Просмотр содержимого документа
«Занятие по экологии "Природа и мы"»
Цель:
Обобщение и систематизация представлений детей о воздухе.
Задачи:
Образовательные:
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
-дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
- резиновая игрушка, кусочек резины;
-тазики;
-салфетки бумажные (по количеству детей);
-шарики.
Ход занятия:
Воспитатель: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
В: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!
А теперь все внимание на меня. Сегодня утром я подхожу к школе, смотрю на калитку и не пойму, что происходит калитка, то откроется, то закроется. Ребята как вы думаете, кто ее открывал?
Дети: ветер.
Воспитатель : А что такое ветер?
Воспитатель: Ветер-это движение воздуха. А как вы думаете, что такое воздух?
- Ребята, сегодня в школу почтальон принёс посылку для вас. А откуда она, мы сейчас посмотрим. (Читают на посылке надпись «Страна Почемучек»).
- А тут еще открытка с загадкой:
Через нос проходит в грудь.
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
- Что это? (Воздух).
- А как вы догадались?
- Да, воздух не видим, но он существует вокруг нас.
- Давайте откроем посылку и посмотрим, что там.
- А там ничего нет.
- Тогда, что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух)
- Для чего нам нужен воздух? (Дышать). Сделайте глубокий вдох, выдох.
- Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха - не больше 5 минут.
- А кому ещё нужен воздух? (Рыбам, животным, растениям).
- Правильно всему живому.
- Воздух называют «Воздух-невидимка». Почему?
А как вы думаете, в нашей комнате есть воздух?
- У нас возникла проблема: если воздух невидим, как же нам его увидеть, услышать и почувствовать?
- А я предлагаю отправиться в страну Почемучек, в научную лабораторию исследовать воздух. Мы с вами будем искать ответы на наши вопросы.
Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: (ответы детей)
В: лаборатория - это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты, исследуя их. Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правило поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ни чего не трогать и находиться мы должны в спец. одежде, одеваем фартуки.
Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся и в лаборатории окажемся.
- Очутились мы в стране Почемучек. Вот теперь вы, не дети, а научные сотрудники.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
- Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь вокруг первого стола.
(на доске 3 модели: глаза, руки нос, уши).
- Посмотрите на модель. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?
- Как можно увидеть воздух? Молодцы.
Эксперимент №1 «Есть ли воздух в баночке?».
- Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно банки кладём салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки. Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая). Почему?
Вывод №1: салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.
- А сейчас наклоните баночку и опустите её в воду. Что происходит? (Идут пузырьки, вода наполняет банку водой, а воздух выходит в воду и образует пузырьки воздуха).
Вывод №2: можно увидеть воздух при помощи баночки и ёмкости с водой. В баночке есть воздух, он выходит из баночки в воду, образуя пузырьки.
Эксперимент №2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой».
Ход: коллеги берём трубочку, опускаем один конец в воду, а в другой дует. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха). Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет). Почему?
Вывод: когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »
В: Это мы сейчас проверим.
На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
( воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода
- Уважаемые коллеги эксперимент закончен.
- Коллеги скажите, пожалуйста, нашли мы ответ на вопрос: Как же можно увидеть воздух? (Да).
- А кто не согласен? Все увидели воздух?
- А что нам помогло увидеть воздух? (При опускании банки в ёмкость с водой мы увидели пузырьки воздуха, когда дули в трубочки видели пузырьки воздуха).
Отправляемся дальше.
В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
- Возьмите салфетки. Помашите ими. Что чувствуете? (Воздух, холодок).
-А, запах чувствуете? (нет, у воздуха нет запаха)
- А теперь подуйте себе на ладошки. Что вы чувствуете? (Воздух, струю воздуха).
Эксперимент № 4 «Чувствуем воздух при помощи шарика».
- Почувствовать воздух можно с помощью шарика. Посмотрите на меня. Я проделаю эксперимент, а затем коллеги вы проделаете. Надуваем шарик немножко и направляем отверстие шара на ладонь, выпускаем струю воздуха, но шарик из руки не выпускаем.
- Что вы чувствуете? (Воздух, холодок).
Вывод: обнаружили воздух – почувствовали его, при помощи воздушного шарика.
Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
В: Сейчас я познакомлю вас ещё с одним свойством воздуха. Вы сказали, что воздух не имеет запаха. И это правильно. Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ. У меня на столе стоят закрытые баночки.
Что в них находится?
Дети: Ничего, пусто, воздух.
В: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.(1 - чеснок, 2 - лимон, 3 - духи, 4 - чистый воздух)
Вывод: Чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других веществ.
- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи салфетки, дули на ладошки, воздушного шарика).
- Отправляемся дальше.
На какой вопрос, мы будим сейчас искать ответ? ( «Ухо»).
- Как можно услышать воздух?
Эксперимент № 6«Слышим воздух»
1. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
2. А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?
В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
- Ну что же, время наше в научной лаборатории закончилось и нам пора возвращаться в школу.
- Подойдите к волшебной «Чудо – двери».
- Где мы сейчас были? (В стране Почемучек, в научной лаборатории).
- А зачем мы туда отправились? (Искать ответы на вопросы).