Павловский район
Занятие по развитию речи
в старшей группе
Тема: «Волшебный зимний сон»
Воспитатель:
Орёл О.В.
МБДОУ д/с №10
ст. Незамаевская
Образовательная область: Познавательное развитие.
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Возрастная группа: старшая группа
Тема: «Волшебный зимний сон»
Цель: Развитие интереса и познавательной мотивации к особенностям зимних природных явлений.
Программное содержание
Образовательные задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей о зиме;
- Уточнить признаки зимы;
- Упражнять в подборе слов-признаков, родственных слов.
Развивающие:
- Развивать координацию движений, совершенствовать мелкую моторику, развивать длительный и плавный выдох;
- Развивать внимание, память, мышление;
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы о зиме;
- Наблюдение с детьми за природными явлениями.
Словарная работа: Сосулька, метель, сугробы, снежный ком, снежок, снежинка, снегопад, снежки, снегири; белая, холодная, нежная, резная,, короткая, морозная, долгая, вьюжная, снежная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая.
Материалы и оборудование: Волшебная палочка, картинки сосулек, снежинок, снеговика, снежного кома; снежинки на ниточках; серия картин по теме «Зима», мнемотаблицы по теме зима.
Ход деятельности.
Воспитатель:
Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!
Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!
Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!
Здравствуйте, здравствуйте, все!
Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся).
Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было очень запутано. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите мне разгадать сон.
Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву, в белом наряде с длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она к нам, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева?
Дети: - Зима.
Воспитатель: - А точно это зима? А может, это весна?
Дети: - Зима одевается в белые наряды, покрывает землю холодным покрывалом.
Воспитатель: - Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне. А вы знаете, что у зимы есть очень много друзей. Давайте назовем их! (Подбор «зимних» слов)
Дети: - Снег, метель, лед, сосулька, снеговик, снежный комочек…
Воспитатель: - Вы знаете, ребята, мне зима дала вот эту волшебную палочку, чтобы мы с вами сегодня вспомнили о ней и ее друзьях. А вот и первая ее подружка – сосулька.
Дидактическая игра «Подберите признаки» (к кому дотронется палочка, тот и отвечает).
Воспитатель: Сосулька (какая?)
Дети: – длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая&hellipдети отвечают полным ответом)
Воспитатель: Зима (какая?)
Дети: – Снежная, холодная, морозная, долгая, вьюжная…
Воспитатель: - А вот еще один ее друг – «снежок».
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
(«Идут» по столу указательными и средними пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(Лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись.
(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой; руки – под щеку).
Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что зима холодная, морозная, значит, она всех морозит, сейчас мы с вами попробуем укрыть елочку от холода снежными словами. Я вам буду читать стихотворение, а вы добавлять слова и каждым снежным словом мы будем укрывать елочку. А слова я попрошу запомнить, чтобы ответить на вопрос.
Дидактическая игра «Доскажите словечко».
На поселки, на лужок – Все снижается… (снежок).
Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).
Рядом – снежная фигурка. Это девочка - … (Снегурка).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким словами мы укрывали елочку.
Дети: повторяют еще раз слова.
Воспитатель: - А вот у нас в гостях друг зимы Снеговик и у него для нас есть задание.
Составление предложений по мнемотаблицам.
Воспитатель: Снеговику скучно одному, давайте, слепим друзей ему снеговиков.
(Физминутка).
Раз – рука, два – рука,
Лепим мы снеговика.
Мы скатаем снежный ком –
Вот такой,
А потом поменьше ком – вот такой,
А наверх поставим мы маленький комок.
Вот и вышел снеговик –
Снеговичок.
Снег, ведерко и морковка,
Да уменье, да сноровка –
И готов снеговичок.
Очень милый толстячок!
(В. Бурдин)
Воспитатель: - А вот еще одна подружка зимы – снежинка. Но что-то она очень грустная.
Что же могло с ней случиться? Кто, что может предложить?
укрывали елочку.
Дети: - Может у нее нет друзей; - может, на день рождение не получила подарок…
Воспитатель: - Давайте ее развеселим.
Как же ее развеселить?
Дети: - Спеть веселую песенку;
- подарить что-то, найти друзей, рассказать смешную историю.
Воспитатель: - А может ей рассказать, какая она?
Дети: - Легкая, белая, холодная, нежная, резная, красивая, грустная. Воспитатель: - Посмотрите, все равно снежинка осталась грустной. А может, с ней поиграть?
(Упражнение на дыхание – развитие длительного, плавного выдоха – на нитке прикреплена снежинка, нужно дуть на снежинку, щеки не раздувать).
Воспитатель: - Вот, какая она стала веселая. Ей понравилось с нами играть. У снеговика еще есть для нас задание: снежинки с вопросами.
Вопросы:
- Какое время года наступает после осени?
- - После осени наступает зима.
- Чем покрыты деревья зимой?
- - Все деревья покрыты пушистым белым снегом.
-Как одеваются люди зимой?
- -Зимой люди тепло одеваются: в теплые шапки, шубы, кожаные сапоги, вязаные рукавички.
Воспитатель: Давайте поблагодарим снеговика за все и будем его ждать в гости следующей зимой.