Программа реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Вполне естественно, что этому может быть много объяснений складывающейся ситуации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей Писцовский Дом детского творчества
Принято: Утверждено:
Педагогическим советом приказом директора МКОУ ДОД
протокол № 5 от 28.08.2014г Писцовского ДДТ №31 от 28.08.2014г
_____________ (И.М.Ястребцева)
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Будь здоров!»
Составитель: Смирнова О.С.
Учитель высшей категории
Село Писцово 2014 год
Пояснительная записка
Программа реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Вполне естественно, что этому может быть много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Актуальность программы:
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных игр.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
В программу включено знакомство с различными подвижными играми. Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
Подвижные игры имеют и оздоровительное значение. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.
Цели программы:
создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
профилактика вредных привычек;
воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов.
На реализацию курса «Будь здоров!» в 1-4 классах отводится 68 ч в год (2 час в неделю).
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.
Для успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.
Ценностные ориентиры:
Ребёнок не только усвоит определённые знания и представления о здоровом образе жизни, но и станет изучать себя, особенности организма, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
После каждого занятия у ребёнка должно появляться чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Данная программа строится на принципах:
Научности - содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.
Патриотизма – индентификация себя с Россией, её культурой.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Основные направления реализации программы:
-организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– активное использование спортивной площадки
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
– организация встреч родителей с медицинским работником.
Формы занятий:
беседы
игры
элементы занимательности и состязательности
викторины
конкурсы
праздники
часы здоровья
Алгоритм работы с подвижными играми.
Знакомство с содержанием игры.
Объяснение содержания игры.
Объяснение правил игры.
Разучивание игр.
Проведение игр.
Режим и место проведения занятий:
Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 35 – 40 минут.
Место проведения – спортивный зал, пришкольная спортивная площадка, кабинет для внеурочных занятий, актовый зал. Подвижные игры и спортивные праздники проходят по усмотрению учителя на свежем воздухе или в спортивном зале. Конкурсы, беседы, викторины в кабинете для внеурочных занятий.
Результатом практической деятельности по программе «Будь здоров!» можно считать следующие критерии:
Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса.
Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную на сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
Формы подведения итогов работы:
Анкетирование детей
Мониторинг состояния здоровья детей
2.Планируемые результаты освоения программы:
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности
обучающиеся должны:
иметь представление:
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
о режиме дня и личной гигиене;
о вредных и полезных привычках;
о народных играх;
о различных видах подвижных игр;
о соблюдении правил игры.
уметь:
применять на практике приобретенные знания о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;
играть в подвижные игры;
применять игры самостоятельно;
соблюдать правила игры;
работать в коллективе.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа
уважительное отношение к культуре других народов.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научится:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
Учебно-тематический план
№ п/п
Дата
проведения
Содержание программы
Теория
Практика
1
Вводное занятие. За здоровый образ жизни. Конкурс рисунков «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
1
1
2
Спорт любить — здоровым быть! Подвижные игры на свежем воздухе «Краски», «Колечко», «3ий лишний»
2
3
Народные игры. «Борьба в цепи», «Золотые ворота». Игры моих родителей.
2
4
Дорога в школу. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы.
1
1
5
Режим дня школьника.
1
1
6
Народные игры. «Найди и садись», «Казаки – разбойники».
2
7
Народные игры. «Чехарда», «Сантики – фантики».
2
8
"Здоровым быть здорово!" игровая программа. Игры моих бабушек и дедушек.
2
9
Мониторинг физического развития
2
10
Народные игры. «Дед Мазай», «Море волнуется».
2
11
Игры разных народов. «Садовник», «День – ночь».
2
12
Упражнения и игры на развитие внимания.
1
1
13
Подвижные игры «Пустое место», «Моргалки».
2
14
Вредные привычки. Курение – это болезнь.
1
1
15
Играя, подружись с бегом «Гигантские шаги».
2
16
Игры – эстафеты (скакалки, мячи, обручи)
2
17
Игры с прыжками «Зайцы в огороде»
2
18
Кто сильнее? Разучивание игр-соревнований «Бой петухов», «Борьба всадников»
2
19
Мой весёлый звонкий мяч! «Халихало! Стоп!»
2
20
Сюжетные игры
1
1
21
Полезные привычки в питании. Фрукты – лучшие продукты. Выпуск стенгазеты.
1
1
22
Зимние забавы. Лыжные гонки.
2
23
Зимние забавы. Эстафеты на санках.
2
24
Зимние забавы. «Клуб ледяных инженеров».
2
25
Беседа «Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!». Практическая работа.
1
1
26
Беседа «Полезные и вредные привычки»
2
27
Здоровое питание – отличное настроение.
2
28
Помоги себе сам (презентация)
1
1
29
Викторина «Быть здоровым – здорово!»
1
1
30
Час здоровья
1
1
31
Разучивание игр-эстафет «Команда быстроногих»
2
32
Полезные привычки в питании. Овощи на твоём столе.
1
1
33
Полезные привычки. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
1
1
34
Анкета, викторина.
1
1
Итого
18
50
Содержание изучаемого курса
1. Вводное занятие (2 ч) За здоровый образ жизни. Конкурс рисунков «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
2. Игры на свежем воздухе (4 ч). Спорт любить — здоровым быть! Подвижные игры на свежем воздухе «Краски», «Колечко», «3ий лишний». Народные игры. «Борьба в цепи», «Золотые ворота». Игры моих родителей.
3. Должен знать каждый (4 ч). Дорога в школу. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы. Режим дня школьника.
4. Народные игры (12 ч). Народные игры. «Найди и садись», «Казаки – разбойники». Народные игры. «Чехарда», «Сантики – фантики». "Здоровым быть здорово!" игровая программа. Игры моих бабушек и дедушек. Мониторинг физического развития. «Дед Мазай», «Море волнуется». «Садовник», «День – ночь».
5. Упражнения и игры на развитие внимания (4). Подвижные игры «Пустое место», «Моргалки».
6. Вредные привычки (2 ч). Курение – это болезнь.
7. Бег (8 ч). Играя, подружись с бегом «Гигантские шаги». Игры – эстафеты (скакалки, мячи, обручи). Игры с прыжками «Зайцы в огороде». Кто сильнее? Разучивание игр-соревнований «Бой петухов», «Борьба всадников».
8. Игры с мячом (4ч). Мой весёлый звонкий мяч! «Халихало! Стоп!». Сюжетные игры.
9.Зимние игры (6 ч). Зимние забавы. Лыжные гонки. Эстафеты на санках. «Клуб ледяных инженеров».
10. Питание и здоровье (16 ч). Полезные привычки в питании. Фрукты – лучшие продукты. Конкурс рисунков. Беседа «Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!». Практическая работа. Беседа «Полезные и вредные привычки». Здоровое питание – отличное настроение. Помоги себе сам (презентация). Викторина «Быть здоровым – здорово!». Час здоровья. Полезные привычки в питании. Овощи на твоём столе.
12. Полезные привычки (4 ч). «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Анкета, викторина.
Перечень материально-технической базы
1.Спортивный зал
2.Спортивное оборудование (мячи, скакалки, обручи, лыжи)
3.Секундомер
Перечень учебно-методического обеспечения
Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; рисунки: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
Измерительные приборы: весы, часы и их модели.
3.Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор.
Списоклитературы
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.