Просмотр содержимого документа
«Воспитательное занятие "Семья"»
ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Воспитательное занятие
Тема:
Для учащихся с ОВЗ 1-2 класса
Подготовила: воспитатель
Бакаева Л.Ю.
г. Суворов, 2017 г.
Цель:
Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Задачи:
Образовательные: раскрыть понятия «семья», «семейные ценности».
Развивающие: расширять кругозор, способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе, развивать творческий потенциал детей.
Воспитательные: воспитывать у детей нравственные качества личности, добрые взаимоотношения между детьми в группе, ценностное отношение к себе и окружающим.
Используемые технологии:
Игровые технологии (Подкасистый П.И., Эльконин Д.Б.. Никитин Б.П.): при помощи игровых приемов и ситуаций на занятиях создаются условия, которые выступают как средство активизации, стимулирования обучающихся в учебной деятельности.
Технологии развивающего обучения (Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Занков Л.В): активизация познавательного интереса, развитие творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Технология личностно-ориентированного обучения (Якиманская И.С): интенсивное развитие индивидуальных способностей и психических функций ребенка, индивидуально для каждого ребенка.
Информационно-коммуникативные технологии (Селевко Г.К., Ревнивцева Р.М.) позволяют повышать эффективность и качество образовательного процесса, развивают память, внимание)
Оборудование:
Компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
лучики солнышка;
раздаточный материал (ладошки, листики – красные и желтые).
Подготовка к открытому внеклассному мероприятию:
Нарисовать рисунок «Семья».
Оформить выставку рисунков.
Выполнить поделки «Семья», «Ромашка - символ семьи».
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я очень рада видеть вас на нашем занятии такими красивыми, радостными. Надеюсь, вы сохраните это позитивное, хорошее настроение до конца нашего занятия.
Итак, ребята, мы с вами поприветствовали друг друга? А теперь каждый поприветствуйте своего соседа. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, почувствуем тепло наших рук, а теперь откроем глаза и улыбнемся друг другу. Молодцы!
Сегодня у нас с вами необычное занятие: и веселое т. к. мы будем играть, отгадывать загадки, но в то же время и поучительное, потому что мы будем говорить о самом главном в жизни человека.
Основная часть
Разгадать ребус
А что бы узнать, о чём у нас с вами пойдет речь, давайте разгадаем ребус. (Слайд 2)
(Дети отгадывают ребус СЕМЬ Я = Семья)
Воспитатель: (во время показа слайда)
Это слово каждый знает.
Ни на что не променяет!
К цифре « семь» добавлю «Я»
И получится… СЕМЬЯ. – О чём мы будем говорить на занятии? (Ответы детей: о семье) – Верно. Тема нашего занятия: «Мир семьи» Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми. Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила счастливо.
- Ребята, кто может объяснить значение слова «семья». (Ответы детей)
Всё правильно. Семья – это люди, которые живут вместе, любят друг друга, помогают друг другу, заботятся друг о друге, уважают друг друга. Семью нужно беречь.
Отгадывание загадок:(Отгадки загадок приклеивать к солнышку)
Цель: Расширять представление детей о членах своей семьи.
Воспитатель:
А из кого состоит семья? Для этого я предлагаю вам отгадать загадки.
Я загадки загадаю!
Ты, попробуй отгадать!
Всех смогу я описать,
И узнаешь ты вполне
Кто живет в твоей семье.
Кто носки внучатам вяжет, (Слайд 3) Сказку старую расскажет, С мёдом даст оладушки? Это наша... (БАБУШКА)
Он трудился не от скуки, (Слайд 4) У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед — Мой родной, любимый... (ДЕД)
Кто милее всех на свете? (Слайд 5)
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша... (МАМА)
Кто научит гвоздь забить (Слайд 6)
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым? (ПАПА)
Мама с папой говорят, (Слайд 7) Что теперь я — старший брат, Что за куколка в коляске - Плачет? Видимо, от тряски? (СЕСТРА)
Кто веселый карапузик — (Слайд 8) Шустро ползает на пузе? Удивительный мальчишка — Это младший мой... (БРАТИШКА)
У меня есть мама, (Слайд 9)
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? (СЕМЬЯ)
Оформление доски:
По мере отгадывания загадок на доске открываются части схемы со словами. Выставляется схема: солнышко с лучами. Посмотрите на доску, у нас получилась солнышко, а каждый член семьи это лучик. Не зря слово семья состоит из семи Я, то есть, семь таких же, как и я. И как часто некоторые члены семьи похожи друг на друга, как внешне, так и по характеру – дочка похожа на маму или бабушку, сын похож на папу или на дедушку...
В семье идет все своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся родителями, а потом стариками: бабушками, дедушками, прабабушками и прадедушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.
Семьи бывают разные, в некоторых семьях есть всего один родитель, это не беда, от этого такая семья не становиться хуже, она может стать самой лучшей, если в ней будет царить взаимопонимание и забота, любовь и уважение. А кого еще можно назвать родственником (тетю, дядю и т.д.). Семья – это такое же теплое слово, как и солнышко. Вы со мной согласны?
На Древней Руси семьи всегда были большие. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.
Если в семье все хорошо, все ладится, то и у всех родных будет всё хорошо. А для того, чтобы в семье всегда было всё хорошо, у каждого члена семьи есть свои обязанности.
Дидактическая игра «Ласковые слова и кто, чем занимается?»
Цель: Развивать разговорную речь. Воспитывать любовь к членам семьи. Воспитывать бережное отношение к домашнему труду.
Описание игры: На вопросы отвечают те, у кого на столе стоит цветок – РОМАШКА
(Слайд 10) - Скажите самые хорошие слова о маме, какая она? (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая, говорит ласковые слова)
- А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть, ставит горчичники, лечит, когда кто-то заболел,)
(Слайд 11) - А папа, какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)
- А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить, водить машину, ловить рыбу)
(Слайд 12) - А бабушка, какая? (она тоже трудолюбивая, заботливая, вкусно готовит, добрая и др.)
(Слайд 13) - Расскажи, какой дедушка? (как и папа, пилит, строит, ремонтирует машину и др.)
Молодцы! Вы хорошо знаете, кто, чем занимается в семье. Вы такие ласковые и очень любите свою семью. Это очень важно беречь свою семью: не обижать папу и маму, дедушку и бабушку, помогать младшим сестрёнкам и братишкам. А как вы помогаете, своим родным? (Слайд 14)
Игра «Корзина добрых дел»
Цель: Расширять знания о трудовой деятельности в доме. Воспитывать интерес к труду.
Описание игры: Ребята у меня есть волшебная корзинка. Это корзинка Добрых дел. В эту корзинку можно сложить только добрые дела. Я предлагаю вам положить свои ладошки и назвать добрые дела, которые вы делаете дома. Как вы помогаете по дому, по квартире, или по хозяйству своим родным маме, папе, бабушке, дедушке, младшим сестрёнкам и братишкам. (Подойти с корзинкой к каждому ребёнку)
(Ответы детей: Я мою посуду, пылесошу, протираю пыль, поливаю цветы..)
У нас набралась почти полная корзинка добрых дел! Какие вы молодцы! Вы замечательные помощники для своей семьи. У вас очень счастливая семья! А что же нужно, что бы семья была счастливой? (ответы детей)
(Слайд 15) Совершенно верно, в семье всегда будут царить мир, согласие, а значит все будут счастливы, если там поселятся: доброта, любовь, доверие, трудолюбие, понимание, уважение, дружба, забота.
Я вижу, вы очень любите свои семьи, стараетесь быть настоящими хозяевами в своём доме. Ваша помощь так необходима родным. Если ваши близкие отдыхают, больны или работают, то вы как должны себя вести?
(ответы детей:не мешать, не шуметь, постараться найти себе занятие…)
Верно, никогда не перебивайте в разговоре взрослых, не грубите, будьте внимательны к ним. Если вдруг случилось, что вы огорчили чем-то родных, то, как вы поступаете?
(ответы детей: просим прощение, говорим ласковые слова, обещаем больше не огорчать…)
Правильно. Ваши мамы, папы, бабушки, дедушки – вся ваша семья очень любят вас, и вы должны помнить это, стараться быть ласковыми и добрыми со своими близкими и со всеми окружающими.
Ведь только в семье нас любят не за что то, а просто так. А человеку очень важно, что бы его любили.
Заключительная часть
(Слайд 16)
–(Слайд ) Семья – это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. На семье всё держится! Это как могучее дерево, с сильными корнями, с множеством ветвей, листвою.
И все мы: и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.
Школьная семья
(Слайд 17)
А как вы думаете, ребята наш класс это семья? (Ответы детей)
- Вы верно считаете, что и наш класс тоже можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач.
Наш класс это тоже семья. Я хочу, чтобы наша семья была дружная, крепкая, терпеливая, понимающая, добрая, любящая, заботливая. И в ней всегда будет царить мир и согласие.
А чтобы вы пожелали своей семье? Продолжите предложение:
Я хочу, чтобы моя семья… (Ответы детей)
Игра «Корзина добрых дел»
Цель: Развивать разговорную речь. Воспитывать любовь к членам семьи.
Описание игры: Давайте свои пожелания положим в Корзинку Добрых дел.
Молодцы! Вы очень любите свою семью. Я тоже всех вас очень люблю.
Желаю, чтобы вы хорошо учились, много нового узнавали в школе, здоровья. Для нашей семьи я приготовила вот такой подарок.
Наше занятие подошло к концу. Вам понравилась наша беседа? Мне тоже очень понравилось. Я хочу вам сказать огромное спасибо за активное участие, за ваши ответы. Надеюсь впереди у нас с вами еще много интересного.
Рефлексивный прием«Наше дерево»:(На доске)
Сейчас я предлагаю вам выбрать из листочков: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, красного цвета – занятие не интересное и прикрепить их к дереву.
На доске прикреплён ствол дерева, детям раздаются листики жёлтого и красного цветов, которые нужно прикрепить к веткам. Желтого цвета – мне очень понравилось занятие, красного цвета – занятие не интересное: спросить - «Почему?»). (Дети крепят листики)
Какое прекрасное получилось у нас дерево. Вы сегодня были такие молодцы! Очень активные, правильно отвечали на все вопросы, помогали друг другу, были дружные. Молодцы!
В заключение нашего занятия хочется напомнить всем замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Дорогие гости, мы надеемся, что ваш дом построен из таких же кирпичиков счастья! На память о нашем занятии мы вам дарим подарки (Открытки, изготовленные детьми). Из Корзинки Добрых дел.
(Слайд 17)
В семейной жизни всем желаем счастья! Пусть ваши дети крепко любят вас! Пусть стороной вас обойдут несчастья. И солнечным пусть будет каждый час! Всем нам счастья, мира и добра! Пусть радость царит в наших семьях всегда!
Библиография:
Баранова, Л.И. Внеклассные занятия по воспитанию нравственной культуры младших школьников / Л.И. Баранова. – БКГУ, Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей. 2008.
Интернет ресссурсы:
http://nachalka.com/node/3380
http://pedsovet.su/ Педсовет.
http://openclass.ru/ открытый класс (Сетевое сообщество педагогов). Презентации для начальных классов.