"Русь, Россия, Родина моя!"
Цель: воспитание гражданско-патриотического сознания и развитие духовно-нравственного потенциала воспитанников.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с культу Внеклассное мероприятие рным наследием страны, формировать представление об истории и культуре русского народа. Развивать интерес к истории России; к культуре и традициям русского народа.
2. Воспитывать чувство гордости за свою страну, за свою родину;
.
Ход мероприятия.
Iсцена.
Раздается колокольный звон.
Слайд 1.Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шафнер.
Ведущий 1.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты отражала в глади вод,
И первый Кремль и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой.
Ведущий 2.
Россия!
Не искать другого слова,
Иной судьбы
На целом свете нет.
Ты вся-
Сплошное поле Куликово
На протяженье многих сотен лет.
Россия! Зарождалось это слово
В звучании разбуженных мечей,
В холстах голубоглазого Рублева
И в тишине предгрозовых ночей
На поле боя
Вызревали росы,
На пепелищах
Пели толпоры.
Мы все прощали
Мы- великороссы всегда великодушны и добры.
Под русскую народную мелодию входят 2 девочки и мальчик в русских народных костюмах с караваем.
Девочка 1.
Добрый день и поклон
Вам гости дорогие!
Собрались со всех сторон
Наши все, родные.
Я смотрю на ваши лица-
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.
Мальчик.
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Девочка2.
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!
Ведущий 1.
Любовь к истории можно пронести через обычаи, традиции, праздники русского народа. И сегодня вы увидите русское веселье, широту и богатство русской души.
Давным-давно, когда не ездили по земле машины и поезда, ходили от села к селу, от города к городу люди, которые рассказывали разные истории. Люди эти назывались сказителями, а сказания их – былинами.
1 сказитель.
Вы послушайте-ка люди добрые,
Да былину нашу, правду-истину.
Вы послушайте-тка песню нашу,
Песню нашу да про старо время.
Ямы сложили ее на старинный лад.
Мы певали ее под гуслярный звон
И причитывали да присказывали.
Слайд 2. Новоград и Садко - купец.
2 сказитель.
В славном Ново -граде
Как был Садко – купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
По пирам ходил – играл Садко.
Садка день не зовут на почестен пир,
Другой,не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир.
По том Садко соскучился.
1 сказитель.
Как пошел Садко к Ильмень -озеру,
Садился на бел -горяч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася
Показался царь морской.
2 сказитель.
Говорил таковы слова:
А не то ступай во Новгород
И ударь о велик заклад,
Заложи свою буйну голову
И выряжай с прочих купцов
Лавки товара красного,
И спорь, что в Ильмень- озере
Есть рыба - золоты перья
Как ударишь о велик заклад
И поди свяжи шелковый невод
И приезжай ловить в Ильмень – озере:
Дам три рыбы – золоты перья
Тогда ты, Садко, счастлив будешь.
1 сказитель.
Пошел Садко от Ильмень- озера во свой во Новгород.
Позвали Садко на почестен пир.
Как тут-то Садко стал похвастывать:
Ай же вы, купцы новгородские!
Как знаю чудо -чудное в Ильмень- озере:
А есть рыба- золоты перья в Ильмень- озере!
Ударим-ка о велик заклад.
2 сказитель.
Закинули невод в Ильмень – озеро,
Добыли рыбку- золоты перья.
Тут купцы
Отдали по три лавки товара красного
Стал Садко поторговывать,
Стал получать барыши великие.
1 сказитель.
На свою бессчётну золоту казну
Построил Садко тридцать кораблей
Свалил товары новгородские
Поехал Садко по Волхову в Золоту Орду.
Продавал товары новгородские
Получал барыши великие
Поезжал назад во Новгород
Поезжал он по синю морю.
2 сказитель.
А корабли нейдут с места на синем море.
Видно, царь морской от нас дани требует
Тут его дружина хоробрая
Брала бочку- сороковку красна золота
А корабли всё нейдут с места на синем море.
1 сказитель.
Говорит Садко – купец:
Видно, царь морской требует
Самого Садка богатого в сине море.
Взимает он гусельки яровчаты,
И остался Садко на синем море.
Проснулся Садко во синем море
Увидел Садко: во синем море
Стоит палата белокаменная.
2 сказитель.
Сидит в палате царь морской
Говорит царь таковы слова:
Ай же ты, Садко –купец
Поиграй же мне в гусельки яровчаты.
Играл Садко сутки, играл и другие,
Да играл ешё Садко и третьи
Пляшет царь морской во синем море
Стало разбивать много кораблей
Стало много гибнуть людей праведных.
1 сказитель.
Сзади подходит старик и негромко говорит ему:
Полно играть в гусельки яровчаты
И выбери себе девицу – красавицу
Красавица девица Чернавушка
Бери ту Чернаву за себя замуж…
Будешь, Садко, во Новограде.
2 сказитель.
Все сделал Садко. как ему старик сказал
И проснулся Садко во Новгороде.
Не стал больше ездить Садко во сине море
Стал поживать во Новгороде.
Ведущий2.
Вот и вспомнили мы старину. Чем же интересна эта былина? Это одно из лучших произведений Древней Руси. В ней говорится о превосходстве певца- гусляра Садко над купцами. Своим искусством Садко победил не только новгородских богачей – купцов, но и морского царя – властителя озера Ильменя, на котором стоит Новгород.
Былина «Садко» свидетельствует о талантливости народа, о его богатой и поэтичной душе.
IIсцена.
Ведущий1.
В старые времена на Руси был обычай: как заканчивали свою работу, коротали свои вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб на людей посмотреть да себя показать.
Девочка1.
Позову- ка я ребят к себе на посиделки
Будут песни, будут пляски и игры в горелки.
Эй, подруженьки – подружки,
Веселушки – хохотушки!
Эй, ребята-молодцы!
Озорные удальцы!
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать!
(Входят еще три девочки)
__ Собрались мы позабавиться,
Да потешиться!
__ Пошутить!
Поиграть!
__ Посмеяться!
Все. ( с поклоном)
Смех вам да веселье!
За сценой мальчики спрашивают:
Дома ли Марья?
Дома ли Дарья?
Дома ли душенька Катюшенька?
Девочки:
Дома, дома. (входят мальчики и вручают подарки: платки)
Девочка1.
Ой, ребята-удальцы,
Нам подарки не нужны.
И работать мне не лень
И плясать могу весь день
В круг вставайте поскорей
Да пляшите веселей.
(Исполняется танец «! По полю-полю», затем все рассаживаются)
Мальчик1.
Эй, девчата хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Девочки исполняют частушки.
Девочка1.
Эй, девчата-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Девочка2.
Я частушек много знаю,
И хороших и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
Девочка3.
Ох, ты матушка Россия,
До чего же хороша!
Хоть и плохо мы живем,
Зато пляшем и поем.
Девочка4.
Не смотрите на меня-
Глазки поламаете
Я не с вашего села
Вы меня не знаете.
Девочка1.
У меня коса большая,
Ленточка коротенька
Про меня не думай, парень
Я еще молоденька!
Девочка2.
Пошла плясать
Бабушка Лукерья
На затылке нет волос-
Прицепила перья.
Девочка3.
Только начался урок,
Марина шлет записку:
…Очень вкусный пирожок
Меняю на ириску!
Девочка 4.
За частушки, друг мой милый,
3 рубля тебе я дам
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.
Мальчик1.
А мы тоже не лаптем щи хлебали. А ну, ребята, нашу любимую. (исполняют русскую народную песню: «Выходили красны девицы»)
Девочка1.
Что-то куманек ко мне в гости не идет?
Мальчик с самоваром:
Я иду, иду, иду
Самовар в руках несу
Эй, чай, чай, чай!
Уж ты, кумушка, встречай!
Выходят несколько девочек с подносами.
Девочка1.
Напекла я для гостей
Много разных сладостей!
Девочка2.
Не красна изба углами,
А красна пирогами.
Все:
Приходите,приходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте!
(С поклоном девочки преподносят угощение гостям)
IIIсцена.
Ведущий: Мы посмотрели лишь маленький кусочек из жизни нашего народа. Многие обычаи, традиции возрождаются вновь, и чтобы этого не забыть, нужно, помнить, что мы живем в России.
Берегите Россию-
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию-
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию-
Нет России другой.