kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие «Россия – Родина моя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: «Россия – Родина моя»

                                Воспитатель: Дудник Оксана Викторовна

Цели:

     1. Продолжать знакомить учащихся с историей нашей страны, с символикой Российского государства.

     2. Развивать внимание, речь.

      3. Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей стране, стремление посвящать Родине добрые и достойные дела.

Оборудование:  проектор, презентация, музыкальный центр, диски.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие «Россия – Родина моя» »

Занятие

по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: «Россия – Родина моя»

Воспитатель: Дудник Оксана Викторовна


Цели:

1. Продолжать знакомить учащихся с историей нашей страны, с символикой Российского государства.

2. Развивать внимание, речь.

3. Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей стране, стремление посвящать Родине добрые и достойные дела.


Оборудование: проектор, презентация, музыкальный центр, диски.


Ход занятия.

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодняшнее наше занятие будет посвящено теме «Россия – Родина моя». Прошу всех встать. (Звучит гимн Российской Федерации, после того как звуки гимна смолкают, все садятся).


2. Чтение стихотворений, слушание песни В. Высоцкого «Братские могилы».

1-й чтец.

Россия –

Радуга и синь,

Степная сизая полынь,

Полей разлёт,

И снег,

И лёд,

И хоровод

Берёз, взметнувшихся над Волгой.

Она багряный листопад,

И снова синь,

И снова сад,

А в нём, пленительный и долгий,

Шального соловья раскат.

Россия –

Ясная роса,

Косого ливня полоса

И запах медуниц от луга,

Глаза ребёнка.

Сердце друга,

Вечерних росстаней печаль.

И распахнувшаяся даль

От Селигера до Байкала.

Все, все она в тебя впитала!

Россия – всё, чем я живу,

К чему во сне и наяву

Душа стремиться не устала.

В. Полторацкий

2-й чтец.

Нам есть, чем гордиться и есть что беречь, -

И хартия прав, родимая речь,

И мир, охраняемый нами,

И доблесть народа, и доблесть того,

Кто нам и родней, и дороже всего.

Кто наше победное знамя!

А. Ахматова

3-й чтец.

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли с

Названьем кратким «Русь».

С. Есенин


3. Беседа

Воспитатель: Наверное, каждый человек, способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости, слушая стихи и песни, посвящённые родной земле… Сегодня мы с вами поговорим об истории нашей страны, её символах и задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли её, сможем ли посвятить ей какое-то доброе и достойное дело.

У каждой страны есть свои символы, своё лицо… Видим изображение Эйфелевой башни – сразу представляем Францию, статую Свободы – США… Символы России – Московский Кремль и Красная площадь, храм Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, Знамя Победы…

Называешь их – и словно переворачиваешь одну за другой страницы истории, каждая из которых – подвиг народа, его извечное стремление к счастью, добру, братской любви, то есть к вершинам духа. (Параллельно идёт показ слайдов). А какие ещё символы страны мы знаем?

Учащиеся: Государственный герб, Государственный гимн и Государственный флаг… Эти символы занесены в Конституцию России, они называются государственными символами.

Воспитатель: Рассмотрим слайд Государственного герба России (герб в переводе с немецкого – наследие, наследство). Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Над орлом – три короны (две малые и одна большая). В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите, всадник, поражающий копьём дракона. Двуглавый орёл является символом единения народов России; его короны – символы союза республик, краёв и областей.

Скипетр и держава означают силу и мощь единого государства. Всадник на щите – олицетворение побеждающего добра, готовности народа защищать страну от врагов.


1-й чтец.

Упал снаряд, и совершилось чудо:

На опалённой порохом стене

Возник в дыму неведомо откуда

Святой Георгий на лихом коне.

От сотрясенья обнажилась фреска,

Упала штукатурка поздних лет, -

И он возник торжественно и дерзко,

Как древний знак сражений и побед.

В сиянии возвышенного лика

Простёр десницу грозную свою.

И острая карающая пика

Пронзила ядовитую змею.

А пулемёт стучал в старинном храме,

И ладил ленту молодой солдат,

И трепетало яростное пламя.

И отступил проклятый супостат.

Воспитатель: У разных народов можно найти легенду о храбром юноше и злом драконе. Возле города, где жили весёлые и трудолюбивые люди, появился дракон. Трудно было противостоять его коварству и силе. И стали приносить ему в жертву юных девушек. Когда настал черёд царской дочери, на её защиту встал отважный юноша. Он сумел поразить чудовище и освободить возлюбленную…

Такую же историю рассказывает литература о Георгии Победоносце… Это реальный исторический персонаж – уроженец Каппадокии (территория современной Турции), принявший мученическую смерть в 303 году во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане. Первые письменные сведения о Георгии Победоносце относятся к IV –V вв. н.э. О нём говорится как о воине знатного происхождения, которого пытались принудить к отречению от веры во Христа.

Согласно старинным текстам, посвящённым Георгию Победоносцу, этот святой победил дракона вовсе не копьём, а именем Иисуса Христа, то есть молитвой, после чего привёл покорившееся чудовище в город. Как зло покорилось беззлобию, так и поражённые горожане, увидевшие чудо, отвергли языческую веру и приняли христианскую.

Учащиеся. Но почему святой Георгий изображается с копьём?

Воспитатель. Всё просто. Копьё, поражающее страшного дракона, символизирует слово Божие, разящее зло в самое сердце. В России с XIV века изображение всадника с копьём появилось на эмблеме Москвы. Имя Георгия известно также и среди мусульман – у них это герой, который троекратно умирает и воскресает во время пыток.

Воспитатель: Теперь поговорим о Государственном флаге, развевающемся над Большим Кремлёвским дворцом. Это бело-сине-красное полотнище. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России. Кто знает, что означают цвета нашего флага?

Учащиеся: Красный цвет символизирует человеческие достоинства: отвагу, доблесть, героизм. Белый и синий – это цвета Русской православной церкви. Синий следует понимать как стремление к небу, постоянство, верность; белый – благородство, совершенство. Бело – сине – красный национальный флаг впервые был поднят на кораблях Российского флота при Петре I.

Воспитатель: А как же красное знамя, и какое у него место в современной России?

Учащиеся: Красное знамя – атрибут Вооружённых Сил России. С ним наша армия прошла долгий и героический путь в Великой Отечественной войне, одержала историческую победу над самой сильной армией в мире, собравшей военно-технический потенциал и людские резервы со всей Европы.

Воспитатель: У Военно-Морского флота России тоже есть знамя. Это бело-голубой Андреевский стяг. Кстати, кто знает, откуда, пошло это слово – знамя? А происходит оно от однокоренных «знаменье», «знак»… О боевом знамени, о героизме и жертвенности наших воинов нередко слагались песни, которые не предаются забвению. (Звучит песня «Варяг» на слова Е. Студенской).

Воспитатель: Есть ли кроме герба и флага иные государственные символы?

Учащиеся: Гимн страны! Он исполняется в особо торжественных случаях (при встречах и проводах глав государств, при проведении парадов, больших государственных праздников). Все присутствующие при этом встают, а военные отдают честь.

Воспитатель: Гимн в переводе с греческого – торжественная хвалебная песня, или похвала, исполняемая в особых условиях. Гимны как торжественные песнопения зародились в древности. Использование их в качестве национального и государственного символа с исторической точки зрения – явление молодое: самому старому национальному гимну (это голландский «Вильгельмус Ван Нассауве») чуть больше четырёх веков.

В России до XVII века все торжественные церемонии сопровождались церковными песнопениями. Что касается «виватных кантов», которые появились в XVII веке, то они имели характер «временных гимнов», то есть сочинялись для каждого конкретного случая специально (коронации, победы в решающем сражении). Особое место, начиная с петровских времён, заняли военные марши, например «Преображенский», по сути, главным маршем России.

Первым русским национальным гимном с некоторыми оговорками можно было бы назвать «Коль славен» композитора Д. С. Бортнянского. Он написан в 90-х годах XVIII века. Эта нецерковная песнь ежевечернее исполнялась на молитве в войсках, её пели также во время производства в офицеры и при погребении старших офицерских чинов и т.п. Формально это был настоящий государственный гимн…

«Коль славен» был популярен в России. Только официальным гимном Империи его никто не утверждал… Значит, таковым он и не являлся. В 1815 году В. А. Жуковский опубликовал слова, написанные им для английской мелодии, под названием «Молитва русских».

Боже, Царя храни!

Славному долгие дни

Дай на Земли!

Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю –

Все ниспошли!

Через год Александр I издал указ всегда исполнять эту мелодию при встречах императора и утвердил текст Жуковского. Этот первый официальный государственный гимн России просуществовал семнадцать лет.

В 1833 году Николай I поручил А. Ф. Львову написать новую музыку для гимна. Всемирно известный скрипач, дирижёр и композитор, сочинив мелодию, поспешил к Жуковскому, который и написал к ней стихотворение «Боже, Царя храни» и таким образом удостоился стать автором двух вариантов гимна.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу, на славу нам.

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.

Боже Царя, Царя храни…

Львов действительно, как говорится, «попал в точку»: простая, яркая и запоминающаяся мелодия стала находкой для гимна.

В период от февральской революции до Октябрьской на право называться гимном претендовали несколько песен, но выбрать что-либо так и не успели… Вскоре в качестве гимна был утверждён «Интернационал».

Вставай проклятьем заклеймённый,

Весь мир голодных и рабов!

Кипит наш разум возмущённый

И смертный бой вести готов…

Но с годами сущность Советского государства менялась. Если после 1917 года страна представляла собой плацдарм мировой революции, то ближе к 1941 году она стала чем-то походить на традиционную русскую империю с её историческими ценностями.

В 1943 году Советская Армия, отбросившая гитлеровцев на Запад, готовилась преследовать их по Европе. Но переступить границу под звуки «Интернационала» было не суждено. Правительство поставило вопрос о смене гимна, и в Европу наши войска вошли под иные звуки. 1 января 1944 года по радио впервые прозвучал гимн на музыку А. В. Александрова и слова С. В. Михалкова и Эль-Регистана.

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки Великая Русь.

Да здравствует созданный волей народов

Великий могучий Советский Союз…

Прошли годы, распался СССР, и страна опять оказалась без гимна. В 2000 году Владимир Путин высказался за принятие «старого» варианта гимна на музыку Александрова. В ночь на 28 декабря 2000 года музыка Александрова впервые прозвучала в качестве гимна страны на «радио Россия».

В новое тысячелетие Россия вступила с утверждёнными согласно Конституции символами государства: двуглавым орлом в качестве герба, трёхцветным флагом и гимном на музыку А. В. Александрова и слова С. В. Михалкова. По опросам населения, более 77 % граждан поддержали идею возвращения старого гимна в таком варианте.

4. Итог занятия.

Воспитатель: Государственные символы, с которыми мы сегодня познакомились, должен знать каждый из нас. Они не просто вобрали в себя историю народа и его традиции. Эти символы достались России дорогой ценой. Будем ли мы уважать наше наследие, защищать и беречь его, как это делали наши предки, покажет время.

Здесь мне хочется вспомнить слова философа В. Розанова, который говорил о том, что легко и приятно любить Родину в дни её величия и славы, но достоин уважения тот, кто служит ей в дни скорби и испытаний.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занятие «Россия – Родина моя»

Автор: Дудник Оксана Викторовна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 185766

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект внеурочного занятия на тему «Россия — Родина моя»."
    ["seo_title"] => string(59) "konspekt_vneurochnogo_zaniatiia_na_temu_rossiia_rodina_moia"
    ["file_id"] => string(6) "626026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1676756032"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) ""Россия - родина моя" конспект 4 класс Светская этика"
    ["seo_title"] => string(54) "rossiia-rodina-moia-konspiekt-4-klass-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "311984"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459270729"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Россия-Родина моя!"
    ["seo_title"] => string(17) "rossiiarodinamoia"
    ["file_id"] => string(6) "297527"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456212160"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Россия- Родина моя. "
    ["seo_title"] => string(21) "rossiia-rodina-moia-5"
    ["file_id"] => string(6) "141074"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418053769"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Классный час по теме "Россия - родина моя." "
    ["seo_title"] => string(43) "klassnyi-chas-po-tiemie-rossiia-rodina-moia"
    ["file_id"] => string(6) "186909"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426433030"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства