Просмотр содержимого документа
«календарно- тематическое планирование »
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая профориентационная программа элективного курса «Основы выбора профессий» для 11 класса .
Цели:
- формирование психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь;
- развитие социального интеллекта(овладение способами и приёмами конструктивного взаимодействия с окружающими);
- развитие рефлексии;
- развитие эрудиции;
Программа развития уверенности в себе призвана оказать помощь учащимся в нелёгкий, напряжённый период, связанный со сдачей экзаменов и поступлением либо в высшее, либо в среднее специальное учебное заведение.
Задачи:
- обеспечение участников теоретической психологической информацией;
- обеспечение участников средствами познания других людей и самопознания;
1.Приказ министерства образования «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. № 1089.
2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
3.Образовательная программа школы.
4.Базисный учебный план РФ.
5.Учебный план МБОУ СО Астаховской школы.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа «Основы выбора профессии» составлена на 2014-2015 учебный год. Учащиеся 10-11 классов входят в новый период возрастного развития- юношеский возраст. У учащихся этого возраста складывается потребность в развитии социального интеллекта. Десятиклассникам и одиннадцатиклассникам важно при этом получить оценку окружающих, сравнить её с самооценкой. Групповые занятия «Познавая себя и окружающих» являются своеобразным мостиком в личностном развитии ребят, которые обеспечивают преемственность прошлого и будущего. Действительно, отличительной особенностью молодого человека 16-17 лет, является то, что именно в этот, заключительный период обучения в школе перед ним стоит сложная задача- самоопределения, принятия решения, от которого зависит его будущее. Естественно, такая ситуация заставляет задумываться, осмысливать свои возможности, потребности, притязания. Времени на отсрочку нет. К трудностям, которые связаны с выбором, добавляется ещё мучительное и тревожное ожидание сдачи экзаменов, в том числе и ЕГЭ- нового по форме и содержанию. Ведь от итоговых результатов зависит будущее, возможность реализовать себя, занять определённую социальную нишу. Таким образом, выпускникам присуще чувство тревоги, нависшей угрозы, в основе которых лежит страх потерять шанс самореализации. Программа по профориентации «Основы выбора профессии» призвана помочь школьникам в нелёгкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.
Раздел 3. Место элективного курса в учебном плане
Данная программа модифицированная, разработана на основе программ: Технология. Трудовое обучение 5-11 кл./ под ред. Ю.Л.Хотунцева, В.Д. Симоненко; Твоя профессиональная карьера 8-9 кл./ под ред. С.Н.Чистяковой.
Программа рассчитана на 17 занятий, один час в неделю в течение 1 полугодия.
Этапы проведения:
Подготовительный (ориентировочный)
Развивающий , тренинговый
Заключительный(коррекционный).
Раздел 4. Содержание элективного курса 10-11 класса
1.Вводное занятие. Многообразие мира профессий.2.Здоровье и выбор профессии. Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессий, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Учёт состояния здоровья при выборе профессии.3. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Общее представление о нервной системе и её свойствах(сила,подвижность,уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счёт выработки индивидуального стиля деятельности. Практическая работа.4.Темперамент в профессиональном становлении личности. Общее преставление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Психологическое состояние(монотонность, утомление, психическая направленность).в трудовом процессе.5.Ведущие отношенияличности и типы профессий. Направленность личности. Качества личности, отражающие отношения к различным сторонам личности. Отношения к деятельности(удовлетворённость трудом, местом работы, профессией). Отношения к самому себе. Отношения к предметному миру. Практическая работа 6. Эмоциональные состоянияличности. Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний(настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).7. Волевые качестваличности. Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли в процессе принятия профессиональных решений. Практическая работа 8.Профессиональные пробы. Практическая работа 9.Вводный подготовительный этап. Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Практическая работа 10.Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек». Практическая работа 11.Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника». Практическая работа 12.Профессиональные пробы попрофессиям типа «человек-природа». Практическая работа 13.Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-знаковая система». Практическая работа 14.Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-художественный образ». Практическая работа 15.Пути получения профессии. Профессиональная подготовка, её уровни. Источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и вакансиях. Возможности компьютерных сетей для получения информации о профессиях и учебных заведениях. Система профессионально- технического образования.типы профессиональных училищ, условия приёма и обучение в них. Практическая работа 16.Моя профессиональнаякарьера. Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная деятельность и карьера. Факторы влияющие на профкарьеру. Профессиональное мастерство и творчество. Критерии профессиональной компетентности. Профессиональный гороскоп. Практическая работа 17. Личныйпрофессиональный план. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
1.Практические работы:
1.Темперамент в профессиональном становлении личности..
2. Ведущие отношения личности и типы профессий
3. Профессиональные пробы
4. Деловая игра « Кадровый вопрос».
5. Как закрепиться на рабочем месте и как достичь успеха в профессии.
2. Экскурсии:
1Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек».
2. Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника». 3.Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-природа».
4. Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-знаковая система».
5. Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-художественный образ».
6. Как закрепиться на рабочем месте и как достичь успеха в профессии.
Направления проективной деятельности обучающихся:направления работы с учащимися в рамках элективного курса - теоретическая подготовка (информирование, просветительская работа); тестирование (выявление профессиональных склонностей, личностных особенностей и прочие); практическая подготовка(формирование и тренировка умений, навыков, способностей); консультирование( групповое, индивидуальное).
Раздел 5. Тематическое планирование
Основное содержание
Основные виды деятельности
1.Вводное занятие. Многообразие мира профессий.2.Здоровье и выбор профессии. Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессий, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Учёт состояния здоровья при выборе профессии.3. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Общее представление о нервной системе и её свойствах(сила,подвижность,уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счёт выработки индивидуального стиля деятельности.4.Темперамент в профессиональном становлении личности. Общее преставление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Психологическое состояние(монотонность, утомление, психическая направленность).в трудовом процессе.5.Ведущие отношенияличности и типы профессий. Направленность личности. Качества личности, отражающие отношения к различным сторонам личности. Отношения к деятельности(удовлетворённость трудом, местом работы, профессией). Отношения к самому себе. Отношения к предметному миру.6. Эмоциональные состоянияличности. Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний(настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).7. Волевые качестваличности. Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли в процессе принятия профессиональных решений.8.Профессиональные пробы.9.Вводный подготовительный этап. Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении.10.Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек».11.Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника».12.Профессиональные пробы попрофессиям типа «человек-природа».13.Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-знаковая система».14.Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-художественный образ».15.Пути получения профессии. Профессиональная подготовка, её уровни. Источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и вакансиях. Возможности компьютерных сетей для получения информации о профессиях и учебных заведениях. Система профессионально- технического образования.типы профессиональных училищ, условия приёма и обучение в них.16.Моя профессиональнаякарьера. Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная деятельность и карьера. Факторы влияющие на профкарьеру. Профессиональное мастерство и творчество. Критерии профессиональной компетентности. Профессиональный гороскоп.17. Личныйпрофессиональный план. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
Составление словаря профессий
Тест «состояние здоровья и самочувствия»
Теппинг-тест, проба Лачинса
Опросник Айзенка
Ориентировочная анкета, отношение к другому человеку как к ценности.
7.СамоуткинаН.В.Игры в школе и дома.-М:Новая школа,1995.
Раздел 8. Результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины и системы их оценки
Личностные результаты. По окончании курса учащиеся смогутсоставлять проект своего индивидуального профессионального маршрута для реализации индивидуальной образовательной программы.
Метапредметные результаты. Включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
2. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные результаты
Базовый уровень
Повышенный уровень
Понятия о пофессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; правила выбора профессии, карьеры; осуществлять самоанализ развития своей личности; значение правильного самоопределения для личности и общества; пользоваться приёмами самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; требования к составлению личного профессионального плана; проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями; понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда; психофизиологических и психологических ресурсах личности с выбором профессии; анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных особенностях, стиля общения; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования; значение творческого потенциала человека, карьеры; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.
Овладеть общими способами организации практической деятельности. Они уточняют жизненные и профессиональные планы, намечают пути получения профессионального образования и трудоустройства. Учёт региональных и национальных особенностей рынка труда при определении профиля обучения. Обеспечит обоснованный выбор выпускникам общеобразовательных учреждений направления и уровня дальнейшего профессионального образования.
Система оценивания: Результативность обучения оценивается в виде отметок: «зачёт», «незачёт». Курс может быть оценен положительно, если ученик:- посетил не менее 65% занятий, предусмотренных программой курса;- выполнил зачётную работу, предусмотренную программой курса (выполнил творческую работу, реферат).