Просмотр содержимого документа
«Занятие "Этикетные диалоги"»
Тема: « Этикетные диалоги, речевые привычки»
Цель: актуализация знаний о правилах вежливого поведения.
Задачи:
употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями; научить оценивать поступки; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы на основе литературных произведений;
развивать речь детей, мышление, словарный запас;
воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.
Оборудование: клубок желтых ниток, шкатулка с вопросами, ватман с рисунком дерева, фломастеры, стикеры. карточки с пословицами, презентация, мультимедийный проектор, ноутбук.
Ход занятия
I. Приветствие
Воспитатель: Добрый день, ребята! В мире очень много разных слов. Среди них есть и такие, которые мы называем волшебными. С детства нам говорят про такие слова, которые должен знать каждый воспитанный человек. Но знать их это одно, а уметь правильно произносить - другое. Ведь словом можно не только приободрить человека, но и ранить.
В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение.
Откуда произошли данные слова? В чем их секрет?
Упражнение «Круг волшебных слов»
-Ребята, возьмитесь за руки и скажем вместе «Добрые слова не лень, говорить нам целый день!»
Тот, у кого в руках окажется этот клубок, говорит волшебное слово, а мы радостно похлопаем каждому слову.
-Замечательно, вы знаете очень много слов.
Вариант 2 Воспитатель : Я предлагаю вам поиграть в игру «Вежливый трамвайчик» Дети строятся друг за другом. Впереди стоит водитель, на нем фуражка. Кондуктор обилечивает пассажиров трамвая, выдавая билет не за деньги, а за вежливые слова. При этом одно и то же слово не должно повторяться дважды. Если кто-то из пассажиров затрудняется назвать вежливое слово, билет за него может кто-то из друзей пассажиров. Если безбилетного пассажира выручить никто не может, кондуктор отправляет его к водителю, а он в свою очередь может назвать любое вежливое слово, даже то, которое уже повторялось. Когда все пассажиры обилечены, вежливый трамвайчик отправляется. Происходит движение по кругу с зигзагами, пока звучит музыка, когда музыка останавливается, трамвайчик останавливается тоже. После окончания игры дети садятся на свои места. Воспитатель: Молодцы, ребята, покатались, а самое главное, все с билетами.
2. Сообщение темы
- Какие слова запомнили?
-Как можно назвать эти слова, если они необычные и их приятно слышать каждому?
3. Беседа
Из истории происхождения «волшебных » слов. Все вежливые слова можно разделить на несколько групп:
Слова – приветствия
Слова-просьбы
Слова – благодарности
Слова - пожеланий
Слова-извинения
Слова-прощания
Поговорим о каждой из этих групп.
Слова - приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Воспитатель: А теперь давайте поздороваемся не совсем обычным способом.
Когда я скажу - здравствуйте, мальчики крикнут «салют» и помашут мне рукой (репетируем).
Девочки поздороваются со мной по-французски «Бонжур» и пошлют мне воздушный поцелуй (репетируем).
Вы знаете, как родилось слово «здравствуйте»?
Ученик 1
- Приветствие это родилось из выражения «Я здравствую тебя», т.е. желаю тебе здоровье. Слово «здравствуйте» очень старое. Оно связано со словом дерево. Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровыми, сильными и крепкими.
Обратите внимание на экран. Как люди здороваются в разных странах.
Игра «Вежливые прятки»
У водящего завязаны глаза.
Один из участников произносит какое - то слово приветствие: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Добрый день».
Задача водящего – узнать по голосу товарища.
Слова - благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас
- Какие слова благодарности говорите вы?
Ученик 2
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что сделали для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
За что сказали, сколько раз.
Воспитатель :Интересный факт. Журнал Reader's Digest в 2006 году составил рейтинг вежливости мегаполисов по всему миру. В ходе исследования, журналисты несколько раз провели три простых теста в 35-ти городах мира.
Исследователи роняли бумаги посреди улицы и смотрели, помогут ли прохожие. Кроме того, они считали, сколько раз говорит "спасибо" продавец в различных магазинах, а также сколько раз выходящие из подъезда люди придерживают перед ними дверь. В итоге самым вежливым городом на планете оказался Нью-Йорк. Второе место - Цюрих, на третьем - Торонто. Москва заняла 30-е место в списке вежливости.
Воспитатель: Перед вами конверты, в них написаны слова или словосочетания из пословиц. Сколько цветов, столько пословиц у вас должно получиться. Ваша задача сейчас эти отрывки собрать в единые пословицы. И объяснить, про что они.
Ученик 3 : -Еще в древности люди использовали слово «пожалуйста» для того, чтобы обратиться к кому-либо, выразить согласие или просьбу.
Образовалось это слово, путем слияния частицы «пожалуй» и устаревшей формы обращения «ста» («старший», «старый»). «Окажи любезность», «сделай милость» – вот что имел в виду древнерусский человек, произнося слово «пожалуй».
В настоящее время смысл этого старинного обращения утрачен, но слово «пожалуйста» прочно вошло в наш обиход.
В Словаре русского языка 18 века слово встречается редко –
в баснях, комедиях, письмах и пишется 5 разными способами - от «пожалуйсто» до «пожаласта».
Долгое время пожалуйста на фоне старого пожалуй воспринималось так же, как сегодня извиняюсь в сравнении с правильным извините.
Еще ученый - лингвист А. Н. Греч советовал столичным жителям: «Не пишите пожалуйста или пожалосто. Пишите, пожалуйте, например, «Скажите, пожалуйте, что с вами случилось?»
И лишь в 19 веке слово писалось, пожалуйста.
В словаре у Ожегова С.И.: « пожалуйста » - частица. Выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность
4.Физминутка
Воспитатель : Игра «Не ошибись, пожалуйста!»
-Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебное» слово.
Воспитатель: Когда мы говорим эти слова-извинения?
- Почему человек должен уметь извиняться? (уметь признать свою ошибку)
Игра «Вставь волшебное слово»
Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал ей: «Садитесь,
Женщина была очень вежлива и поблагодарила Вову:
Автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал :
5. Закрепление
Игра «Волшебная шкатулка»
1. Вы встретили друзей, вы пришли в школу, зашли в класс. Какое первое слово вы должны сказать? (Здравствуйте).
2. Вы шли по школьному коридору и нечаянно кого-то толкнули. Что надо сказать? (Простите).
3. Кто-то вам сделал доброе дело, вы его хотите отблагодарить. Какое слово скажите?(Благодарю).
4. Чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово. (Пожалуйста).
5. Вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину. Какое слово вы скажете?(Извините).
6. А какое слово показывает, что вы благодарны и хорошо воспитаны? Часто ли вы его говорите? (Спасибо).
7.Какое слово говорят при прощании? (До свидания!).
Вариант 2 .Игра с мячом «Вежливые слова»
Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.
Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами);
прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Вариант 3 Игра «Светофор».
Кто подскажет, для чего нужен светофор? (Ответы участников)
- Я буду показывать вам маленькие эпизоды, если вы заметите невежливое поведение – поднимите красный круг, если одобряете – поднимите зеленый кружок. Круги лежат у вас на парте.
Ученики в столовой играют, кричат, болтают во время еды. (красный)
Подошла мама одноклассника, а ты не поздоровался. (красный)
После уроков убираем в положенное место тетрадки, книжки, ручки, карандаши. (зеленый)
Мальчик из класса толкнул девочку и не извинились. (красный)
Учительница нечаянно уронила тетрадки на пол, и ты ей помог. (зеленый)
После обеда ты помог одноклассникам убрать грязную посуду со стола. (зеленый)
Ты всем мешал и играл во время урока. (красный)
Ты помог маме помыть посуду. (зеленый)
Придя домой, ты долго играл с друзьями, но не убрал после игры. (красный)
Вежливые ребята всегда здороваются. (зеленый)
Воспитатель : внимание на слайд, следующая категория слова – пожелания. ( всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути)
- Когда вы говорите эти слова?
«Клубок пожеланий»
- Вы будете передавать клубок по кругу так, чтобы все, кто держал клубок, взялись за нить. Передавая клубок пожелайте друг другу доброе слово.
Игра с клубком.
Учитель: последняя категория слова- прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте-
- Когда их говорят?
6. Рефлексия
Добрый человек всегда вежлив, любит людей и помогает им. Хорошими поступками мы можем добиться того, чтобы нас любили и уважали, потому что хорошо относятся только к тому, кто сам хорошо относится ко всем. Я надеюсь, что и вы у меня такие.
Игра "Волшебное дерево"
Дети пишут слова, на приготовленных заранее зеленых листочках и вешают на дерево.
Воспитатель: Спасибо за работу! До скорой встречи! Пусть волшебные, вежливые слова для вас станут хорошими друзьями!