Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный экскурсовод»  
  
  Пояснительная записка
  Программа «Юный экскурсовод» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное развитие школьникоы, познакомить детей с музейным пространством, привить интерес к школе, любовь к родному краю, своей Родине. Данная программа предполагает обучение учащихся школы основам экскурсионного дела в системе внеурочной деятельности. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания ребенка, а также восприятия ими музейной культуры. 
  Наличие школьного музея даёт возможность школьникам попробовать свои силы в экскурсионной деятельности. Выполнение ролевой функции экскурсовода обогащает жизненный опыт детей, формирует навыки лидерства, готовит ребёнка к активной жизни в гражданском обществе.
  Данная программа предназначена для обучающихся 7 классов, интересующихся историей. Курс рассчитан на 1 год обучения и составляет 35 часов из расчета 1 час в неделю. 
  Цель программы:  сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала.
  Задачи:
    содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
   воспитание патриотизма и любви к родному краю;
   формирование способности самостоятельно оценивать исторические события; 
   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
 
 В соответствии с требованиями ФГОС ООО программа направлена на:
    создание условий для развития личности ребёнка;
   развитие мотивации к познанию и творчеству;
   приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
   создание условий для творческой самореализации.
 
 Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе, подготовке и проведению экскурсий. Обучающиеся собирают, систематизируют, исследуют материалы. Работа на занятиях строится как исследовательская: дети находят дополнительную литературу, систематизируют материал.
  Требования к уровню подготовки обучающихся:  
  Реализация программы предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему своего народа. Программа призвана расширить кругозор по истории страны и родного города, обучить навыкам работы с разнообразными источниками. Значительное место в программе занимает изучение материалов музейного фонда, музейных экспозиций, литературы, предполагается сотрудничество с музеями города. 
  Форма организации занятии – групповая:
    беседы, дискуссии;
   экскурсии;
   самостоятельное проведение экскурсий в школьном музее и по улицам города;
   заочные путешествия по музеям мира;
   викторины, конкурсы (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
   индивидуальная самостоятельная работа;
   творческая работа (рисунки, стенгазеты, статьи в школьную газету);
   исследовательская работа (участие в проектной деятельности);
   консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
   чтение художественной и научно-познавательной литературы.  
 
 
  Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
  Для учащихся важно не просто пассивно усваивать знания, но уметь обработать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. В результате формирования личностных УУД к окончанию обучения по программе будут сформированы: 
    
  Личностные действия: 
     |  Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность для формирования: | 
  |  |   мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;   эстетических чувств на основе знакомства с культурой народов мира; чувства гордости за свой город, успехи и подвиги своих земляков. | 
 
  
 
  Регулятивные действия:  
     |  Обучающийся научится: |  Обучающийся получит возможность научиться: | 
  |   планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;   самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. |    анализировать и синтезировать необходимую информацию;   самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при проведении экскурсий, работе над проектом, исследованием. 
 | 
 
  
 
  Познавательные действия:
     |  Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность: | 
  |   используя дополнительные источники информации, находить факты, необходимые для подготовки индивидуального проекта или презентации;   описывать достопримечательности города;   использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу с целью поиска и извлечения познавательной информации. |   самостоятельно подбирать литературу по теме;   осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета. 
 | 
 
  
 
  Коммуникативные действия:
     |  Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность: | 
  |   рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность через проведение экскурсий в школьном музее, по улицам города. |   готовить и выступать с сообщениями;   формировать навыки коллективной и организаторской деятельности. | 
 
  Содержание курса:
     |  Темы   |  Содержание | 
  |  |  | 
  |  |   Обзорная, тематическая, игровая.  | 
  |  |    История школьного музея.  Отбор экспонатов. | 
  |  |  | 
  |  |  | 
  |  |   Сбор материала для исследовательской работы. Использование ресурсов интернета и библиотек. Представление результатов исследовательской деятельности. Презентация, защита проекта.   Проведение виртуальных экскурсий.  | 
 
  
 
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
   3