Просмотр содержимого документа
«Выбор профессии - дело серьезное»
Тема работы: Выбор профессии - дело серьезное.
Выполнила: Закусова Анастасия Александровна
ученица 8 класса
Научный руководитель: Вохмянина Наталья Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №32 им. Г.А. Сбрщикова»
2018г
Оглавление:
Введение……………………………………………………………………….
3
Что такое профессия и где ее получить?.........................................................
6
Актуальные профессии и престижные учебные заведения г.Перми
9
Анкетирование учащихся 8-11класса МАОУ «СОШ №32» «Готов ли ты к выбору профессии?»………………………………………...……….
12
Результаты анкетирования учащихся 8-11класса ………………………….
15
Заключение …………………………………………………………………..
20
ВВЕДЕНИЕ
Выбор профессии – это большая ответственность, которую очень важно осознать как можно раньше. Ведь много примеров того, как люди, имеющие диплом по какой-либо специальности всю жизнь занимаются совсем другим делом. Конечно, у каждого обстоятельства могут сложиться по разному: чаще всего выпускники техникумов и ВУЗов или не могут найти вакансию, или предприятию на вакантную должность требуется специалист с опытом работы. Ошибка в выборе профессии может привести к тому, что, занимаясь не своим делом, человек тяготится им, плохо справляется со своей работой и у него портится характер. И наоборот, самые счастливые люди, это те, кто получает удовольствие от своей работы, у них всё хорошо получается и это способствует успеху и карьерному росту. Мир профессий велик. Здесь главное – не растеряться и сделать правильный выбор. Правильный выбор - это путь к успеху и благополучию в будущем.
Поэтому выбранная тема исследования является актуальной, так как будущее человека во многом зависит от выбранной профессии. С этой проблемой сталкиваются практически все школьники, ведь от того, каким будет этот выбор, зависит вся дальнейшая жизнь. Ученики 9-11 классов находятся на жизненном распутье: детство заканчивается и начинается взрослая жизнь. Для того, чтобы не сбиться с жизненного пути, им надо поставить перед собой цель. Наш проект и определит, насколько выпускники уверены в правильности поставленной ими цели и в своих силах, что помогло им в выборе будущей профессии или могло бы помочь, от чего зависит этот выбор.
Проблема исследования заключается в необходимости введения дополнительных занятий по психологии и профориентации, создание стенда и буклета для помощи учащимся в выборе профессии.
Гипотеза исследования: если провести анкетирование учащихся 8-11классоа и выявить определились ли с выбором профессии, то данные результаты помогут классным руководителям для повышения процесса профессионального самоопределения в условиях общеобразовательной школы.
Объект: учащиеся 8-11класс МАОУ «СОШ 32 им. Г.А. Сборщикова»
Предмет: профессиональное самоопределение учащихся 8-11 класса
Цель исследования: провести анкетирование учащихся 8-11 класса «Готов ли ты к выбору профессии?» и выявить, что влияет на выбор профессии учащихся 8–11 классов и нужна ли им помощь в выборе профессии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить литературу по теме профессионального выбора и виды учебных заведений;
Выявить актуальные профессии и престижные учебные заведения г. Перми;
Провести анкетирование учащихся 8-11класса;
Проанализировать результаты школьников с выбором профессии;
Узнать определились ли школьники с выбором профессии и какие критерии выбора влияют на учащихся;
Создать стенд и буклет в помощь учащимся в выборе профессии.
Методы исследования:
изучение научной литературы;
поиск информации в сети Интернет;
проведение анкетирования в классе;
анализ, обобщение.
Ожидаемые результаты: анализ актуальных профессий по Омской области и престижных учебных заведений; определение значимых факторов, влияющих на выбор профессии; результат анкетирования учащихся, которые помогут для создания стенда и буклетов по профориентации.
Практическая значимость состоит в том, что данная работа направлена на формирование осознанного подхода к выбору будущей профессии. Данные исследования могут быть использованы классными руководителями.
Перспектива исследования: продолжить работу по данному направлению, организовать классные часы, создать стенд и буклеты по профориентации.
Этапы работы:
Первый этап – подготовительный.
Второй этап – этап планирования (Сбор идей).
Третий этап – анкетирование учащихся 8-11класс
Четвертый этап – анализ данных и подведение итогов.
Время: 2017-2018 гг.
Для написания исследовательской работы были использованы учебные пособия по технологии 9 класса и 10-11 класса, раздел самоопределение. Использованы энциклопедии как «Большая Советская энциклопедия», «Философский энциклопедический словарь». Так же, информация взята из сети интернет.
Что такое профессия и где ее получить?
В первобытном обществе не было проблемы выбора профессии, так как человек умел сам делать все необходимое для жизни: добывать пищу, огонь, шить одежду, защищаться от опасностей. Постепенно происходило разделение труда: сначала на скотоводство и земледелие; затем появились ремесла и торговля. С развитием материальной и духовной жизни усложнялась деятельность людей, появились профессии и специальности. [10].
В чем же отличие профессии от специальности?
В "Большой советской энциклопедии" понятие "профессия" дано следующее определение: "Профессия – это род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность является обычно основным источником дохода" [1].
Философский словарь определяет профессию как род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ. [11].
В толковых словарях: "Профессия- это род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования" [2].
В формулировке Е.И. Головановой под профессией (от лат. Profiteor - объявляю своим делом) понимается род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, являющийся основным источником доходов и осознаваемый человеком как главное его занятие. [1].
Под понятием «Специальность» ученые определяют "совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных специалистом в процессе образования и обеспечивающих определенный уровень квалификации" профессия врача охватывает специальности хирурга, терапевта и др. [8].
Таким образом, специальность – это более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии. Например, профессия учитель включает в себя такие специальности как учитель истории, учитель математики и пр.
Как мы знаем, в мире насчитывается около 40 тысяч профессий. И тем самым выделяют различные классификаций профессий. Например, классификации Е. А. Климова. Эта классификация выбора профессии многоуровневая, но тем не менее простая для восприятия.
Выделяются 5 типов профессий:
человек – человек;
человек – живая природа;
человек – знаковая система;
человек – художественный образ;
человек – техника.
Расшифровка типов профессий по Климову "Человек – человек". Этот тип профессий актуален для тех, кому интересен социум, коллектив или другие люди. Эти профессии предусматривают обслуживание людей, или социальных групп. К ним относятся продавец, учитель, журналист, доктор, руководитель, психолог.
"Человек – живая природа". Люди, которые занимаются данным типом профессий, имеют дело с различными живыми организмами, как растительными, так и животными, а также биологическими процессами и микроорганизмами. Сюда можно причислить такие виды работ, как биолог, ботаник, ветеринар, кинолог, микробиолог, агроном.
"Человек – техника". Предметы труда в данном случае – это неживые, технические объекты. Люди, работающие в этой области, имеют дело с машинами, механизмами, различными материалами и видами энергии. В списке работ, относящихся к этому типу, находятся строитель, архитектор, электрик, сборщик.
"Человек – художественный образ". Профессии этой категории относятся к творческим работам и предполагают изобразительную, музыкальную, литературную или актерскую деятельность. Работы такого типа - это художник, актер, артист балета, певец, музыкант, писатель, сценарист, дирижер.
"Человек – знаковая система". Сюда причисляют профессии, которые так или иначе связаны с языками естественными или искусственными, цифрами, формулами и символами, такие как программист, языковед, переводчик. [5].
Но для выбора профессии, немало важен выбор учебного заведения.
Учебное заведение или образовательное учреждение - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Выделяют виды профессионального образования в России и реализующие его учебные заведения:
Таб.1
Виды образования
Учебные заведения
Начальное
Профессиональные училища
Среднее
Средне специальные учебные заведения(колледжи, техникумы)
Аспирантура, ординатура, адъюнктура, докторантура высших учебных заведений
На основе анализа можно сделать вывод, что перед нами стоит выбор не только профессии, но и выбор самого учебного заведения. Оно будет: высшим, средним или начальным, зависит только от нас.
Актуальные профессии и престижные учебные заведения г. Перми
В 21 веке общество развивается стремительно. При этом меняется актуальность профессий, престиж образовательных учреждений. Например, в огромных производственных цехах человеческую рабочую силу заменили автоматическими роботами, некоторые виды деятельности трансформировались до неузнаваемости по сравнению с прошлыми столетиями и даже с прошлыми десятилетиями, иные и вовсе уходят в небытие. В связи с этим появилось понятие "исчезающие профессии". [9].
Например, такие профессии как: фасовщик, кондуктор, кассир, библиотекарь, вахтер, консьерж, лифтер, шахтер, швея, ткач, гончар, журналисты печатных изданий. [4].
Есть и такие профессии, которые перестали существовать, например: телефонистки, машинистки, счетчицы, ямщик, чистильщик обуви.
Таким образом, перед нами стоит очень важное решение в нашей жизни это выбор профессии. Все мы хотим, чтобы работа приносила радость, самореализацию, воплощение наших творческих идей, но также и материальный достаток. Но в современном обществе мы сталкиваемся с проблемой выбора «Куда пойти учиться?». Можно получить хорошее образование, быть талантливым человеком со множеством идей, но не любить свою работу, так как не осознано подошел к выбору своей профессии.
На сегодняшний день, при выборе профессии, мы можем посмотреть всю интересующую нас информацию об образовательном учреждении, в котором мы хотим получить образование. Так же, о профессии, которая актуальна в нашем регионе. Например, проанализировав сайт «Министерство труда и социального развития Пермского края» есть перечень перспективных и востребованных профессий и специальностей на рынке труда 2017года:
Инженер;
Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики (слесарь);
Машинист промышленного оборудования;
Специалист по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту промышленного оборудования;
Техник переработки нефти и газа;
Сварщик. Электрик;
Зооинженер;
Врач. Фельдшер. Медицинская сестра;
Учитель. Воспитатель.
Повар, кондитер (специалист по поварскому и кондитерскому делу). [12].
Также, на сайте «Интерактивный портал государственной службы занятости населения Пермского края» можно проанализировать количество предложения вакантных мест на 2017год. Самые востребованные это:
Страховой агент;
Овощевод;
Водитель автомобиля;
Монтажник;
Электросварщик;
Повар;
Плотник, газовщик;
Фельдшер. [3].
Но для получения «любимой» профессии, вам необходимо закончить образовательное учреждение и получить диплом. Каким оно будет высшим или средне – специальным этот выбор зависит только от вас. Поэтому немало важен такой фактор для выбора профессии играет престиж и рейтинг учебного заведения.
Список 5 Пермских высших учебных образовательных учреждений по количеству абитуриентов на период 2016-2017 года: [6].
Таб.2
Высшее учебное образовательное учреждение:
Кол-во студентов:
1
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
13152чел
2
Пермский государственный национальный исследовательский университет
10555чел
3
Пермский государственный аграрно-технологический университет
9529чел
4
Пермский государственный медицинский университет
1290чел.
5
Пермский государственный гуманитарно- педагогический университет
9267чел
Список 5 Пермских средне - профессиональных образовательных учреждений по рейтингу на период 2016-2017 года: [7].
Анкетирование учащихся 9-11 класса на тему «Готов ли ты к выбору профессии?»
К 15-17 годам у большинства подростков складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. В этот период у ребят начинает активизироваться процесс профессионального самоопределения, у них проявляется личностный смысл выбора профессии, приобретается опыт соответствия общественно полезных целей той или иной профессии своим идеалам. Именно поэтому целевой группой проекта выбрана эта категория ребят в возрасте от 15 – 17лет.
В СОШ №32 27 человек учащихся. Из них:
8класс-4человека
9класс-3человека
10класс-3человека
11класс-2человека
Таким образом, в участии анкетирования приняло 12 человек.
Цель анкетирования: узнать сколько учащихся уже определились с выбором профессии, от чего зависит их выбор, а также выявить нужна ли учащимся помощь в выборе профессии.
В анкете 9 вопросов, как с закрытым, так и с открытым ответом. Вопросы 1,2,3, 5, 6 ,7 с выбором ответа. Вопрос 4 и 9 с открытым ответом. На вопрос 8 необходимо выбрать несколько вариантов ответа.
Результаты анкетирования учащихся 8-11класса
Первый вопрос для учащихся 8-9 класса «Куда Вы собираюсь пойти после окончания 9-го класса» Рис.1
Рис.1
Большинство учащихся, а именно 7 человек из 8 ответили, что хотят после 9 класса поступить в профессиональное учебное заведение. И всего лишь 1 человек не определился с выбором.
На второй вопрос, как мы видим по диаграмме (Рис.2), 58% (7- 6 человек) определились с выбором профессии, и уже знают, кем хотят стать, но 6 человек из 12, еще не определились с выбором профессии.
Рис.2
Следующий вопрос, показал нам на сколько учащиеся знакомы с рынком труда, и знают ли они какие профессии наиболее актуальны Рис.3
Рис.3
Таким образом, 66% (8 человек из 12) не знают, какие профессии пользуются спросом на рынке труда.
4 вопрос, нам показал, в какие учебные заведения учащиеся планируют поступать Рис.4
Рис.4
5 вопрос: на что ориентируются учащиеся при выборе учебного заведения. Рис.5
Рис.5
Мы видим, что 5 человек из 12 (42%) ориентируются на престиж учебного заведения; 2 человека выбирают за компанию и 2 человека из-за легкости поступления.
На вопрос, кто повлиял на выбор профессии, учащиеся ответили так Рис.6:
Рис.6
5 человек ответили, что на их выбор повлияли родители; 4 человека ответили, что товарищи и 2 человека ответили, что повлияли родственники.
Источники, из которых учащиеся черпают информацию о своей будущей профессии Рис.7:
Рис.7
По диаграмме мы видим, большинство узнают о профессии от родителей, друзей, по телевидению и из сетей интернет.
На 8вопрос, что же привлекает в выбранной профессии по диаграмме видно Рис.8: 6 учащихся отметили возможность развить свои способности; 5учащихся возможность приносить людям пользу; 4 учащихся наличие хорошей заработной платы и 4 учащихся возможность построить карьеру.
Рис.8
Последний вопрос дал нам возможность узнать, нужна ли учащимся помощь при решении выбора профессии и учебного заведения Рис.9
Рис.9
Таким образом, большинство, 7 из 12 учащихся нуждаются в помощи выбора профессии и выбора учебного заведения и 5 учащимся помощь не нужна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования нами были решены поставленные задачи.
Изучив литературу, по теме профессионального выбора и виды учебных заведений, мы взяли за основу 5 типов профессий. Проанализировали понятие «профессия» и «специальность», ознакомились с видами образования и реализующие его учебные заведения.
В сети интернет, мы зашли на сайты «Министерство труда и социального развития Пермского края» и «Интерактивный портал государственной службы занятости населения Пермского края», узнали, что наиболее актуальные профессии такие как инженер, врач, учитель, страховой агент, электросварщик, повар. Посмотрев рейтинг учебных образовательных учреждений, мы можем сделать вывод, что абитуриенты предпочитают в г. Перми получать образование в Пермском государственном политехническом университете, а среди колледжей выбирают железнодорожный.
Анкетирование учащихся 8-11класса показало, что (5 из 12 учащихся) не определились с выбором профессии. На вопрос «Знаете ли Вы, какие профессии пользуются большим спросом?» большинство учащихся (8 из 12) не знакомы с рынком труда. С выбором учебного заведения учащиеся определились, но не все. Что повлияло на выбор данного учебного заведения, учащиеся отметили престиж, легкость поступить и за компанию с другом.
О будущей профессии учащиеся черпают от родителей, друзей, из сетей Интернета. На вопрос, что же привлекает к выбранной профессии, учащиеся отметили возможность развить свои способности и помощь людям.
Последний вопрос дал нам возможность узнать, нужна ли учащимся помощь при решении выбора профессии и учебного заведения. Таким образом, большинство, 7 из 12 учащихся нуждаются в помощи выбора профессии и выбора учебного заведения.
Для помощи учащихся 8-11 класса при выборе профессии, мы создали буклет «Выбор профессии - дело важное!». В дальнейшем мы планируем провести классные часы по теме «Моя будущая профессия» и создать стенд для профориентации.