Увлекательная игра - путешествие для учащихся первого года обучения. Разработка представлена подробным сценарием игры, участники которой отправляются в плавание на поиски сокровищ вместе с героем романа Даниэля Дефо - Робинзоном Крузо.
На протяжении всего занятия дети знакомятся с историей мореплавания и выполняют увлекательные задания. В начале игры учащиеся делятся на 2 команды, каждая снаряжает свой корабль.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывающие: воспитывать чувство коллективизма, ответственность за общее дело.
Оборудование для учителя:
Книга «Робинзон Крузо» и «Остров сокровищ». Карточки задания, оборудование для конкурсов.
Оборудование для учащихся:
Изображение парусника (рисунок на ватмане формат А 2) с комплектом парусов.
Карта острова закупорена в бутылку – 2 шт.
Емкости для воды – 2 шт.
Компас – 2 шт.
Маска для подводного плавания- 2 шт.
Длинная веревка – 2 шт.
Ход игры:
Участники игры отправляются в плавание на поиски сокровищ вместе с героем романа Даниэля Дефо - Робинзоном Крузо.
В начале игры учащиеся делятся на 2 команды: пираты и матросы; каждая снаряжает свой корабль (корабли нарисованы на ватмане).
На протяжении всей игры педагог цитирует отрывки из романа;
«И вот, не спросившись ни у отца, ни у матери, не испросив родительского благословения, в недобрый час – 1 сентября 1651 года, я взошел на борт корабля, отправившегося в Лондон...»
Задание 1: вспомнить с детьми, за счет чего двигались корабли в 17 веке. Что являлось движущей силой?
Лодка – весла – сила рук человека.
Парусник – парус – сила ветра.
Пароход – паровая машина – сила пара.
Теплоход – двигатель внутреннего сгорания – дизельное топливо.
Атомоход – атомный реактор – ядерное топливо.
Выяснили, что в 17 веке корабли двигались с помощью парусов.
Задание 2: Прикрепить паруса к мачтам.
Задание проходит в форме эстафеты. Каждая команда снаряжает парусами свой корабль.
«…Перед закатом небо прояснилось, ветер прекратился, и наступил тихий, очаровательный вечер; солнце зашло без туч, и такое же ясное встало на другой день, и гладь морская при полном безветрии, вся облитая его сиянием, представляла восхитительную картину, какой я никогда еще не видывал. Вдруг на горизонте показался какой-то предмет. Подойдя поближе, нам удалось разглядеть его. Это была… бутылка…»
Задание 3:
Достать карту острова сокровищ из воды, которая запечатана в бутылку.
Участники забираются на стулья с ногами, и подручными средствами пытаются достать бутылку.
После того, как задание выполнено – выясняется, что большая часть чернил смыта водой!
Задание 4:
Восстановить карту с помощью цифр, соединить точки по возрастающей.
Карта восстановлена, плавание продолжается. Команды держат курс на «Остров сокровищ».
«…К полудню на море началось большое волнение, корабль стало раскачивать; он несколько раз зачерпнул бортом. Буря бушевала все яростнее. Вдруг один из матросов, спустившись в трюм поглядеть, все ли там в порядке, закричал, что судно дало течь; другой посланный донес, что вода поднялась уже на 4 фута. Тогда раздалась команда: «Все к насосам!» Когда я услышал эти слова, у меня замерло сердце, и я упал навзничь на койку, где я сидел. Но матросы растолкали меня, заявив, что если до сих пор я был бесполезен, то теперь могу работать, как и всякий другой. Тогда я встал, подошел к насосу и усердно принялся качать…»
Задание 5:
Выкачать воду из лодок. Ученикам предоставляется 4 емкости с водой, нужно перекачать (с помощью ложки) воду из одной емкости в другую. Задание на скорость выполнения.
Расположение острова сокровищ, описанное Стивенсоном в одноименной книге, напоминает реальное место – остров Пинос неподалеку от Кубы, в самом деле, служивший в течение нескольких столетий приютом пиратов.
И одну из многочисленных тайн острова Пинос все-таки удалось открыть. Правда, сокровища были найдены не на самом острове, а в пяти милях от него – у подводного рифа, на «кладбище затонувших кораблей». Здесь в пятидесятых годах 20-го века работала небольшая команда ныряльщиков. Их было четверо. Они, словно в книжке, нашли на дне железный сундук с открытой крышкой, доверху набитый слитками золота, а неподалеку, среди кораллов, подобрали немало украшений, ожерелий и золотых браслетов…
Задание 6:
Определить место расположения сокровищ, указанное на карте с помощью компаса. Педагог объясняет ребятам принцип работы этого прибора.
Задание 7:
После того, как определено место затопления сокровищ, ныряльщики одевают маски, спускаются на дно океана и начинают поиски.
Стекло на масках заклеено бумагой (вода мутная после шторма). На полу рассыпаны монеты. Ныряльщики должны собрать как можно больше монет. Время ограничено (1 минута, больше без воздуха не выдержать т.к. акваланги еще не изобретены).
…Слухи и легенды о пиратских сокровищах, обрывки таинственных карт ходили уже в 18 веке. Тогда же люди принимаются усердно разыскивать клады. Многие «точные сведения» обернулись вымыслом, как ни удивительно; а что-то, казавшееся вымыслом, как ни удивительно, оказывалось правдой, т.е. не все карты были подлинные.»
Так и в нашем случае, деньги оказались фальшивыми (далеко не серебро), а карту подбросил злой и коварный пират по кличке «Одноглазый Джо».
Плавание продолжается. Курс на «Остров сокровищ». Корабль погружается в ночную мглу. Штурман стоит за штурвалом. Вдруг на него набрасывается пчелиный рой! Это пчелы-убийцы! Одна из них садится на нос одного из моряков.
…Так называемые пчелы-убийцы – это особый вид африканских пчел-медоносов, очень часто нападающих на человека и животных. За последние 3 года в Венесуэле от этих укусов погибло более 700 человек! Количество укусов обычно колеблется от 200 до 2000!
Задание 8:
Используя мимику лица, необходимо сделать все, чтоб пчела улетела (без помощи рук).
Пчелу заменяет спичечный коробок.
«…Не успел наш корабль выйти из устья Хамбера, как подул ветер, вздымая огромные, страшные волны. Это был настоящий ураган.
О том, чтобы идти к берегам Африки, не могло быть и речи: наше судно нуждалось в починке, а экипаж в пополнении.
Однажды утром, когда мы бедствовали таким образом – ветер все еще не сдавал, - один из матросов крикнул: «Земля!», - но не успели мы выскочить из каюты, как судно село на мель.
В тот же миг от внезапной остановки вода хлынула на палубу с такой силой, что мы считали себя погибшими, стремглав мы бросились вниз, где и укрылись от брызг и пены. Через некоторое время нам показалось, что ветер немного стих и капитан приказал опустить шлюпку на воду.
Мы все 11 человек вошли в шлюпку и отчалили. Наше положение было плачевно: мы видели, что шлюпка не выдержит такого волнения, и что мы неизбежно потонем.
Когда нас отнесло на 4 мили от застрявшего корабля, огромный вал величиной с гору неожиданно набежал с кормы на нашу шлюпку… В один миг опрокинул он шлюпку. Мы очутились под водой, далеко от шлюпки, и друг от друга.
Задание 9:
Капитаны с помощью веревки должны связать тех, кто еще держится на воде, и помочь им добраться до берега.
«Я ходил по берегу. Все мое существо было поглощено мыслями о спасении. Я думал о своих товарищах, которые все утонули, и о том, что кроме меня не спаслась ни одна душа; от них и следов не осталось, кроме трех шляп да двух непарных башмаков, выброшенных морем. Я стал осматриваться кругом, как вдруг…»
Неожиданно появляется пират по кличке «одноглазый Джо» со словами: «Что, сокровища мои решили похитить? Пока на вопросы мои не ответите, ключей вам не видать!»
Пират задает вопросы командам и, получив ответы, бросает несколько связок ключей.
Задание 10:
Учащиеся должны подобрать ключ к двери, за которой находятся сокровища (сладкий приз для всех участников).
Подведение итогов.
Жетоны в форме рыб получает команда, победившая в конкурсе после каждого этапа.
Победившей считается команда, набравшая больший улов.