kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская программа дополнительного образования по художественно – эстетической направленности «Чудеса своими руками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

               Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в 1,2,3,4 классе на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества.  Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Кружок "Чудеса своими руками" развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

             Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа дополнительного образования по художественно – эстетической направленности «Чудеса своими руками» »


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнеошминская средняя общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района РТ





Авторская программа дополнительного образования

по художественно – эстетической направленности




















Автор: учительница начальных классов

Миннахметова Гульнур Габдулхаевна

Мамадышский муниципальный район,

Республики Татарстан,

село Нижняя Ошма.

Мамадыш, 2014

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Актуальность программы........................................................................4 стр.

  2. Пояснительная записка………………………………………………...5-6 стр.

  3. Цели и задачи программы……………………………………………....6-7 стр

  4. Разделы программы……………………………………………………..7-8 стр.

  5. Учебно-тематический план……………………………………………..9-10 стр.

  6. Методическое обеспечение программы……………………………….10-11 стр.

  7. Ожидаемые результаты…………………………………………………12 стр.

  8. Достижения………………………………………………………………12 стр.

  9. Литература……………………………………………………………….13 стр.

  10. Приложение……………………………………………………………...14-27 стр.
























АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.


Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Актуальность программы состоит в том, что сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой  формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.  Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребёнка на начальной ступени. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление. Стремление к творчеству характерно для начальной школы. Ведь начальная школа – это мир детства, надежд, где почва творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Трудовое обучение в начальной школе – важное средство творческого и эстетического развития детей.  Делая что–либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребёнку множество практических навыков. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире взрослых.

     Труд-это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта.

Программа художественно – эстетической направленности «Чудеса своими руками» предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, развивать художественно – эстетический вкус. Работа кружка «Чудеса своими руками»- прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструктивного мышления детей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает формирование личности готовой к активной, творческой самореализации, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в 1,2,3,4 классе на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества.  Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Кружок "Чудеса своими руками" развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, торцевание, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Подведение итогов осуществляется в виде проведение выставок, участие в различных конкурсах.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год. Учебная группа состоит из 10 учащихся. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 45мин.

В программу кружка "Чудеса своими руками" входят разделы «Работа с бумагой и картоном», «Работа с тканью», «Рукоделие из ниток», «Работа с природным материалом».

В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

 

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

  • Обучать творческому подходу к любой работе;

  • Воспитывать чувство гордости и уважения к культурному наследию народа России, Татарстана;

  • Развивать образное и пространственное мышление в творческой активности детей.

Цели будут достигнуты, если «Я хочу это сделать сам».

 

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- Обучать детей конкретным трудовым навыкам, безопасным приёмам работы с различными инструментами;

- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.

I. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

  1. Беседа «История создания бумаги». Изделие «Птицы»

  2. Беседа «Как появились ножницы». Коллективное панно «Корзина».

  3. «На берегу моря»

  4. «Грибы»

  5. «Сирень»

  6. «Снеговик»

  7. Чудо-елочка.

  8. Чудо-елочка. Продолжение работы.

  9. «Подсолнух»

  10. «На море»

  11. «Голуби – птицы мира»

  12. «Цветы украшают нашу жизнь»

 Темы для бесед: «История создания бумаги», «Как появились ножницы».

 II. «Работа с природным материалом». (4 часа)

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

1. Картины из листьев «Слон».

2. Картины из листьев «Жар-птица», «Сова»

3. «Корзина со цветами»

4. «Ёжик»

Темы для бесед: «Флористика».

 III. «Работа с тканью». (5 часов)

В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

  1. «Веселые зверюшки».

  2. Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка».

  3. Лоскутная мозаика «Бабочка»

Темы для бесед: «Откуда ткани к нам пришли?»

 IV. «Рукоделие из ниток». (11 часов)

Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.

Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет. Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.

  1. Беседа «Что могут нитки и иголка»

.«Золотая рыбка» из ниток.

  1. . «Петушок» из ниток.

  2. «Смешарики» из ниток.

  3. Беседа «Нитяная графика»

  4. «Снеговик и ёлочка»

  5. «Сердечко»

  6. «Бабочка»










УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Тема занятия

Техника

Кол-во часов

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.


1 час


I. «Работа с бумагой и картоном» (12 часов)



Беседа «История создания бумаги».

Изделие «Птицы»

Оригами

1 час

Беседа «Как появились ножницы». Коллективное панно «Корзина».

Аппликация из геометрических фигур

1 час

«На берегу моря»

Аппликация

1 час

«Грибы»

Аппликация

1 час

«Сирень»

Мозаика.

1 час

«Снеговик»

Аппликация

1 час

Чудо-елочка.

Моделирование, вырезание.

1час

Чудо-елочка. Продолжение работы.

Моделирование, вырезание.

1час

«Подсолнух»

Аппликация

1 час

«На море»

Аппликация

1 час

«Голуби – птицы мира»

Аппликация

1 час

«Цветы украшают нашу жизнь»

Аппликация

1 час


II. «Работа с природным материалом»

(4 часа)



Беседа «Флористика».

Картины из листьев «Слон».

Аппликация из листьев

1 час

Картины из листьев «Жар птица», «Сова»

Аппликация из листьев

1 час

«Корзина со цветами»

Мозаика из семян и скорлуп

1 час

«Ёжик»

Аппликация.

1 час



III. «Работа с тканью». (5 часов)



Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».

Аппликация.

1 час

«Веселые зверюшки». Продолжение работы.

Аппликация.

1 час

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

Шитье.

1 час

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

Шитье.

1 час

Лоскутная мозаика «Бабочка»

Мозаика

1 час


IV. «Рукоделие из ниток». (7 часов)



Беседа «Что могут нитки и иголка»

«Золотая рыбка» из ниток.

Изонить, паутинка.

1 час

«Золотая рыбка» из ниток.

Изонить, паутинка.

1 час

«Петушок» из ниток.

Изонить, паутинка.

1 час

«Петушок» из ниток.

Изонить, паутинка.

1 час

«Смешарики» из ниток.

Аппликация, помпоны

1 час

«Смешарики» из ниток.

Аппликация, помпоны

1 час

Беседа «Нитяная графика»

«Снеговик и ёлочка»

Изонить

1 час

«Снеговик и ёлочка»

Изонить

1 час

«Сердечко»

Изонить

1 час

«Бабочка»

Изонить

2 часа

Итоговое занятие. Выставка работ.

 

1 час


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

На занятиях в объединении «Чудеса своими руками» используется классно-урочная форма обучения. Форма проведения занятий в основном коллективно-индивидуальная.

Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей младших школьников на выразительном материале и оборудовании, повышающих интерес и побуждающих ребенка к активной познавательной, творческой, игровой деятельности. К занятиям разрабатываются поясняющие рисунки, схемы, иллюстрации, шаблоны.

На занятиях предполагается развитие и совершенствование у детей:

- мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации);

- мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

- навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и творчески).

Принципы построения программы:

  • От простого к сложному.

  • Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

  • Личностно-ориентированный подход.

  • Научность.

  • Доступность.

  • Системность знаний.

  • Воспитывающая и развивающая направленность.

  • Активность и самостоятельность.

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Методы:

  • Наглядный (показ, образцов поделок, иллюстрации);

  • Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

  • Практический

Формы проведения занятий:

  • индивидуальные

  • групповые.

Занятия в основном практические, но вначале их краткая теоретическая часть в форме игры или беседы с обязательным включением детей в разговор. Дети оценивают друг друга, анализируют работы с учетом композиционного, цветового, эмоционального решения, аккуратностью выполнения.

В конце учебного года проводится праздник с чаепитием и выставка работ, выполненных детьми в течение года.

Дидактический материал: использование учебных пособий и книг, наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом, творческие работы, стенды, образцы изделий, узоров.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


  1. Личностные: ответственность, самостоятельность, усидчивость,

терпеливость, аккуратность.

  1. Предметные: знать основы технологии работы с бумагой и картоном, природными материалами, ниткой и тканями, уметь работать с инструментом, уметь изготавливать поделки, композиции и эстетично их оформлять.

Метапредметные:

  1. Регулятивные – сохранение цели и задачи учебной деятельности.

  2. Коммуникативные – умение работать в коллективе, формирование умения

понимать причину успеха и неуспеха учебной деятельности, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

  1. Познавательные – знать историю возникновения бумаги, нитки, знать основы проектной деятельности.


ДОСТИЖЕНИЯ:

- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

- осуществляет творческий подход к каждой работе;

- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;

- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Творчество плюс мастерство: сборник авторских программ педагогов дополнительного образования \ под ред. З.А.Кокаревой, Т.Ф.Савиной\- Вологда, 2001 г.

  2. М. И. Нагибина. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль. «Академия развития», 1997г.

  3. И. Черныш. Поделки из природных материалов. – М., «Аст-пресс», 1999г.

  4. Волшебная паутина. В.Гуляева, Т.Геронимус. – Москва, СП «Интербук», 2006

  5. Поделки из природного материала / автор-составитель О. В. Белякова. – М: АСТ. 2009.

  6. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. – М: АСТ. 2009

















































































































































Мастер-класс по изготовлению помпонов.




EMBED PowerPoint.Slide.8







18




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Миннахметова Гульнур Габдулхаевна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131831


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства