kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Клнспект урока по ИКБ для 6 класса "Календарь".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Календарь.

Цель урока:  ознакомить обучающихся с понятием календарь;

названиями дней недели, месяца у башкир;

 двенадцатигодичным  циклом-мусаль;

воспитать у обучающихся интерес к появлению календаря, ведь вся наша жизнь построена по календарю.

 

Оборудование: интерактивная доска; таблица; кроссворд; карточки с новыми           словами.

План и ход урока.

I. Повторение.1. Разгадывание кроссворда и определение темы урока.

 Здравствуйте, садитесь

- Сегодня у нас на уроке присутствуют учителя культуры Башкортостана нашего города.

В начале  вспомним то, что мы прошли на предыдущих уроках. Повторение проведем в форме разгадывания кроссворда и определим тему нашего урока.

( у всех обучающихся на партах кроссворды, разгадываем и заполняем клетки).

Вопросы читает учитель.

- Ребята кроссворд заполняем по горизонтали.

1. Народное творчество, совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного творчества – это  (ФОЛЬКЛОР).

  1. Голос птиц, мелодии рассвета,

Все передает тростинка эта. (КУРАЙ).

  1. В древности среди зауральских башкир жил один могучий батыр. Был у него конь, который мог стремглав перенести хозяина, куда тот пожелает. Как назвали коня? (ТУЛПАР)
  2. Вспомните содержание легенды «Аккошаткан тау». Убийство какой птицы считалось тяжким грехом? Назовите эту птицу. (ЛЕБЕДЬ)
  3. Устный эпический  рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или преставление. (ЛЕГЕНДА).
  4. Устный эпический рассказ о реальных событиях. (ПРЕДАНИЕ).
  5. Старый мудрый человек (АКСАКАЛ).
  6. Древнее, традиционное жилище башкир (ЮРТА).
  7. Вспомните содержание эпоса «Урал батыр». Как назвали старшего брата Урала (ШУЛЬГЕН).

 

- Ребята, прочитайте, пожалуйста, слово по вертикали. Какое слово получилось?

(КАЛЕНДАРЬ).

 

Тема нашего урока «Календарь». Откройте все тетради и запишите число, тему урока.

 

II. Работа над новой темой.

 

1. Вступительное слово учителя.

 

- Ребята, любой из нас с легкостью может назвать какой сегодня день недели, число, месяц, год. В разговоре мы часто используем такие слова «через неделю», «через год», на уроках истории используем такие слова, как до нашей эры и другие. Но что же стоит за этими словами? Почему мы начинаем Новый год 1 января? Почему в недели 7 дней, а в месяце 30 или 31 день? Как выглядел первый календарь, кто его придумал? На эти многие другие, схожие вопросы отвечает историческая дисциплина «ХРОНОЛОГИЯ».  Хронология – эта наука о времени и его измерении.  (записываем опред.в тетради)

 

   На протяжении многих веков до нашей эры люди наблюдали за сезонными изменениями природы, и старались установить какие-либо закономерности. Вот эти все изменения и закономерности стали основой образованию будущего календаря.

 

- А сейчас послушаем Сережу, как появился календарь? (Послушаем сообщение).

 

- А, сейчас обратимся словарю Ожегова. Что означает в современном русском языке слово календарь? (показываю слайды).

 

1. Систему счисления времени, основанную на периодических явлениях природы (смена времен года, дня и ночи);

2. Таблицу, книжку, в которых перечисляются дни года с указанием различных справочных сведений.

  Слово «КАЛЕНДАРЬ» пришло из латинского языка. В Древнем Риме календами называли первые дни месяцев.

 

2.    Ребята, скажите, пожалуйста, что вы знаете о месяцах?

 

(Ответы учащихся:

 

В году 12 месяцев. Каждый из них имеет свое название. Год начинается с января и кончается декабрем).

 

 

 

3.  Учитель.

 

    Ребята, но так было не всегда. В Древнем Риме год начинался с марта. Месяцы назывались  по- другому.(показываю слайды)

 

На доске написаны названия месяцев

 

  1. мартиус (31 день)
  2. априлис (29 дней)
  3. майус (31 день)
  4. юниус (29 дней)
  5. квинтилис (31 день)
  6. секстились (29 дней)
  7. септембер (29 дней)
  8. октобер (31 день)
  9. новембер (29 дней)
  10. децембер (29 дней)
  11. януариус (29 дней)
  12. фебриариус (28 дней).

 

(Коротко о каждом месяце у рассказывают обучающиеся )

 

4. Учитель

 

     В 45 году до нашей эры полководец Юлий Цезарь захватил власть в Риме. По совету одного астронома Юлий цезарь увидел недостатков существующего Римского календаря и решил его улучшить. Он внес изменения, и каждый четный месяц стал иметь по 30 дней, а каждый нечетный 31 день. Теперь в году стало 365 дней. И этот новый календарь получил название Юлианского календаря.

 

    В XVI веке  Григорий XIII принял проект нового календаря. Для утверждения этого календаря были приглашены астрономы и священники. В 1852  Григорий XIII приказал  после 4 октября говорить и писать не 5 а сразу 15 число. Этот обновленный календарь назвали григорианским.

    

      В Росси григорианский календарь был введен 1 февраля 1918 года ( по старому стилю). Этот день стали считать 14 февраля 1918 года. Разница между новым стилем (григорианским) и старым (Юлианским) теперь равна 13 дням.

 

-     Ребята, а где вы можете услышать такое выражение ПО СТАРОМУ?

 

- А как же древние башкиры определяли время?

 

     Древние башкиры вели летоисчисление по мусалям (М?С?Л).

    Двенадцатилетний годовой цикл у башкир назвался мусаль. С каждым годом цикла были связаны определенные приметы, поверья. По представлению башкир, у каждго года были свои хозяева – животные. 1928 году писатель Степан Злобин записал предание, в котором излагается один из вариантов летоисчисления башкир. Предание гласит, что собрались звери и поспорили, чей будет первый год. Самой хитрой оказалась мышь. Пока все звери ждали Год, она забралась в ухо верблюда и увидела восходящее солнце раньше всех. Ей и отдали первый год, а остальные пошли в таком порядке: корова, барс (тигр), заяц, водяной паук, лошадь, змея, овца, кошка, курица, собака, свинья. Когда пройдет 12 лет, вновь наступит первый год – год мыши.

 

(  в учебнике есть таблица, показываюдетям)

 

- Ребята в учебнике есть еще один из вариантов легенды.Об этом прочитаете дома.

Слово учителя.

С проникновением ислама начинается летоисчесление по хиджре, т.е каждая календарная система выполняет определенную функцию. По солнечным календарям определяются сезоны года, начало сельскохозяйственных работ и время сбора урожая. По мусульманскому календарю (лунному) определяются религиозные праздники, богослужение и т.д.На следующий урок мы с вами подробно узнаем о солнечном и лунном календаре.

 

III. Итог урока.

 

  • Ребята, а вы где втречаетесь календарем?

 

  • Какие бывают календари?

(настольный календарь, настенный календарь, женский календарь, календарь школьника).

 

  • Ребята еще есть отрывной башкирский календарь. Этот календарь издается в книжном издательстве РБ с 1986 года. В нем представлены различные материалы по разной теме: исторические справки, сведения о культуре, о спорте, советы по домоводству, садоводству и.т.д. Его составляют краеведы, журналисты и ученые.

 

Вывод: календарь в настоящее время для нас, для нашей жизни является основным регулятором жизни. Вся наша жизнь построена по календарю.

 

IV. Оценивание.

 

  1. Домашнее задание.

 

Прочитать § 1,с 35-37, § 4, с.40-41.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«клнспект урока по ИКБ для 6 класса "Календарь". »

5



Тема: Календарь.


Цель урока: ознакомить обучающихся с понятием календарь;

названиями дней недели, месяца у башкир;

двенадцатигодичным циклом-мусаль;

воспитать у обучающихся интерес к появлению календаря, ведь вся наша жизнь построена по календарю.


Оборудование: интерактивная доска; таблица; кроссворд; карточки с новыми словами.



План и ход урока.


I. Повторение.


1. Разгадывание кроссворда и определение темы урока.


- Здравствуйте, садитесь

- Сегодня у нас на уроке присутствуют учителя культуры Башкортостана нашего города.

В начале вспомним то, что мы прошли на предыдущих уроках. Повторение проведем в форме разгадывания кроссворда и определим тему нашего урока.

( у всех обучающихся на партах кроссворды, разгадываем и заполняем клетки).

Вопросы читает учитель.


- Ребята кроссворд заполняем по горизонтали.


  1. Народное творчество, совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного творчества – это (ФОЛЬКЛОР).

  2. Голос птиц, мелодии рассвета,

Все передает тростинка эта. (КУРАЙ).

  1. В древности среди зауральских башкир жил один могучий батыр. Был у него конь, который мог стремглав перенести хозяина, куда тот пожелает. Как назвали коня? (ТУЛПАР)

  2. Вспомните содержание легенды «Аккошаткан тау». Убийство какой птицы считалось тяжким грехом? Назовите эту птицу. (ЛЕБЕДЬ)

  3. Устный эпический рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или преставление. (ЛЕГЕНДА).

  4. Устный эпический рассказ о реальных событиях. (ПРЕДАНИЕ).

  5. Старый мудрый человек (АКСАКАЛ).

  6. Древнее, традиционное жилище башкир (ЮРТА).

  7. Вспомните содержание эпоса «Урал батыр». Как назвали старшего брата Урала (ШУЛЬГЕН).


- Ребята, прочитайте, пожалуйста, слово по вертикали. Какое слово получилось?

(КАЛЕНДАРЬ).


Тема нашего урока «Календарь». Откройте все тетради и запишите число, тему урока.


II. Работа над новой темой.


1. Вступительное слово учителя.


- Ребята, любой из нас с легкостью может назвать какой сегодня день недели, число, месяц, год. В разговоре мы часто используем такие слова «через неделю», «через год», на уроках истории используем такие слова, как до нашей эры и другие. Но что же стоит за этими словами? Почему мы начинаем Новый год 1 января? Почему в недели 7 дней, а в месяце 30 или 31 день? Как выглядел первый календарь, кто его придумал? На эти многие другие, схожие вопросы отвечает историческая дисциплина «ХРОНОЛОГИЯ». Хронология – эта наука о времени и его измерении. (записываем опред.в тетради)


На протяжении многих веков до нашей эры люди наблюдали за сезонными изменениями природы, и старались установить какие-либо закономерности. Вот эти все изменения и закономерности стали основой образованию будущего календаря.


- А сейчас послушаем Сережу, как появился календарь? (Послушаем сообщение).


- А, сейчас обратимся словарю Ожегова. Что означает в современном русском языке слово календарь? (показываю слайды).


1. Систему счисления времени, основанную на периодических явлениях природы (смена времен года, дня и ночи);

2. Таблицу, книжку, в которых перечисляются дни года с указанием различных справочных сведений.

Слово «КАЛЕНДАРЬ» пришло из латинского языка. В Древнем Риме календами называли первые дни месяцев.


2. Ребята, скажите, пожалуйста, что вы знаете о месяцах?


(Ответы учащихся:


В году 12 месяцев. Каждый из них имеет свое название. Год начинается с января и кончается декабрем).




3. Учитель.


Ребята, но так было не всегда. В Древнем Риме год начинался с марта. Месяцы назывались по- другому.(показываю слайды)


На доске написаны названия месяцев


  1. мартиус (31 день)

  2. априлис (29 дней)

  3. майус (31 день)

  4. юниус (29 дней)

  5. квинтилис (31 день)

  6. секстились (29 дней)

  7. септембер (29 дней)

  8. октобер (31 день)

  9. новембер (29 дней)

  10. децембер (29 дней)

  11. януариус (29 дней)

  12. фебриариус (28 дней).


(Коротко о каждом месяце у рассказывают обучающиеся )


4. Учитель


В 45 году до нашей эры полководец Юлий Цезарь захватил власть в Риме. По совету одного астронома Юлий цезарь увидел недостатков существующего Римского календаря и решил его улучшить. Он внес изменения, и каждый четный месяц стал иметь по 30 дней, а каждый нечетный 31 день. Теперь в году стало 365 дней. И этот новый календарь получил название Юлианского календаря.


В XVI веке Григорий XIII принял проект нового календаря. Для утверждения этого календаря были приглашены астрономы и священники. В 1852 Григорий XIII приказал после 4 октября говорить и писать не 5 а сразу 15 число. Этот обновленный календарь назвали григорианским.

В Росси григорианский календарь был введен 1 февраля 1918 года ( по старому стилю). Этот день стали считать 14 февраля 1918 года. Разница между новым стилем (григорианским) и старым (Юлианским) теперь равна 13 дням.


- Ребята, а где вы можете услышать такое выражение ПО СТАРОМУ?


- А как же древние башкиры определяли время?


Древние башкиры вели летоисчисление по мусалям (МӨСӘЛ).

Двенадцатилетний годовой цикл у башкир назвался мусаль. С каждым годом цикла были связаны определенные приметы, поверья. По представлению башкир, у каждго года были свои хозяева – животные. 1928 году писатель Степан Злобин записал предание, в котором излагается один из вариантов летоисчисления башкир. Предание гласит, что собрались звери и поспорили, чей будет первый год. Самой хитрой оказалась мышь. Пока все звери ждали Год, она забралась в ухо верблюда и увидела восходящее солнце раньше всех. Ей и отдали первый год, а остальные пошли в таком порядке: корова, барс (тигр), заяц, водяной паук, лошадь, змея, овца, кошка, курица, собака, свинья. Когда пройдет 12 лет, вновь наступит первый год – год мыши.


( в учебнике есть таблица, показываюдетям)


- Ребята в учебнике есть еще один из вариантов легенды.Об этом прочитаете дома.



Слово учителя.


С проникновением ислама начинается летоисчесление по хиджре, т.е каждая календарная система выполняет определенную функцию. По солнечным календарям определяются сезоны года, начало сельскохозяйственных работ и время сбора урожая. По мусульманскому календарю (лунному) определяются религиозные праздники, богослужение и т.д.На следующий урок мы с вами подробно узнаем о солнечном и лунном календаре.


III. Итог урока.


  • Ребята, а вы где втречаетесь календарем?


  • Какие бывают календари?

(настольный календарь, настенный календарь, женский календарь, календарь школьника).


  • Ребята еще есть отрывной башкирский календарь. Этот календарь издается в книжном издательстве РБ с 1986 года. В нем представлены различные материалы по разной теме: исторические справки, сведения о культуре, о спорте, советы по домоводству, садоводству и.т.д. Его составляют краеведы, журналисты и ученые.


Вывод: календарь в настоящее время для нас, для нашей жизни является основным регулятором жизни. Вся наша жизнь построена по календарю.


IV. Оценивание.


  1. Домашнее задание.


Прочитать § 1,с 35-37, § 4, с.40-41.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
клнспект урока по ИКБ для 6 класса "Календарь".

Автор: Шагиева Розалия Ахметзадовна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 153994


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства