Просмотр содержимого документа
«Годовой проект "Народный календарь"»
Пояснительная записка
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. С малых лет человек должен осознавать себя гражданином России. Для этого ему необходимо приобщаться к истокам, питающим это чувство. Для того, чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию разработан данный проект.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к родным местам, родной стране. Детский возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, народные приметы и праздники, поговорки, хороводы и игры, беседы, досуги, развлекательные вечера и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Ценностно — ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.
Знакомство детей с культурными истоками становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.
Патриотическое воспитание это процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Целью проекта является обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством знакомства с устным народным творчеством, расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
Задачи:
1.Воспитывать у детей:
стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно исследовательскую деятельность;
стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России
воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение народного календаря
2. Формировать у детей:
чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
представление о России как о родной стране;
умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
стимулировать детскую активность через народные подвижные игры.
3.Развивать у детей:
познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством знакомства с устным народным творчеством;
представления о национальной культуре, об образе жизни людей.
Предполагаемые результаты:
чувствовать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своей Родины;
способный решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;
проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;
воображать, придумывать, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативный;
проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности – инициативный;
воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;
понимать ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.
Характеристика методов и средств
реализации проекта:
1.Непосредственная образовательная деятельность, включающая различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.- на основе единого содержания.
2. Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми.
3. Видеопросмотры.
4.Развлечения и праздники с этнокультурной тематикой.
5.Фольклорные концерты и театрализованные представления.
6.Целевые прогулки, экскурсии.
7.Защита проектов.
Реализация проекта
«Воспитание патриотизма посредством
устного народного творчества»
Этот проект задуман как небольшой экскурс в мир русской старины. Главные герои повествования — крестьянские дети, озорные и непоседливые, любознательные и трудолюбивые. Вместе с ними мы перенесемся в деревню конца XIX — начала XX века — времени, которое с достаточной степенью достоверности может быть воссоздано по этнографическим и другим источникам.
С глубокой древности наши предки соизмеряли свою жизнь с солнцем почитание которого являлось важнейшей частью славянской культурной традиции. Со временем солярные знаки (стилизованные образы небесного светила — круги, кресты, розетки), а также связанные с солнечным культом изображения птиц и коней превратились в излюбленные сюжеты народного искусства. Солнце и его символы запечатлены в орнаментах старинной посуды и домашней утвари, вышивках рубах и полотенец, резном убранстве бревенчатых крестьянских изб, детской игрушке. Отраженные в произведениях прикладного творчества, следы древнего культа тесно переплелись с представлениями народа о красоте и гармонии мира
Поворот солнца на лето и весеннее пробуждение природы от глубокого, сравнимого со смертью, зимнего сна воспринимались нашими предками как торжество света, добра, жизни над силами зла. Следуя этим архаичным представлениям, на Руси когда-то было принято отмечать Новый год 1 марта. Такой обычай сохранялся вплоть до конца XV века, когда празднование Нового года было перенесено Церковью на 1 сентября. Современный — «январский» — Новый год был учрежден уже Петром I.
Однако проводимые реформы порядка летосчисления не затронули глубин народного восприятия времени. Испокон веков, помимо церковного и так называемого светского календарей, традиционно существовал и аграрный, имевший для крестьян первостепенное значение. Сложившийся на основе опыта многих поколений, он представлял собой итог наблюдений за окружающей природой, с которой была неразрывно связана жизнь простого народа. По аграрному календарю определялись сроки начала пахоты, сева, сенокоса, жатвы и других сельскохозяйственных работ. Под влиянием православия в аграрный календарь были включены даты, связанные с почитанием христианских святых, но при этом их имена получили новое звучание: «Акулина - гречишница», «Василий -сшиби рог с зимы», «Спиридон-солнцеворот», «Еремей -запрягальник», «Степан -ранопашец», «Олена -льняница» и др.
Важнейшими вехами аграрного календаря были дни, отмеченные положением солнца на орбите (летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие). К ним относились, как к большим праздникам.
Тема народного праздника занимает в проекте значительное место («Уродилась Коляда накануне Рождества», «Госпожа честная Масленица», «Летит кулик из-за моря, ведет весну из неволи», «Дорого яичко в Пасхальный день», «Егорий вешний», «Спасовка-лакомка»). Здесь основное внимание уделено описанию народных обычаев и обрядов, приуроченных к торжественным датам, а также участию в их проведении детей.
Русские — земледельческий народ, и понятие счастливой доли у них всегда было связано с обильным урожаем, в первую очередь зерновых культур — хлеба. Но не зря сложилась поговорка; «На Бога налейся, а сам - не плошай!» Бег времени по годовому кругу для крестьян — это ещё и в свой срок, с умом и полной отдачей сил выполненная работа посев зерна, уборка урожая, обработка льна, заготовка продуктов на зиму. «Лень до добра не доведет», — говорили родители своим детям, с малолетства приучая их к трудолюбию («Сошка-золотые рожки», «Весною день год кормит», «Зерно в колоске — не спи в холодке», «Три девицы под окном..»).
Традиционное представление народа о правильно прожитой жизни выражалось в желании каждого крестьянского парня и каждой крестьянской девушки, вошедших, что называется, «в пору», создать свой дом, семью, продолжить род. В методической разработке семейная тема раскрывается через устройство деревенской избы, ее внутренний мир, различные обычаи и поверья, которыми в народе окружались красный угол и печь («Не красна изба углами, а красна пирогами», «Матушка-печка, укрась своих детушек»), а также рождение и воспитание ребенка («Байки-побайки, прискакали зайки...»).
Отдельные части проекта посвящены детским играм, развлечениям и занятиям крестьянских ребятишек в разное время года («Сидел Фома на лавочке. ..», «У медведя во бору...», «Солнце — на лето, зима — на мороз»).
Начавшись с зимних праздников — Рождества и Святок, открывающих календарный цикл, наше путешествие в мир старой русской деревни также заканчивается зимой. Таким образом, время как бы замыкается в годичный круг солнечного календаря, что и послужило поводом для названия этого проекта.
Тематическое планирование проекта «Народный календарь»
№
Тема занятия.
Кол-во часов
Задачи.
Методические приёмы.
Дата проведения
Сентябрь
1
Великая и древняя земля Россия.
Народная культура как целостный мир.
1
Начать знакомство детей с достижениями предков, формирование общего представления о культуре русского народа.
Рассказ с использованием иллюстраций, чтение страниц книги «Наша история».
09.09.16
2
Русский народ и его предки – славяне. Вера в силы природы. Образность сказок, их смысловое значение, передача информации от поколения к поколению в зашифрованном виде.
1
Продолжить знакомство детей с жизнью предков и их воззрениями на природу.
Воспитывать у детей чувство благодарности к родной природе.
Учить понимать образность сказок.
Показ иллюстраций природы во все времена года. Чтение русских народных сказок.
16.09.16
3
Занятия жителей в старину. Круглый год сельского жителя.
1
Рассказать детям о том, что в старину труд был источником существования человека. Земледелие – основа жизни и быта крестьян.
Народный календарь. Сентябрь – летопроводец, хмурень, ревун, зоревник.
1
Дать детям знания о том, что жизнь предков была тесно связана с жизнью природы и строилась на основе народного календаря: приметы, пословицы, поговорки – отражение в устном творчестве наблюдений за природой и жизнью общества. Заучить пословицы.
Рассказ о народном календаре. Выучить с детьми старинное название сентября, пословицы об осени.
30.09.16
Октябрь
5
Праздник «Осенины». Соединение религий. Замена языческого праздника встречи богини осени. Осенины на христианский праздник Покров.
1
Продолжить рассказ о том, что с давних времён люди ощущали себя частью природы. Один из способов участия в жизни природы были календарные праздники. Рассказать о Покровских праздниках. Разучить русские народные игры «Курилка», «Гори – гори ясно».
Рассказ о празднике Покров, показ иллюстрации, разучивание народных игр.
07.10.16
6
Язычество. Вера о духах. Дальнейшее знакомство со смысловой информацией сказок.
1
Познакомить на основе сказки «Василиса Прекрасная» с понятием «Анимизм» - вера в духов. Воспитание у детей чувства уважения к старикам, к своим предкам, к женщине – матери.
Чтение сказки с показом иллюстраций. Беседа о прочитанной сказке. Рассматривание игрушек (тряпичная кукла, домовой, леший). Изготовление куклы – оберега.
14.10.16
7
Народный календарь. Октябрь – листопадник, грязник.
1
Продолжить разговор о народном календаре. Заучить пословицы и приметы, помнить их значение.
Запомнить народное название месяца. Заучить пословицы. Разучить народные игры: «Курилка», «Гори – гори ясно», «Воротики».
21.10.16
8
Забавы детей осенью.
1
Дать детям знания о том, чем дети занимались в осенние вечера.
Чтение старинных прибауток, сказок, историй. Выполнение рисунков к прочитанным произведениям.
28.10.16
Ноябрь
9
Народный календарь, осенние праздники: «Синичкин день», «Кузьминки». Ноябрь – грудень, «Ворота зимы».
1
Продолжить знакомство с народным календарём и праздниками. Разучивание примет, пословиц, изготовление кормушек для птиц.
Рассказ о старинных осенних праздниках «Синичкин день», «Кузьминки», «Капустники». Изготовление с детьми кормушек для птиц.
03.11.16
10
Село, деревня. Чем отличалось село от деревни? Крестьянский двор.
1
Дать детям знания о том, чем отличалось село от деревни, что можно было увидеть на крестьянском дворе.
Показ иллюстраций. Чтение поговорок. Отгадывание загадок. Рисование предметов русской избы.
11.11.16
11
Тематический вечер «Покров Пресвятой Богоридицы» Народные песни и игры.
1
Обобщить знания детей о народной песне, об игре.
Слушание в записи народных песен, разучивание игр.
18.11.16
12
Посещение краеведческого музея.
1
Познакомить детей с краеведческим музеем. Рассказать о значении музея в жизни людей.
Экскурсия, беседа. Ответы на вопросы.
25.11.16
Декабрь
13
Одежда наших предков. Народный костюм.
1
Рассказать детям о том, что первая одежда человека – это рисунок на теле. Одежда младенца, ребёнка, юноши, девушки, женщины, стариков. Головные уборы и украшения.
Просмотр иллюстраций. Рисование русского народного костюма.
02.12.16
14
«Зима – не лето, в шубу одета». «Пришёл мороз – дерёт ухо и нос».
1
Продолжить знакомство с народными пословицами, приметами о характерных особенностях зимы, чтение стихов о зиме.
Просмотр иллюстраций с изображением зимы.
09.12.16
15
Народный календарь. Декабрь – студень. Зимние торги: ярмарки, базары.
1
Продолжить знакомство с народным календарём. Разучить пословицы и название месяца.
Рассказать детям как проходили зимние ярмарки и базары. Просмотр иллюстраций. Игра «Колечко».
16.12.16
16
Зимний праздник – Святки (12 дней).
1
Познакомить детей с самым большим праздником – Святки, с традициями, обрядами праздника.
Просмотр иллюстраций. Разучивание колядок, пословиц.
23.12.16
Январь
17
Рождество. Рождественская ёлка.
1
Познакомить детей с истоками праздника. Объяснить, почему на ёлке огоньки.
Просмотр иллюстраций, чтение стихотворения «Рождественская ёлка», беседа о святочных гаданиях.
18
Народный календарь. Январь – просинец.
1
Продолжить знакомство с народным календарём.
Чтение глав из книги «Календарь», «Живая Русь». Заучивание пословиц о зиме.
19
Зимние посиделки.
1
Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.
Разучивание игр – хороводов: «Ходи царь», «Калинка».
Февраль
20
Зимние забавы детей.
1
Продолжить знакомство с зимними играми, со стихами о зиме.
Выразительное чтение стихотворения И.Сурикова «Детство». Сочинение своей сказки о зиме.
21
Народный календарь. Февраль – сечень, снежень, бокогрей. Масленица. Образ праздника в русской народной традиции.
1
Продолжить знакомство с народным календарём. Познакомить с народным праздником, масленичной неделе. Разучить заклички. Зазывание весны – красны. Учить понимать природные явления и связанные с ними праздники.
Знакомство с масленичной неделей, разучить хоровод «А мы масленицу дожидаем», разучивание закличек.
22
Праздник «Широкая масленица»
1
Расширить знакомство о народных праздниках. Учить выразительно, исполнять музыкальные и литературные произведения.
Исполнение потешек, закличек, песен, игр. Сжигание чучела Масленицы.
Март
23
Женщина – мать. Значение женщины на земле. Женский образ в искусстве.
1
Воспитывать уважение к самому дорогому человеку на земле – матери. На примерах литературных, живописных и музыкальных произведений искусства показать величие женщины.
Беседа с детьми, показ иллюстраций: женский праздничный костюм, украшения, … Исполнение любимой песни о маме.
24
Народный календарь. Приметы, пословицы, поговорки. Весенние праздники. Март – березол, протальник, пролётник.
1
Продолжить знакомство с народным календарём. Выучить пословицы, приметы о марте. Познакомить детей с народным праздником «Жаворонки».
Рассказ детям о народном календаре, о весеннем празднике «Жаворонки».
25
Старинные обычаи.
1
Познакомить детей со старинными обычаями.
Рассказ детям о старинных обычаях, чтение глав «Живая Русь», чтение рассказа И.Тургенева «Сиротка Катя».
26
Народная игрушка.
1
Познакомить детей с историей возникновения игрушки. Рассказать о первых игрушках, об известных игрушечных дел мастерах.
Беседа о первых игрушках с показом иллюстраций. Игрушки глиняные, деревянные, тряпичные, соломенные. Изготовление глиняной игрушки.
Апрель
27
Жизнь деревни весною.
1
Познакомить детей со стихами о весне, с трудом людей в весеннюю пору.
Показ иллюстраций, чтение стихов о весне.
Разучивание заклички – веснянки.
28
Народный календарь. Апрель – березол, снегон.
1
Продолжить знакомство с народным календарём, с праздниками.
7 апреля – третья встреча весны. Благовещенье. Познакомить детей с православными праздниками: Вербное воскресенье, Пасха.
Заучить название весенних месяцев, пословиц, поговорок об апреле.
29
Народные музыкальные инструменты.
1
Познакомить детей с различными музыкальными инструментами, историей их создание, сравнить роль музыки в древности и сейчас, воспитывать интерес к истории и культуре родного народа, чувство патриотизма.
Показ иллюстраций музыкальных инструментов, слушание музыкальных произведений (звучание свирели, гуслей, гармони, балалайки).
30
Цветы и травы – земной красоты начало.
1
Уточнить знания детей о цветах и травах, об их целебных свойствах, воспитывать любовь и уважение к родной природе посредством народной культуры.
Рассматривание иллюстраций «Лекарственные травы», рассказ об их целебных свойствах, заучить стихи Е. Серовой о цветах, чтение загадок о цветах, растениях.
Май
31
Ярмарка крашеных глиняных яиц к Пасхе. Пасха.
1
Дать детям знания о том, что яйцо – символ жизни. Познакомить с ритуальной едой, играми и развлечениями, которые были у наших предков на Пасху.
Просмотр выставки пасхальных яиц, чтение отрывков из книги «Светлое Воскресение», показ иллюстраций о праздновании Пасхи. Игра «Катание яиц».
32
Народный календарь. Май – травник, травень.
1
Продолжить знакомство с народным календарём.
Заучить название летних менсяцев, пословиц, поговорок.Нарисовать рисунок на тему «Весна».
33
Праздники лета: Семик, Троица, Иван Купала.
1
Продолжить знакомство с народными праздниками, их происхождением. Способствовать приобщению детей к традиционной русской культуре, духовному богатству, красоте и мудрости русского народа.
Рассказ учителя о летних праздниках, разучивание игр, хороводов, показ иллюстраций.
34
Обобщающее итоговое занятие.
1
Выставка работ детей. Вождение хороводов, исполнение русских песен, игра в любимые народные игры.