Интеллектуальный час «Знай и умей»
(УМК «Перспектива»)
2 класс
Сафина Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №1»
Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан
г. Чистополь
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Знай и умей» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Содержание программы интеллектуального часа «Знай и умей» согласуется с образовательными программами по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Информатика и ИКТ»,
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Знай и умей».
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области информатики, окружающего мира, технологии. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
Создать условия для формирования позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
Создавать условия для формирования системы знаний, умений, навыков проектной деятельности, расширять общий кругозор.
Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
Создавать условия для развития познавательных процессов.
Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Основные содержательные линии:
Учебно-тематический план
п/п | Разделы, темы. | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1 | Информатика и ИКТ | 30 | 4 | 34 |
2 | Окружающий мир и ОБЖ | 23 | 6 | 29 |
3 | Технология | 1 | 4 | 5 |
| Итого | 54 | 14 | 68 |
Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.
Объем: Программа рассчитана на 68 часов и предполагает проведение 2 занятий в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 1 год
Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.
Участники программы: учащиеся 8-9 лет.
Связи, устанавливаемые для реализации программы
Внутренние: педагоги начального и среднего звена, школьный библиотекарь.
Внешние: детская библиотека и музей уездного города.
Условия реализации программы
Программа будет успешно реализована, если:
будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
будет использоваться разнообразный дидактический материал и ИКТ.
Формы работы: экскурсия, занятие-игра, защита проектов, занятие-практикум, творческий отчет и т.д.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема |
1 | | Информация, источники информации |
2 | | Вода – источник жизни |
3 | | Работа с информацией |
4 | | Вода в моём доме и в природе |
5 | | Отбор полезной информации |
6 | | Защита проекта «Стихи, рассказы о воде и природе» |
7 | | Шифры перестановки и замены |
8 | | Экскурсия к водоёму |
9 | | Двоичное кодирование текстовой информации |
10 | | Осень в городе |
11 | | Обработки информации человеком |
12 | | Осенние изменения в жизни зверей |
13 | | Черный ящик |
14 | | Вода в жизни растений |
15 | | Еще раз о том, что такое информация |
16 | | Вода в жизни животного мира |
17 | | Действия с информацией (повторение) |
18 | | Проект «Вода и здоровье человека» |
19 | | Системная плата, процессор |
20 | | Личная гигиена |
21 | | Оперативная память |
22 | | Практическое занятие «Как правильно чистить зубы» |
23 | | Устройства ввода информации |
24 | | Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле» |
25 | | Устройства вывода информации |
26 | | Солнце и свет в нашей жизни |
27 | | Внешняя память |
28 | | Солнце, Луна, звёзды – источники света |
29 | | Обобщение материала по теме «Устройство компьютера» |
30 | | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения |
31 | | «Твои успехи» |
32 | | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света |
33 | | Первое знакомство с алгоритмами и исполнителями |
34 | | Отношение к свету и теплу различных животных |
35 | | Составление и выполнение алгоритмов |
36 | | Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи» |
37 | | Последовательность действий и результат выполнения алгоритма |
38 | | Электрический свет и тепло в моём доме |
39 | | Составление и выполнение алгоритмов |
40 | | Откуда приходит свет и тепло в мой дом |
41 | | Исполнитель алгоритмов Мышка-художник |
42 | | Телевизор в моём доме |
43 | | Адрес клетки |
44 | | Защита проекта «Сколько стоят свет и тепло» |
45 | | Энтик и Мышка на одном поле |
46 | | Итоговое занятие «Солнце, луна и электрическая лампочка» |
47 | | Выполнение и составление алгоритмов |
48 | | Воздух и здоровье |
49 | | Составление алгоритмов |
50 | | Воздух и здоровье человека |
51 | | Составление алгоритмов, их запись в словесной форме |
52 | | Практическое занятие «Уборка в классе» |
53 | | Исполнитель алгоритмов Перемещайка. |
54 | | Защита проекта «Мой край» |
55 | | Составление алгоритмов |
56 | | Растительный мир области |
57 | | Алгоритмы Перемещайки. |
58 | | Животный мир области |
59 | | Алгоритмы продолжения числовых последовательностей |
60 | | Исчезающие растения и животные родного края |
61 | | Массовость алгоритмов |
62 | | Экскурсия в музей уездного города |
63 | | Немного о компьютерных программах |
64 | | Весенние работы |
65 | | Повторение пройденного материала. |
66 | | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву |
67 | | Твои успехи. |
68 | | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними |
Прогнозируемые результаты реализации программы
Отдаленные
Промежуточные
Сумма конкретных знаний о прошлом, осмысленных с помощью настоящего; активная гражданская, нравственная жизненная позиция младших школьников в различных сферах деятельности; экологическая грамотность;
Заинтересованность и активное участие родителей в работе кружка
Повышение мотивации младших школьников
приобретение учащимися учебно- интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности
получение представлений о природе края, об историческом прошлом и настоящем города. Навыки компьютерной грамотности. Умения ухаживать за растениями.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной программы «Знай и умей» можно считать следующее:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Список литературы
.Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Учебник-тетрадь. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smekalka.pp.ru/
История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
7.Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
10