Дополнительное образование - разработка рабочей программы
Дополнительное образование - разработка рабочей программы
Рабочая программа дополнительного оразования разработана для воспитания экологически - культурной личности, формирования гуманистического миропонимания, усвоения идей ценности жизни, сохранения безопасности жизнедеятельности, значимости биологического разнообразия для устойчивого развития общества и природы, понимание добра, красоты, духовного богатства, приобщение к практической экологической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование - разработка рабочей программы »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА № 2»
(МБОУ ДОД ДДиЮ № 2)
Утверждена
Методическим советом
__________2011 г.
Председатель МС
________Н.Н. Бурыкина
Комплексная дополнительная
общеобразовательная программа
«Человек, природа, гармония»
Модифицированная
Возраст детей 7 - 12 лет
Уровень: начального
общего образования
Срок реализации: 2 года
Педагоги дополнительного образования
Агеева А.К.
Пузань Н.А.
Резнер Л.Я.
г. Красноярск
2014г
Пояснительная записка
Направленность программы:естественнонаучное.
Программа модифицирована на основе программ: А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов Д.Д., "Окружающий мир" 2012 г., А.Л. Семёнов и др. Учебно-методический комплекс «Алгоритмика» - М.., 1994г., И.В.Вачкова «Психологическая азбука», 1995 г.
По форме организации -групповая с элементами индивидуально-ориентированной работой (занятия за компьютерами).
В условиях, когда увеличивается число регионов экологического неблагополучия, проблема воспитания экологической культуры у подрастающего поколения, да и всего населения, становится особенно актуальной. Надвигающаяся угроза экологической катастрофы вызывает серьезную тревогу и заставляет общество разрабатывать систему мероприятий по восстановлению нормального функционирования биосферы. Особое место отводится экологической культуре, имеющие исключительные позиции при развитии промышленной цивилизации, где важно формирование таких духовных качеств личности, которые обеспечивают оптимальное взаимодействие общества и природы. Их формирование возможно только при реальном внедрении непрерывного экологического образования во всех группах населения.
Данная программа вовлекает ребят в природоохранную деятельность, способствует формированию нравственных качеств личности, предполагает создание ситуаций, связанных с самореализацией личности, воспитывает ответственность за свои поступки, отзывчивость, бережное отношение к природе. Содержание программы предполагает формирование интереса обучающихся к окружающему миру, в выработке у них правил поведения в природе.
Цель: воспитание экологически - культурной личности, формирование гуманистического миропонимания, усвоения идей ценности жизни, сохранения безопасности жизнедеятельности, значимости биологического разнообразия для устойчивого развития общества и природы, понимание добра, красоты, духовного богатства, приобщение к практической экологической деятельности.
Задачи:
-расширять и углублять экологические представления и теоретические знания детей в области экологии и охраны природы;
-воспитать физически и духовно здорового человека через любовь к природе.
-научить анализировать мотивы поведения других людей, преодолевать барьеры в общении;
- формировать осмысленное созерцание мира, как единого целого через предметы естественно - научного цикла через использование информационных технологий.
Отличительные особенностиданной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Человек, природа, гармония» от уже существующих в этой области заключаются в том, что она направлена на комплексное обучение по трем предметам: азбука общения, информатика, юный эколог. Специфика предполагаемой деятельности обучающихся обусловлена формированием умений оценивать состояние окружающих растений и животных, показывать взаимосвязь всех природных объектов. На занятиях обучающиеся учатся понимать важность благоприятной экологической среды для духовного и физического здоровья человека, его нормальной жизнедеятельности. При реализации данной программы используются активные формы обучения.
Формы занятий: групповая и индивидуальная (прогулка с наблюдением, изобразительная деятельность, психолого-гимнастические упражнения, разбор иллюстраций, эколого-психологический тренинг, чтение, эковикторины, психолого техническое упражнение, разбор наглядных пособий, экоконференция, игра-конкурс, практическая работа, работа над проектом, выставка, конкурс загадок, конкурс знатоков, выходы на природу, беседы-диалоги, экологические подвижные игры, комментирование видео просмотра, виртуальная экскурсия).
Режим занятий: 4 часа в неделю по одному предмету.
Ожидаемые результаты:
-Проявлять интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытаться оценивать их состояние с позиции «хорошо – плохо»;
-Проявлять готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
-Контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;
-Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, парк, лес и т.д.
-Развить кругозор детей, расширить словарный запас, уметь самостоятельно добывать информацию из справочной литературы.
-Проявлять желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, аппликаций.
Понимать:
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
- что человек может быть и источником информации, и приемником информации;
знать:
- правила техники безопасности при работе на компьютере;
- основные виды представления информации;
- компьютерные носители информации;
- основные устройства компьютера и их назначение.
уметь:
- запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редакторы, тренажёры и тесты;
- работать с программами управления движущимися объектами и с логическими играми;
- кодировать и декодировать текстовую информацию с помощью числовых, символьных и графических кодов;
- осуществлять простейшие операции с файлами: создание, сохранение, поиск, запуск программы;
- создавать элементарные проекты с использованием компьютера.
Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся: диагностика, участие в мероприятиях, выставках.
Учебный план:
Предметы
Количество часов
1 год обучения
2 год обучения
юный эколог
4
4
информатика
4
4
азбука общения
4
4
Итого
12
12
Учебно – тематический план
азбука общения
(1 год обучения)
№
п/п
Темы разделов
Всего часов
Теория
Практика
1
Развитие эмоциональной сферы
46
18
28
2
Память
35
7
28
3
Я и мои желания
31
13
18
4
Мышление
32
7
25
Всего
144
45
99
Учебно– тематический план
юный эколог
(1 год обучения)
№
п/п
Темы разделов
Всего часов
Теория
Практика
1
Введение в программу.
9
3
6
2
Что такое экология. Природа вокруг нас.
18
5
13
3
Они могут исчезнуть. Как охраняют природу.
9
5
4
4
По заповедным тропинкам.
10
5
5
5
Тепло, свет и жизнь. Воздух и жизнь. Вода и жизнь. Живое в почве.
18
6
6
Вот какие растения. Это всё животные. По грибы без лукошка. Полюбуйтесь: лишайники!
23
10
13
7
В гости к тополю.
4
2
2
8
Невидимая сеть. Невидимая пирамида.
9
4
5
9
Кто как защищается. Растения просят помощи. Зелёная аптека может закрыться. Животные должны жить.
13
8
5
10
Виртуальные экскурсии «По ботаническим садам и зоопаркам»
6
6
11
Прилетайте, птицы!
4
1
3
12
Хотим сказать всем.
4
1
3
13
Экология и здоровье. Экологическая катастрофа. Что будет, если.…
15
5
10
14
Итоги нашей работы.
2
2
Всего
144
61
83
Учебно– тематический план
информатика
(1 год обучения)
№
п/п
Темы разделов
Всего часов
Теория
Практика
1
Охрана труда и техника безопасности
2
2
2
Информационная картина мира
36
18
18
3
Графический редактор
28
9
19
4
Алгоритмизация и программирование.
78
20
58
Всего
144
49
95
Содержание
Предмет информатика
1-ый год обучения
Охрана труда и техника безопасности. Правила работы в компьютерном классе. Сохранность оборудования при работе. Режим работы за компьютером.
Информационная картина мира. Представление информации. Кодирование и его назначение. Представление об объектах окружающего мира. Материальные и нематериальные объекты. Свойства и параметры объекта. Описание объекта в табличной форме. Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта. Модели объектов. Многообразие объектов. Решение простых задач по моделированию процессов. Формы представления информационных процессов. Примеры информационных моделей. Операционные системы. Виды операционных систем. Работа с файлами и папками. Программа Проводник. Создание и сохранение документа. WordPad. Калькулятор. Освоение способов обмена данными. Буфер обмена.
Графический редактор. Графический редактор растрового типа Paint. Алгоритмы создания изображения. Создание собственного алгоритма построения изображения. Повороты и отражения фрагмента рисунка. Надписи на рисунке. Построение изображений по словесному циклическому или графическому алгоритму. Разработка своего рисунка в Paint.. Графический редактор векторного типа MS Draw. Специфические действия над графическими объектами. Разработка своего рисунка в MS Draw. Выставка рисунков.
Алгоритмизация и программирование.Алгоритм. Линейный алгоритм. Среда программирования. Среда программирования Лого Миры. Ввод и вывод текста. Технология тестирования алгоритма. Составление программы с линейным алгоритмом. Решение задач на составление программ с линейным алгоритмом. Составление программ. Проект «Хамелеон». Циклический алгоритм. Задачи с использованием датчика случайных чисел. Процедура в среде Лого Миры. Разветвляющийся алгоритм. Программируем разветвляющиеся алгоритмы. Переменные в среде Лого Миры. Значение числовой переменной. Программы с переменными. Учимся описывать в процедуре настраиваемые параметры Учимся задавать значения фактических параметров при вызове процедур. Два подхода к созданию программ.
Содержание.
Предмет азбука общения.
1 год обучения
Развитие эмоциональной сферы. В сюжет каждого занятия включаются упражнения на эмоции и эмоциональный контакт. Развивать у детей способности понимать осознавать свои и чужие эмоции через пантомимические загадки , игры, представления.
Понимание уникальности личности каждого конкретного школьника подразумевает создание условий для перехода к процессу помощи детям в саморазвитии.
При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Коррекция настроения и отдельных черт характера, тренинг моделирования стандартных ситуаций. При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменной ролью. Занятие направлены на осознанное усвоение духовно-нравственных ценностей через осмысление гуманистических идей современной психологии, прежде всего идеи об уникальной позитивной сущности каждой личности .
Память. Ребята знакомятся с видами памяти. Учатся работать со своей памятью , чтобы иметь хорошую память , для этого проводятся тренинги на развитие зрительной памяти. Оценивается их память с помощью упражнений « Мой любимый фрукт» , «Не собьюсь», « Наблюдательность», «Муха», «Летает не летает». «Мой день рождения», «Ладошки», «Телефон».
Даются рекомендации которым надо следовать при запоминании текста:
Понять основное содержание текста, разбить его на смысловые части, найти в каждой части ключевую фразу, опорный пункт для передачи ее содержания.
Все игры и тренинги направлены на тренировку ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их.
Я и мои желания .
Мышление.
Знакомить детей с содержанием понятия «мышление», учить анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать умение думать сообща. Для этого проводится конкурс на лучшую загадку, конкурс знающих и находчивых, конкурс – знаток свойств предметов, конкурс –что имеет то же свойство, конкурс говорящая вещь. На каждом занятии ребенок участвует и в психологических играх: Игра «Злые- добрые кошки», «Ниточка и иголочка»,
« танец пяти движений».
Содержание.
Предмет юный эколог
1 год обучения
Введение в программу. Активизировать имеющиеся у детей знания о животных и растениях, способствовать формированию умения оценивать состояние окружающих растений и животных. Показать взаимосвязь всех природных объектов. На прогулке выполнить игровые задания «Природные несуразности», «Жмурки в кругах».
Что такое экология. Природа вокруг нас. Экология – это наука о доме, поэтому на начальном этапе необходимо подать этот предмет на домашних (бытовых) примерах, которые доступны ребёнку для понимания и ощущения. Выяснить с детьми, что такое живая и неживая природа. Подчеркнуть, что человек – это часть природы. Поговорить об ответственности не только за своё здоровье, но и за благополучие окружающих растений и животных. На экскурсии по пришкольному участку дети знакомятся с растениями, растущими на пришкольном участке.
Они могут исчезнуть. Как охраняют природу. На практическом занятии дети знакомятся с «Красной книгой». Вырабатывают правила поведения в природе.
По заповедным тропинкам. Экскурсия в заповедник «Столбы». Во время экскурсии дети должны увидеть красоту родного края, должно формироваться желание сохранить эту красоту потомкам.
Тепло, свет и жизнь. Воздух и жизнь. Вода и жизнь. Живое в почве. На этих занятиях дети знакомятся с понятиями «вода», «воздух», «тепло», «свет», знакомятся с их ролью в природе, учатся бережному отношению. Одно из занятий проводится в виде праздника «Без воды и не туды, и не сюды».
Вот какие растения. Это всё животные. По грибы без лукошка. Полюбуйтесь: лишайники! На этих занятиях необходимо показать разнообразие мира природы. Эти занятия проводятся в виде игр-загадок. Активизируются представления детей о жизни животных, растений, знакомятся с грибами и лишайниками.
В гости к сосне. Прогулка в сосновый лес. Дети знакомятся со строением сосны, говорят о взаимосвязях живых организмов друг с другом на примере взаимосвязей сосны с животными и другими растениями.
Невидимая сеть. Невидимая пирамида. Солнце – первоисточник энергии на Земле. Познакомить детей с улавливанием солнечной энергии растениями и её движение по пищевым цепочкам. Показать отличие животных от растений по жизнеобеспечению.
Кто как защищается. Растения просят помощи. Зелёная аптека может закрыться. Животные должны жить. Эти занятия формируют у детей отношения к природе, как высшей ценности, желания заботиться о ней.
По ботаническим садам и зоопаркам. Виртуальная экскурсия в зоопарк «Роев ручей».
Прилетайте, птицы! Занятие проводится на улице. До занятия пекутся «жаворонки», дети разучивают песенки.
Учебно– тематический план
информатика
(2 год обучения)
№
п/п
Темы разделов
Всего часов
Теория
Практика
1
Информационная картина мира
14
7
7
2
Операционная система Windows и ее прикладная среда
106
40
66
3
Аппаратная часть компьютера.
24
9
15
Всего
144
56
88
Учебно– тематический план
юный эколог
(2 год обучения)
№
п/п
Темы разделов
Всего часов
Теория
Практика
1
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ
4
2
2
2
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ
8
5
3
3
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
13
9
4
4
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
16
9
7
5
Экология планеты Земля
31
5
26
6
Экология города
18
18
7
Я и мой двор
13
3
10
8
Путешествия с растениями.
41
9
32
Всего
144
42
102
Учебно – тематический план
азбука общения
(2 год обучения)
№
п/п
Темы разделов
Всего часов
Теория
Практика
1
Развитие эмоциональной сферы
70
12
58
2
Развитие моральных черт
33
6
27
3
Развитие коммуникативных способностей
41
4
37
Всего
144
22
122
Содержание.
Предмет информатика
2-ой год обучения
Информационная картина мира.Информационные процессы. Инструменты информационных технологий. Понятие формальной логики. Основные законы булевой алгебры. Логические устройства компьютера.
Операционная система Windows и ее прикладная среда.Операционная система Windows. Работа с файлами и папками. Обмен данными. Внедрение и связывание объектов. Защита информации. Антивирусные программы. Архивация файлов. Прикладная среда. Графические редакторы. Текстовый редактор Word. Текстовый редактор Word. Клавиатурный тренажер. Работа с фрагментами текста. Форматирование страницы. Форматирование абзацев. Шрифт. Форматирование символов. Поиск и замена текста в документе. Печать документа. Работа с таблицами. Размещение в документе графики. Форматирование рисунков. Фигурный текст. Сноски. Стили. Оглавление документа. Работа с несколькими документами. Применение полученных знаний. Разработка проекта «Газета». Документы личного и служебного характера. Табличный редактор Excel. Ввод и редактирование данных. Ввод формул. Управление листами рабочей книги. Функции в Excel. Построение диаграмм, графиков. Моделирование в Excel. Логические функции в Excel. Практический урок: «Решер ле задач в Ехсе1». Разработка проекта «Семейный бюджет». «Решение математических задач в Ехсе1». Автоматизация ввода данных. Фильтрация данных. Обмен данными между Excel и другими приложениями Windows..
Аппаратная часть компьютера. Аппаратное обеспечение компьютера. Микропроцессор и его характеристики. Внутренняя и внешняя память. Кодирование информации в компьютере. Представление и обработка числовой информации. Представление текстовой, графической и звуковой информации.
Содержание
Предмет азбука общения.
2 год обучения
Развитие эмоциональной сферы. Достижение детьми некоторого определенного уровня развития личностного самосознания, т. е. уровня знания о своем Я, отношения к своему Я и управления им (каков этот начальный уровень, пока неизвестно, но предполагается, что существует некий «порог самочувствительности», преодоление которого позволяет запустить механизм саморазвития). Развитие умений и навыков, обусловливающих поведенческую гибкость в разнообразных ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми; создание у ребенка обобщенной динамической картины своего внутреннего мира через осознание собственных личностных характеристик и самопредставлений и развитие рефлексивных способностей; выработку позитивного самоотношения и формирование умений сознательного самоконтроля развитие эмоциональной экспрессивности и способность эффективной саморегуляции эмоциональных состояний;
Развитие моральных черт. Рассматриваются черты характера, порождаемые социальной средой – жадность, доброта, честность, дается их моральная оценка. Рассматриваются модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера.
При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей.
Ребенок, у которого корригировать то или иное отклонение в поведении, сначала смотрит оценку, а потом выбирает себе любую роль.
Развитие коммуникативных способностей . Занятия направлены на развитие умений и навыков, обусловливающих поведенческую гибкость в разнообразных ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. Тренировка умения регулировать свое поведение , проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями. Создание у ребенка обобщенной динамической картины своего внутреннего мира через осознание собственных личностных характеристик и самопредставлений и развитие рефлексивных способностей выработку позитивного самоотношения и формирование умений сознательного самоконтроля развитие эмоциональной экспрессивности и способность эффективной саморегуляции эмоциональных состояний.
Содержание
Предмет юный эколог
2 –ой год обучения
Вещество и энергия.
Понятия тело, природное явление, вещество, свойства твёрдых, жидких и газообразных веществ, энергия, роль Солнца как главного
источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле.
Применение законов и правил к природным процессам и предсказывание конечного результата в совокупности взаимосвязанных явлений,
различение твёрдых тел, жидкости и газов, пользование бытовыми приборами для взаимопревращения воды, льда и пара.
Оболочка планеты, охваченная жизнью.
Понятие биосфера, начальные сведения о круговороте веществ, значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.
Примеры взаимосвязей между живой и неживой природой, звенья круговорота веществ. Классификация живых организмов по их ролям в
круговороте веществ.
Экологическая система.
Основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, почва),
основные экосистемы (озеро, болото, луг, поле) и их специфика, что такое почва и какова её роль в плодородии. Почва. Состав почвы.
Плодородие – главное свойство почвы. Образование перегноя из остатков растений, животных. Представление об образовании почвы, роли
организмов в этом процессе. Разрушение почвы под воздействием ветра, потоков воды в результате непродуманной хозяйственной
деятельности людей. Охрана почвы от разрушения.
Цепи питания в экосистемах, принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам. Разнообразие
хищные, всеядные животные. Цепи питания. Роль хищников в природе. Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные
последствия этого явления.
Живые участники круговорота веществ.
Основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери),
грибы и бактерии. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Представление о получении растением из
углекислого газа и воды на свету питательных веществ, выделении кислорода. Растения – источник питательных веществ и кислорода для
животных и человека. Размножение и развитие растений: представление об опылении, распространении плодов и семян, развитии растения
из семени.
Наблюдения за растениями и животными, необходимость бережного отношения к живым организмам.
Экология планеты
Что означает “Экология планеты Земля”. Планета Вода. Приключения водяных капель. Горы Земли. Какая будет погода? Экскурсия в лес “Чистая поляна”. Конкурс рисунков “Цвети Земля”. КВН “Я житель планеты Земля”. Устное сочинение “Какой я хочу видеть свою планету”. Экскурсия в лес “В поисках загадок леса”. Разведка осенних примет. Игра “Осенние листочки”. Ролевая игра “Космическая экспедиция”. Инсценирование экологической сказки “Земля среди звёзд – наш единственный дом”.
Экология города.
Заочное путешествие “Мой город”. Экскурсия в музей истории города. Заочное путешествие по рекам города. Экскурсия в эколого - биологический центр города.
Устное сочинение “На всей Земле нет краше уголка, где я родился”. Конкурс стихов “Родная земля”. Конкурс рисунков “Моя планета – мой город”. Экопроект “Мой город”.
Викторина “Экология города”.
Я и мой двор.
Конкурс рисунков «Двор, где я живу». Видео просмотр "Образцовый дворик".Экологический дизайн школьного двора. Экологическая жилка. Составление экибан. Уголок живой природы.
Путешествия с растениями.
Викторина “Какие бывают растения?”. Для чего нужны цветы? Хитрости цветов. Важность растений ни с чем несравнима. Растения – путешественники. Самые древние растения. Защитные приспособления растений. Экологическая сказка “Одуванчик”. Конкурс рисунков “Зеленый город”. Конкурс чтецов. Стихи о цветах. Проектная работа “Осторожно - яд!”. Коллективный выпуск газеты “Грибы съедобные и несъедобные”. Красная книга. Редкие растения страны и области. Растения пустыни. Комнатные растения класса. Уход за ними. Растения пустыни. Комнатные растения.
На заключительных занятиях проводим тест-срез, викторину, подводим итоги.
Методическое обеспечение программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание предмета информатики наличие специального учебного кабинета .
Из дидактического обеспечения необходимо наличие:памятки «Что спрашивать?», «Как правильно вести себя в лесу», «Как беречь воду», «Как вести себя во время пожара», «Как правильно собирать лекарственные растения»;
- игры: «Дорисуй фикусы», «Соедини точки», «Закрась фигуры по образцу», «Обведи фигуру», «Четыре стихии», «Злые-добрые кошки», «Подари подарок», «Букварь природы (летний, осенний, зимний, весенний)», «Отгадай загадку – покажи отгадку», «Анаграммы», «Путешествие по Экограду».
-набор картинок с изображениями предметов, растений и животных;
- кукла или цветное изображение профессора Мышление;
- «Красная книга»
- плакаты «Живая и неживая природа», «Животные», «Растения»
- раздаточный материал по темам: «Насекомые», «Птицы», «Грибы», «Лишайники», «Лекарственные растения», «Жуки», «Бабочки»
- наборы открыток «Заповедник Столбы», «По ботаническим садам и зоопаркам» Также может быть использована компьютерная программа «Macromedia Flash",что позволяет информационный материал передавать детям в качестве средства самостоятельной подготовки.
Материально-техническая обеспеченность:
- графический редактор Paint, который является приложением Windows и программного пакета Macromedia Flash, который загружается дополнительно на все компьютеры.
- географические карты, глобус
- компасы
- термометры
- медный купорос
- энциклопедии, справочная литература
- цветные карандаши, фломастеры.
Список литературы.
Вачков И. В., Попова А.Х.Программа «Психологическая азбука»
Вачков И.В.Дело о похищенной клубнике (серия «Пси-Маг представляет: психология развития»). М., 1996.
Митина Л.М.Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.
Цукерман Г.А., Мастеров Б.М.Психология саморазвития. М., 1995.
А.Л. Семёнов и др. Учебно-методический комплекс «Алгоритмика» - М.., 1994г.
А.С.Фигурнов IBM PC для пользователя. –М., 1994
В.М.Курочкин. Язык компьютера -М., Мир, 1998г.
Е.Н.Ястребцева, Я.С.Быховский. Обучение для будущего: учебное пособие.-М.: Русская редакция, 2004г.
Создание комплексных тестовых документов в текстовом редакторе Microsoft Word 2000. Лабораторный практикум, В.Н.Голубцов, Лицей 2003
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 3 класс, М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).
Развернутое тематическое планирование. Образовательная система «Школа 2100» / авт.-сост. О. В. Рыбьякова. – Волгоград: Учитель, 2011.
Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина Окружающий мир. Методические рекомендации для учителя (авторы)в 2-х частях – М.: Баласс, 2012
Акимушкин И. Мир животных. М., 1994.
Чижевский Е.А. «Я познаю мир. Экология» М. «Вече» 1999г
Спарджен Р. «Энциклопедия окружающего мира. Экология» М. Росмэн 1997г.