Внешкольное образование - одно из важнейших составляющих составляющих системы образования, способное удовлетворить разнообразные потребности в творческой самореализации личности, обеспечить её интеллектуальные, духовные и физическое развитие.Особое место во внешкольном образовательном процессе занимает работа коллективов декоративно - прикладного творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа Кружка "Своими руками" »
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«СВОИМИ РУКАМИ»
Автор Марисюк С.Ф.
руководитель кружка «Своими руками»
Пояснительная записка Внешкольное образование – одно из важнейших составляющих системы образования , способное удовлетворить разнообразные потребности в творческой самореализации личности, обеспечить ее интеллектуальное, духовное и физическое развитие. Особое место во внешкольном образовательном процессе занимает работа коллективов декоративно-прикладного творчества. Это направление имеет безграничные возможности в решении задач художественного образования, трудового и эстетического воспитания детей и подростков, поскольку именно в этом возрасте закладывается основа художественно-эстетического вкуса, прививается любовь к художественному творчеству, желание заниматься изобразительными видами деятельности.
Одним из средств художественного образования и эстетического воспитания школьников является искусство работы с природным материалом. Работающего с природным материалом природа одаривает неисчислимым количеством растений, природным материалом с разнообразнейшими формами, цветовыми оттенками, активной динамикой, развивает познавательный интерес не только к декоративно-прикладному творчеству, но и к биологии, экологии, истории, активизирует творческий процесс, вызывает образные ассоциации.
Научить тонко и чутко подмечать красоту в окружающей природе и отражать ее в искусстве, животворному контакту с природой, бережному отношению к ней – очень важно для подрастающего поколения. В этом процессе может помочь кружок «Своими руками».
Задачи учебной программы«Своими руками» связаны с формированием познавательной, практической, творческой, социальной компетентностей в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся.
Образовательными задачами являются:
- формирование знаний об истории и традициях декоративно-прикладного творчества, основ изобразительного искусства, особенностях работы с природным материалом: правилах сбора, засушивания, консервации и подготовки природного материала, инструментах и приспособлениях для работы;
- формирование агротехнических знаний выращивания декоративно-лиственных растений на пришкольном участке и в домашних условиях;
- формирование практических навыков создания флористических композиций;
- развитие эмоционально-эстетических отношений к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов, творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, фантазии, чувства ритма, стремления к самостоятельному творчеству;
- воспитание внимания, формирование навыков работы в группе;
- повышение общей культуры и эрудиции.
Реализуемые воспитательные задачи:
- формирование представлений о профессиях дизайнера- оформителя, цветовода, дизайнера паркового ландшафта и т.д.;
- формирование национального самосознания учащихся, творческому осмыслению духовного наследия украинского народа;
- воспитание любви к природе, бережному к ней отношению, умению рационально использовать природные богатства;
Программой предусмотрено знакомство с обрядами, ритуалами и традициями, способствовавшими развитию народной философии, декоративного искусства, украинской народной символикой, народными символами-оберегами, традициями, наиболее прочно связанными с жизнью и бытом человека.
В программу введены часы по ознакомлению и практическому применению петриковской росписи, писанкарству, народной куклы как национальных декоративно-прикладных видов творчества в Украине.
Методы обучения:
Основная методическая установка программы – обучение учащихся навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по созданию композиций из природных материалов, Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий, воспроизводящих и творческих упражнений.
В задачу педагога входит создание оптимальных условий для самореализации учащихся, выраженного в проектных формах работы.
Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий, как теоретические и практические занятия: лекции, беседы, ролевые игры, творческой лаборатории, творческие мастерские, конкурсы-защиты творческих работ и проектов, экскурсии на природу.
Программа занятий кружка «Своими руками» рассчитана на учащихся 5 -11классов (10– 17 лет) на 1 год обучения..
Наполняемость составляет 15 человек. По составу группа комплектуется примерно одного возраста.
Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей и на основе дифференцированного подхода.
Руководитель кружка, исходя из интересов воспитанников и учащихся, уровня их подготовки и конкретных задач, может изменить последовательность изложения материала, самостоятельно распределить часы и определить конкретные формы занятий.
Способы оценивания знаний воспитанников и учащихся:
Предметом диагностики и контроля являются внутренние личностные качества (знания, умения, освоенные способы деятельности), внешние образовательные продукты учащихся (анализ творческих работ учащихся, презентации, выставки, фестивали, защиты творческих проектов викторины, кроссворды, и т.д.).
Учащиеся также выступают полноправным субъектом оценивания. Проверка достигаемых образовательных результатов производится в следующих формах:
1) текущий самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых творческих работ;
2) взаимооценка учащимися работ друг друга или творческих работ, выполненных в группах;
3) публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых).
Программа кружка способствует созданию условий для совершенствования художественных знаний, умений и навыков, развитию творческих способностей детей, воображения, учит тонко и чутко подмечать красоту в окружающей природе и отражать ее в искусстве.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ, І ГОД ОБУЧЕНИЯ)
№
п/п
Тема занятий
Количество часов
Теорети-ческие
Практи-ческие
Всего
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
.
Вводное занятие.
Из истории развития народного творчества в Украине.
Виды и свойства растительного материала.
Сбор и консервация растений (семена, плоды, зерно, другие сухие сыпучие природные материалы).
Инструменты и материалы.
Законы композиции и основы цветоведения.
Направления и стили флористики. Основы для флористических композиций и панно.
Работа над эскизами плоскостных композиций.
Плоскостная флористика:
- аппликация сыпучим материалом;
- аппликация яичной скорлупой.
-аппликация лиственным и цветочным материалами.
Итоговое занятие
1
2
2
1
1
1
2
2
1
-
4
4
2
1
1
2
8
2
1
6
6
3
2
2
4
10
3
Всего:
13
24
37
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1. «Вводное занятие» ..
Ознакомление с планом работы кружка, просмотр слайдов, фотоснимков, журналов, готовых работ из природного материала и сухоцветов. Рассказ о достижениях воспитанников и о массовых мероприятиях, в которых будут принимать участие члены кружка (конкурсы, оформление и проведение выставок, конференций, украшение классных комнат и кабинетов, участие в районных и республиканских мероприятиях). Правила внутреннего распорядка в кружке. Наши традиции.
Практические занятия. Экскурсия в природу. Сбор растительного и природного материала. Очистка, сортировка, классификация, закладка в хранилище для последующего использования в течение года.
2. «Из истории развития народного творчества в Украине» .
История развития народного творчествав Украине: народные обрядовые, бытовые изделия, обереги, бижутерия, народная игрушка. Изделия из природного материала как составная часть декоративно-прикладного творчества.
3. «Виды и свойства растительного материала» .
Природное богатство растительного материала в регионе.Виды растительного материала, используемые во флористике: солома, ветки, корни, листва, трава, цветы, и т.д. Свойства растительных материалов. Время сбора и условия хранения растительного материала.
4. «Сбор и консервация растений (семена, плоды, зерно, другие сухие сыпучие природные материалы)» .
Заготовка природных материалов (сбор, сушка, измельчение различных пород деревьев собранных в разные временные отрезки (от этого зависит цвет материала). Использование всего, что можно просеять через дуршлаг и нанести на изображаемую поверхность клеем ПВА (семена мака, манная крупа, опилки различных пород деревьев, чай и натуральный кофе (использованный), песок, мелкая галька, растертая кора деревьев и т.д.). Использование пищевых круп требует дополнительной обработки от насекомых-вредителей.
Практические занятия. Заготовка, сортировка, классификация собранного природного материала, закладка в кладовую на хранение.
5. «Инструменты и материалы» .
Инструменты, оборудование, материалы, приспособления, аксессуары для работы с природным материалом. Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами, красителями, клеем, спреем, и т.д
6. «Законы композиции и основы цветоведения» .
Композиция – как система логических закономерностей художественного творчества. Основы художественной композиции: органичность и целостность форм, симметрия и асимметрия. Пропорции, фон, текстура во флористике. Замысел и эскиз.
7. Направления и стили флористики. Основы для флористических композиций и панно. .
Направления и стили флористики. Просмотр иллюстраций, слайдов, видеозаписей с примерами различных видов флористических композиций. Основы для флористических композиций и панно. Изготовление рамок из различного материала.
Работа над эскизами плоскостных композиций.
Композиционный центр. Роль фона в создании композиций. Способы оформления работ. Работа над сюжетом.
8. «Плоскостная флористика»
Сбор, заготовка природного материала. Закладка на хранение готового материала по конвертам и коробкам. Приемы работы. Главный материал и второстепенный. Правила размещения готовых композиций. Соблюдение правил техники безопасности при работе с инструментом и материалами. Использование плоско засушенного материала в создании композиций. Бережное использование растительного материала. Основы композиционного решения. Цветовая гамма, совместимость растительного материала по форме, цвету, фактуре, размеру. Использование техники «монотипия» как фона в создании плоскостных композиций. Добавление объемных элементов в плоскостную композицию. Способы оформления работ.
Практические занятия. Создание из плоско засушенных растений натюрмортов, портретов, пейзажей. Использование элементов групповой работы при создании крупных композиций для помещений. Создание коллективных панно на природоохранную и этническую тематику. Композиции «Букет», «Сельский дворик», «Незнакомка».
- аппликация сыпучим материалом:
Сбор материала. Сушка. Измельчение. Закладка в стеклянные закрытые банки для хранения в темном месте хранилища. Разработка сюжетов композиций. Техника работы. Техника безопасности при работе с инструментами, материалами, во время проведения экскурсий. Использование измельченных сухих листьев различных пород деревьев, заготовленных в разное время года, опилок разнообразных пород деревьев, чая, кофе, манной крупы, засушенных и измельченных цветов и соцветий (гибискуса, подсолнечника, пиона, васильков), семян мака, измельченных водорослей, мха, мелкого песка, гальки. Обучение правилам композиции. Создание работы на грани нескольких техник работы (с добавлением рельефов и объемных включений). Правильное использование инструментов и материалов при работе с плоско засушенными растениями. Техника безопасности при использовании острых и режущих инструментов во время практических работ.
Практические занятия. Изготовление различных изделий с народной символикой. Заготовка различного природного материала. Изготовление сувенирных изделий утилитарного назначения (картины, панно, полуобъемные композиции). Экскурсии в природу. Изготовление работ «Древо жизни», «Весна», «По мотивам петриковской росписи», «Букет», «Зайка-зазнайка».
- аппликация яичной скорлупой:
Овладение новым видом декоративно-прикладного творчества. Способы подготовки яичной скорлупы к работе (очистка, обработка мыльным раствором, сушка, окраска и т.п.). Особенности работы. Подбор сюжетов. Особенности графического, цветового, светотеневого решения работ. Мозаичное восприятие композиции. Аккуратность выполнения работ. Использование клеев.
Практические занятия. Изготовление работ с использованием натурально окрашенных и окрашенных гуашью яиц «На лесной полянке», «Рябинка», «Фрукты», «Цветы».
- аппликация лиственным и цветочным материалами:
Создание натюрморта, пейзажа, изображения животных, птиц, передача на плоскости нюансов цвета и формы изображаемого. Умение создавать на плоскости объем, используя тон (темный, светлый), цвет (теплый, холодный). Обрыв для эффекта изображения масляными красками. Использование обрыва вдоль волокон.
Выставка флористических композиций. Представление коллективных и индивидуальных творческих работ. Их обсуждение и анализ. Знакомство с учебными заведениями, где можно продолжить дальнейшее обучение по данному направлению.
Прогнозируемый результат
Учащиеся должны иметь представление о:
Акцент - момент повышенного внимания.
Аранжировка цветов – процесс создания цветочной композиции.
Асимметрия – понятие, противоположное симметрии: нарушение равновесия и соразмерности в композиции.
Бутоньерка – мини-букетик из живых или искусственных цветов для украшения одежды, прически.
Гармония – соответствие форм и цвета, наиболее удачных для зрительного восприятия.
Икебана – искусство составления композиций из цветов, веток, трав.
Клеевой пистолет – инструмент, который позволяет прочно соединять чистые и сухие поверхности расплавленным полиэтиленом, при этом склейка будет точечной, аккуратной, практически незаметной.
Коллаж – прием в изобразительном искусстве, предполагающий наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.
Композиция – строение (структура) художественного произведения, размещение и взаимосвязь его частей, обусловленных идейным замыслом и назначением.
Контраст – сопоставление противоположных качеств, которые содействуют их усиление.
Оазис – в аранжировке цветов – синтетический пенопласт для установки растений.
Пиафлор – подобная порошку, увлажненная масса для установки растений.
Спрей – цветная жидкость в аэрозольной упаковке для декоративного покрытия растений.
Стиль – единство основных идейно-художественных особенностей.
Сухоцветы – растения, цветки или соцветия которых после срезки долго, иногда в течение нескольких лет, сохраняют свою форму и цвет.
Фитодизайн – жанр декоративно-прикладного искусства, поиск новых конструктивных и художественных решений в искусстве цветов, ландшафтной архитектуре и т.д.
Флористика – совокупность видов растений, которые встречаются на отдельной территории, вид декоративно-прикладного искусства, основанного на использовании природного засушенного материала.
Эклектика – современный стиль озеленения помещений.
Учащиеся должны уметь:
- изготавливать объемные и плоскостные композиции из природного материала;
- заготавливать различные виды природного материала (без ущерба для природы);
- овладеть спецификой плоскостного и объемного засушивания растений;
- знать названия цветочно-растительного материала, используемого в работе;
- уметь правильно, по назначению использовать инструменты и материалы;
- строго соблюдать правила техники безопасности при работе;
- овладеть элементами петриковской росписи, уметь составлять из них композиции;
- иметь представление о стилях в аранжировке;
- изготавливать изделия, букеты, композиции, обереги с украинской символикой;
- изготавливать самодельные цветы из природного материала и различные изделия с их использованием;
- уметь комбинировать природный материал для оформления поделок из плодов, семян, корней и т.д.;
- изготавливать игрушки и аппликации из соломы и злаковых культур;
- владеть техникой изготовления панно из семян и плодов растений;
- овладеть элементарными умениями и навыками работы с кожей и кожезаменителями;
- иметь представление о японской школе цветочной аранжировки;
- экономно и бережно расходовать природный материал;
- принимать участие в кружковских, районных, республиканских выставках декоративно-прикладного творчества