Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный экскурсовод»
Пояснительная записка
Программа «Юный экскурсовод» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное развитие школьникоы, познакомить детей с музейным пространством, привить интерес к школе, любовь к родному краю, своей Родине. Данная программа предполагает обучение учащихся школы основам экскурсионного дела в системе внеурочной деятельности. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания ребенка, а также восприятия ими музейной культуры.
Наличие школьного музея даёт возможность школьникам попробовать свои силы в экскурсионной деятельности. Выполнение ролевой функции экскурсовода обогащает жизненный опыт детей, формирует навыки лидерства, готовит ребёнка к активной жизни в гражданском обществе.
Данная программа предназначена для обучающихся 7 классов, интересующихся историей. Курс рассчитан на 1 год обучения и составляет 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Цель программы: сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала.
Задачи:
содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
воспитание патриотизма и любви к родному краю;
формирование способности самостоятельно оценивать исторические события;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО программа направлена на:
создание условий для развития личности ребёнка;
развитие мотивации к познанию и творчеству;
приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
создание условий для творческой самореализации.
Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе, подготовке и проведению экскурсий. Обучающиеся собирают, систематизируют, исследуют материалы. Работа на занятиях строится как исследовательская: дети находят дополнительную литературу, систематизируют материал.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Реализация программы предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему своего народа. Программа призвана расширить кругозор по истории страны и родного города, обучить навыкам работы с разнообразными источниками. Значительное место в программе занимает изучение материалов музейного фонда, музейных экспозиций, литературы, предполагается сотрудничество с музеями города.
Форма организации занятии – групповая:
беседы, дискуссии;
экскурсии;
самостоятельное проведение экскурсий в школьном музее и по улицам города;
заочные путешествия по музеям мира;
викторины, конкурсы (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
индивидуальная самостоятельная работа;
творческая работа (рисунки, стенгазеты, статьи в школьную газету);
исследовательская работа (участие в проектной деятельности);
консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
чтение художественной и научно-познавательной литературы.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
Для учащихся важно не просто пассивно усваивать знания, но уметь обработать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. В результате формирования личностных УУД к окончанию обучения по программе будут сформированы:
Личностные действия:
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность для формирования: |
| мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы; эстетических чувств на основе знакомства с культурой народов мира; чувства гордости за свой город, успехи и подвиги своих земляков. |
Регулятивные действия:
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. | анализировать и синтезировать необходимую информацию; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при проведении экскурсий, работе над проектом, исследованием. |
Познавательные действия:
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность: |
используя дополнительные источники информации, находить факты, необходимые для подготовки индивидуального проекта или презентации; описывать достопримечательности города; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу с целью поиска и извлечения познавательной информации. | самостоятельно подбирать литературу по теме; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета. |
Коммуникативные действия:
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность: |
рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность через проведение экскурсий в школьном музее, по улицам города. | готовить и выступать с сообщениями; формировать навыки коллективной и организаторской деятельности. |
Содержание курса:
Темы | Содержание |
| |
| Обзорная, тематическая, игровая. |
| История школьного музея. Отбор экспонатов. |
| |
| |
| Сбор материала для исследовательской работы. Использование ресурсов интернета и библиотек. Представление результатов исследовательской деятельности. Презентация, защита проекта. Проведение виртуальных экскурсий. |
3