kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование гражданского и патриотического самопознания в условиях современной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

    Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей.

      К субъектам гражданского и патриотического воспитания относятся семья и школа. 
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданского и патриотического самопознания в условиях современной школы »

Формирование гражданского и патриотического самопознания

в условиях современной школы

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей.

К субъектам гражданского и патриотического воспитания относятся семья и школа. 
Функции семьи: обеспечение межпоколенного диалога в формировании личности, привитие любви к родному краю, преданности к памяти своих предков, формирование знаний о корнях своей семьи, рода, фамилии, обеспечение здорового образа жизни, привитие чувства гордости за своих предков – защитников и созидателей Отечества, формирование трудолюбия. 
Школа: осуществляет средствами воспитательно-образовательного процесса формирование патриотического сознания личности будущего гражданина, вовлекает в различные виды социально-ценностной деятельности, развивает качества будущего созидателя и защитника Отечества через актуализацию его предрасположенности к определённым видам социально-ориентированной деятельности, обеспечивает развитие индивидуальности личности, разрабатывает задачи патриотического воспитания, поддерживает и совершенствует связи с семьёй, государственными и муниципальными учреждениями.

С младшего школьного возраста ведущее место в психическом развитии занимает учебная деятельность.  В этой возрастной группе начинается важная и нелёгкая работа по закреплению и развитию сформированных в дошкольном возрасте чувств. Сложность этой работы заключается в том, что под эти неосознанные детские чувства и представления начинает подводиться фундамент научного знания, вследствие чего усложняется мировосприятие ребёнка, обогащается его содержание. Успех здесь в решающей мере зависит от позиции учителя. Его умения вовремя определить уровень развития чувств каждого воспитанника и класса в целом и соответственно этому строить работу с учащимися. Необходимо учитывать роль эмоционального мира ребёнка. Одно лишь знание понятий, определений, правил при всей его важности не может гарантировать формирование поведения. Одно и то же знание может порождать не одинаковые по силе и порой разные, прямо противоположные по содержанию и направленности чувства. Если сила чувства, характер их проявления в решающей мере зависят от темперамента человека, то содержание и направленность чувств определяются жизненной позицией, отношением к процессам, протекающим в жизни. 
    Задача учителя заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость младших школьников, познакомить их с героической историей нашей Родины. Развить чувство любви к ней, её защитникам, вызвать желание в будущем встать в их ряды, накопить эмоциональный опыт переживания героических событий истории Отечества. 
    Основной упор в воспитательном процессе младших школьников делается на следующие психологические особенности этого возраста. Первое - их моторная активность, выражающаяся в неспособности долгое время сидеть неподвижно и в огромном желании участвовать в подвижных играх и действиях. Смотры строя и песни, разнообразные спортивные соревнования, посвященные великому Дню Победы и многое другое - все это строится и держится на детской моторной активности. 
    А с каким энтузиазмом младшие школьники принимаются наперебой отгадывать задания викторин! Все это можно и нужно использовать для воспитания из них настоящих граждан своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину. Подобрать интересные вопросы на викторину, подготовить яркую красочную компьютерную презентацию о родном крае с мультимедийными эффектами, привлекая родителей - вот те средства воздействия, при помощи которых можно донести каждому маленькому человеку силу красоты родной земли. 
    Дисциплины гуманитарного цикла, преподаваемые в общеобразовательной школе, обладают значительным потенциалом для патриотического воспитания учащихся. Так в содержание программы по литературному чтению входит изучение русского фольклора.  В «Окружающий мир» входит раздел «В родном краю». Изучаются темы: Имя города, села, посёлка. История Московского Кремля. Родной город, село, посёлок. Я и мои близкие. День Победы. День Конституции. 
   При изучении разделов «Растения» и «Животные» затрагиваются вопросы краеведения. Обучающиеся не просто знакомятся с обитателями нашей области, а сами находят о них информацию. 

Воспитательный эффект учебного процесса значительно возрастает. Если он связан в единое целое с системой внеклассной работы.

  Внеклассную работу следует организовывать таким образом, чтобы она могла увлечь, заинтересовать учащихся, полнее удовлетворять потребности учащихся. 
Большую помощь в организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию оказывает программа «С любовью к городу». Так во втором классе предлагается провести мероприятия: в форме КВН «Страницы истории родного города», спортивное соревнование «За нами не угнаться», мастерская «Город будущего», «Биография народных героев» - чтение и беседы по прочитанному, беседа и посадка комнатных растений «Цветок – подарок городу» 
   Среди наиболее распространённых форм и методов работы можно выделить следующие. 
   Урок мужества. В ходе подготовки и проведения уроков мужества учащиеся воспитываются на героических традициях российского народа. Школьники знакомятся с историей подвига российского народа в Великой Отечественной войне, встречаются с участниками и свидетелями исторических событий – фронтовиками, тружениками тыла. В процессе поисковой работы, предшествующей урокам мужества, у учащихся вырабатывается стремление к овладению рациональными приёмами и способами самостоятельного познания. Учитель побуждает учащихся к сбору дополнительного материала. На уроках мужества дополнительный материал используется как учителем, так и учащимися. Которые делают доклады и сообщения о героях борьбы с фашизмом, о ратной и трудовой славе российского народа. 

Устный журнал. Выпуск устного журнала может быть приурочен к знаменательной дате, годовщине исторического события, отражать события текущего дня или же носить тематический характер. Программа журнала состоит из 4 – 5 страниц. На первом этапе подготовки учащиеся совместно с классным руководителем определяют круг вопросов, придумывают название журнала, намечают примерную программу, определяют из числа участников редакторов отдельных страниц. На втором этапе выбирают ведущих, продумывают композицию журнала, содержание страниц. Главная задача организаторов – привлечь как можно больше ребят к подготовке устного журнала, добиться, чтобы он был построен эмоционально, живо, разнообразно.

Проекты. Метод проектов в последние годы утвердился как один из актуальных и действенных в формировании активной позиции учащихся в учении и воспитании. В процессе проектной деятельности формируются не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности. Некоторые темы исследовательских проектов патриотической направленности: Создание фотоальбома «Наш город в истории страны». Народные промыслы на Руси. Города-герои. История нашей школы в истории города и другие. 

Патриотическое воспитание осуществляется и средствами краеведения. Формы краеведческой деятельности: теоретическое обучение с использованием краеведческого материала: уроки, классные часы; практические занятия: прогулки, конкурсы, вечера, выставки, музеи; походы, поездки, экскурсии, развивающие игры, соревнования. 

Это могут быть: конкурс альбомов «Дети и война», «Наши ветераны», конкурс агитбригад, конкурс стенгазет «Мой город», интеллектуальные краеведческие игры и другие. 

Гражданскую направленность должна носить и трудовая деятельность школьников. Трудолюбие есть неотъемлемый признак гражданственности. Первоначальные трудовые навыки приобретаются при выполнении учебных обязанностей. В учении сливаются познавательная и трудовая деятельность школьников. Для ребёнка учение – напряжённый труд. Надо разъяснить детям, что получение образования является правом, обязанностью и гражданским долгом каждого человека.

  Главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями. Родители и педагог являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы. Это родительские собрания, посещение уроков, участие в подготовке и проведении бесед, классных часов, праздников, организация экскурсий, выставок. 

Патриотическое и гражданское воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Покой отчего дома, уют школьного кабинета, надёжные наставники, которыми должны быть учителя, тренеры, родители, руководители кружков, все неравнодушные люди в состоянии помочь школьникам стать настоящими патриотами своей страны.


5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ивлева Эмма Иосифовна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Окружающий мир» (автор: Плешаков А.А.) для 1 класса на 2014-2015 уч. год УМК «Школа России» "
    ["seo_title"] => string(134) "rabochaia-programma-po-uchiebnomu-kursu-okruzhaiushchii-mir-avtor-plieshakov-a-a-dlia-1-klassa-na-2014-2015-uch-ghod-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "227345"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440690460"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Анализ воспитательной работы"
    ["seo_title"] => string(29) "analiz_vospitatiel_noi_raboty"
    ["file_id"] => string(6) "368339"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481461507"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Анализ воспитательной работы"
    ["seo_title"] => string(31) "analiz_vospitatiel_noi_raboty_1"
    ["file_id"] => string(6) "368340"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481461510"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по технологии для девочек 6 класса"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammapotiekhnologhiidliadievochiek6klassa"
    ["file_id"] => string(6) "283000"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453749249"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства