Внеклассное мероприятие «Знатоки истории» Форма проведения: интеллектуальный турнир. Цель турнира: формирование патриотизма посредством изучения культурного наследия народа, активизация познавательного интереса к знанию государственного языка и казахской литературы. Задачи: - воспитание любви, уважения и интереса к культуре, историческому прошлому и наследию казахского народа; - обогащение внутреннего мира уч-ся через овладение и понимание казахского и русского языков, развитие общего кругозора; Ход турнира. Учитель: Дорогие ребята! Мы встречаемся с вами накануне главного государственного праздника – Дня независимости Республики Казахстан и приглашаем вас принять участие в интеллектуальном турнире «Знатоки истории»! Чтец 1. Как имя любимое, нежно и свято Храни в себе имя любимой земли. В ней прадедов счастье осталось когда-то, По ней боевые победы прошли. Твои и рассветы ее, и закаты, Твое, Все, что предки тебе сберегли. Твое это небо, Твои эти зори. И ливни твои, и твои - ветерки. Чтец 2. Твои эти степи, вершины, предгорья. Твои эти праздники, песни, стихи. И все, Что лежит пред тобой на просторе, За это любовью своей нареки. Пусть будет очаг ее полон тепла. И если ты Родину любишь, Так это Докажут пускай не слова, а дела! Учитель: Итак, начинаем наш турнир! 1 команда – учащиеся 7 «А» класса 2 команда – учащиеся 8 «А» класса Конкурс 1. Визитная карточка команд Конкурс 2. «Разминка». Вопросы для команды 1. 1. Более тысячи лет назад герой древнего предания, легендарный музыкант изобрел музыкальный инструмент- кобыз. Натянув струны, заиграл. В своих мелодиях он запечатлел радость и печаль, все, чем жил его народ. Чарующие мелодии вошли в сердце народа и остались там навсегда. Как звали легендарного музыканта? Ыкылас Коркыт Амре Вопросы для команды 2. 1. Весной 1723 г. в «Год великого бедствия», полчища джунгар вероломно вторглись на территорию Казахстана. Об этом сложено немало народных песен и сказаний. В те годы китайские историки поторопились объявить всему миру, что казахов больше нет, что казахский народ не в силах отстаивать свои земли. Борьбу за независимость казахского народа возглавили знаменитые батыры. Один из них более сорока лет сражался за свободу казахского народа, принял участие в 103 сражениях. В «Год великого бедствия» он был начальником обороны священного города Туркестан. Назовите имя этого батыра- полководца. Кабанбай Богенбай Наурызбай Вопрос для команды 1. 2. В центре огромного евразийского континента раскинулась наша страна, имя которой - Республика Казахстан Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы заселить, освоить, защитить ее от врагов и передать в наследство нам, ныне живущим. Вопрос: кто из ниже перечисленных народов, не был жителем Древнего Казахстана? Гунны Скифы Персы Вопрос для команды 2. 2.О древности культуры Казахстана говорят находки археологов. Знаменитого «золотого человека» они обнаружили в Иссыкском кургане близ Алматы . Воин был захоронен в парадной, возможно церемониальной одежде. Высокий конической формы головной убор (кулах) возвышался на его голове. Камзол, голенища сапог и кулах украшены золотыми бляшками в виде барсов, тигров, крылатых коней, птиц, архаров. Когда и в каком племени жил «Золотой человек»? I в. – массагеты III в. – персы IV в. до н.э. – саки Вопрос для обеих команд. 3. Об одной национальной традиции казахов великий Абай писал: «В бренном мире нет мне занятия милей». Это яркое виртуозное искусство, секреты которого передавались из поколения в поколение. Оно занимало важное место в жизни кочевников. Поэтому так высоко ценились в народе быстроногий скакун, гордый беркут и ловкая борзая -тазы – верные спутники в жизни джигита. Назовите любимое занятие Абая, одну из национальных традиций казахского народа. Байга Кокпар Охота с беркутом (искусство беркутши)
Конкурс 3 « Лучший переводчик». Учитель: У Расула Гамзатова есть прекрасные слова: «Для меня языки народов как звезды на небе. Я хотел бы, чтобы звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. То есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого будет своя звезда». Учитель: Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его боль, его память, сокровище. Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Задание: За 3 минуты каждая команда должна перевести текст с казахского языка на русский. При выполнении задания учитывается точность перевода, скорость и литературный перевод. Текст для первой команды: Қазақстан жері Текст для второй команды: Қазақстан Республикасы. Текст для первой команды: Қазақстан жері. Қазақстан жер көлемі 2756000 шаршы километр. Оның 40 % - өзен, көл, теңіз. Жерінің 50 % шөл және шөлейт аймақтар алып жатыр. Ал 10% таулы жер. Қазақстан жері өте бай. Словарь: Көлем - объем Шаршы - квадрат Шөл - пустыня Аймақтар – территории. Текст для второй команды: Қазақстан Республикасы. Қазақстан Республикасы – егеменді ел. Республика Президентінің Жарлығымен қазанның 25 -сі Республика күні деп аталды, және бұл күн демалыс күн болып жарияланды. Қазақстан Республикасы Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығының кұрамына енді. Словарь: Егеменді - суверенный Жарлық - указ Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы – Содружество Независимых Государств Құрамы – состав
Конкурс 4. команды разгадывают кроссворд По горизонтали: 1. В каком документе утверждены государственные символы РК? (Указ) 2. Новый год по восточному календарю (Наурыз). 3. Древнейший город Казахстана, отметивший свой 100-летний юбилей (Туркестан). 4. Руководитель города, района, области (Аким). 5. Мифологические скакуны, изображенные на гербе Казахстана (Тулпар). 6. Животное – символ Казахстана (Барс). 7. Глава государства, символ и гарант единства народа и государственной власти (Президент). 8. Местный правительственный орган (Маслихат). По вертикали: 1. Матерчатый знак государства (Флаг). 2. Что является геральдической основой герба Казахстан? (Шанырак). 3. Царица саков (Томирис). 4. Отличительный знак государства (Герб). 5. Избранник народа (Депутат). 6. Основной закон государства (Конституция). 7. Герб, флаг, гимн – одним словом (Символ).
|