Тема: Календарь.
Цель урока: ознакомить обучающихся с понятием календарь;
названиями дней недели, месяца у башкир;
двенадцатигодичным циклом-мусаль;
воспитать у обучающихся интерес к появлению календаря, ведь вся наша жизнь построена по календарю.
Оборудование: интерактивная доска; таблица; кроссворд; карточки с новыми словами.
План и ход урока.
I. Повторение.1. Разгадывание кроссворда и определение темы урока.
Здравствуйте, садитесь
- Сегодня у нас на уроке присутствуют учителя культуры Башкортостана нашего города.
В начале вспомним то, что мы прошли на предыдущих уроках. Повторение проведем в форме разгадывания кроссворда и определим тему нашего урока.
( у всех обучающихся на партах кроссворды, разгадываем и заполняем клетки).
Вопросы читает учитель.
- Ребята кроссворд заполняем по горизонтали.
1. Народное творчество, совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного творчества – это (ФОЛЬКЛОР).
- Голос птиц, мелодии рассвета,
Все передает тростинка эта. (КУРАЙ).
- В древности среди зауральских башкир жил один могучий батыр. Был у него конь, который мог стремглав перенести хозяина, куда тот пожелает. Как назвали коня? (ТУЛПАР)
- Вспомните содержание легенды «Аккошаткан тау». Убийство какой птицы считалось тяжким грехом? Назовите эту птицу. (ЛЕБЕДЬ)
- Устный эпический рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или преставление. (ЛЕГЕНДА).
- Устный эпический рассказ о реальных событиях. (ПРЕДАНИЕ).
- Старый мудрый человек (АКСАКАЛ).
- Древнее, традиционное жилище башкир (ЮРТА).
- Вспомните содержание эпоса «Урал батыр». Как назвали старшего брата Урала (ШУЛЬГЕН).
- Ребята, прочитайте, пожалуйста, слово по вертикали. Какое слово получилось?
(КАЛЕНДАРЬ).
Тема нашего урока «Календарь». Откройте все тетради и запишите число, тему урока.
II. Работа над новой темой.
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, любой из нас с легкостью может назвать какой сегодня день недели, число, месяц, год. В разговоре мы часто используем такие слова «через неделю», «через год», на уроках истории используем такие слова, как до нашей эры и другие. Но что же стоит за этими словами? Почему мы начинаем Новый год 1 января? Почему в недели 7 дней, а в месяце 30 или 31 день? Как выглядел первый календарь, кто его придумал? На эти многие другие, схожие вопросы отвечает историческая дисциплина «ХРОНОЛОГИЯ». Хронология – эта наука о времени и его измерении. (записываем опред.в тетради)
На протяжении многих веков до нашей эры люди наблюдали за сезонными изменениями природы, и старались установить какие-либо закономерности. Вот эти все изменения и закономерности стали основой образованию будущего календаря.
- А сейчас послушаем Сережу, как появился календарь? (Послушаем сообщение).
- А, сейчас обратимся словарю Ожегова. Что означает в современном русском языке слово календарь? (показываю слайды).
1. Систему счисления времени, основанную на периодических явлениях природы (смена времен года, дня и ночи);
2. Таблицу, книжку, в которых перечисляются дни года с указанием различных справочных сведений.
Слово «КАЛЕНДАРЬ» пришло из латинского языка. В Древнем Риме календами называли первые дни месяцев.
2. Ребята, скажите, пожалуйста, что вы знаете о месяцах?
(Ответы учащихся:
В году 12 месяцев. Каждый из них имеет свое название. Год начинается с января и кончается декабрем).
3. Учитель.
Ребята, но так было не всегда. В Древнем Риме год начинался с марта. Месяцы назывались по- другому.(показываю слайды)
На доске написаны названия месяцев
- мартиус (31 день)
- априлис (29 дней)
- майус (31 день)
- юниус (29 дней)
- квинтилис (31 день)
- секстились (29 дней)
- септембер (29 дней)
- октобер (31 день)
- новембер (29 дней)
- децембер (29 дней)
- януариус (29 дней)
- фебриариус (28 дней).
(Коротко о каждом месяце у рассказывают обучающиеся )
4. Учитель
В 45 году до нашей эры полководец Юлий Цезарь захватил власть в Риме. По совету одного астронома Юлий цезарь увидел недостатков существующего Римского календаря и решил его улучшить. Он внес изменения, и каждый четный месяц стал иметь по 30 дней, а каждый нечетный 31 день. Теперь в году стало 365 дней. И этот новый календарь получил название Юлианского календаря.
В XVI веке Григорий XIII принял проект нового календаря. Для утверждения этого календаря были приглашены астрономы и священники. В 1852 Григорий XIII приказал после 4 октября говорить и писать не 5 а сразу 15 число. Этот обновленный календарь назвали григорианским.
В Росси григорианский календарь был введен 1 февраля 1918 года ( по старому стилю). Этот день стали считать 14 февраля 1918 года. Разница между новым стилем (григорианским) и старым (Юлианским) теперь равна 13 дням.
- Ребята, а где вы можете услышать такое выражение ПО СТАРОМУ?
- А как же древние башкиры определяли время?
Древние башкиры вели летоисчисление по мусалям (М?С?Л).
Двенадцатилетний годовой цикл у башкир назвался мусаль. С каждым годом цикла были связаны определенные приметы, поверья. По представлению башкир, у каждго года были свои хозяева – животные. 1928 году писатель Степан Злобин записал предание, в котором излагается один из вариантов летоисчисления башкир. Предание гласит, что собрались звери и поспорили, чей будет первый год. Самой хитрой оказалась мышь. Пока все звери ждали Год, она забралась в ухо верблюда и увидела восходящее солнце раньше всех. Ей и отдали первый год, а остальные пошли в таком порядке: корова, барс (тигр), заяц, водяной паук, лошадь, змея, овца, кошка, курица, собака, свинья. Когда пройдет 12 лет, вновь наступит первый год – год мыши.
( в учебнике есть таблица, показываюдетям)
- Ребята в учебнике есть еще один из вариантов легенды.Об этом прочитаете дома.
Слово учителя.
С проникновением ислама начинается летоисчесление по хиджре, т.е каждая календарная система выполняет определенную функцию. По солнечным календарям определяются сезоны года, начало сельскохозяйственных работ и время сбора урожая. По мусульманскому календарю (лунному) определяются религиозные праздники, богослужение и т.д.На следующий урок мы с вами подробно узнаем о солнечном и лунном календаре.
III. Итог урока.
- Ребята, а вы где втречаетесь календарем?
- Какие бывают календари?
(настольный календарь, настенный календарь, женский календарь, календарь школьника).
- Ребята еще есть отрывной башкирский календарь. Этот календарь издается в книжном издательстве РБ с 1986 года. В нем представлены различные материалы по разной теме: исторические справки, сведения о культуре, о спорте, советы по домоводству, садоводству и.т.д. Его составляют краеведы, журналисты и ученые.
Вывод: календарь в настоящее время для нас, для нашей жизни является основным регулятором жизни. Вся наша жизнь построена по календарю.
IV. Оценивание.
- Домашнее задание.
Прочитать § 1,с 35-37, § 4, с.40-41.