительной литературе: учебник Ходакова стр 14 и др).



Основные ключевые моменты урока.

1. Тема: химические реакции.

2. «Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии»

Н.Н.Семенов.

3. Химическая реакция- это превращение одних веществ в другие, отличающиеся от исходных составом, строением и свойствами.

А + B = AB

4. Признаки

5. Условия

6. Значение.


Список использованных ресурсов:


1. Бочарова С.В. Химии. 8 класс: Поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна – М.: Дрофа, 2007.- 128 с.

2. Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии: Дидактический материал для 8 кл.: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1992.- 64 с.

3. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки – М.: ВАКО, 2005.- 368 с.

4. Суровцева Р.П, Софронов С.В. Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 96 с.

5. Интернет – ресурсы на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://schoolcollection.edu.ru



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Баженова Елена Викторовна

Дата: 19.11.2015

Номер свидетельства: 255672


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства