Педагог встречает детей в русском народном костюме с хлебом-солью.
(слайд 1)
(Звучит фоном РНМ)
Педагог:- Здравствуйте, мои дорогие! Я рада, что вы ко мне в гости зашли.
( дети образуют вокруг педагога круг)
Дорогих гостей встречаем Пышным круглым караваем. Он на блюдце расписном С белоснежным рушником! Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим!
- По русскому обычаю гостеприимства встречают дорогих гостей хлебом-солью. Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает.
( Дети по очереди отламывают хлеб и едят его.)
Соседа за руки возьмем, сердца наполним мы теплом! Улыбнитесь друг другу.
- А сейчас присаживайтесь, я вам расскажу что-то интересное.
Ученик: Очень часто за событиями
И за сутолокою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Стали более привычны
Нам полёты на Луну.
Вспомним старые обычаи!
Вспомним нашу старину!
Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях русского народа.
- Что же такое традиция? (ответы детей).
(слайд 2)
Обратимся к словарю известного ученого С.И. Ожегова, слово «Традиция» обозначает установившийся порядок в поведении, в быту, во вкусах, обычаях передаваемые от одного поколения к другому.
Например, традиция встречи Нового года в семейном кругу, называть детей в честь кого-то из членов семьи.
Обычаи – то, что делали всегда, постоянно.
Во все времена русские люди любили ходить в гости. А вы знаете, что означает слово «гость»? ( ответы детей).
«Гость» — тот, кто навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время.
А это означает, если вы собираетесь к кому-то в гости, то должны настроиться на общение с друзьями, вести и поддерживать разговор.
(слайд 3)
Но на Руси не только ходили в гости, но и любили встречать гостей.
«Гостеприимство» — это готовность и желание принимать гостей, угощать их. Как вы думаете, из каких слов оно образовано? Правильно от слов «гость» и «принимать».
Хозяева красиво наряжались, украшали свой дом, готовили подарки и угощения. Встречали хлебом-солью. Усаживали в красный угол – самое почётное место в доме.
Тогда же возникло и слово «хлебосольство», как вы думаете, из каких слов произошло это слово? (ответы детей: хлеб и соль)
Правильно, хлеб и соль. В старые времена соль была очень дорогой и ее использовали только в особенных случаях, даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства. Обряд встречи гостей хлебом-солью означает, что они вступили в дружеские отношения и готовы вместе съесть «пуд соли» Отказ же от хлеба-соли рассчитывался как оскорбление. Недаром говорилось, что «от хлеба-соли» даже царь не отказывался. В те же времена возникают пословицы и поговорки об этих русских традициях.
Хочу предложить вам такую игру: На этих чайных чашках написаны пословицы, которые пришли к нам издавна, они тоже о гостеприимстве. Вы должны собрать половинки чашек, составить и прочитать пословицы вслух по очереди.
-Доброму гостю хозяин рад.
- Хоть не богат, а гостям рад.
-Не дорог обед - дорог привет.
- Умел гостей позвать, умей и угощать.
- Что есть в печи- все на стол мечи.
Вы увидели, сколько интересного и поучительного в этих высказываниях, как хозяева ждали гостей, готовились к их приходу, даже если гость был нежданным.
- Ребята, вы ведь тоже, наверное, любите ходить в гости, а как же в наше время встречают гостей? (ответы детей). Как и прежде, встречать гостя необходимо, как самого близкого человека.
Хорошее настроение, радость, улыбка у хозяев — самое главное при встрече гостей.
Физминутка
Ведущий читает и показывает, что надо делать.
(слайд 4)
Пришла Матушка зима,
Всё метелью замела.
(волнообразные движения кистями рук перед собой)
По сугробам мы пойдём,
В лес дремучий напролом.
(ходьба с высоким подниманием коленей)
Вдруг синичек увидали,
Им мы ручкой помахали (помахать ручкой)
А синички нам мигнули,
И за сосны упорхнули
(взмахи обеими руками)
Налетели вдруг снежинки,
Словно лёгкие пушинки
(имитируем пальчиками падающих снежинок)
Вместе с нами закружились,
Вместе с нами в пляс пустились
(покружиться на месте)
Педагог: Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых танцев, старинных обычаев и традиций. Пожалуй, самый красивый и интересный из них - это деревенские посиделки!
(слайд 5)
В старые добрые времена, собирались вместе красны девицы да добры молодцы, коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки разные вытачивает.
Предлагаю отправиться на экскурсию в прошлое. Садитесь поудобнее, мы отправляемся в путешествие.
Девочка 1: На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
Мальчик 1: При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Девочка 2: Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы общались,
Без общенья жизни нет.
Мальчик 2:А играли как - в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Педагог: Отдых – это не безделки –
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки,
Открываем посиделки –
Все: Для друзей и для гостей!
Педагог: Не один праздник на Руси не обходился без хоровода. Выходи на хоровод «Как на тоненький ледок».
(слайд 6)
Хоровод «Как на тоненький ледок»
1.Выпал беленький снежок,
Соберемся все в кружок.
Все потопаем,
Все потопаем.
2.Будем весело играть,
Будем ручки согревать.
Все похлопаем,
Все похлопаем.
3.Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять
По плечикам,
По плечикам.
4.Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей.
Все попрыгаем,
Все попрыгаем.
Дети садятся на стулья.
(слайд 7)
Педагог: Исполнять частушки на посиделках это тоже была традиция, частушка отражала быт и интересы людей разного возраста. Давайте вспомним их.
Дети исполняют частушки.
Петушок, петушок,
Запевай частушки.
Ты горланишь хорошо,
Подпоют несушки.
Наш баран богатый барин.
Он себе обновку справил.
То ли шуба, то ль кафтан,
Не поймет теперь и сам!
Как по саду-огороду
Любит козочка гулять.
После этого похода
Урожая не собрать!
Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.
Педагог: - На Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и еще любили играть на русских народных инструментах. Давайте вспомним названия этих инструментов. (ответы детей: балалайка, гармонь, дудочка, ложки, бубен, баян)
Послушайте оркестр народных инструментов, какие инструменты вы услышали? (ответы детей).
(слайд 8, 9)
«Русская быстрая кадриль»
«Русская плясовая»
Педагог: Очень любили не только малые детки, но и взрослые поиграть в игры.
- Какие народные игры вы знаете? (ответы детей: «Жмурки», «Горелки», «Удочка», «Бояре»).
Сильных и ловких уважали во все времена. В игре дети, молодые люди могли продемонстрировать свои эти качества. Предлагаю поиграть в игру «Бой петухов».
Игра «Бой петухов»
Ход игры: чертится круг диаметром 1,5-2 метра, в который заходят два участника игры и располагаются на расстоянии пол шага друг от друга. Оба сгибают одну ногу, придерживая рукой ногу за стопу, другая рука за спиной. Прыгая на одной ноге и, толкая соперника плечом, вывести соперника из равновесия и вытолкнуть из круга.
Педагог: А сейчас пора возвращаться назад – в настоящее. Закрывайте глаза и считаем до 10.
Вот мы и вернулись в нашу школу. Как быстро пролетело наше занятие. - Что нового вы узнали? (ответы детей).
- Что такое традиции?
- О каких традициях мы сегодня говорили? (ответы детей: гостеприимство, хлебосольство, деревенские посиделки).
Поднимите руку, кому понравилось наше занятие.
- Хотели бы вы новое что-то узнать об истории и традициях своего народа? (ответы детей).
Мы любим свою Родину, и мы должны знать традиции, обычаи своего народа. Поэтому пословица гласит так: На Руси обычай есть, кто их чтит, тому и честь.
(слайд 10)
Я благодарю вас за активное участие. До новых встреч!