Цели урока:
- Познакомить с буквой «ъ», её ролью в словах.
- Развивать фонематический слух, речь.
- Воспитывать любовь к родному языку, к произведениям устного народного творчества.
Ход урока
I. Организационный момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Вступительная беседа.
- Какие дети учатся в нашем классе?
(На доске буквы а, б, в, д, з, к, л, с, т, у, ч. Учитель показывает на букву, дети называют слова на эту букву.)
А – аккуратные.
Б – бодрые.
В – весёлые.
Д – добрые.
З – здоровые.
К – красивые.
Л – любознательные.
С – сильные.
Т – трудолюбивые.
У – умные.
Ч – честные.
- Давайте покажем гостям, что мы действительно такие: и аккуратные, и трудолюбивые, и умные.
- В народе говорят: «Ум точить – пословицы и поговорки учить», а ещё говорят «Пословица – всем углам помощница». Сегодня пословицы и поговорки помогут вам понять, чем же мы будем заниматься на уроке. А урок наш состоит из трёх частей. Но все по порядку. Потому, что «Терпенье и труд всё перетрут».
2. Повторение.
- «Повторенье – мать ученья» так называется первая часть урока.
- Объясните смысл этой пословицы. (Повторяем пройденный материал, чтобы не растерять свои знания, а закрепить их.)
1) Индивидуально.
- Давайте вернёмся к буквам, с помощью которых вы называли слова, характеризующие детей нашего класса. Вспомните эти слова, как они называются? (Признаки.) (Ответивший получает карточку.)
- На какие вопросы отвечают слова – признаки? (Ответившему – карточку.)
- На какой вопрос отвечают слова – признаки ж. р.? м. р.? с. р.? мн. ч.? (Ответившему – карточку.)
- На какой вопрос отвечают слова – предметы? (Ответившему – карточку.)
- В чем разница между предметами, отвечающими на вопрос кто? и что? (Ответившему – карточку.)
- С «познавательной минуткой» работает.
2) Фронтально.
- Всем остальным предлагаю показать свои знания по пройденному материалу, ответив на вопросы теста. (Слайды 1-18)
3) Проверка индивидуальной работы (частично: какую тему повторяли, правила по этой теме).
- Мы повторили все, что необходимо для дальнейшей работы и можем отдохнуть, недаром говорят «Сделал дело – гуляй смело».
Физкультурная минутка «Лечебные звуки».
В нашем языке есть буквы, звуки которых помогают нам сохранить здоровье. О некоторых я вам расскажу. Покажите букву В. (Дети показывают). Оказывается, если долго произносить звук [в], можно избавиться от насморка. Покажите Ж, если долго произносить звук – от кашля. Р – снимает усталость. С – помогает расслабиться.
III. Новый материал.
1. Вступительная беседа.
- Переходим ко второй части нашего урока. Прочитайте её название. («Без ученья нет уменья».)
- Объясните смысл поговорки. (Мы всегда должны чему-то учиться, чтобы что-то уметь.)
- Сейчас мы учимся грамоте. Урок так и называется «Обучение грамоте». Все ли буквы мы изучили? (Нет.)
- С какой буквой познакомимся сегодня узнаете, если правильно расшифруете запись (читаем слова по первым буквам). (Слайд 19)
- Назовите тему урока. (ъ) (Слайд 20)
- Сегодня мы познакомимся с буквой «ъ». Узнаем в каких случаях пишется эта буква в словах.
2. Знакомство с буквой.
Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам.
Его учить придётся вам:
Хотите – не хотите
Стоит он в алфавите!
- Это буква «ъ» (показать на плакате).
- На что похож ъ? (Ответы детей.)
- Посмотрите. (Слайд 21, 22) (2 слайда – смотрим букву, читают стихи хорошо читающие дети.)
На плакате: На какую букву похожа змея? Стихотворение «О кобре» подготовила. (наизусть читает ученик):
Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра стала в рост:
- Ш-ш-ш.
Я вам не угрожаю, -
Твёрдый знак изображаю.
- Откройте учебники, прочитайте текст. Найдите и подчеркните все буквы «ъ», посчитайте их.
3. Роль «Ъ» в словах.
- Обратите внимание, есть ли «звуковичок» рядом с буквой «ъ»? Почему? (Не обозначает звука.)
- Тогда зачем же нужен «ъ»? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, понаблюдав за словами. (Слайд 23)
- Въезд.
- Подъезд.
- Отъезд.
- Объезд.
- Прочитайте слова.
- Как называются эти слова? (Однокоренные.)
- Докажите. (Общее значение и одинаковый корень.)
- Какой корень?
- Как называется часть слова перед корнем? (Приставка.)
- Назовите приставку в 1-ом слове; во 2-ом; в 3-ем; в 4-ом.
- Сделайте вывод почему «ъ» называется разделительным? (Разделяет приставку и корень.)
- Но! На слайде появляется 2-ой столбик слов:
- Выезд.
- Переезд.
- Проезд.
- Приезд.
- Прочитайте слова. Можно ли назвать их родственными с первым столбиком слов?
- Назовите корень.
- Есть ли приставки? Какие?
- Что же получается: есть приставка, есть корень, а «ъ» нет? Проблема?
- Чтобы её решить, сравните приставки первого и второго столбика. Что заметили?
- Сделайте вывод.
- Послушайте, что рассказал о себе «ъ». (Слайд 24)
- Это же правило есть в учебнике. Найдите. Оно не закончено. Закончите. (Дети раскрашивают «звуковичка» в синий цвет.)
- Найдите в учебнике и прочитайте слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Ё.
- Слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Я.
- Слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Е.
- Есть ли слова с корнем, начинающимся на букву Ю?
- Это будет вашим домашним заданием: подумать вместе с родителями встречаются ли в русском языке такие слова.
- Давайте вернёмся к названию этой части урока (учитель показывает на название второй части урока, которое написано на доске). Попробуйте объяснить поговорку, применив её к теме нашего урока. (Не узнали бы букву «ъ», не умели бы писать с ней слова.)
- Верно говорят «Грамоте учиться всегда пригодиться».
Физкультурная минутка для глаз.
IV. Закрепление.
- Переходим к третьей части урока. Прочитайте её название. («Уменье – везде найдёт примененье».)
- Объясните смысл пословицы.
1. Работа со скороговоркой.
На доске:
У пригорка Егорка
Об.егорил волка. (Написана на доске).
- Прочитайте. Какая буква пропущена? Почему?
- Почему слово Егорка с заглавной буквы написано?