kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская программа Кружка "Своими руками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внешкольное образование - одно из важнейших составляющих составляющих системы образования, способное удовлетворить разнообразные потребности в творческой самореализации личности, обеспечить её интеллектуальные, духовные и физическое развитие.Особое место во внешкольном образовательном процессе занимает работа коллективов декоративно - прикладного творчества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа Кружка "Своими руками" »

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«СВОИМИ РУКАМИ»

Автор Марисюк С.Ф.

руководитель кружка «Своими руками»

Пояснительная записка Внешкольное образование – одно из важнейших составляющих системы образования , способное удовлетворить разнообразные потребности в творческой самореализации личности, обеспечить ее интеллектуальное, духовное и физическое развитие. Особое место во внешкольном образовательном процессе занимает работа коллективов декоративно-прикладного творчества. Это направление имеет безграничные возможности в решении задач художественного образования, трудового и эстетического воспитания детей и подростков, поскольку именно в этом возрасте закладывается основа художественно-эстетического вкуса, прививается любовь к художественному творчеству, желание заниматься изобразительными видами деятельности.

Одним из средств художественного образования и эстетического воспитания школьников является искусство работы с природным материалом. Работающего с природным материалом природа одаривает неисчислимым количеством растений, природным материалом с разнообразнейшими формами, цветовыми оттенками, активной динамикой, развивает познавательный интерес не только к декоративно-прикладному творчеству, но и к биологии, экологии, истории, активизирует творческий процесс, вызывает образные ассоциации.

Научить тонко и чутко подмечать красоту в окружающей природе и отражать ее в искусстве, животворному контакту с природой, бережному отношению к ней – очень важно для подрастающего поколения. В этом процессе может помочь кружок «Своими руками».

Задачи учебной программы «Своими руками» связаны с формированием познавательной, практической, творческой, социальной компетентностей в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся.

Образовательными задачами являются:

- формирование знаний об истории и традициях декоративно-прикладного творчества, основ изобразительного искусства, особенностях работы с природным материалом: правилах сбора, засушивания, консервации и подготовки природного материала, инструментах и приспособлениях для работы;

- формирование агротехнических знаний выращивания декоративно-лиственных растений на пришкольном участке и в домашних условиях;

- формирование практических навыков создания флористических композиций;

- развитие эмоционально-эстетических отношений к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов, творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, фантазии, чувства ритма, стремления к самостоятельному творчеству;

- воспитание внимания, формирование навыков работы в группе;

- повышение общей культуры и эрудиции.

Реализуемые воспитательные задачи:

- формирование представлений о профессиях дизайнера- оформителя, цветовода, дизайнера паркового ландшафта и т.д.;

- формирование национального самосознания учащихся, творческому осмыслению духовного наследия украинского народа;

- воспитание любви к природе, бережному к ней отношению, умению рационально использовать природные богатства;

Программой предусмотрено знакомство с обрядами, ритуалами и традициями, способствовавшими развитию народной философии, декоративного искусства, украинской народной символикой, народными символами-оберегами, традициями, наиболее прочно связанными с жизнью и бытом человека.

В программу введены часы по ознакомлению и практическому применению петриковской росписи, писанкарству, народной куклы как национальных декоративно-прикладных видов творчества в Украине.

Методы обучения:

Основная методическая установка программы – обучение учащихся навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по созданию композиций из природных материалов,   Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий, воспроизводящих и творческих упражнений.

В задачу педагога входит создание оптимальных условий для самореализации учащихся, выраженного в проектных формах работы.

Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий, как теоретические и практические занятия: лекции, беседы, ролевые игры, творческой лаборатории, творческие мастерские, конкурсы-защиты творческих работ и проектов, экскурсии на природу.

Программа занятий кружка «Своими руками» рассчитана на учащихся 5 -11классов (10– 17 лет) на 1 год обучения..

Наполняемость составляет 15 человек. По составу группа комплектуется примерно одного возраста.

Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей и на основе дифференцированного подхода.

Руководитель кружка, исходя из интересов воспитанников и учащихся, уровня их подготовки и конкретных задач, может изменить последовательность изложения материала, самостоятельно распределить часы и определить конкретные формы занятий.

Способы оценивания знаний воспитанников и учащихся:

Предметом диагностики и контроля являются внутренние личностные качества (знания, умения, освоенные способы деятельности), внешние образовательные продукты учащихся (анализ творческих работ учащихся, презентации, выставки, фестивали, защиты творческих проектов викторины, кроссворды, и т.д.).

Учащиеся также выступают полноправным субъектом оценивания. Проверка достигаемых образовательных результатов производится в следующих формах:

1) текущий самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых творческих работ; 

2) взаимооценка учащимися  работ друг друга или творческих работ, выполненных в группах; 

3) публичная  защита  выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых).

Программа кружка способствует созданию условий для совершенствования художественных знаний, умений и навыков, развитию творческих способностей детей, воображения, учит тонко и чутко подмечать красоту в окружающей природе и отражать ее в искусстве.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ, І ГОД ОБУЧЕНИЯ)

п/п


Тема занятий

Количество часов


Теорети-ческие

Практи-ческие

Всего

1.

2.


3.


4.



5.

6.


7.




8.





9.

.

Вводное занятие.

Из истории развития народного творчества в Украине.

Виды и свойства растительного материала.

Сбор и консервация растений (семена, плоды, зерно, другие сухие сыпучие природные материалы).

Инструменты и материалы.

Законы композиции и основы цветоведения.

Направления и стили флористики. Основы для флористических композиций и панно.

Работа над эскизами плоскостных композиций.

Плоскостная флористика:

- аппликация сыпучим материалом;

- аппликация яичной скорлупой.

-аппликация лиственным и цветочным материалами.

Итоговое занятие

1

2


2


1



1


1




2




2


1




-

4


4


2



1


1




2




8


2




1

6


6


3



2


2




4




10


3




Всего:


13

24

37


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1. «Вводное занятие» ..

Ознакомление с планом работы кружка, просмотр слайдов, фотоснимков, журналов, готовых работ из природного материала и сухоцветов. Рассказ о достижениях воспитанников и о массовых мероприятиях, в которых будут принимать участие члены кружка (конкурсы, оформление и проведение выставок, конференций, украшение классных комнат и кабинетов, участие в районных и республиканских мероприятиях). Правила внутреннего распорядка в кружке. Наши традиции.

Практические занятия. Экскурсия в природу. Сбор растительного и природного материала. Очистка, сортировка, классификация, закладка в хранилище для последующего использования в течение года.

2. «Из истории развития народного творчества в Украине» .

История развития народного творчества в Украине: народные обрядовые, бытовые изделия, обереги, бижутерия, народная игрушка. Изделия из природного материала как составная часть декоративно-прикладного творчества.

3. «Виды и свойства растительного материала» .

Природное богатство растительного материала в регионе. Виды растительного материала, используемые во флористике: солома, ветки, корни, листва, трава, цветы, и т.д. Свойства растительных материалов. Время сбора и условия хранения растительного материала.

4. «Сбор и консервация растений (семена, плоды, зерно, другие сухие сыпучие природные материалы)» .

Заготовка природных материалов (сбор, сушка, измельчение различных пород деревьев собранных в разные временные отрезки (от этого зависит цвет материала). Использование всего, что можно просеять через дуршлаг и нанести на изображаемую поверхность клеем ПВА (семена мака, манная крупа, опилки различных пород деревьев, чай и натуральный кофе (использованный), песок, мелкая галька, растертая кора деревьев и т.д.). Использование пищевых круп требует дополнительной обработки от насекомых-вредителей.

Практические занятия. Заготовка, сортировка, классификация собранного природного материала, закладка в кладовую на хранение.

5. «Инструменты и материалы» .

Инструменты, оборудование, материалы, приспособления, аксессуары для работы с природным материалом. Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами, красителями, клеем, спреем, и т.д

6. «Законы композиции и основы цветоведения» .

Композиция – как система логических закономерностей художественного творчества. Основы художественной композиции: органичность и целостность форм, симметрия и асимметрия. Пропорции, фон, текстура во флористике. Замысел и эскиз.

Цветовой круг. Гармонические цветовые сочетания: монохроматические, контрастные, полихроматические, аналогичные. Выбор цветовой гаммы.

7. Направления и стили флористики. Основы для флористических композиций и панно. .

Направления и стили флористики. Просмотр иллюстраций, слайдов, видеозаписей с примерами различных видов флористических композиций. Основы для флористических композиций и панно. Изготовление рамок из различного материала.

Работа над эскизами плоскостных композиций.

Композиционный центр. Роль фона в создании композиций. Способы оформления работ. Работа над сюжетом.

8. «Плоскостная флористика»

Сбор, заготовка природного материала. Закладка на хранение готового материала по конвертам и коробкам. Приемы работы. Главный материал и второстепенный. Правила размещения готовых композиций. Соблюдение правил техники безопасности при работе с инструментом и материалами. Использование плоско засушенного материала в создании композиций. Бережное использование растительного материала. Основы композиционного решения. Цветовая гамма, совместимость растительного материала по форме, цвету, фактуре, размеру. Использование техники «монотипия» как фона в создании плоскостных композиций. Добавление объемных элементов в плоскостную композицию. Способы оформления работ.

Практические занятия. Создание из плоско засушенных растений натюрмортов, портретов, пейзажей. Использование элементов групповой работы при создании крупных композиций для помещений. Создание коллективных панно на природоохранную и этническую тематику. Композиции «Букет», «Сельский дворик», «Незнакомка».

- аппликация сыпучим материалом:

Сбор материала. Сушка. Измельчение. Закладка в стеклянные закрытые банки для хранения в темном месте хранилища. Разработка сюжетов композиций. Техника работы. Техника безопасности при работе с инструментами, материалами, во время проведения экскурсий. Использование измельченных сухих листьев различных пород деревьев, заготовленных в разное время года, опилок разнообразных пород деревьев, чая, кофе, манной крупы, засушенных и измельченных цветов и соцветий (гибискуса, подсолнечника, пиона, васильков), семян мака, измельченных водорослей, мха, мелкого песка, гальки. Обучение правилам композиции. Создание работы на грани нескольких техник работы (с добавлением рельефов и объемных включений). Правильное использование инструментов и материалов при работе с плоско засушенными растениями. Техника безопасности при использовании острых и режущих инструментов во время практических работ.

Практические занятия. Изготовление различных изделий с народной символикой. Заготовка различного природного материала. Изготовление сувенирных изделий утилитарного назначения (картины, панно, полуобъемные композиции). Экскурсии в природу. Изготовление работ «Древо жизни», «Весна», «По мотивам петриковской росписи», «Букет», «Зайка-зазнайка».

- аппликация яичной скорлупой:

Овладение новым видом декоративно-прикладного творчества. Способы подготовки яичной скорлупы к работе (очистка, обработка мыльным раствором, сушка, окраска и т.п.). Особенности работы. Подбор сюжетов. Особенности графического, цветового, светотеневого решения работ. Мозаичное восприятие композиции. Аккуратность выполнения работ. Использование клеев.

Практические занятия. Изготовление работ с использованием натурально окрашенных и окрашенных гуашью яиц «На лесной полянке», «Рябинка», «Фрукты», «Цветы».

- аппликация лиственным и цветочным материалами:

Создание натюрморта, пейзажа, изображения животных, птиц, передача на плоскости нюансов цвета и формы изображаемого. Умение создавать на плоскости объем, используя тон (темный, светлый), цвет (теплый, холодный). Обрыв для эффекта изображения масляными красками. Использование обрыва вдоль волокон.

Практические занятия. Изготовление натюрморта: «Ананас, бананы, яблоки, виноград». Изготовление натюрморта «Бабочка на цветах». Изготовление композиции: «Осенний лес», «Птица-тукан».

9. «Итоговое занятие»

Выставка флористических композиций. Представление коллективных и индивидуальных творческих работ. Их обсуждение и анализ. Знакомство с учебными заведениями, где можно продолжить дальнейшее обучение по данному направлению.

Прогнозируемый результат

Учащиеся должны иметь представление о:

Акцент - момент повышенного внимания.

Аранжировка цветов – процесс создания цветочной композиции.

Асимметрия – понятие, противоположное симметрии: нарушение равновесия и соразмерности в композиции.

Бутоньерка – мини-букетик из живых или искусственных цветов для украшения одежды, прически.

Гармония – соответствие форм и цвета, наиболее удачных для зрительного восприятия.

Икебана – искусство составления композиций из цветов, веток, трав.

Клеевой пистолет – инструмент, который позволяет прочно соединять чистые и сухие поверхности расплавленным полиэтиленом, при этом склейка будет точечной, аккуратной, практически незаметной.

Коллаж – прием в изобразительном искусстве, предполагающий наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

Композиция – строение (структура) художественного произведения, размещение и взаимосвязь его частей, обусловленных идейным замыслом и назначением.

Контраст – сопоставление противоположных качеств, которые содействуют их усиление.

Оазис – в аранжировке цветов – синтетический пенопласт для установки растений.

Пиафлор – подобная порошку, увлажненная масса для установки растений.

Спрей – цветная жидкость в аэрозольной упаковке для декоративного покрытия растений.

Стиль – единство основных идейно-художественных особенностей.

Сухоцветы – растения, цветки или соцветия которых после срезки долго, иногда в течение нескольких лет, сохраняют свою форму и цвет.

Фитодизайн – жанр декоративно-прикладного искусства, поиск новых конструктивных и художественных решений в искусстве цветов, ландшафтной архитектуре и т.д.

Флористика – совокупность видов растений, которые встречаются на отдельной территории, вид декоративно-прикладного искусства, основанного на использовании природного засушенного материала.

Эклектика – современный стиль озеленения помещений.

Учащиеся должны уметь:

- изготавливать объемные и плоскостные композиции из природного материала;

- заготавливать различные виды природного материала (без ущерба для природы);

- овладеть спецификой плоскостного и объемного засушивания растений;

- знать названия цветочно-растительного материала, используемого в работе;

- уметь правильно, по назначению использовать инструменты и материалы;

- строго соблюдать правила техники безопасности при работе;

- овладеть элементами петриковской росписи, уметь составлять из них композиции;

- иметь представление о стилях в аранжировке;

- изготавливать изделия, букеты, композиции, обереги с украинской символикой;

- изготавливать самодельные цветы из природного материала и различные изделия с их использованием;

- уметь комбинировать природный материал для оформления поделок из плодов, семян, корней и т.д.;

- изготавливать игрушки и аппликации из соломы и злаковых культур;

- владеть техникой изготовления панно из семян и плодов растений;

- овладеть элементарными умениями и навыками работы с кожей и кожезаменителями;

- иметь представление о японской школе цветочной аранжировки;

- экономно и бережно расходовать природный материал;

- принимать участие в кружковских, районных, республиканских выставках декоративно-прикладного творчества

ЛИТЕРАТУРА

1.Воробьева О.Я. Декоративно-прикладное творчество (5 – 9 классы). Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009. –

141 с.

2.Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение. – 1984. – 175 с.

3.12 місяців:т Народний календар/ Авт.-упорядн. Коваленко Ю.С. – К.: Україна, 1993. – 254 с.

4.Задворная Т.Д. Аранжировка цветов. – М.: Эллис Лак, 1994. – 186 с.

5.Золотницький Л.Ф. Квіти в легендах і переказах. – К.: Урожай, 1992. – 196 с.

6.Конышева Н.П. Секреты мастеров (ремесла древние и современные). – М.: Московские учебники, 2000. – 356 с.

7. Локрина Т. Композиция с берестой. – М.: Ниола 21-й век, 2005. – 92 с.

8.Маркелова О.Н. Декоративно-прикладное творчество. Изделия из древесины и природного материала. – Волгоград: Учитель, 2005, 237 с.

9.МаркеловаО.Н.Поделки из природного материала.– Волгоград:Учитель,2004, 257 с.

10.НаниашвилиИ.Н.Вышивка крестом.– Харьков:Клуб семейного досуга,2010. – 96 с.

11.Програма «Юні квітникарі-аранжувальники»//Позашкілля. – 2007. -№ 4. –с. 9 – 17.

12.Пронников В.А. Икебана или Вселенная, запечатленная в цветах. – М.: Наука, 1990. – 205 с.

13.Стильные украшения для дома /Под ред. Луизы Саки. - Харьков: Клуб семейного досуга, 2009. – 264 с.

14.Табунщиков Н.П. Аранжировка цветов. К.: Реклама, 1988. – 204 с.

15.Федотов Г.Я. Сухие травы. Основы художественного ремесла. – М.: АСТ «Пресс», 1999. – 208 с.

16. Хоменко В. Лучшие поделки. Шаг за шагом. Делаем сами. - Харьков: Клуб семейного досуга, 2009. - 96 с.

17.Хоменко В., Никитюк Г. Аппликации, картины, панно из природных материалов. - Харьков: Клуб семейного досуга, 2010. -112 с.

18.Эстетическое воспитание в средней школе. Материалы для занятий. / Авт.-состав. Тисленкова И.А. – Волгоград: Учитель, 2007. – 135 с.

19.Яковлева К.Т. Лесная скульптура. – М.: Лесная промышленность, 1998. -271 с.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Авторская программа Кружка "Своими руками"

Автор: Марисюк Светлана Фёдоровна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "программа кружка "Матема" "
    ["seo_title"] => string(26) "proghramma-kruzhka-matiema"
    ["file_id"] => string(6) "118949"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413298112"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Программа кружка "Умелые ручки" "
    ["seo_title"] => string(34) "proghramma-kruzhka-umielyie-ruchki"
    ["file_id"] => string(6) "160483"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422059017"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Авторская программа дополнительного образования  по художественно – эстетической направленности «Чудеса своими руками» "
    ["seo_title"] => string(128) "avtorskaia-proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-po-khudozhiestvienno-estietichieskoi-napravliennosti-chudiesa-svoimi-rukami"
    ["file_id"] => string(6) "131831"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416237119"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Авторская программа кружка " Волшебная ленточка""
    ["seo_title"] => string(49) "avtorskaiaproghrammakruzhkavolshiebnaialientochka"
    ["file_id"] => string(6) "283005"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453750445"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Развитие творческой одаренности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(95) "razvitiie-tvorchieskoi-odariennosti-uchashchikhsia-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "139525"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417726563"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства